Подходы к происхождению сознания. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Подходы к происхождению сознания.

2018-01-07 140
Подходы к происхождению сознания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Концепция абиогенеза – спонтанное возникновение жизни из неживой природы вследствие разных причин – теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д. Концепция панспермии – жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса – то ли случайно, то ли после посещения земли инопланетянами.

Теистическая концепция – Бог создал человека и наделил его сознанием.\

Эволюционная концепция, которая подразделяется на:

1) трудовую теорию (Ч.Дарвин) - важнейшим условием возникновения человека в ходе эволюции явилась совместная орудийная деятельность, опосредованная речью. Изменение климатических условий на планете (резкое похолодание) привело к необходимости приспособления теплолюбивых и травоядных приматов к новым условиям существования. Произошел переход на мясную пищу, что потребовало от них изготовления и использования орудий труда (и убийства), коллективный характер охоты привел к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков, а потом – к языку). С приматами стали происходить и морфологические изменения: они выпрямились, что позволило освободить передние конечности для более активных действий с предметами; изменилось строения кисти; объем мозга увеличился.

Формирование сознания было обусловлено двумя моментами, характерные для создания орудий труда:

1) в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении (сознании) человека;

2) регулярное использование орудий труда и их систематическое изготовление предполагает аккумуляцию (сохранение) опыта, способов их изготовления, работы с ними, и соответственно, передачи этого опыта от поколения к поколению. Т.о., труд, речь, коллективная деятельность приводит к возникновению сознания и человека.

2) теорию «генетической ошибки» -человек (и его сознание) – результат сбоя эволюционной программы развития природы;

3) теорию бифуркации – человек (и его сознание) возник в результате бифуркации, мощного качественного скачка в природе, в ходе которого появилось сознание (сразу!) и абсолютно новый вид животного – home sapiens.

 

2.

Понятия «психика» и «сознание» не тождественны.

«Психика» - совокупность ощущений, восприятий, памяти, мышления, внимания, чувств, воли, т.е. совокупность его внутреннего мира, отличного от мира вещей. «Психика» включает в себя и бессознательные явления и процессы. Это сновидения, обмолвки, оговорки, чисто автоматически совершаемые действия, утрата полноты ориентировки во времени и пространстве, некоторые патологические явления (бред, галлюцинации, иллюзии) и т.п.

Бессознательное - это низший уровень человеческой психики. Это «другое» сознание (неосознанное, подсознательное, досознательное). Бессознательное - это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияния на поведение человека, но не осознаются им. Бессознательное занимает большое место в его духовной жизни. Фактически все действия людей оказываются соединением сознательного и бессознательного. К проблеме бессознательного обращались в истории философии Платон, Декарт, Лейбниц. Однако наиболее распространенные концепции бессознательного были созданы в ХХ веке австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом и швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом.

 

3.

 

Познание – это деятельность человека по приобретению знаний об окружающем его мире, о самом человеке, о взаимоотношениях человека и природы, человека и общества и т.д. Процесс познани я протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта.

Субъект познания – человек, отражающий в своем сознании явления действительности. Этот субъект активен: он ставит цели, определяет средства их достижения, производит корректировку этих целей на основе практики.

Объект познания – предмет, явление, процесс материального или духовного мира, на который направлена познавательная деятельность субъекта.

Два уровня познания:

Ø чувственное

Ø рациональное познание.

Познание начинается с работы органов чувств. Взаимодействуя с теми или иными предметами, мы получаем ощущения, восприятия, представления

Формы чувственного познания

Ощущение – это отражение одного свойства предмета с помощью одного из 5 органов чувств.

Восприятие – целостный образ предмета, отражение его свойств всеми органами чувств.

Представлени е – это целостный образ предмета, сохраняемый и воспроизводимый в сознании по мере необходимости.

Чувственное познание фиксирует как проистекает событие. Рациональное отвечает на вопрос почему оно протекает именно так. Рациональное познание основывается на способности логического мышления. Мышление – это целенаправленное опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей.

Основные формы мышления

Понятие – это такая форма мышления, в которой отражаются общие, существенные признаки данного предмета или явления (сущность).

Суждение – форма мышления, в которой отражается связь между предметом и его признаком, между предметами, или факт их существования. В суждении может быть выражена и истина и ложь.

Умозаключение – это выводное знание, когда из одной или нескольких посылок и делается вывод (новое суждение).

 

В вопросе о познаваемости мира выделяют три основные концепции:

· гносеологический оптимизм,

· скептицизм,

· агностицизм.

Гносеологические оптимисты утверждают, что получение достоверных знаний о мире возможно.

Представители агностицизма считают, что знания о мире, полученные человеком с помощью чувственного или рационального опыта не дают оснований для того, чтобы сказать, каков мир на самом деле. Мир принципиально не познаваем.

Представители скептицизма занимают промежуточную позицию: не отрицая принципиальной возможности познания объективного мира, они выражают сомнения в том, что все знания об это мире носят достоверный характер. Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на основной вопрос гносеологии «Что есть истина?».

Классическая концепция истины возникла в глубокой древности – это соответствие знаний действительности. Современная трактовка истины, которой придерживаются большинство философов, состоит в следующем:

1. К действительности относится как объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознании, так и субъективная реальность.

2. Познание вместе с результатами и объектом познания неразрывно связано с практической деятельностью человека. Через практику задается объект познания, в практике реализуются результаты познания.

3. Истина есть бесконечный процесс, связанный с переходом от неполного знания к более полному знанию. Последний тезис связан с понятиями «относительная истина» и «абсолютная истина.

Абсолютная истина - это 1) исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе (его не может быть); 2) знания, которые никогда не могут быть опровергнуты (земля круглая, человек смертен).

Относительная истина – это 1) неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает те или иные способы получения этого знания.

Т.о. процесс познания мира – это бесконечный процесс перехода от относительных истин (с возникающими новыми относительными) к абсолютным истинам.

 

 

Научное познание - это специальным образом организованный, систематизированный и оформленный вид познавательной деятельности, направленный на получение объективных знаний о мире.

Цель научного познания – получение объективных знаний о реальности.

Научное познание осуществляется не спонтанно, а опирается на определенные принципы, методы и средства, с большой вероятностью обеспечивающие успех. Предмет научного познания – наиболее существенные и необходимые свойства объектов, а также отношения между объектами.

Субъект научного познания – ученый, человек, который по уровню своей квалификации, интеллектуальным способностям и призванию в состоянии заниматься наукой. История науки свидетельствует о том, что индивидуальное творчество первых ученых постепенно сменяется совместной работой творческих коллективов и научных сообществ.

Важнейшей особенностью научного познания по сравнению с познанием обыденным является его организованность и использование методов исследования.

Метод – совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного метода определяется целью познавательной или практической деятельности, предметом изучения или действия и условиями, в которых осуществляется деятельность. Каждая сфера человеческой деятельности имеет свои специфические методы.

Методология - (от метод и греч. — слово, понятие, учение) - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Первоначально методология была неявно представлена в практических формах взаимоотношений людей с объективным миром. В дальнейшем она вычленяется в специальный предмет рационального познания и фиксируется как система социально апробированных правил и нормативов познания и действия, которые соотносятся со свойствами и законами действительности. Задача накопления и передачи социального опыта потребовала специальной формализации содержащихся в самой деятельности принципов и предписаний, приёмов и операций. Зачатки методологических знаний обнаруживаются уже на ранних ступенях развития культуры. Так, в Древнем Египте геометрия выступала в форме нормативных предписаний, которые определяли последовательность измерительных процедур при разделе земельных площадей.

С развитием производства, техники, искусства, элементов науки и культуры в целом методология становится предметом теоретической рефлексии, формой которой выступает прежде всего философское осмысление принципов организации и регуляции познавательной деятельности, выделения в ней условий, структуры и содержания знания, а также путей, ведущих к истине. Так, например, в учении Гераклита «многознание» противопоставляется уму как способу познания диалектики мироздания — всеобщего логоса, отличного от многообразия получаемых ненадёжным путём «мнений» и преданий. Правила рассуждения, эффективного доказательства, роль языка как средства познания стали предметом исследования в философии софистов. Особое место в разработке проблем методологии принадлежит Сократу, Платону и Аристотелю.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.