Тема 7. Нарушения речи у детей и подростков — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тема 7. Нарушения речи у детей и подростков

2018-01-07 257
Тема 7. Нарушения речи у детей и подростков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дневное отделение - 4 (6) ч.; очно-заочное отделение - 2ч.

Занятие 1-е.
Учебные вопросы.

1. Контингент детей с недостатками речи в образовательных учреждениях общего типа, в специальной школе, в детском садУ компенсирующего вида и логопедических группах при ДОУ об­щего типа.

34 Основные организационные мероприятия в отношении детей с нарушениями речи (дети с фонетическими нарушениями, фоне-тико-фонематическим недоразвитием речи /ФФН/, нарушениями голоса, заиканием) в общеобразовательных учреждениях.

3 Роль педагога образовательного учреждения в предупрежде­нии и устранении нарушений звукопроизношения и других не­достатков речи у детей.

4 Содержание обследования состояния речи детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Методические рекомендации к проведению занятия

В начале занятия студенты вспоминают основные виды на­рушений устной и письменной речи (в соответствии с клинике-педагогической и педагогической классификациями речевых рас­стройств, используемых в отечественной логопедии). Организа­ционная форма работы преподавателя со студентами - контроль­ный опрос (в виде беседы или ответов на вопросы по карточкам-заданиям); возможно также выступление одного-двух студентов с реферативными докладами. Затем преподаватель знакомит студентов с контингентом детей (имеющих недостатки речи), которые могут воспитываться и обучаться в школе или ДОУ общего вида. К ним относятся дети с избирательными нарушениями звукопроизношения (простая дислалия, стертая дизартрия, в случаях, когда нарушения звуко­произношения не имеют выраженного характера), дети с нерезко выраженными нарушениями голоса по типу дисфоиии, с заика­нием легкой и средней степени тяжести, дети с нерезко выражен­ным общим недоразвитием речи (НВ ОНР). Преподаватель при­водит соответствующие примеры. Обращается внимание на ос­новные критерии, определяющие возможность пребывания ре­бенка, имеющего недостатки речи, в ДОУ и школе общего типа: влияние недостатков речи на возможность полноценной подго­товки к обучению в школе; степень влияния отмечаемого дефекта речи на возможность усвоения общеобразовательной учебной программы. Указывается, что вопрос о пребывании каждого ре­ка с нарушением речи в массовой общеобразовательной или специальной школе (ДОУ) должен решаться логопедом по согласованию с родителями, педагогическими работниками данного детского учреждения, а при необходимости и с медицинскими работниками.

Обращается внимание студентов на те виды патологии речи, при которых пребывание детей в общеобразовательном учрежде­нии является противопоказанным (выраженная форма дизартрии, ринолалия; серьезные и стойкие нарушения голоса по типу афо­нии, ринофонии; алалия всех форм, общее недоразвитие речи /ОНР/1 и II уровня, заикание тяжелой степени).

Второй вопрос занятия посвящен рассмотрению содержания основных организационных мероприятий, проводимых с детьми с недостатками речи в условиях общеобразовательной школы или ДОУ общего типа. Это относится к детям, только что поступив­шим в школу или в детский сад, а также воспитывающимся в ДОУ с раннего возраста. Перечень необходимых мероприятий представлен в методической части пособия (с. 180). По возмож­ности подробно раскрывая назначение и содержание каждого мероприятия, преподаватель дает необходимые пояснения, при­водит примеры, отвечает на вопросы студентов. При этом под­черкивается важная роль педагогических и организационных мероприятий для своевременной и успешной коррекции недос­татков речи у детей, предупреждения негативного влияния рече­вого недоразвития на процесс общего познавательного и психи­ческого развития ребенка.

Отдельно рассматривается роль воспитателя детского до­школьного учреждения (педагога начального звена школьного обучения) в предупреждении и преодолении нарушений звуко­произношения и других недостатков речи у детей. Рассмотрение этого вопроса может проводиться как в форме реферативного доклада одного или двух студентов, так и обсуждения (в форме опроса-беседы) законспектированных студентами литературных источников по данному вопросу (с.42, №№ 2,3, 6,9,10 и др.).

В заключительной части занятия преподаватель знакомит студентов с содержанием и основными приемами обследования речи детей, посещающих детский сад или школу общего типа (обследований, проводимых логопедом в ходе общего профилак­тического осмотра детей в ДОУ, при поступлении детей в школу, учащихся начальных классов, а также логопедического обследо­вания в ПМПК). Указывается, что в проведении обследования речи, помимо логопеда, могут принимать участие и педагоги об­щего профиля; обращается внимание на то, что некоторые этапы обследования (выявление недостатков звукопроизношения, со­стояния словарного запаса и отчасти обследование связной речи

детей) могут проводиться воспитателями (педагогами школы) под руководством логопеда. Студенты получают практические задания по обследованию состояния звукопроизношения, словаря (см. Методическую часть, с. 183), связной монологической речи Гс.42, №№ 1,2,8] детей с недостатками в речевом развитии (в ДОУ или школе общего типа).

Примечания. (\) Задания по обследованию речи детей выпол­няются обучающимися также на занятиях, проводимых в специ­альном детском саду или логопедических группах ДОУ общего типа, классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения при общеобразовательной школе. (2) Студентами днев­ного отделения эти задания могут выполняться в период педаго­гической практики в детских образовательных учреждениях..

Занятие 2-е.

Учебные вопросы.

1. Обследование речи детей. Разбор выполнения практических заданий по обследованию состояния звукопроизношения, сло­варного запаса и связной речи детей дошкольного или младшего школьного возраста*.

2. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушения­ми речи.

3. Некоторые психологические особенности детей с речевой патологией (дети с общим недоразвитием речи, дети, страдающие заиканием и др.).

4. Задачи, программа и основные методы психолого-педагоги­ческого обследования детей с нарушениями речи. Специфика обследования детей, имеющих речевые нарушения.

5. Содержание психолого-педагогической характеристики ре­бенка с речевой патологией (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, заикание).

6. Содержание и основные методы педагогического изучения детей с нарушениями речи в специальном образовательном уч­реждении, в ДОУ или школе общего типа.

7. Практические задания по проведению психолого-педагоги­ческого обследования детей, имеющих различные нарушения речи (Ффн, ОНР, заикание).

 

Методические рекомендации к проведению занятия.

Занятие начинается с разбора-обсуждения выполненных студентами практических заданий по обследованию речи детей -воспитанников массовых или логопедических групп детского сада или учащихся начальных классов школы общего типа. Пре­подаватель дает оценку выполненных заданий, помогает студен­там сделать правильные, квалифицированные выводы - заключе­ния на основании данных обследования. Специальное внимание обращается на педагогические, в том числе организационные, мероприятия, основанные на изучении состояния речи каждого обследованного ребенка. (См.: Методическая часть пособия, с. 180).

Основным учебным вопросом второго занятия является пси­холого-педагогическое обследование детей, имеющих нарушения речи. Подробное рассмотрение этого вопроса предваряется по­вторением изложенных в лекционном курсе некоторых, наиболее характерных личностно-психологических особенностей детей с выраженными нарушениями речи (дети с дизартрией, с моторной и сенсорной алалией, дети, страдающие заиканием). Рекомендуе­мые формы работы: разбор психолого-педагогических характе­ристик детей с указанными формами речевой патологии - мате­риалов, составленных педагогами и психологами специальных образовательных учреждений; заслушивание и обсуждение под­готовленных студентами рефератов; выступления студентов по изучаемому вопросу с использованием рекомендованной литера­туры (с.42, №№ 2,4,8,9 и др.). Цель рассмотрения данного вопро­са на занятии - формирование у обучающихся четкого представ­ления о том, что выраженные и стойкие нарушения в формирова­нии речи в большинстве случаев негативно сказываются на об­щем психическом развитии ребенка, формировании эмоциональ­но-волевой и личностной сферы, в ряде случаев они могут отри­цательно влиять и на динамику интеллектуального развития. Этим в первую очередь определяется необходимость специально­го психолого-педагогического обследования детей, имеющих выраженные речевые нарушения.

Затем преподаватель знакомит студентов с задачами и про­граммой психолого-педагогического обследования детей, стра­дающих нарушениями речи. (С.42, №№ 2,4.) Рассматривается и обсуждается обобщенная схема психолого-педагогического изучения личностно-психологических особенностей этих детей. (1! часть пособия, с.85).

Особое внимание уделяется рекомендуемым в специальной литературе методикам исследования и использованию соответст­вующих тестовых заданий (с. 18, №№ 1-4; с.21, №№ 3,5,6; с.34, №№ 6,7 и др.).

Рекомендуется ознакомить обучающихся с данными психо­лого-педагогического обследования детей с нарушениями речи, проведенного психологами логопедических детских садов и ДОУ или школы общего вида, а также некоторыми практическими работами, выполненными студентами предшествующих курсов обучения.

В ходе изучения программы обследования преподаватель обращает внимание студентов на некоторые специфические осо­бенности организации и методов психолого-педагогического обследования детей с системным недоразвитием речи (особенно­сти подготовительного этапа обследования, используемых инст­рукций к выполняемым заданиям; характеристика «невербаль­ных» методик исследования; сопоставление результатов выпол­нения "речевых" и "неречевых" заданий, корреляция количест­венного и качественного анализа полученных данных и др.- с. 42, №>№ 2, 4, 8,10; Методическая часть, с. 64-78).

В конце занятия студенты получают практические задания по проведению психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи.

Примечание. Практические задания могут выполняться на занятиях, проводимых в специальных учреждениях или логопе­дических группах (классах коррекционно-развивающего обуче­ния) при ДОУ и школе общего типа.

Занятие 3-е. Учебные вопросы.

1. Заикание как серьезная психологическая и педагогическая проблема. Некоторые личностно-психологические особенности заикающихся детей старшего дошкольного и младшего школьно­го возраста.

2- Комплекс неотложных медико-педагогических мероприятий при возникновении заикания (речевых судорог) у детей, посе­щающих общеобразовательную школу (дошкольные учреждения).

3- Комплексный подход к устранению заикания у детей.

4. Роль семьи и педагогов образовательного учреждения в пре­одолении заикания у детей.

5. Осуществление индивидуального подхода к детям, страдаю­щим заиканием (в процессе учебных занятий, при проведении режимных моментов, организации коллективной - предметно-практической и игровой деятельности).

6. Некоторые психологические аспекты комплексного подхода к устранению заикания у детей.

7. Осуществление мер «психологической поддержки» заикающе­муся ребенку.

8. Занятия по «психологической коррекции» с заикающимися детьми в общеобразовательной школе, в коррекционном детском саду и ДОУ общего типа.

Методические рекомендации к проведению занятия

По первому вопросу предусматриваются выступления сту­дентов с реферативными сообщениями и последующее их кол­лективное обсуждение. С этой целью могут быть рекомендованы соответствующие литературные источники (с.42, №№ 2,3,7 и др.).

Второй вопрос излагается преподавателем. Внимание сту­дентов акцентируется на роли специального режима ограничения экспрессивной речи («режим молчания»), а также на значении мер медико-педагогического воздействия в предупреждении раз вития заикания у детей '(предупреждение закрепления запинок в речи вследствие образования патологического условного рефлек­са голосо- или звукообразования). Разбирается ряд конкретных примеров, основанных на опыте работы педагогов дошкольных и школьных образовательных учреждений.

По третьему и четвертому вопросам рекомендуется подго­товить выступления самих студентов (дополняемые педагогом) на основе изучения рекомендуемой литературы и наблюдений в коррекционных и массовых общеобразовательных школах или ДОУ. При рассмотрении вопроса об индивидуальном подходе к заикающемуся ребенку желательно проведение анализа учебного занятия с детьми в специальной группе (соответствующем отделении специальной школы) для детей, страдающих заиканием. Предусматривается посещение логопедического детского сада или соответствующей группы в ДОУ общего типа, коррекционной школы, показ и обсуждение фрагментов занятия с использованием видеозаписи и др.

Внимание студентов обращается на вопросы, связанные с реализацией мер «психологической поддержки» заикающемуся ребенку, в условиях его обучения и воспитания в образователь­ном учреждении общего типа (создание адекватного «психоло­гического климата» в детском коллективе; обеспечение условий общения, препятствующих возникновению речевых затруднений, оказание помощи ребенку в процессе речевой коммуникации с педагогом и другими детьми учебной группы /класса/, организа­ция помощи заикающемуся ребенку со стороны других детей и

Т.Д.)-


Занятие 4-е.

Учебные вопросы.;

1. Задачи и организация работы специальных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи.

1.1 Структура и организация работы специального детского сада и коррекционной школы для детей с нарушениями речи.

1.2 Логопедические группы при детских дошкольных учреж­дениях общего типа. Коррекционные («речевые») классы для детей с нарушениями речи при массовой школе как новый пер­спективный тип классов компенсирующего обучения.

1.3 Логопедический пункт при общеобразовательной школе и ДОУ общего типа.

1.4 Логопедические кабинеты при детских поликлиниках.

2. Показания и порядок направления детей с различными на­рушениями речи на ПМПК, к логопедам логопедического пункта и детской поликлиники.

3. Роль педагогов ДОУ и школы в проведении мероприятий по оказанию логопедической помощи детям с недостатками речи.

Выявление и учет детей с недостатками речи в детских обра­зовательных учреждениях общего вида.

Методические рекомендации к проведению занятия

Занятие проводится на базе одного из указанных выше специализированных детских учреждений логопедического профиля. Преподаватель знакомит студентов будущих педагогов истемы школьного образования) с новым типом коррекционных классов, которые в ближайшем будущем должны функционировать в общеобразовательной школе - классы для детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Рассматриваются вопросы о контингенте учащихся таких классов (дети с ОНР, имеющие Ш и IV уровень речевого развития, дети со стойкими затруднениями в овладении письменной формой речи и др.), об организации и содержании коррекционной и педа­гогической работы с ними и др. При этом используются соответ­ствующие литературные источники (с. 14, № 3; с. 42, № 8).

В целях наиболее полного и всестороннего изучения вопроса организации логопедической помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста проводятся встречи-беседы сту­дентов с работниками коррекционпого ДОУ или школы (специ­альная школа 5-го вида): директором, логопедами, педагогом-методистом, воспитателями, психологом. Целесообразным явля­ется обсуждение наиболее важных вопросов на учебно-методических семинарах с участием педагогических работников специальных школ или ДОУ и студентов; присутствие последних на заседаниях ПМПК, посещение культурно-массовых мероприя­тий (утренников, праздников, «досуговых мероприятий» и др.), проводимых в образовательных учреждениях, на базе которых организованы практические занятия студентов.

Как один из вариантов при проведении данного занятия реко­мендуется организация встречи-собеседования студентов с глав­ным логопедом территориального округа или района, логопедом детской районной поликлиники, работниками психолого-медико-педагогических комиссий или консилиумов.

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста/ Учеб. пособие для студентов педвузов. - М, 2006.

2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возрас­та с общим речевым недоразвитием. - М., 2004.

3. Дошкольная логопедия. Практикум / Под. ред. В.И. Селиверстова; С.Н.Шаховской и др. - М., 2004.

4. Кочергина В.С. Профилактика заикания у детей. - М., 1978.

5. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика, - М., 2004.

6. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой и С.Н.Шаховской. — М., 2003.

7. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению /Под реД-Т.В. Волосовец. - М., 2000.

8. Селиверстов В.И. Заикание у детей. - М., 1994.

9. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. - М., 2000.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.