Обследование уровня готовности к обучению пространственной ориентировке — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Обследование уровня готовности к обучению пространственной ориентировке

2018-01-07 499
Обследование уровня готовности к обучению пространственной ориентировке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОБСЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ

Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / под. ред. проф. Л.М. Шипицыной, СПб.:Образование, 1995

Обучение дошкольников с нарушенным зрением пространственной и социально-бытовой ориентировке является одной из основных задач специального детского сада и одним из главных условий подготовки к школе.

Значительное нарушение зрения тормозит развитие дошкольника. У слепого ребенка необходимо сформировать систему знаний о внешнем мире на основе сохранившихся анализаторов, а это возможно лишь при активном систематическом и целенаправленном обучении.

Дети дошкольного возраста нуждаются в специальных занятиях по ориентировке в пространстве с опорой на знания, представления и умения, которые слепой ребенок приобретает, знакомясь с окружающим миром в процессе физического воспитания, игры, трудовой деятельности.

Первоочередной задачей тифлопедагога, работающего со слепыми детьми, является выявление исходного уровня готовности к обучению пространственной ориентировке.

Научные исследования и практика реабилитационной работы среди слепых школьников и дошкольников, опыт работы некоторых детских садов для слепых детей помогли выявить важнейшие условия овладения навыками пространственной ориентировки. Этими условиями являются:

§ готовность сохранных сенсорных систем к отражению свойств и признаков предметного мира;

§ сформированность представлений о предметах, заполняющих знакомое замкнутое пространство (квартиру, детский сад);

§ умение ориентироваться на собственном теле и в его микропространстве;

§ состояние общей моторики и сформированность правильной позы, походки;

§ сформированность представлений об окружающем пространстве и преодоление страха пространства, формирование интереса к познавательной деятельности.

Изучение этих условий позволяет установить исходный уровень сенсорного и общего развития слепого ребенка, необходимого для обучения ориентировке, выявить индивидуальные особенности овладения пространством и причины возможного отставания, а также умения правильно планировать всю работу по обучению ориентировке в пространстве.

При обследовании слепого ребенка тифлопедагогом используются различные методы:

§ наблюдения (в игре выявляются предметные действия, на занятиях по физическому воспитанию - поза и развитие общей моторики и т. д.);

§ беседа с ребенком и родителями (для выявления навыков ориентировки в домашних условиях);

§ педагогический эксперимент (изучение ориентировки в микропространстве).

Для обследования ребенка используются натуральные предметы, их макеты и модели, цветное и контурно-силуэтное изображение предметов и вещей, окружающих ребенка в реальной жизни (мебель, посуда, одежда).

Обследование слепых дошкольников проводится исключительно в игровой форме, предлагаемые задания должны быть четкими и доступными пониманию дошкольника.

При оформлении полученных материалов на каждого ребенок составляется карта обследования и определяется уровень сформированности умений; выделяют 4 уровня:

Нулевой - у ребенка нет никаких навыков ориентировки, предлагаемые задания не выполняются.

I уровень - задания выполняются с грубыми ошибками, необходима практическая помощь педагога;

II уровень - при выполнении заданий есть неточности, ребенок нуждается в незначительной помощи педагога.

III уровень - задания выполняются самостоятельно и правильно.

Детальный анализ данных обследования выявляет уровень готовности к обучению ориентировке каждого ребенка и дает возможность выделить детей в подгруппы, для дифференцированного подхода к организации занятий.

Исследование ориентировки на собственном теле, телах близких людей я в микропространстве

Исследование проявления интереса как мотива обучения пространственной ориентировке

1. Проявляет ли ребенок интерес к новому пространству, в какой форме (задает ли вопросы, самостоятельно обследует, проявляет заинтересованность к отдельным предметам)?

2. Проявляет ли интерес к предлагаемым вопросам, заданиям? Проявление интереса фиксируется во всех разделах исследования.

ОБСЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ

Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / под. ред. проф. Л.М. Шипицыной, СПб.:Образование, 1995

Обучение дошкольников с нарушенным зрением пространственной и социально-бытовой ориентировке является одной из основных задач специального детского сада и одним из главных условий подготовки к школе.

Значительное нарушение зрения тормозит развитие дошкольника. У слепого ребенка необходимо сформировать систему знаний о внешнем мире на основе сохранившихся анализаторов, а это возможно лишь при активном систематическом и целенаправленном обучении.

Дети дошкольного возраста нуждаются в специальных занятиях по ориентировке в пространстве с опорой на знания, представления и умения, которые слепой ребенок приобретает, знакомясь с окружающим миром в процессе физического воспитания, игры, трудовой деятельности.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.