Дела об отказе в возбуждении исполнительного производства — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Дела об отказе в возбуждении исполнительного производства

2018-01-07 176
Дела об отказе в возбуждении исполнительного производства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №119‑ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав‑исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ и возбудить исполнительное производство, если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и данный документ соответствует требованиям, предъявляемым законом. Постановление о возбуждении исполнительного производства судебный пристав‑исполнитель выносит в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа. Отказ в возбуждении исполнительного производства или уклонение от такового по истечении установленного законом срока обжалуется взыскателем в суд (ст. 90 Федерального закона).

Предмет доказывания. При рассмотрении дел об отказе в возбуждении исполнительного производства (уклонении от такового) устанавливаются следующие обстоятельства:

1) предъявление взыскателем в службу судебных приставов исполнительного документа (ст. ст. 7 – 11 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Круг документов, являющихся исполнительными, приведен в ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве»[247]. Данный перечень не является исчерпывающим. В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 7 указанного Закона исполнительными документами являются постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом. Под такими постановлениями законодатель имел в виду постановления несудебных органов, которые будут приравнены к исполнительным документам федеральным законом, принятым после вступления в силу Федерального закона «Об исполнительном производстве» (5 ноября 1997 г.). На сегодняшний день к таковым относятся постановления налоговых органов о взыскании налога, сбора и пени за счет имущества налогоплательщика‑организации (ст. 47 НК РФ), постановления таможенных органов о взыскании налога, сбора и пени за счет имущества налогоплательщика‑организации (ст. 353 ТмК РФ), а также постановления органов социального страхования о взыскании страхового взноса и пени за счет имущества налогоплательщика‑организации (ст. 22.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №125‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»[248]);

2) соответствие исполнительного документа по форме и содержанию требованиям, предусмотренным законом (ст. ст. 8 – 10 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

В общем виде такие требования сформулированы в ст. 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

АПК РФ также устанавливает содержание исполнительного листа арбитражного суда (ст. 320), которое немного отличается от требований, предъявляемых к исполнительному документу Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

При этом следует иметь в виду, что указание судами всех предусмотренных ст. 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также ст. 320 АПК РФ сведений не всегда возможно. Так, при выдаче исполнительного листа суд может не обладать сведениями о дате и месте рождения должника‑гражданина, месте его работы или дате и месте его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, если, например, должник в судебном заседании не участвовал, а документы, из которых суд мог бы получить достоверную информацию, не представил. Каких‑либо норм, обязывающих суды устанавливать такие сведения путем направления соответствующих запросов, ни ГПК РФ, ни АПК РФ не содержат. Неуказание данных сведений не является непреодолимым препятствием к возбуждению исполнительного производства и исполнению требований исполнительного листа. Указание таких сведений лишь ускоряет процесс исполнительного производства. При этом исполнительный лист выдается в рамках судопроизводства, и судебный пристав‑исполнитель не вправе подменять собой вышестоящую судебную инстанцию. В этой связи отказ судебного пристава‑исполнителя в принятии к исполнению исполнительного листа суда по мотиву неуказания в нем сведений о дате и месте рождения должника‑гражданина, месте его работы или дате и месте его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя формален и незаконен. Иной подход к решению данного вопроса грубо нарушает права взыскателя на исполнение состоявшегося в его пользу судебного решения.

Содержание судебного приказа и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов определяется соответственно ГПК РФ и СК РФ (ст. 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве»)[249];

3) неистечение на момент предъявления в службу судебных приставов исполнительного документа срока исполнительной давности (ст. ст. 9, 10, 14 – 16 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению и порядок их исчисления предусмотрены ст. ст. 14 – 16 Федерального закона «Об исполнительном производстве». При применении норм этих статей следует иметь в виду следующее:

• во‑первых, подп. 1 п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлен шестимесячный срок предъявления к исполнению исполнительного листа, выданного арбитражным судом. Однако по вновь принятому АПК РФ 2002 г. этот срок равен трем годам (ст. 321). При этом, если шестимесячный срок предъявления такого исполнительного листа к 1 сентября 2002 г. (моменту введения в действие АПК РФ 2002 г.) не истек, он продолжает течь до истечения трехлетнего срока (п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2002 г. №11);

• во‑вторых, подп. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлен трехмесячный срок предъявления к исполнению постановления об административном взыскании. Между тем в КоАП РФ 2002 г. этот срок равен одному году со дня вступления постановления в законную силу (ст. 31.9);

• в‑третьих, срок исполнительной давности может быть прерван, а в случае его пропуска по уважительной причине по исполнительным листам и судебным приказам восстановлен судом (ст. ст. 15, 16 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);

4) отказ судебного пристава‑исполнителя в возбуждении исполнительного производства или уклонение от такового по истечении установленного законом трехдневного срока для вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства (ст. ст. 9, 10 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Распределение обязанностей по доказыванию. В соответствии со ст. 249 ГПК обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Исходя из этого, а также из общего правила распределения обязанностей по доказыванию (ст. 56 ГПК), предъявление взыскателем в службу судебных приставов исполнительного документа должен доказать взыскатель, а правомерность отказа в возбуждении исполнительного производства (несоответствие исполнительного документа требованиям, предусмотренным законом, истечение срока предъявления его к взысканию) – судебный пристав‑исполнитель.

Вышеуказанные обстоятельства устанавливаются с использованием следующих необходимых доказательств:

1) предъявление взыскателем в службу судебных приставов исполнительного документа:

• копия исполнительного документа;

• копия заявления взыскателя о возбуждении исполнительного производства;

• почтовые квитанции;

• книга учета исполнительных документов в территориальном подразделении службы судебных приставов. В соответствии с п. 2.1 Инструкции по организации работы с документами (по делопроизводству) при ведении исполнительных производств в подразделениях служб судебных приставов органов юстиции в субъектах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 3 августа 1999 г. №225[250], поступившие в подразделение судебных приставов исполнительные документы регистрируются делопроизводителем или лицом, отвечающим за регистрацию, в книге учета исполнительных документов;

• копия постановления судебного пристава‑исполнителя об отказе в принятии к исполнению исполнительного документа и его возвращении. В силу ст. 10 Федерального закона «Об исполнительном производстве» об отказе в принятии к исполнению исполнительного документа и его возвращении судебный пристав‑исполнитель выносит соответствующее постановление, копию которого направляет взыскателю, в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ;

• иные доказательства (включая показания лиц, присутствовавших при предъявлении взыскателем исполнительного документа в службу судебных приставов), свидетельствующие о предъявлении к взысканию надлежаще оформленного исполнительного документа;

2) отказ судебного пристава‑исполнителя в возбуждении исполнительного производства:

• копия постановления судебного пристава‑исполнителя об отказе в принятии к исполнению исполнительного документа и его возвращении;

3) правомерность отказа в возбуждении исполнительного производства:

• копия исполнительного документа;

• иные доказательства, свидетельствующие о правомерности отказа в возбуждении исполнительного производства.

 

1. 2. Дела об обращении взыскания на денежные средства должника‑организации

 

В соответствии со ст. ст. 45, 46 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №119‑ФЗ «Об исполнительном производстве» одной из мер принудительного исполнения является обращение взыскания на денежные средства должника, в том числе находящиеся в банках и иных кредитных организациях. При этом на денежные средства взыскание обращается в первую очередь.

При применении указанных норм следует иметь в виду, что взыскание по долгам учреждений, финансируемых из федерального бюджета, может быть обращено на денежные средства исключительно в пределах целевых назначений в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ. Исполнительные листы по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, направляются в Министерство финансов РФ для исполнения им в порядке, установленном Правительством РФ[251]. Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, а также по взысканию средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, подлежащим исполнению за счет средств федерального бюджета с лицевых счетов, открытых в органах федерального казначейства, службой судебных приставов не производится (ст. ст. 133–135 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. №186‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год»[252]). Взыскание на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета с лицевых счетов, открытых в органах федерального казначейства, производится органами федерального казначейства[253].

Приведенные нормы приняты в развитие норм Бюджетного кодекса РФ об адресности и целевом характере бюджетных средств (ст. ст. 38, 70).

Обращение взыскания на денежные средства должника‑организации получателя средств федерального бюджета в нарушение указанных правил может быть оспорено должником в суде (ст. 90 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Предмет доказывания:

• наличие оснований для применения мер принудительного исполнения (ст. 44 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);

• возбуждение исполнительного производства. Судебная практика исходит из того, что совершение исполнительных действий не допускается без возбуждения исполнительного производства;

• истечение срока, установленного судебным приставом‑исполнителем для добровольного исполнения исполнительного документа;

• неисполнение должником исполнительного документа в указанный срок;

• обращение взыскания на денежные средства должника‑организации (ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);

• источники финансирования организации‑должника (ст. ст. 133 135 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год»);

• правовой режим денежных средств, на которые обращено взыскание, имея в виду их целевое назначение (ст. ст. 133 135 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год»).

Распределение обязанностей по доказыванию. В соответствии со ст. 249 ГПК обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Исходя из этого, а также из общего правила распределения обязанностей по доказыванию (ст. 56 ГПК), обращение взыскания на денежные средства, их правовой режим и источники собственного финансирования должен доказать должник, а правомерность обращения на них взыскания (наличие оснований для применения такой меры принудительного исполнения) – судебный пристав‑исполнитель.

Необходимые доказательства:

1) возбуждение исполнительного производства:

• копия постановления о возбуждении исполнительного производства;

2) обращение взыскания на денежные средства должника‑организации:

• справка налогового органа о счетах организации‑должника в банках;

• копия инкассового поручения;

• копия постановления о наложении ареста;

• копия акта описи и ареста;

3) источники финансирования организации‑должника:

• учредительные документы организации‑должника;

• смета доходов и расходов организации‑должника и т. д.;

4) правовой режим денежных средств, на которые обращено взыскание:

• смета доходов и расходов организации‑должника;

• справка обслуживающего банка и т. д.

 

1. 3. Дела об обращении взыскания на имущество должников‑организаций

 

В соответствии со ст. ст. 45, 46 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №119‑ФЗ «Об исполнительном производстве» одной из мер принудительного исполнения является обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации.

Обращение взыскания на имущество должника‑организации производится в случае отсутствия у него денежных средств, достаточных для погашения задолженности. Взыскание может быть обращено на имущество, принадлежащее организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления, за исключением имущества, изъятого из оборота либо ограничиваемого в нем, имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждениями, а также имущества религиозных организаций богослужебного назначения (ст. ст. 46, 58 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ст. ст. 56, 120, 298 ГК РФ, ст. 21 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. №125‑ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»[254])[255]. При этом Федеральный закон «Об исполнительном производстве» устанавливает очередность обращения взыскания на имущество должника‑организации (ст. 59) и предусматривает, что в случае ареста принадлежащего должнику‑организации имущества третьей очереди о произведенном аресте имущества судебный пристав‑исполнитель уведомляет государственный орган по делам о несостоятельности (банкротстве), а в случае осуществления последним действий по возбуждению в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) организации‑должника исполнение исполнительного документа отсрочивается (ст. 60).

Предмет доказывания:

1) наличие оснований для применения мер принудительного исполнения (ст. 44 Федерального закона «Об исполнительном производстве»):

• возбуждение исполнительного производства. Судебная практика исходит из того, что совершение исполнительных действий не допускается без возбуждения исполнительного производства;

• истечение срока, установленного судебным приставом‑исполнителем для добровольного исполнения исполнительного документа[256];

• неисполнение должником исполнительного документа в указанный срок;

2) обращение взыскания на спорное имущество (ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);

3) соблюдение установленного порядка обращения взыскания на спорное имущество:

• отсутствие у должника‑организации денежных средств, достаточных для погашения задолженности по исполнительному документу (ст. ст. 46, 58 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);

• принадлежность спорного имущества должнику‑организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 58 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);

• относимость спорного имущества к имуществу, на которое не может быть обращено взыскание (ст. 58 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). При установлении данного факта следует исходить из основных видов деятельности организации‑должника и степени участия спорного имущества в его производственной (непроизводственной) деятельности[257];

• соблюдение очередности обращения взыскания на имущество должника‑организации (ст. 59 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);

• уведомление судебным приставом‑исполнителем о произведенном аресте имущества третьей очереди государственного органа по делам о несостоятельности (ст. 60 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);

• уведомление государственным органом по делам о несостоятельности судебного пристава‑исполнителя об осуществлении действий по возбуждению в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) организации‑должника (ст. 60 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);

• вынесение судебным приставом‑исполнителем постановления о наложении ареста на имущество должника (ст. ст. 51, 88 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);

• опись спорного имущества (ст. 51 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Распределение обязанностей по доказыванию. В соответствии со ст. 249 ГПК обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Исходя из этого, а также из общего правила распределения обязанностей по доказыванию (ст. 56 ГПК), обращение взыскания на спорное имущество должен доказать должник, а правомерность обращения взыскания на него (наличие оснований для применения такой меры принудительного исполнения) – судебный пристав‑исполнитель. Должник, ссылающийся на относимость спорного имущества к имуществу, на которое не может быть обращено взыскание, должен доказать данное обстоятельство.

Необходимые доказательства[258]:

1) возбуждение исполнительного производства:

• копия постановления о возбуждении исполнительного производства;

2) обращение взыскания на спорное имущество:

• копия постановления о наложении ареста;

• копия акта описи и ареста;

• копия постановления судебного пристава‑исполнителя о назначении специалиста для оценки спорного имущества;

• копия постановления судебного пристава‑исполнителя о передаче спорного имущества на реализацию (если спорное имущество подлежит продаже с торгов – копия заявки на проведение торгов);

• другие доказательства, подтверждающие обращение взыскания;

3) соблюдение установленного порядка обращения взыскания на спорное имущество:

• справка налогового органа о счетах организации‑должника в банках[259];

• инкассовые поручения с отметкой банка о полном или частичном неисполнении требований исполнительного документа в связи с отсутствием на счетах у должника‑организации денежных средств, достаточных для погашения задолженности по исполнительному документу;

• справки банков об отсутствии на счетах у должника‑организации денежных средств, достаточных для погашения задолженности по исполнительному документу;

• акты об отсутствии наличных денежных средств;

• копия бухгалтерского баланса организации‑должника на последнюю отчетную дату на момент обращения взыскания на спорное имущество;

• инвентаризационная ведомость, карточки учета основных средств, договоры купли‑продажи, поставки, акты приема‑передачи и другие доказательства принадлежности спорного имущества организации‑должнику;

• копии уведомительного письма судебного пристава‑исполнителя об аресте спорного имущества в адрес государственного органа по делам о несостоятельности и письма последнего об осуществлении им действий по возбуждению в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) организации‑должника или отсутствии оснований к этому[260];

• копия определения арбитражного суда о введении в отношении организации‑должника процедуры наблюдения;

• копия постановления о наложении ареста;

• копия акта описи и ареста.

 

1. 4. Дела об обращении взыскания на имущество должников‑граждан

 

В соответствии со ст. ст. 45, 46 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №119‑ФЗ «Об исполнительном производстве» одной из мер принудительного исполнения является обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации.

Обращение взыскания на имущество должника‑гражданина производится в случае отсутствия у него денежных средств, достаточных для погашения задолженности, а также заработка, если взыскание не превышает двух МРОТ. Взыскание может быть обращено на имущество, принадлежащее гражданину на праве собственности (ст. ст. 46, 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ст. 24 ГК РФ). При этом Федеральный закон «Об исполнительном производстве» устанавливает, что при исполнении исполнительных документов в отношении граждан не может быть обращено взыскание на имущество, указанное в Перечне видов имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам (ст. 50). Такой перечень приведен в ст. 446 ГПК[261].

Предмет доказывания:

1) наличие оснований для применения мер принудительного исполнения (ст. 44 Федерального закона «Об исполнительном производстве»):

• возбуждение исполнительного производства. Судебная практика исходит из того, что совершение исполнительных действий не допускается без возбуждения исполнительного производства;

• истечение срока, установленного судебным приставом‑исполнителем для добровольного исполнения исполнительного документа[262];

• неисполнение должником исполнительного документа в указанный срок;

2) обращение взыскания на спорное имущество (ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);

3) соблюдение установленного порядка обращения взыскания на спорное имущество:

• отсутствие у должника‑гражданина денежных средств, достаточных для погашения задолженности по исполнительному документу (ст. ст. 46, 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);

• принадлежность спорного имущества должнику‑гражданину на праве собственности (ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ст. 24 ГК РФ);

• относимость спорного имущества к имуществу, на которое не может быть обращено взыскание (ст. 50 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ст. 446 ГПК);

• вынесение судебным приставом‑исполнителем постановления о наложении ареста на имущество должника (ст. ст. 51, 88 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);

• опись спорного имущества (ст. 51 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Распределение обязанностей по доказыванию. В соответствии со ст. 249 ГПК обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Исходя из этого, а также общего правила распределения обязанностей по доказыванию (ст. 56 ГПК), обращение взыскания на спорное имущество должен доказать должник, а правомерность обращения взыскания на него (наличие оснований для применения такой меры принудительного исполнения) – судебный пристав‑исполнитель. Должник, ссылающийся на относимость спорного имущества к имуществу, на которое не может быть обращено взыскание, должен доказать данное обстоятельство.

Необходимые доказательства[263]:

1) возбуждение исполнительного производства:

• копия постановления о возбуждении исполнительного производства;

2) обращение взыскания на спорное имущество:

• копия постановления о наложении ареста;

• копия акта описи и ареста;

• копия постановления судебного пристава‑исполнителя о назначении специалиста для оценки спорного имущества;

• копия постановления судебного пристава‑исполнителя о передаче спорного имущества на реализацию (если спорное имущество подлежит продаже с торгов – копия заявки на проведение торгов) и т. д.;

3) соблюдение установленного порядка обращения взыскания на спорное имущество:

• акты об отсутствии наличных денежных средств;

• копия постановления о наложении ареста на спорное имущество;

• копия акта описи и ареста спорного имущества;

4) относимость спорного имущества к имуществу, на которое не может быть обращено взыскание:

• объяснения гражданина‑должника;

• свидетельские показания относительно целевого использования спорного имущества;

• выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, справка БТИ о принадлежности гражданину‑должнику недвижимого имущества;

• справка о регистрации гражданина‑должника по месту жительства;

• трудовая книжка гражданина‑должника;

• справка о составе семьи гражданина‑должника;

• копии свидетельств о заключении брака и рождении детей;

• удостоверение инвалида и т. д.

 

1. 5. Дела об оспаривании действий судебного пристава‑исполнителя в ходе осуществления неимущественных взысканий [264]

 

В соответствии со ст. 73 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №119‑ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения должником исполнительного документа неимущественного характера в срок, установленный для его добровольного исполнения:

• если исполнение исполнительного документа возможно без участия должника, – судебный пристав‑исполнитель организует принудительное исполнение с взысканием с должника расходов по совершению исполнительных действий в трехкратном размере от фактически произведенных;

• если исполнение исполнительного документа невозможно без участия должника, – судебный пристав‑исполнитель применяет к должнику штраф в размере до 200 МРОТ и назначает ему новый срок для исполнения. При повторном и каждом последующем неисполнении требований исполнительного документа без уважительных причин размер штрафа каждый раз удваивается (ст. 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

В случае невозможности исполнения исполнительного документа судебный пристав‑исполнитель выносит постановление о возвращении исполнительного документа в суд или другой орган, его выдавший (ст. 73 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Предмет доказывания:

1) наличие оснований для применения мер принудительного исполнения (ст. 44 Федерального закона «Об исполнительном производстве»):

• возбуждение исполнительного производства. Судебная практика исходит из того, что совершение исполнительных действий не допускается без возбуждения исполнительного производства;

• истечение срока, установленного судебным приставом‑исполнителем для добровольного исполнения исполнительного документа[265];

• неисполнение должником исполнительного документа в указанный срок;

2) отсутствие уважительных причин неисполнения должником исполнительного документа в срок для добровольного исполнения (если речь идет о применении штрафных санкций) (ст. ст. 73, 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве);

3) фактическое исполнение исполнительного документа должником или судебным приставом‑исполнителем (ст. ст. 27, 73 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Под фактическим исполнением исполнительного документа неимущественного характера следует, в частности, понимать:

• по делам о восстановлении на работе: а) аннулирование работодателем своего незаконного приказа (распоряжения, иного решения) об увольнении или переводе работника; б) фактический допуск работника к исполнению своих прежних трудовых обязанностей (ст. 73 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);

• по делам о вселении: а) обеспечение беспрепятственного входа взыскателя в жилое помещение и проживания в нем; б) разъяснение должнику его обязанности не чинить взыскателю препятствий в проживании (ст. 76 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);

• по делам о выселении: а) освобождение жилого помещения от должника (выселяемого), его имущества и домашних животных; б) запрещение должнику пользоваться жилым помещением (ст. 75 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);

• по делам об обязании зарегистрировать по месту жительства: регистрация гражданина (взыскателя) по месту жительства;

• по делам о предоставлении жилого помещения: а) издание должником распоряжения (иного решения) о предоставлении взыскателю жилого помещения; б) выдача должником взыскателю правоустанавливающего документа на жилое помещение; в) фактическая передача взыскателю жилого помещения (ст. 73 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);

• по делам о сносе самовольно возведенного строения: фактический снос такого строения (ст. 73 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);

4) размер фактически произведенных расходов по совершению исполнительных действий (если речь идет об исполнении без участия должника) (ст. 73 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Распределение обязанностей по доказыванию. В соответствии со ст. 249 ГПК обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Исходя из этого, а также общего правила распределения обязанностей по доказыванию (ст. 56 ГПК), обязанность доказать фактическое исполнение исполнительного документа возлагается на судебного пристава‑исполнителя и должника, наличие оснований для применения мер принудительного исполнения, а также размер фактически произведенных расходов – на судебного пристава‑исполнителя. Должник, ссылающийся на уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок для добровольного исполнения, должен доказать наличие таких причин. Взыскатель, ссылающийся на ненадлежащее исполнение исполнительного документа судебным приставом‑исполнителем и должником, вправе доказать это.

Необходимые доказательства[266]:

1) возбуждение исполнительного производства:

• копия постановления о возбуждении исполнительного производства;

2) наличие уважительных причин неисполнения:

• медицинские документы о болезни гражданина‑должника;

• документы об отсутствии у должника необходимых средств к исполнению исполнительного документа и т. д.;

3) фактическое исполнение исполнительного документа:

• копия приказа работодателя‑должника об аннулировании ранее изданного приказа (распоряжения, иного решения) об увольнении или переводе работника;

• трудовая книжка работника‑взыскателя с исправленной записью о его увольнении (переводе);

• акт о фактическом допуске работника к исполнению трудовых обязанностей;

• акт о вселении;

• акт о выселении;

• паспорт с отметкой о регистрации гражданина по месту жительства;

• регистрационно‑учетная карточка по месту жительства;

• копия решения о предоставлении жилого помещения;

• расписка гражданина в получении правоустанавливающего документа на жилое помещение;

• акт приема‑передачи жилого помещения;

• акт о сносе строения;

4) неисполнение исполнительного документа:

• акт о неисполнении.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.