Происхождение зла в материальном мире — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Происхождение зла в материальном мире

2018-01-07 143
Происхождение зла в материальном мире 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В видимом мире зло появилось тогда, когда Адам и Ева в раю нарушили Божию заповедь и вкусили плодов с запретного древа. В третьей главе книги Бытие достаточно подробно говорится об этом. Из этого места видно, что зло было подсказано прародителям змеем. В образе змея, как говорят святые отцы, был диавол, который по причине зависти соблазнил людей[14]. Несмотря на то, что диавол принимал некоторое участие в грехопадении прародителей, ответственность за нарушении заповеди остаётся на Адаме и Еве, потмоу что Сатана только предложил вкусить запретный плод, он насильно не заставлял прародителей этого делать. Но почему же люди послушали диавола? Святой Иоанн Златоуст пишет следующее: «Первый человек пал в грех от гордости, возжелав быть равным Богу»[15]. Действительно, гордость – является корнем прародительского грехопадения, ведь человек пожелал стать богом помимо Бога. Всё это привело к трагическим последствиям, которые коснулись не только прародителей, но и всё человечество.

Размышляя о грехопадении, святитель Кирилл Александрийский ставил перед собой очень интересный вопрос: «Если сотворенный человек имел дойти до столь великого несчастия, то не справедливо ли думать, что ему гораздо лучше было бы и не иметь бытия?»[16]При этом святитель напоминает о словах Спасителя: …лучше было бы тому человеку не родиться (Мк 14:21). Тем не менне, отвечая на данный вопрос, святитель Кирилл давал важные аргументы в пользу появления людей. Во-первых, по мнению святителя, бытие как дар Божий само по себе лучше небытия; во-вторых, Бог даровал человеку не просто жизнь, а блаженную жизнь в раю, и наконец, в-третьих, человек в будущем должен стать причастником Божьей благодати, но, так как на пути к этой славе грех стал преградой, то Господь нашёл подходящее врачевство: тление человеческой плоти и последующую за ней смерть. «С пользою придумана смерть плоти, – говорит святитель, – не к совершенной погибели приводящая животное, но скорее к обновлению и, так сказать, к будущей переделке соблюдающая его, как бы разбитый сосуд. А что живому существу придется потерпеть нетление, этого не не ведал Зиждитель, но напротив знал, что вместе с этим последует и разрушение непотребных дел, и уничтожение тления, и возведение к лучшему состоянию, и восприятие первоначальных благ»[17].

О печальных последствиях грехопадения много говорят святые отцы. Святитель Иоанн Златоуст пишет то, что после нарушения заповеди люди стали смертными: «Хотя они (Адам и Ева) прожили много лет, но с той уже минуты, как услышали: прах ты и в прах возвратишься (Быт 3:19), они получили смертный приговор, сделались смертными»[18]. По мысли преподобного Макария Великого, людей постигла сначала смерть духовная, а затем и физическая: «Как по преступлении Адама, когда благость Божия осудила его на смерть, сперва по душе подвергся он смерти, потому что умные чувства души стали в нем угашены и как бы умерщвлены лишением небесного и духовного услаждения; впоследствии же, чрез девятьсот тридцать лет, постигла Адама и смерть, телесная»[19]. Также преподобный Макарий говорит о том, что после вкушения запретного плода у человека исказилась его природа и он попал под власть сатаны: «Так лукавый князь облек грехом душу, все существо ее, и всю осквернил, всю пленил в царство свое, не оставил в ней свободным от своей власти ни одного члена ее, ни помыслов, ни ума, ни тела, но облек ее в порфиру тьмы»[20]. Святитель Феофил Антиохийский пишет о физических страданиях, которые постигли человека после грехопадения: «За непослушание человек претерпел труд, печаль, болезнь и, наконец, смерть»[21].

Природа зла

Святые отцы и церковные писатели стремились выяснить, что такое зло само по себе и имеет ли оно свою природу.

Первым из церковных авторов, кто даёт объяснение злу с онтологической точки зрения является Климент Александрийский[22]. Он пишет о том, что Бог является благом, и всё то, что Он сотворил тоже благо. При этом, зло, которого Бог не создавал не имеет своего бытия и оно находится вне добра и является или его отсутствием, или – противоположностью. «Зло представляет собой противоположность добру, подобно тому как справедливость противоположна несправедливости»[23], – пишет Климент. При этом, как отмечает П. Б. Михайлов «определение зла, как отсутствия или лишённости блага для Климента означает указание на отсутствие Бога или удаление от Бога, являющегося Высшим благом»[24]. В качестве подтверждения данной точки зрения является следующее место из Педагога Климента: «Куда Господь обращается своим лицом, там мир и радость; а откуда отвращается, туда начинает прокрадываться зло. Бог же не хочет зреть на зло, потому что Он благ. Если же Он откуда-либо отвращает свое лицо, то делает это из-за людского неверия, и там развивается зло»[25]. В то же время, Климент замечает, что зло не может являться источником добра: «Зло не может породить добро, как свет — тьму или холод — жар. Зло не может творить добро потому, что природа его в злодеянии и оно ослепляет, как тьма»[26].

Таким образом, Климент отстаивает такую позицию, согласно которой зло в онтологическом смысле не имеет природы, и самостоятельного бытия, а является отсутствием добра или его противоположностью.

Оригена также волновал вопрос природы зла. Размышляя над этим вопросом церковный автор говорит об отрывке из Евангелия от Иоанна: Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1:3). Здесь Ориген ставит такой вопрос: «Не включает ли в себя понятие «всё» зло и порок?» Отвечая на него, Ориген пишет о том, что среди того, что Бог сотворил нет ничего плохого и ненужного. При этом он говорит о том, что зло не обладает природой и сущностью: «порок несубстанциален»[27], Действительно, так как зло, по мнению церковного автора, является не-сущим, то оно имеет кажущееся бытие, причем не от Бога и ни от Сына Божьего, поэтому нельзя считать, что в понятие «всё» в вышеприведённом евангельском отрывке входит и зло.

В то же время, Ориген указывает на то, что источник зла коренится в свободной воле: «У каждого (человека) воля есть причина пребывающего в нем нечестия. Это нечестие и есть зло; отсюда злыми и пагубными являются те поступки, которые исходят из нечестия, и строго говоря, ни в чем другом… нельзя полагать зла»[28].

Таким образом, Ориген следуя Клименту Александрийскому пишет о том, что зло не обладает своей природой и сущностью, оно следовательно и не имеет самостоятельного существования, при этом зло есть недостаток добра.

Святитель Афанасий Великий отчасти затрагивал тему природы зла. Так, святитель Афанасий утверждает, что добро – это есть сущее, а зло – есть не сущее, при этом, он это поясняет таким образом: «И сущее называю добром, поколику оно имеет для себя образцы в сущем Боге; а не-сущее называю злом, поколику не-сущее произведено человеческими примышлениями»[29]. Следовательно, зло не имеет своей природы. В то же время, Бог не является источником зла, поэтому оно не существовало всегда, а имело своё начало в тварном мире[30].

Размышления на тему природы зла можно найти и в творениях святителя Василия Великого. Отрицая причастность Бога к появлению зла святитель отвергает мнение, что будто бы зло может иметь свою природу: «Не почитай Бога виновным в существовании зла, и не предстваляй себе, будто бы зло имеет особенную свою самостоятельность»[31]. Святитель Василий даёт различные определения злу. Так в одном месте он говорит, что «зло не живая и одушевлённая сущность»[32], в другом – «зло есть лишение добра»[33], в третьем ­– «всякое зло есть душевный недуг»[34]. Не случайно П. Ф. Смирнов пишет следующее: «Зло, по Василию Великому, очевидно, не имеет субстанциональности и самобытности и следовательно не существует вечно, как особое начало»[35].

Источник зла, по мнению святителя Василия Великого, коренится в свободной воле: «зло, в собственном смысле взятое получило начало в произвольных падениях»[36]. Также святитель пишет, что зло есть «состояние души, противоположное добродетели и происходящее в беспечных чрез отпадение от добра»[37]. Следовательно, зло «явилось уже в творении, порождённое свободною волею разумных тварей, созданных добрыми»[38].

Таким образом, зло, по мысли святителя Василия Великого, не имеет своей природы и самостоятельного существования. Зло – это лишение добра. Источник зла находится не в Боге, а в свободной воле разумных тварений.

Святитель Григорий Нисский много говорил на данную тему. По мнению Несмелова В. И. разышления на тему зла у святителя Григория были более глубокие, чем у предыдущих отцов: «В отличие от других он [святитель Григорий Нисский – Д. Н. ] не остановился на одном только утверждении церковного учения, а представил еще весьма замечательное по свой глубине и оригинальности его философское обоснование и раскрытие. Он совершенно верно понял, что нельзя говорить о происхождении зла, если наперед не будет определено, как нужно понимать его,—и потому исходным пунктом своего учения поставил вопрос: в чем заключается сущность зла?»[39] Чтобы дать правильный ответ на указанный вопрос, по мнению святителя Григория, надо рассмотреть взаимоотношение понятий «добро» и «зло». При этом, под добром святитель понимает, прежде всего, добродетель, а под злом – порок. Размышляя на данную тему святитель Григорий пришёл к следующему выводу: «Различие добродетели и порока представляется не как различие каких-либо двух ипостасных явлений. Напротив того, как не существующему противополагается существующее и нельзя сказать, будто бы не существующее ипостасно отличается от существующего, утверждаем же, что небытие противоположно бытию; таким же образом и порок противоположен понятию добродетели не как что-либо само по себе существующее, но как нечто разумеемое под отсутствием лучшего»[40]. Из этого следует, что добро обладает бытием, а зло нет. В качестве примера, который бы давал объяснение этому различию святитель приводит следующее: «И, как говорим, что зрению противоположна слепота, под слепотою разумея не что-либо само по себе существующее, но лишение предшествующей способности, так утверждаем, что и порок усматривается в лишении добра как бы некая тень, появляющаяся по удалении луча»[41].При этом Фокин А. Р. замечает, что«добро или благо, по его словам, существует как нечто сущее, нормальное, исконное, природное»[42]. Абсолютно другое отношение у святителя Григория к злу. «Зло является лишь тогда, когда исчезает добро, и имеет бытие только в этом нарушении исконного, нормального порядка, т. е. другими словами— совсем не имеет бытия, как особое, самостоятельное явление, которое могло бы существовать одновременно и рядом с добром, как его противоположность»[43], – пишет Несмелов В. И в качестве подтверждения данным мыслям служат следующие слова святителя: «Порочность не состоятельна сама по себе, но составляется лишением добра. А доброе всегда одинаково, и постоянно пребывает, и составляется без всякого предварительного лишения чего-нибудь. <…>. И порочность есть лишение сущего, а не бытие»[44]. Зло – это не только «лишение добра», но и, как пишет святитель, – «недостаток добра»: «Зло не иное что есть, как порок. Всякий же порок, не как что-либо само по себе существующее и оказывающееся самостоятельным, имеет ту отличительную черту, что он есть недостаток добра»[45].

В то же время, святитель Григорий пишет, что источник зла находится в свободной воле разумных тварей: «Ибо вне свободного произволения нет никакого самобытного зла»[46]. Похожее высказывание можно найти и в другом месте: «Зло, вне произволения взятое, само по себе не существует»[47].

Таким образом, святитель Григорий Нисский считает, что зло не имеет природы, и оно не обладает своим бытием, а является лишением, недостатком или противоположностью добра, потому что появляется только тогда, когда добро прекращает своё существование.

Следует также привести высказывания богословов, которые обобщают мысли святых отцов и церковных авторов II – V вв. касательно природы зла. Как отмечает В. Н. Лосский: «В аспекте сущностном отцы считают, что зла не существует, что оно есть только лишение бытия»[48]. Поэтому зло не имеет своей природы, оно есть «состояние, в котором пребывает природа личных существ, отвернувшихся от Бога»[49]. Ту же самую мысль можно встретить и у протоиерея Олега Давыденкова, который пишет об этом так: «С христианской точки зрения, зло есть не природа, а состояние природы или, точнее, состояние воли разумного существа, ложно направленного по отношению к Богу»[50]. Иерей Стефан Домусчи также разделяет данную позицию: «Зло не является сущностью, оно не существует в мире как предметы или живые существа, но является состоянием воли»[51].

Заключение

Таким образом, согласно общепринятому святоотеческому учению, Бог не является создателем зла. Оно появилось сначала в ангельском мире, когда один из самых совершенных ангелов по причине гордости отпал от своего Творца, а его примеру последовало и некоторое число других ангелов. В материальном мире зло берёт своё начало с того момента, когда прародители по совету диавола нарушили Божью заповедь и вкусили от запретного древа, за что и были изгнаны из рая. Последствия этого изгнания были очень трагичны не только для первых людей, но и для всего человеческого рода, потому что люди лишились прямого общения с Богом, природа их была искажена, и они попали под власть нечистой силы.

Святые отцы и церковные писатели единодушны во мнении, что зло, в отличие от добра, не имеет своей природы, оно также не обладает и самостоятельным бытием. Зло есть лишение, недостаток или противоположность добра, потому что оно появляется только тогда, когда добро в какой-то момент прекращает своё существование. Источник зла коренится в свободной воле разумных существ. Именно злоупотребление свободой и породило зло.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.