Часть II. Инструктивно-методические материалы, используемые на практических занятиях — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Часть II. Инструктивно-методические материалы, используемые на практических занятиях

2018-01-07 272
Часть II. Инструктивно-методические материалы, используемые на практических занятиях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раздел I. Организационные мероприятия в отношении детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии, поступающих в образовательные учреждения общего типа

К числу основных мероприятий, проводимых в отношении де­тей с недостатками в развитии, поступающими в учреждения общего образования относятся следующие.

• Тщательное изучение всей имеющейся на ребенка медицинской и педагогической документации. (Медицинская учетная форма № 026/у-2002, Медицинская Карта ребенка для образовательных учреждений*, выписка из «Истории развития» - поликлинической медицинской карты; заключение ПМПК или ПМПк [консилиу­ма], педагогические характеристики и заключения.)

• Беседы с родителями (ближайшими родственниками или лица­ми, осуществляющими опекунство), педагогами, работавшими с ребенком на предшествующем этапе обучения. Цель бесед: выяс­нение особенностей развития и условий воспитания ребенка до поступления в данное детское учреждение.

Анкетирование (опрос педагогов и родителей) с целью полу­чения необходимых сведений о ребенке, в частности, знакомство с условиями, в которых ребенок воспитывается дома и др.

• Решение вопроса об условиях обучения ребенка в массовой школе (пребывания в дошкольном образовательном учреждении). В частности должен быть решен вопрос о выборе адекватной психофизическим возможностям ребенка организационной фор­мы обучения: обучение с посещением занятий в школе или инди­видуальное обучение на дому; вопрос о наиболее приемлемом режиме школьного обучения (или занятий в ДОУ), целесообраз­ности посещения группы продленного дня (ГПД), участия во внеклассных (спортивно-массовых и др.) мероприятиях и др.

Указанные вопросы решаются совместно органами школьного управления (администрацией детского учреждения) - педсовет, «малый педсовет», ПМПк (консилиум) - и соответствующими органами медицинских учреждений (консультационно - экспертная комиссия [КЭК] при муниципальной (районной)] детской поликлинике или детской больнице).

При этом образовательные учреждения выступают как учреждения, представляющие ребенка (подготавливают соответствующее обоснованное представление в медицинское учреждение), КЭК же является органом, полномочным принимать реще. ние по указанным выше вопросам.

Для детей, имеющих стойкие, но нерезко выраженные откло­нения в развитии, могут быть рекомендованы и назначены:

- режим неполной учебной недели (например, назначается дополнительный «выходной день», свободный от учебных заня­тий);

- режим «свободного посещения» занятий в школе (посещений ДОУ) - в зависимости от психофизического состояния ребенка;

- режим «сокращенного учебного дня» (ежедневного пребывания в детском саду).

При назначении индивидуального режима обучения обяза­тельно учитываются: уровень физического развития, состояние здоровья, в том числе: наличие у ребенка сопутствующих отклонений в состоянии соматического здоровья, хронических заболе­ваний органов основных функциональных систем организма и др.

· В отношении детей с ЗПР, детей с отставанием в психическом и познавательном развитии должен быть решен вопрос об усло­виях их обучения и воспитания в дошкольных и школьных учре­ждениях: необходимо, в частности, определить, где будет обу­чаться ребенок - в обычной группе или классе, классе компенси­рующего или коррекционно-развивающего обучения (КРО), коррекционной группе для детей с ЗПР в ДОУ - при наличии таких специализированных классов и групп в данном образова­тельном учреждении.

· Если вопрос о пребывании ребенка в массовом образователь­ном учреждении решен положительно (имеется соответствующее решение ПМПК), то до начала учебного года ребенок должен пройти медицинское обследование у врачей специального профиля (офтальмолога, отоларинголога или сурдолога, ортопеда, психоневролога) и обследование у логопеда.

· Дети, имеющие отставание или задержку в развитии, нарушения эмоционально-волевой сферы, должны пройти обследование у психолога данного образовательного учреждения (или психолога «Психологической службы» при органах управления образованием, психолога ПМПК, коррекционно-диагностического центра).

Специальное, комплексное обследование детей перед началом учебного года имеет важное значение для успешного прове­дения всей коррекционно-педагогической работы. Педагогу (вос­питателю группы) необходимо ознакомиться с развернутым за­ключением врачей специального профиля, психолога, логопеда о характере и степени выраженности отмечаемых отклонений в развитии, общем состоянии здоровья ребенка, о его «психичес­ком статусе» и др. Такое заключение является медицинским и коррекционно-педагогическим обоснованием дифференцирован­ного подхода к обучению и воспитанию ребенка в общеобразова­тельном учреждении (в том числе обоснованием частичного из­менения уровня требований к ребенку при прохождении учебно-образовательной программы и др.). Педагог должен получить от врачей-специалистов (через медицинский персонал данного уч­реждения), а также от психолога и логопеда перечень рекоменда­ций по вопросам адаптации ребенка к условиям обучения в об­щеобразовательном учреждении общего вида, осуществления индивидуального подхода к нему на учебных занятиях и в процес­се разнообразной (игровой, предметно-практической) деятельно­сти вне занятий - с учетом особенностей его психофизического развития, отмечаемых первичных и вторичных отклонений в раз­витии и др.

• Все дети, у которых отмечаются нерезко выраженные наруше­ния психического развития (ЗПР легкой степени, эмоционально-волевые расстройства и др.), должны состоять на учете у психо­лога образовательного учреждения (специалистов «Психологи­ческой службы» в системе образовательных учреждений) и, при необходимости, посещать занятия по психологической коррекции нарушений развития. Дети с нарушениями речи должны состоять на учете у логопеда (логопедического пункта или детской поликлиники), дети с сенсорными нарушениями и дети с расстрой­ствами двигательной сферы - на учете у врачей специального профиля (сурдолог, офтальмолог, ортопед).

· Вопросы организации адекватного педагогического подхода к ребенку с нарушением развития, в том числе правильной организации его учебной деятельности, должны быть обсуждены заседании педагогического совета или методическом объедице нии педагогических работников данного образовательного учре ждения. Обсуждение этих вопросов проводится по представле нию педагога класса, где обучается ребенок, или воспитателей соответствующей возрастной группы в ДОУ общего типа. Сотрудникам школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), которые осуществляют индивидуальное изучение ребенка, необходимо внимательно проанализировать медицинскую учетную форму № 026/у-2000 ребенка, в которой отражены результаты предшкольной диспансеризации. Внимание членов школьного консилиума должны привлечь отмеченные в медицинских документах данные о нерезко выраженных откло- нениях в состоянии здоровья, не являющихся противопоказания­ми для обучения в общеобразовательной школе. К ним относятся указания на наличие хронических заболеваний внутренних органов, недостатки слуха, ослабленное зрение, нарушения в строе­нии и функциях лорорганов, костно-мышечной системы (нарушения осанки, плоскостопие), увеличение щитовидной железы, избыточный вес и др. Обращается внимание на наличие в заклю-чениях врача-невролога и детского психиатра указаний на асте-ноневротический и астеновегетативный синдром, вегето-сосудистую дистонию, психосоциальную запущенность, задержанное психическое развитие или психофизический инфантилизм. Каждое из указанных заболеваний и нарушений процесса развития не является достаточным основанием для невозможности обучения в общеобразовательной школе, однако они могут рассматриваться как возможные причины школьной дезадаптации ребенка, отставания в обучении.

В медицинской карте может быть представлена дополнитель­ная информация о детях, относящихся к группе риска, в отноше­нии школьной успеваемости и социальной дезадаптации к усло­виям обучения в массовой школе (ДОУ общего типа). При анали­зе медицинской карты следует обращать внимание на данные, указывающие на отклонения в протекании беременности и родов у матери ребенка (интоксикации, хроническая внутриутробная гипоксия, физические и психические травмы, преждевременные роды, асфиксия новорожденного, родовая травма и др.). Прини­маются во внимание указания на болезни, перенесенные ребенком

в раннем и дошкольном возрасте, тяжелые чсрспно-мозгокые травмы и травмы опорно-двигательного аппарата.

Анализируются заключения педиатра и врачей специального профиля: офтальмолога, отоларинголога, ортопеда, дерматолога, сто- матолога, невролога и детского психиатра. (Заключения о состоянии соматического и психического здоровья, наличии отклонений в строении и функциях основных функциональных систем организма, состоянии сенсорных функций и др.).

 

Раздел II. Организация и содержание психолого-педагогического изучения детей с проблемами в развитии

П Л Ведущие принципы психолого-педагогической диагнос­тики нарушенного развития

Диагностика нарушенного развития на современном этапе строится с опорой на ряд принципов, сформулированных ведущими специалистами в области специальной психологии и коррекцион-ной педагогики (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Е.А. Стребелева). К ним относятся:

• Комплексное изучение особенностей познавательного и психо­физического развития ребенка, что предполагает выявление внутрен­них причин и механизмов возникновения того или иного отклоне­ния. Реализация комплексного подхода означает, что обследование ребенка осуществляется группой специалистов (врачи разного профиля, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется инструментарий не только клинического и специаль­но-психологического исследований, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ре­бенком, социально-педагогическое обследование, а в наиболее слож­ных случаях - нейрофизиологическое, нейропсихологическое и др. виды обследования.

• Системный подход к диагностике психического развития ребенка, принцип опирается на представление о системном строении психики и предполагает всесторонний анализ результатов познавательной деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный из в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но, и установление взаимосвязи между ними, установление причинно-следственной обусловленности имеющихся нарушений. Очень важно, чтобы в ходе обследования были выявлены не только особенности и явления негативного характера, но и сохранные функции, положительные стороны личности, на которые следует опираться при проведении коррекционно. педагогических мероприятий.

• Динамический подход к изучению ребенка с нарушением раз. вития предполагает учет возрастных особенностей ребенка г организации обследования, выборе методов исследования и анализ» его результатов, учет текущего психофизического состояния ребенка учет возрастных качественных «новообразований» и их своевременная реализация. Учет возрастного фактора имеет большое значение при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данно­го возраста.

• Выявление и учет потенциальных возможностей разви­тия ребенка. Этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального, ближайшего и последующего развития ребенка. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе общения и взаимодействия ребенка со взрослыми при усвоении новых способов действий.

• Качественный анализ результатов психолого-педагогическогс изучения ребенка. Основными параметрами такого анализа являются:

- отношение к ситуации обследования и заданиям;

- способы ориентировки в условиях заданий и способы их выпол нения;

- соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и предложенной инструкции;

- возможность использования помощи взрослого;

- умение выполнять задание по аналогии;

- отношение к результатам своей деятельности, критичность своих достижений.

II. 2 Методические требования к организации и содержанию психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в развитии

Содержание и методы психолого-педагогического исследи вания детей с отклонениями в развитии определяются общими задачами их изучения и основываются на теории общей и специ­альной педологии. Основная цель психолого-педагогического исследовав - выявление качественной характеристики особен­ностей психики ребенка и определение потенциальных возмож­ностей его познавательной деятельности. Учитывая данные кли­нических исследований (этиология, патогенез нарушения разви­тия), психолого-педагогическое обследование предусматривает прежде всего развернутый анализ качественных особенностей познавательной деятельности ребенка, индивидуальных особен­ностей его личности, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком проверочных тестовых заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показа­телей. Использование качественных показателей позволяет за­фиксировать специфику психологических особенностей ребенка, выявить среди них такие, которые свидетельствуют о нарушени­ях психического и познавательного развития. Кроме того, приме­нение качественных показателей углубляет и одновременно уп­рощает процесс анализа результатов психолого-педагогического диагностического обследования, нацеливает внимание обследую­щего на определенный объект наблюдения.

Психолого-педагогическое обследование имеет большое зна­чение для определения оптимального варианта организации обучения и воспитания каждого ребенка с ограниченными возможностями развития (выбора соответствующего типа образовательного или лечебного учреждения, адекватной программы коррекционного обучения и др.).

В комплексном психолого-педагогическом обследовании ре-бенка необходимо, чтобы экспериментальные задания были на­правлены на получение данных, характеризующих: уровень раз­вития основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) и речи ребенка; особенности его произвольной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Могут также использоваться задания, направленные на выясне­ние личностной самооценки и уровня притязаний. Для разносторонннеи психолоого-педагогической характеристики ребенка с отклонениями в развитии рекомендуется использовать специальные задания (т.ч. тесты), направленные на изучение его произвольной деятельности степени устойчивости внимания и восприятия, уровня работоспособности (например, тесты Пьерона-Рузера, Бурдона в различных модификациях и др.).

Объектом психолого-педагогического исследования являются также:

- уровень знаний и представлений об окружающем мире (зна ний о предметах и явлениях окружающей действительности представлений о сезонных изменениях в природе и др.);

- психофизиологические особенности, отражающие индивидуальные свойства психической интеллектуальной деятельности (темп деятельности, работоспособность, уровень принятия по мощи и т.д.);

- сформированность произвольных форм поведения.

Для исследования интеллектуальных способностей используется система заданий, предусматривающая решение обследуемым ребенком перцептивных (основанных на восприятии), мнемических (задействующих процессы памяти) и собственно мыслительных задач разной степени сложности при оперировании наглядным и вербальным материалом. Предметом исследована при этом являются:

- степень овладения приемами и операциями умственной дея тельности (операциями сравнения, обобщения, классификации анализа строения и функций предметов, анализа простых при чинно-следственных /условных, атрибутивных/ отношений и др.);

- уровень развития математических способностей (степей сформированности первоначальных «количественных представ лений» - о количестве, множестве предметов, уровень овладения счетными операциями и др.).

В ходе психолого-педагогического изучения устанавливаете уровень развития речи ребенка. Общее представление об уровн речевого развития складывается на основе выяснения следующих основных моментов:

• уровень развития фразовой речи; сформированность навыков речевого общения;

• уровень овладения родным языком, степень сформированности языковых (фонетических, лексических, морфологически грамматических) представлений и понятий;

количественные и качественные характеристики (особенно­сти) словарного запаса;

• уровень сформированности метаязыковой способности (спо-собность к построению и намеренному использованию в речи связных высказываний как продукта речемыслительной деятель­ности) *;

• уровень развития связной монологической речи *.

При обследовании детей с отклонениями в развитии следует уделять внимание развитию эмоционально-волевой сферы. Дан­ные об этом постепенно накапливаются по мере того, как ребенок выполняет ряд заданий, направленных на исследование его памя­ти, мышления, речи, произвольной деятельности. Обследующему необходимо отмечать, как ребенок реагирует на одобрение или неодобрение взрослого, как он относится к предлагаемым зада­ниям, вызывают ли они у него интерес; к успешному или неус­пешному их выполнению; проявляет ли ребенок волевые качест­ва при встречающихся трудностях. Кроме того, в обследовании можно использовать специально подготовленные серии картинок с ярко выраженным эмоционально окрашенным сюжетом. На­пример, задание, в котором ребенку предлагается расположить картинки каждой серии в правильной последовательности. Об­следующий наблюдает при этом за эмоциональными реакциями ребенка. Могут быть использованы (в адаптированном варианте) и специальные «прожективные» тесты (например, тест Розенцвейга и др.).

Для того чтобы сделать обоснованный вывод об уровне по­знавательного и интеллектуального развития ребенка, проводится анализ как успешности и характера выполнения отдельных зада­нии, так и деятельности ребенка в целом.

При изучении особенностей развития детей с ограниченны­ми возможностями важное значение имеет психолого-педагогическии анализ их деятельности и ее результатов (продуктов), т.к.

высказывания детей с нарушениями развития дают, как правило, неполные и неточные сведения об особенностях его психической деятельности- Психолого-педагогическое изучение предполагает знакомство с деятельностью ребенка во время учебных занятий, игр, занятий предметно-практической деятельностью. При этом используется метод изучения продуктов деятельности (рисунки детей, поделки из пластилина, бумаги, различных видов кон закономерностей развития детей с ограниченными возможностими здоровья..

• Так, для большинства детей с задержкой психического разви­тия характерно снижение работоспособности и внимания, ярко
проявляющееся в процессе обследования. У многих детей затруднены ориентировка в новом материале, включение в работу,
нарушен общий темп деятельности. Для других детей характерно снижение внимания из-за повышенной утомляемости, неустой­чивость внимания в процессе деятельности. Действия детей с ЗПР недостаточно целенаправлены по сравнению с деятельно­стью нормально развивающихся детей. Часто они не могут объяснить свое решение (даже в случае правильного выполнения задания). Активный словарный запас, отображающий знания ребенка об окружающем мире, существенно ограничен. В то же время, если ребенок с задержкой психического развития получает
организующую и обучающую помощь, качество выполнения заданий приближается к тому, которое наблюдается у нормальноразвивающихся детей.

• Познавательную деятельность детей с нарушениями интеллекта (дети с олигофренией в степени дебильности) характеризуют такие черты, как замедленная ориентировка, инертность, отсутст­вие глубины осмысления и низкий уровень обобщений. Запас знаний детей об окружающем беден и очень поверхностен. (На-1 пример, дети младшего школьного возраста знают только основные цвета и геометрические формы.) Как правило, с помощью взрослого дети составляют простые узоры Кооса, складывают разрезные картинки. С небольшой помощью дети могут проана­лизировать простую и конкретную, хорошо знакомую им ситуацию, понимают явный смысл сюжетной картинки, в состоянии установить несложную последовательность картинок. Вместе тем у этих детей возникают затруднения в понимании даже простых текстов, смысла пословиц и метафор. Наиболее трудными для них являются задания, при выполнении которых необходимо понимание внутреннего смыслового содержания ситуации или явления. В процессе ориентировки в новом материале, при необ­ходимости переноса способов решения задачи на аналогичные задания особенно ярко проявляется инертность психических про­цессов и конкретность мышления. При выполнении интеллекту­альных заданий эти дети часто опираются на внешние признаки предметов, явлений, которые во многих случаях являются несущественными. Организующая помощь мало помогает при выполнении задании, вызвавших затруднения. Помощь обучающего характера воспринимается с трудом, в замедленном темпе, плохо усваиваются адекватные способы решения задачи, при этом они не используются при выполнении аналогичного зад а ния.

. Для детей с эпилептоидной психопатией характерны замедлен­ность, инертность процессов мышления, дети медленно усваива­ют инструкцию, медленно включаются в работу, крайне трудно переклочаются с одного вида деятельности на другой. Дети с шизоидной психопатией часто с трудом вступают в контакт, об-наружюают неадекватность эмоциональных реакций, Их сужде­ния во шогих случаях носят формальный, поверхностный харак­тер. Во время общения с обследующим дети проявляют склон­ность крезонерству. В большинстве случаев этим детям сложнее работаъ с наглядным материалом.

• Первичная интеллектуальная сохранность детей с нарушенным зрения обычно выявляется в процессе анализа характера выпол­нения различных заданий, предлагаемых с целью установления уровня развития мышления. При проведении обследования таким детям следует давать задания, при выполнении которых они мо­гут опираться не на зрение, а на слух, осязание и речь. Из-за сни­жения зрения у этих детей существенно нарушен зрительный гнозис и затруднена пространственная ориентировка.

• В познавательной деятельности детей с нарушениями слуха отмечаится отклонения, связанные с недостаточностью словесно-логического мышления. Вместе с тем дети, как правило, ус­пешно выполняют задания по наглядному комбинированию, ори­ентируется в наглядном счете.

• У детей с расстройствами двигательной сферы, не сопровож­дающимся нарушениями интеллекта, нередко нарушено про­странственное восприятие. Поэтому они затрудняются при вы­полнена заданий, основанных на ориентировке в пространст­венных отношениях, нередко - в отображении в собственной речи пространственного взаиморасположения предметов.

* Одно из общих требований к проведению психолого-педагогического обследования заключается в том, чтобы было обеспечено адекватное понимание ребенком каждого предло­женного задания. Если ребенок недостаточно хорошо владеет Устной речью, он может неправильно, неполно или неточно полнять словесную инструкцию обследующего. Причем это далеко не всегда обнаруживается сразу: иногда ребенок понимает инст­рукцию по-своему и либо выполняет иное задание, либо выпол­няет его не так, как требуется. Такое в среде детей с нарушения­ми развития наблюдается достаточно часто (выраженное в той или иной степени недоразвитие речи отмечается у большинства детей с нарушениями слуха, у детей с нарушениями интеллекта, опорно-двигательного аппарата и, конечно, у многих детей с ре­чевой патологией). При проведении обследования необходимо поэтому каждый раз добиваться правильного понимания задания. С этой целью рекомендуется:

- задавать ребенку уточняющие вопросы о том, как и в какой последовательности он будет выполнять задание, какие предме­ты-атрибуты для этого использует, в чем конкретно будет состо­ять то или иное действие и т.д.;

- проанализировать начальные действия ребенка по выполне­нию предложенного задания, адекватность использования атри­бутов деятельности;

- до проведения обследования по основному заданию обсле­дуемому можно предложить предварительное задание, относи­тельно более легкое, но по содержанию сходное с ним. Если ре­бенок не может понять и предварительное задание, то использу­ют при его объяснении наглядность и жесты. К основному зада­нию переходят только после того, как ребенок правильно выпол­нит предварительное.

<!> Особый методический подход к обследованию детей с нару­шениями развития состоит в том, что предлагаемые им прове­рочные или тестовые задания должны быть по своему содержа­нию не только речевыми, но и наглядно-практическими (предпо­лагающими действия с реальными предметами и оперирование наглядными образами и не требующими активного использова­ния речи). Если от детей, не имеющих отклонений в развитии, в большинстве случаев удается получить адекватный словесный отчет о выполнении задания, то у детей с недоразвитием речи (дети с речевой патологией, дети с нарушениями слуха, интел­лекта и др.) возможности такого словесного описания своих действий резко ограничены. Исходя из этого при изучении познава-Тельныых процессов у детей с недоразвитием речи широко используются их изобразительная и конструктивная деятельность. Ре-комен;ндуются, в частности, такие методики исследсования, как воспроизведение предметных изображений после их кратковре-менноюй наглядной экспозиции, восстановление целостных изо-бражегений по матрицам Равена, воссоздание изображений пред­метов в по разрезным картинкам, задания с использованием гео-метришческих форм и др.

• Важным требованием к содержанию психолого-пседагогичес-кого обследования детей с нарушениями развития является ши­рокое варьирование включаемых в него заданий по их назначе­нию и их степени сложности для исследуемых. Так, в программу обследования помимо заданий, доступных для детей тОго же воз­раста, не имеющих отклонений в развитии, включаются задания предназначенные для нормально развивающихся детей более раннегего возраста. С другой стороны, в программе обследования, нарядуцу с заданиями, доступными для большинства детей с недостатками развития той или иной категории, могут быть, включены и задания, более сложные по содержанию. Плохие или удовлетворительные результаты в выполнении какого-либо одного за­дания я не дают основания судить об уровне познавательного и интеллектуального развития ребенка. Необходимо учитывать особенности деятельности ребенка при выполнении Достаточно большеного числа разноплановых заданий и отмечать, наиболее характктерные для него личностно-психологические особенности.

* Все задания психолого-педагогического исследования строят­ся таким образом, чтобы выяснить, задание какой меры сложно­сти может быть выполнено ребенком самостоятельно, а какое - с помощью обследующего. Работу с ребенком в ходе обследования необходимо строить в форме обучающего эксперимента. Если у ребенка возникают трудности, ему должна быть оказала помощь. При этом выявляется уровень необходимой помощи: помощь в виде о общей стимуляции, поощрения; в виде организации деятельности ребенка, наводящих вопросов, прямой подсказки использования приема совместных действий, показа или обучения на материале аналогичною задания и др. Для этого при оргацц зации обследования должна быть предусмотрена строго дозирванная помощь по принципу «микрошагов». При анализе полу. ченных результатов учитывается, какой вид помощи и в каком объеме был оказан ребенку, а также насколько эта помощь по­могла ему справиться с заданием.

* Необходимо, чтобы методика обследования (и каждое отдель­ное задание) была направлена не просто на то, чтобы установить решает или не решает ребенок поставленную задачу, а на то, что­бы выявить его реальные и потенциальные возможности, опреде­лить, при каких условиях он может справиться с предложенной задачей. Этот принцип, выдвинутый в свое время Л.С. Выготс­ким, должен быть реализован в каждом психолого-педагогичес­ком исследовании особенностей психического и познавательного развития ребенка.

Ф Если проводится обследование ребенка (подростка) с наруше­нием поведения, следует учитывать, что объективная оценка уровня и особенностей его познавательного и интеллектуального развития возможна только в оптимальных условиях: при хоро­шем контакте с обследующим и значимой мотивации. Чтобы правильно оценить, насколько качество ответов ребенка обуслов­лено девиациями поведения, полезно сравнить результаты обсле­дования до и после установления позитивного эмоционального контакта.

* Для проведения психологического обследования необходима спокойная обстановка. Обследование осуществляется в от­дельной комнате с небольшим количеством мебели и игровых предметов, чтобы не отвлекать внимание ребенка. С ребенком до 4-х лет обследование проводится за маленьким детским столом или на ковре, с ребенком 4-6-ти лет - за детским столом, с более старшими детьми - за обычным столом, при этом на столе не должно находиться посторонних предметов. Если качество ответов и практической деятельности ребенка, ее темп ухудшаются или улучшаются, существенно изменяются к концу или даже к середине обследования, это может быть связано с нарушением работоспособности. В этом случае необходимо проанализировать, как именно можно изменить эти параметры в зависимости от времени наступления утомления или врабатываемости. Снижение работоспособности можно наблюдать у детей с различным уровнем познавательного и интеллектуального развития, поэтому при анализе результатов обследования важно сравнить качество выполнения заданий в начале и в конце обследования, до и после кратковременного отдыха.

Чтобы более быстро вовлечь ребенка в совместную работу

чале обследования ему необходимо дать интересное задание, В пое не требует длинной и сложной речевой инструкции (например собрать фигурки в «Почтовый ящик»). При этом крайне ажио чтобы предлагаемое задание было заведомо доступно ребенку. Обследование лучше начинать с заданий заведомо легких для данного ребенка. Психолог должен вести себя спо­койно и доброжелательно, внимательно наблюдать за всеми действиями ребенка. Благодаря этому ребенок с самого начала попадает в «ситуацию успеха». После этого можно переходить к более сложным заданиям. Чтобы ребенок в процессе исследова­ния не устал, а также для поддержания интереса к процедуре обследования, следует чередовать задания вербального и не­вербального характера, невербальные же задания - с различными приемами исследования (игровыми и графическими).

* Важное условие обследования - приспособление к индиви­дуальным особенностям ребенка: его темпу, уровню утомляемо­сти, колебаниям мотивации и т.д. Так, в случае быстрого утомле­ния можно сделать перерыв и поговорить с ребенком на отвле­ченную тему, давая ему возможность отдохнуть.

* Все результаты наблюдения фиксируются в протоколе, от­мечается время выполнения заданий, ошибки, допускаемые ребен­ком, виды помощи, ее эффективность. В тех случаях, если ребенок категорически отказывается от обследования без матери, она мо­жет присутствовать при обследовании, в других же случаях ее присутствие нежелательно. В то же время, после обследования психолог должен обсудить с матерью его результаты, ответить на вопросы, дать соответствующие рекомендации. Если по каким-о причинам ребенок плохо ведет себя во время обследования, казывается выполнять задания, то необходимо выяснить причи-такого поведения и вызвать ребенка на повторное обследова-' кот°рое может проводиться через несколько дней. На по-орное обследование необходимо приглашать также тех детей, которые быстро утомляются, в связи с чем обследование должно проводиться в несколько «приемов».

После экспериментально-психологического обследования с ребенком может быть повторно проведена беседа (как правило непродолжительная). Ее цель - уточнение данных о личностно-психологических особенностях ребенка, выяснение личностной реакции ребенка на процедуру обследования (какие задания ему понравились, а какие - нет, что было трудно, что - легко, как ребенок сам оценивает свои успехи, как себя чувствует и т.п.).


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.