Раздел VII. Основные организационные и педагогические — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Раздел VII. Основные организационные и педагогические

2018-01-07 191
Раздел VII. Основные организационные и педагогические 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

- мероприятия, проводимые с детьми с недостатками речи в образовательных учреждениях общего типа

В отношении детей и подростков с нарушениями речи (легкой и средней степени тяжести), поступающих в учреждения общего образования (ДОУ, массовая школа), педагогами и медицински­ми работниками образовательных учреждений должны быть про­ведены следующие мероприятия.

* Своевременное выявление нарушений в речевом развитии у Детей. (Выявление задержки речевого развития у детей 3-х летне­го возраста, а также у детей, поступающих в школу; выявление Крушений звукопроизношения и голоса - у детей 4-5 лет.)

Объективно проведенное разграничение нарушений речевого развития и физиологических (возрастных) недостатков речи, об-щего недоразвития речи (ОНР) и временной задержки в форми­ровании речи (у детей дошкольного возраста).

Участие педагогов ДОУ и общеобразовательной школы в орга-низации и проведении профилактических осмотров - обследова-

ния состояния речи детей логопедом детской поликлиники во временное направление детей, у которых в ходе профилактичес-кого осмотра были выявлены нарушения речи, на углубленно обследование к логопеду детской поликлиники или консультации- онно-диагностического центра.

• Контроль за обеспечением каждого ребенка, имеющего нару шения речи, логопедической помощью.

(1) Дети второй младшей (3-4 года) и средней (4-5 лет) возрас­тной группы ДОУ, а также дети, поступающие в школу, при об­наружении у них серьезных речевых нарушений (ОНР, выражен­ное фонетико-фонематическое недоразвитие речи, дизартрия [при П-Ш степени тяжести речевого дефекта], ринолалия, слож­ная полиморфная дислалия) направляются на психолого-медико-педагогическую комиссию (ГТМПК). Цель направления на ПМПК

- решение вопроса о переводе ребенка в специальный детский сад или логопедическую группу при ДОУ общего или комбиниро­ванного вида (или - о направлении ребенка в коррекционную школу 5-го вида).

(2) Дети с выраженными нарушениями звукопроизношения (дислалия, «стертая форма» дизартрии), с нерезко выраженными расстройствами темпо-ритмической стороны речи (заикание лег­кой и средней степени тяжести, спотыкание) направляются к ло­гопеду детской поликлиники или логопедического пункта при школе или ДОУ общего типа.

(3) Дети с выраженными нарушениями голоса направляются на обследование (в случае необходимости - и для прохождения кур­са лечения) к врачу-фониатру. Занятия с такими детьми может проводить также логопед детской поликлиники или специализи­рованного «Речевого центра».

(4) Все дети с нарушениями речи (вне зависимости от характе­ра речевой патологии) должны состоять на учете у логопеда дет­ской поликлиники. Соответствующий учет детей с недостатками речи (среди воспитанников воспитательской группы или учащихся класса) осуществляет и педагог образовательного учреждения-

Примечание. Дети со стойкими нарушениями голоса предва- рительно направляются на обследование к врачу-отоларингологУ-Все дети с заиканием и другими расстройствами темпа и ритм3 речи (тахилалия, брадилалия, спотыкание) должны пройти об' следование (а при необходимости и курс лечения) у врача-невр0' патолога или детского психоневролога. установление тесного контакта и взаимосвязи между педаго­гами и воспитателями ДОУ (или школы) и логопедом и врачами специального профиля. Педагог получает от логопеда и врачей сведения о характере отмечаемых у детей нарушений речевого и психофизического развития (в форме логопедического и врачеб­ного заключений), а также перечень необходимых рекомендаций по осуществлению индивидуального педагогического подхода к ребенку на учебных и внеучебных занятиях.

В рекомендациях логопеда должны содержаться указания, определяющие характер участия педагога в работе по коррекции недостатков речи у детей.

• Педагог (воспитатель группы) принимает непосредственное участие в комплексной коррекционной работе по устранению недостатков речи у детей (нарушений звукопроизношения, лек-сико-грамматического строя, связной речи). Педагог, в соответ­ствии с рекомендациями логопеда, используя предоставленный им методический материал (учебные задания, упражнения, на­глядно-дидактический материал и др.), участвует в работе по закреплению навыков «правильной речи» (например, навыков нормативного звукопроизношения, полученных детьми на лого­педических занятиях). При проведении «словарной работы» и формировании грамматически правильной речи на уроках рус­ского языка (или групповых занятиях в ДОУ) педагог уделяет особое внимание детям с нарушениями и недостатками речи. Важную роль играет постоянный контроль со стороны педагога за речевой деятельностью (речевые высказывания в «контексте» Диалогического общения, монологические высказывания и т.д.) Детей и подростков на учебных и внеучебных занятиях (соблю­дение детьми нормативного произношения, норм грамматически правильной речи и др.).*

* Взаимосвязь в работе учителя (воспитателя) и логопеда осу-

ществляется и в плане постоянного обмена информацией о продвижении и успехах ребенка на логопедических занятиях, о том, насколько эффективно осуществляется автоматизация (закрепление) усвоенных речевых навыков на общеобразовательных

(воспитательских) занятиях, в процессе других видов деятельно- сти и в повседневной жизни ребенка в детском саду.

• Совместно с логопедом педагог образовательного учреждения участвует в организации педагогической работы родителей по закреплению навыков «правильной речи», формируемых у детей на логопедических занятиях и занятиях общеобразовательного цикла.

• Как уже указывалось ранее (см. с.) педагоги общего профиля могут принимать участие в обследования состояния речи, прово. димым логопедом образовательною учреждения; в частности, некоторые этапы обследования (выявление недостатков звуко-произношения, состояния словарного запаса и отчасти обследо­вание связной речи детей) могут проводиться воспитателями (педагогами школы) под руководством логопеда. С учетом этого, ниже приводится примерный вариант обследования уровня сформированности словарного запаса у ребенка старшего дошко­льного (младшего школьного) возраста.

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.