Деловая игра «Алгоритм решения управленческих проблем» — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Деловая игра «Алгоритм решения управленческих проблем»

2018-01-07 276
Деловая игра «Алгоритм решения управленческих проблем» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цели:

1. Разработка алгоритма решения управленческих проблем.

2. Приобретение практики в коллективной выработке решений.

Исходная информация:

В своей практической деятельности руководитель постоянно сталкивается и решает проблемы организационно-управленческой деятельности. Студентам предлагается то, что делает менеджер на практике при решении проблем, представить в виде алгоритма, т. Е. В определенной последовательности умственных действий, приводящих к решению хозяйственных проблем. Задача состоит в том, что бы определить последовательность выполнения руководителем действий, представленных в бланке участника игры.

Ход игры:

1. На бланке участника игры в гр. 3 «Индивидуальная оценка» обозначьте очередность действий при решении проблем, начиная с №1 по №18. При групповой работе то же обозначение проставьте в гр. 4 «Групповая оценка». После объявления руководителем игры эталонной последовательности действий и заполнения гр. 5 «Эталон» рассчитайте и заполните гр. 6-7 (40-50 мин.).

Таблица 9

 

Наименование действий (этапов) принятия управленческого решения Индивидуальная оценка Групповая оценка Эталон   Индивидуальная ошибка Групповая ошибка
             
1. Построение проблемы          
2. Документальное оформление задач          
3. Определение разрешимости проблемы          
4. Определение отклонения фактического состояния системы от желаемого          
5. Оценка степени полноты и достоверности информации о проблеме          
6. Оформление решения          
7. Разработка вариантов решения проблемы          
8. Определение существования проблемы          
9. Оценка новизны проблемы          
10. Контроль за выполнением решения          
11. Выбор решения          
12. Оценка вариантов решения          
13. Организация выполнения решения          
14. Постановка задачи исполнителям          
15. Выбор критериев оценки вариантов решения          
16. Установление взаимосвязи с другими проблемами          
17. Формирование проблемы          
18. Определение причин возникновения проблемы          
Сумма ошибок          

Примечание: Каждая конкретная ошибка вычисляется как разница номеров действий (этапов) принятия управленческого решения. Например, по эталону «Выбор решения» - №13, а Ваше мнение «Выбор решения» - №9, следовательно, ошибка равна 4 единицам (без учета знака).

2. Сделайте выводы.

Приложение 9

ТЕСТ «КАКОВ ВАШ ХАРАКТЕР?»

 

Этот тест поможет вам узнать кое-что новое о вашем характере. Не огорчайтесь, если оценка будет не такой, как вам бы хотелось. От­неситесь к приведенным формулировкам с чувством юмора. В конце концов результат может измениться, если в будущем сможете отве­тить «нет» там, где сегодня говорите «да». И наоборот. Иначе говоря, свой характер можно переделать.

Возьмите лист бумаги, затем, отвечая на поставленные вопросы, сверяйтесь по шкале оценки ответов о числе очков и записывайте их. После ответов на все вопросы по сумме набранных баллов вы узнаете, к какой из четырех групп (перечисленных в конце теста) вы себя мо­жете отнести.

1. Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние оказыва­ют ваши поступки на окружающих:

а) очень редко;

б) редко;

в) достаточно часто;

г) очень часто?

2. Случается ли вам говорить что-либо такое, во что вы сами не верите: из-за упрямства, наперекор другим либо из «престиж­ных» соображений? (Да, нет.)

3. Какие из перечисленных качеств вы более всего цените в лю­дях:

а) настойчивость;

б) широту мышления;

в) эффектность, умение «показать себя»?

4. Имеете ли вы склонность к педантизму? (Да, нет.)

5. Быстро ли вы забываете о неприятностях, которые случают­ся с вами? (Да, нет.)

6. Любите ли вы анализировать свои поступки? (Да, нет.)

7. Находясь в кругу лиц, хорошо вам известных:

а) стараетесь сохранить тон, принятый в этом кругу;

б) остаетесь самим собой?

8. Приступая к трудному заданию, стараетесь ли не думать об ожидающих вас трудностях? (Да, нет.)

9. Какое из перечисленных ниже определений, по вашему мне­нию, больше всего подходит вам:

а) мечтатель;

б) рубаха-парень;

в) усерден в труде;

г) пунктуален, аккуратен;

д) «философ», в широком смысле этого слова;

е) суетный человек?

10. При обсуждении того или иного вопроса:

а) высказываете свою точку зрения, хотя, быть может, она отличается от мнения большинства;

б) считаете, что в данной ситуации лучше промолчать, хотя и имеете иную точку зрения;

в) поддерживаете большинство, оставаясь при своем мнении;

г) не утруждаете себя раздумьями и принимаете точку зрения, которая преобладает?

11. Какое чувство может вызвать у вас неожиданный вызов к ру­ководителю:

а) раздражение;

б) тревогу,

в) озабоченность;

г) равнодушие?

12. Если в пылу полемики ваш оппонент «сорвется» и допустит личный выпад против вас, как вы поступите:

а) ответите ему в том же тоне;

б) проигнорируете этот факт;

в) демонстративно оскорбитесь;

г) предложите перенести разговор на другое время?

13. Если ваша работа забракована, это вызовет у вас:

а) досаду;

б) стыд;

в) гнев?

14. Если вы попадаете впросак, кого вините в первую очередь:

а) себя самого;

б) «фатальное невезение»;

в) прочие «объективные обстоятельства»?

15. Не кажется ли вам, что окружающие вас люди — будь то ру­ководители, коллеги или подчиненные — недооценивают ваши способности и знания? (Да, нет.)

16. Если ваши друзья или коллеги начинают над вами подшучи­вать, то вы:

а) злитесь на них;

б) стараетесь ретироваться;

в) не раздражаясь, начинаете подыгрывать им;

г) отвечаете смехом и, как говорится, «ноль внимания»;

д) делаете безразличный вид и даже улыбаетесь, но в душе негодуете?

17. Если вы спешите и вдруг на обычном месте не находите свой портфель (зонтик, перчатки и т.д.), то:

а) будете продолжать поиск молча;

б) будете искать, обвиняя своих домашних в беспорядке;

в) уйдете без нужной вам вещи?

18. Что, скорее всего, выведет вас из равновесия:

а) длинная очередь в приемной;

б) толчея в общественном транспорте;

в) необходимость приходить в определенное место несколько раз по одному и тому же вопросу?

19. Закончив спор, продолжаете ли вести его мысленно, приво­дя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зре­ния? (Да, нет.)

20. Если для выполнения срочной работы вам представится воз­можность выбрать себе помощника, кого из возможных кан­дидатов вы выберете:

а) человека исполнительного, но безынициативного;

б) человека знающего, но упрямца и спорщика;

в) человека одаренного, но с ленцой?

 

Подсчитайте сумму баллов, используя приведенный ниже ключ.

 

Ключ к тестовому заданию «Каков ваш характер?»

Шкала оценки ответов:

 

1. а-0,б- 1,в-2,г-3;

2. да - 0, нет - 1;

3. а - 1, б - 1, в - 0;

4. да — 2, нет — 0;

5. да — 0, нет — 2;

6. да — 2, нет — 0;

7. а-2,б-0;

8. да - 0, нет - 2;

9. а-0,б-1,в-2,г-0,д- 0;е-0;

10.а - 2, б - 0, в - 0; г - 0;

11. а - 0, б - 1, в - 2, г - 0;

12. а - 0, б - 2, в - 1, г - 3;

13. а - 2, б - 1, в - 0;

14. а - 2,6 -0, в- 0;

15. да — 0, нет — 2;

16. а-0,б- 1,в-2,г-0,д-0;

17. а - 2, б - 0, в - 1;

18. а - 0, б - 1, в - 2;

19. да - 0, нет - 2;

20. а - 0, б - 1, в - 2.

Если вы набрали:

меньше 15 баллов — увы, человек вы слабохарактерный, неуравновешенный и, пожалуй, беззаботный. В случающихся с вами неприятностях готовы винить кого угодно, кроме себя. И в дружбе, и в работе на вас трудно положиться (задумайтесь над этим);

от 15 до 25 баллов — у вас достаточно твердый характер. Вы обла­даете реалистическими взглядами на жизнь, но не все ваши поступки равноценны. Бывают у вас и срывы, и заблуждения. Вы добросовест­ны и вполне терпимы в коллективе. И все же вам есть еще над чем подумать, чтобы избавиться от некоторых недостатков (можно не со­мневаться, что вам это под силу);

от 26 до 38 баллов — вы принадлежите к числу людей настойчи­вых и обладающих достаточным чувством ответственности. Цените свои суждения, но и считаетесь с мнением других. Правильно ориен­тируетесь в возникающих ситуациях и в большинстве случаев умеете выбрать правильное решение. Это говорит о наличии у вас черт силь­ного характера. Избегайте только самолюбования и всегда помните: сильный — это не значит жестокий;

свыше 38 баллов — простите, но мы ничего вам не можем сказать. Почему? Потому что просто не верится, что есть люди с таким идеаль­ным характером. А может быть, такая сумма баллов — это результат не совсем объективной оценки своих поступков и поведения?

 

Приложение 10

 

ТЕСТ «УМЕНИЕ СЛУШАТЬ»

 

Прочитайте готовые ответы на вопрос: как вы обычно (чаще все­го) слушаете собеседника? Если ответ соответствует особенностям вашего по ведения, то напишите рядом с ним «да», если не соответству­ет, то — «нет».

1. Обычно я быстро понимаю, Что мне хотят сказать, и дальше слушать уже неинтересно.

2. Я терпеливо жду, когда собеседник закончит рассказ.

3. Мое внимание полностью сосредоточено на рассказе.

4. Я стараюсь понять, что собеседник при этом хочет скрыть от меня и почему.

5. Я перебиваю собеседника, чтобы уточнить детали, интересу­ющие меня факты.

6. Если тема мне неинтересна, я стараюсь перевести разговор в: другое русло.

7. Я невольно отмечаю ошибки в речи и поведении говорящего.

8. Не каждый человек заслуживает моего внимания.

9. Я стараюсь из каждой беседы извлечь максимум информа­ции.

10. Я могу спокойно выслушать до конца мнение, с которым ка­тегорически не согласен.

11. Когда понял суть рассказа, я начинаю обдумывать то, что я скажу в свою очередь.

12. Мне трудно слушать до конца длинные и подробные объяс­нения.

13. Я стараюсь запомнить важную информацию и необходимые подробности.

14. Чаще всего я слушаю из вежливости.

15. Я ставлю себя на место говорящего, чтобы понять его чувства и намерения.

16. Услышав противоположную точку зрения, я обязательно вы­сказываю свою.

17. В разговоре я чаще говорю собеседнику «да» (выражая пони­мание), чем «нет».

18. Обычно я прямо отвечаю на вопросы, стараясь не уклоняться от ответа.

19. Люди охотно беседуют со мной.

20. Выслушав собеседника, я обязательно выскажу свое мнение.

21. Я избегаю вступать в разговор с незнакомым человеком, даже если он стремится к этому.

22. Большую часть времени я смотрю в глаза рассказчику.

23. Я всегда помню, что у меня и моего собеседника могут быть разные взгляды на одни и те же проблемы.

24. Большую часть времени я делаю вид, что слушаю, а сам ду­маю о своих проблемах и заботах.

25. Обычно решение проблемы приходит мне в голову гораздо раньше, чем собеседник закончит говорить.

26. Я всегда помню, что я и мой собеседник можем по-разному понимать смысл одних и тех же слов.

27. Я поправляю ошибки в речи хорошо знакомого мне собесед­ника (ударения, термины).

28. Я не буду слушать человека, которого не уважаю или считаю глупым, некомпетентным или слишком молодым.

29. Обычно я получаю удовольствие от общения с людьми, даже малознакомыми.

30. Обычно я больше слушаю других, чем говорю.

 

Подсчитайте сумму баллов, используя приведенный ниже ключ.

 

Ключ к ответам

 

Вы получаете по 1 баллу за ответ «да» на вопросы: 2, 3, 4, 9,10,13, 15,17,18,19,22,23,26,29,30 и за ответ «нет» на вопросы: 1,5,6,7,8,11, 12,14,16,20,21,24,25,27,28.

Оцените свой результат

25—50 баллов. Вы просто идеальный слушатель, за что пользуе­тесь заслуженной любовью и уважением окружающих. Вы до тонко­стей постигли это сложное искусство и у вас есть чему поучиться. Надеемся, вы объективно и честно оценили свое умение слушать.

20—24 балла. Вы — хороший слушатель, но допускаете отдельные ошибки (сравните свои ответы с оценками ключа). Желаем успехов в овладении этим искусством.

15—19 баллов. Вероятно, вы считаете себя хорошим слушателем, но вас можно скорее отнести к числу посредственных. Вы допускаете довольно много ошибок, которые раздражают других людей и мешают вам овладеть искусством слушания.

10—14 баллов. Вас следует отнести к людям, плохо умеющим слу­шать. Кое-что вы делаете правильно, и это позволяет вам не быть в пол­ном одиночестве. Но гораздо больше вы делаете неправильно, и это отталкивает ваших собеседников.

Меньше 9 баллов. Вы не умеете слушать других людей. Советуем внимательно проанализировать свои ошибки, сверяя свои ответы с оценками ключа. Неумение слушать лишает вас величайшего удо­вольствия в жизни, мешает сделать карьеру и может привести к оди­ночеству. Не лучше ли вам измениться?

Приложение 11

 

ТЕСТ «НАСКОЛЬКО ЭТИЧНО ВАШЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РАБОТЕ?»

 

Важным показателем уровня развития персонала является усвое­ние ценностей и норм деловой этики, формирование нравственного капитала в целом. Данный тест призван выявить установки на соблю­дение служебной этики.

Определите для себя, как часто вы совершаете, совершали или будете совершать в будущем указанные поступки. Перед каждым из приведенных ниже 15 утверждений поставьте букву, соответствующую вашему ответу:

«Ч» («часто»), «В» («время от времени»), «Р» («редко»), «Н» («ни­когда»).

 

Если имеется возможность и это мне ничем не грозит, то:

1) я опаздываю на работу, хотя знаю, что мне тем не менее продолжают платить деньги за весь рабочий день;

2) я ухожу с работы пораньше, хотя знаю, что мне тем не менее, продолжают платить деньги за весь рабочий день;

3) я делаю длительные перерывы при выполнении работы, хотя знаю, что мне тем не менее продолжают платить за весь рабо­чий день;

4) я звоню и сообщаю, что я болен (хотя это неправда), чтобы получить лишний выходной;

5) я использую рабочий телефон для ведения личных междуго­родних переговоров;

6) я занимаюсь своими личными делами во время работы;

7) я использую ксерокс в офисе в своих личных целях;

8) я пересылаю свою почту вместе с почтой компании, в кото­рой я работаю;

9) я уношу домой часть продукции, производимой компанией;

10) я раздаю ее своим друзьям или позволяю им пользоваться этой продукцией;

11) я заставляю компанию платить за поездки, которые я в дей­ствительности не делал, или покрывать мои прочие затраты, которых, по правде говоря, и не было;

12) я использую служебную машину в своих личных целях;

13) я приглашаю своего друга куда-нибудь пообедать и записываю это на счет компании;

14) я приглашаю своего друга в какую-либо поездку и записываю это на счет компании;

15) я принимаю подарки от поставщиков или клиентов за ока­занные им мною услуги.

 

Подсчитайте количество баллов, используя ключ.

 

Н Р В Ч
       

 

У вас должно получиться от 15 до 60 баллов в сумме. Поскольку все утверждения и высказывания были неэтичными, то чем меньше очков вы набрали, тем более этично ваше поведение на работе.

В странах Запада трудовая этика по сравнению с Россией имеет глубокие отличия, и ее показатели существенно выше.

Уровень трудовой этики в современной России применительно к молодежи таков:

до 30 баллов — высокий уровень;

30—38 баллов — средний уровень;

свыше 30 баллов — низкий уровень.

 

Приложение 12

ТЕСТ «ЭТИКА БИЗНЕСА»

 

Дайте свою оценку приведенным ниже утверждениям по следую­щей шкале.

Абсолютно согласен – 0 баллов. В основном согласен — 1 балл. Не согласен — 2 балла. Совершенно не согласен — 3 балла.

1. Скорее всего работники фирмы не сообщают руководству о сво­их ошибках и упущениях.

2. Бывает, что менеджер должен в интересах фирмы нарушить условия контрактов, в частности не соблюдать правила безопасности.

3. Не всегда следует соблюдать точность в отчетности о расхо­дах, достаточно приблизительных цифр.

4. Иногда можно утаить не самую приятную информацию от на­чальства.

5. Надо действовать так, как приказывает руководитель, хотя у вас есть сомнения в правильности его действий.

6. В случае необходимости в рабочее время можно заняться и собственными делами.

7. Иногда нужно задержать работника после работы, чтобы про­верить его деловые качества и усердие.

8. Клиенту фирмы можно дать доверительную информацию, если это приносит определенные выгоды мне.

9. Можно пользоваться служебной линией связи для решения собственных вопросов, если эта линия свободна.

10.Менеджер ориентируется на конечную цель, поэтому для ее достижения все средства хороши.

11. Если для заключения контракта нужен хороший банкет, нуж­но его сделать.

12. Без нарушения существующих инструкций жить невозможно.

13. Если кассир дает сдачу не полностью – это терпимо.

14. Иногда можно использовать копировальную машину компа­нии в собственных целях.

15. Можно унести домой с работы кое-что из канцелярских при­надлежностей (бумага, лента для пишущей машинки и т.п.), принадлежащих компании, ведь я работаю в этой компании.

 

Подсчитайте сумму баллов, используя шкалу, и оцените свой ре­зультат.

 

0—5 баллбв — ваша этика выше всяких похвал.

6—10 баллов — у вас высокий уровень этики.

11—15 баллов — вполне приемлемый результат.

16—26 баллов — средний этический уровень.

26—35 баллов — необходимо ваше моральное совершенствование.

36 и выше — у вас большие резервы для совершенствования.

 

Приложение 13

 

ТЕСТ «УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ КОНТРОЛИРОВАТЬ СЕБЯ?»

 

Самоконтроль, умение сдерживать излишние эмоции — одно из важнейших качеств эффективного лидерства. Предлагаемый тест по­может определить, насколько вы обладаете этим качеством.

Сделайте отметку в графе «Да», если вы согласны с утверждени­ем, или «Нет», если не согласны (табл. 10).

Таблица 10

 

Утверждения Да Нет
Мне кажется трудным подражать другим людям    
Я бы, пожалуй, мог при случае рассказать анекдот, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих    
Из меня мог бы выйти неплохой актёр    
Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле    
В компании я редко оказываюсь в центре внимания    
В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по разному    
Я могу отстаивать только то, в чём искренно убеждён    
Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть    
Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу    
Я всегда такой, каким я кажусь    

 

Начислите себе по одному баллу за ответ «нет» на вопросы: 1, 5 и 7 и за ответ «да» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы отвечали искренне, то о вас, по-видимому, можно сказать следу­ющее:

0—3 балла – у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше по­ведение устойчиво, и вы не считаете нужным его изменять в зависи­мости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в об­щении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.

4—6 баллов – у вас средний коммуникативный контроль. Вы ис­кренни, не сдержаны в своих эмоциональных проявлениях. Вам сле­дует больше считаться в своем поведении с окружающими людьми.

7—10 баллов – у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.

В процессе обсуждения целесообразно составить в общих чертах оптимальную модель поведения и порекомендовать придерживаться ее в повседневной жизни.

 

Приложение 14

 

ТЕСТ «СООТВЕТСТВУЕТ ЛИ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА ПРОФЕССИИ МЕНЕДЖЕРА?»

 

Здоровье руководителя, его способность выдерживать большие нервные и психологические нагрузки относятся к необходимым чер­там эффективного руководства. Предлагаемый тест стремится опре­делить состояние вашей нервной системы, от которого очень во мно­гом зависит здоровье в целом.

Ответьте на вопросы, выбирая наиболее подходящий для вас ва­риант ответа. Подсчитайте общее количество набранных баллов (ука­заны рядом с ответом).

1. Переживаете ли вы из-за неприятностей долгое время?

Да – 5; часто – 4; иногда – 2; никогда – 1.

2. Много ли времени вы уделяете разговорам на личные темы?

Свыше трех часов – 0; два часа – 0; один час – 0; меньше часа – 2; ни минуты – 4.

3. Перебиваете ли вы собеседника, объясняющего вам что-то с излишними подробностями?

Да – 4; часто – 3; иногда – 1; нет – 0.

4. Всегда ли вы спешите?

Да – 5; спешу часто – 4; спешу иногда – 1; никогда не тороп­люсь – 0.

5. Представляет ли для вас затруднение обратиться к кому-либо с просьбой о помощи?

Да – 3; зависит от обстоятельств – 2; очень редко – 1; никогда – 0.

6. Думаете ли вы о своих проблемах даже в свободное время?

Весьма часто – 5; иногда – 2; никогда – 0.

7. Если у другого человека что-то не получается, есть ли у вас желание сделать это вместо него?

Да – 5; часто – 4; иногда – 2; никогда – 0.

8. Сложно ли вам ограничить себя во вкусной еде?

Да – 3; часто – 2; иногда – 1; редко, никогда – 0.

9. Делаете ли вы несколько дел одновременно?

Да – 5; часто – 4; иногда – 3; редко – 1; никогда – 0.

10. Бывает ли, что во время беседы ваши мысли витают где-то далеко?

Часто – 5; нередко – 4; бывает – 3; очень редко – 1; никогда – 0.

11. Сколь часто вам приходит мысль, что люди говорят об очень скучных и бесполезных вещах?

Весьма часто – 5; нередко – 4; иногда – 1; редко, никогда – 0.

12. Нервничаете ли вы, выстаивая очередь?

Очень часто – 4; часто – 3; иногда – 2; очень редко – 1; ни­когда – 0.

13. Нравится ли вам давать советы другим?

Да – 4; как правило – 3; иногда – 1; редко, никогда – 0.

14. Часто ли вы колеблетесь, прежде чем принять решение?

Всегда – 3; зачастую – 2; часто – 1; очень редко, никогда – 0.

15. Быстро ли вы говорите?

Спеша, скороговоркой – 3, довольно торопливо – 2, спокой­но, рассудительно – 0.

 

Подсчитайте сумму баллов и оцените свой результат.

50—63 балла — ваше нервное напряжение велико. Нужно поду­мать о состоянии своего здоровья и изменить образ жизни.

20—49 баллов — состояние здоровья терпимое, но следует приучить себя расслабляться, снимать напряжение.

До 19 баллов — основные ваши черты — спокойствие и уравнове­шенность. Не обращайте и в дальнейшем внимание на мелочи, не дра­матизируйте свои неудачи.

 

Приложение 15

 

ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ: «ИЗУЧЕНИЕ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ»

I. Перед вами оценочный лист, представленный в виде семанти­ческого дифференциала. Выполните письменно следующие действия (на отдельном листке).

а) Оцените себя. Для этого определите свои координаты на каждой строке дифференциала, поставив соответствующую точку в зависимости от близости к левому или правому критерию. После этого соедините все полученные точки — и вы получите свой личностный профиль.

б) Попросите своих коллег оценить вас по этой же процедуре (на другом листке).

в) Сравните два профиля, и вы получите информацию для размышления.

 

1. Оптимист           Пессимист
2. Внушает доверие           Вызывает недоверие
3. Понятный           Непонятный
4. Тактичный           Бестактный
5. Непринужденный           Скованный
6. Самостоятельный           Несамостоятельный
7. Уверенный в себе           Неуверенный в себе
8. Смелый           Робкий
9. Общительный           Замкнутый
10. Активный           Пассивный
11. Отзывчивый           Равнодушный
12. Доверчивый           Подозрительный
13. Уступчивый           Неуступчивый
14. Альтруист           Эгоист
15. Эрудированный           Ограниченный

 

II. Перед вами 12 утверждений. Внимательно прочтите каждое и решите, относится ли конкретное утверждение к вам лично. Если от­носится – ставьте «да», если не относится – ставьте «нет». Чем мень­ше времени вы потратите на ответы, тем точнее будет результат.

1. Обычно осуществляете деятельность без предварительного планирования.

2. Случается, что чувствуете себя то счастливым, то несчастным без видимых причин.

3. Чувствуете себя счастливым, когда занимаетесь делом, тре­бующим немедленных действий.

4. Подвержены колебаниям настроения от плохого к хорошему без видимых причин.

5. При завязывании новых контактов первым проявляете ини­циативу.

6. Часто бываете в плохом настроении.

7. Склонны действовать быстро и решительно.

8. Бывает, что пытаетесь на чем-то сосредоточиться, но не мо­жете.

9. Вы являетесь вспыльчивым человеком.

10. Часто бывает так, что в беседе с другими присутствуете лишь физически, а мысленно отсутствуете.

11. Чувствуете себя неуютно, когда не имеете возможности об­щаться.

12. Временами полны энергии, а временами очень пассивны.

 

Определите тип своего темперамента, используя приведенную ниже схему (рис. 2) следующим образом: сумму «да» всех нечетных утвержде­ний отложите по горизонтали (слева направо), а сумму «да» всех чётных – по вертикали (снизу вверх). Определите координаты своих по­казателей, а по ним – тип темперамента: сектор 1 – холерический тип; сектор 2 – сангвинический тип; сектор 3 – флегматический тип; сектор 4 – меланхолический тип. Если точка располагается поблизости от пе­рекрестия, то это означает, что у вас смешанный тип темперамента.

 
 

Рис. 2. Схема определения типов темперамента.

 

Помните, что ярко выраженные темпераменты встречаются не так уж часто.


[1] Коупленд Н. Психология солдат. – М., 1958, с. 55 – 56.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.192 с.