РАЗДЕЛ 6. Систематика и география млекопитающих — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

РАЗДЕЛ 6. Систематика и география млекопитающих

2018-01-07 335
РАЗДЕЛ 6. Систематика и география млекопитающих 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 19. История систематики млекопитающих в России. Класс Млекопитающие. Однопроходные, сумчатые и плацентарные.

Работы Палласа, Стеллера, Миддендорфа, Брандта, Эверсманна, Сатунина, Огнева и др.. Основные школы систематики млекопитающих в России и СССР. Млекопитающие: основные особенности, представления о происхождении, особенностях биологии, экологии, географического распространения. Таксономические признаки. Строение черепа и зубной системы. Особенности и распространение однопроходных и сумчатых.

Задания для самостоятельной работы (10 часов):

1. Ознакомиться с рекомендуемой литературой по данной теме раздела.

2. Подготовить реферат на предложенную тему.

Тема 20. Систематика современных плацентарных млекопитающих. Положение в системе класса, особенности строения, биологии, экологии, современное географическое распространение.Млекопитающие, не обитающие в пределах бывшего СССР. Обзор отрядов. Краткий обзор основных семейств, не представленных в пределах бывшего СССР, для отрядов, представленных в его пределах.

Задания для самостоятельной работы (10 часов):

1. Ознакомиться с рекомендуемой литературой по данной теме раздела.

2. Подготовить реферат на предложенную тему.

Тема 21.. Отряды Насекомоядные, Рукокрылые, Хищные. Общий обзор, характеристика и состав семейств. Основные определительные признаки. Особенности географического распространения в пределах бывшего СССР.

Задания для самостоятельной работы (10 часов):

1. Ознакомиться с рекомендуемой литературой по данной теме раздела.

2. Подготовить реферат на предложенную тему.

Тема 22. Отряды Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Мозоленогие. Альтернативные взгляды на положение ластоногих в системе.Общий обзор, характеристика и состав семейств. Основные определительные признаки. Особенности географического распространения в пределах бывшего СССР. Современные и вымершие виды и формы копытных в пределах бывшего СССР.

Задания для самостоятельной работы (10 часов):

1. Ознакомиться с рекомендуемой литературой по данной теме раздела.

2. Подготовить реферат на предложенную тему.

Тема 23. Отряды Зайцеобразные и Грызуны. Общие черты и различия. Проблемы происхождения и родства. Общий обзор, характеристика и состав семейств. Основные определительные признаки. Проблемы систематики грызунов на разных таксономических уровнях. Особенности географического распространения в пределах бывшего СССР.

Задания для самостоятельной работы (10 часов):

1. Ознакомиться с рекомендуемой литературой по данной теме раздела.

2. Подготовить реферат на предложенную тему.

 

VIII. Перечень компетенций, формируемых в результате освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины определяются общенаучными и профессиональными компетенциями –

общенаучные: обладание знаниями о предмете и объектах изучения, методах исследования, современных концепциях, достижениях и ограничениях естественных наук: физики, химии, биологии, наук о земле и человеке, экологии; владение основами методологии научного познания различных уровней организации материи, пространства и времени; умение, используя междисциплинарные системные связи наук, самостоятельно выделять и решать основные мировоззренческие и методологические естественнонаучные и социальные проблемы с целью планирования устойчивого развития (ОНК-1, частично);

профессиональные: владение методологией и методами исследования ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер, способность использовать базовые географические знания об общем землеведении, геоморфологии с основами геологии, климатологии с основами метеорологии, гидрологии, экологии с основами биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведении для решения исследовательских и научно-прикладных профессиональных задач (ПК-1, частично).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать –

· основные задачи современной систематики,

· систематику животных,

· этапы ее развития,

· понятия и категории,

· общую классификацию животных,

· современные филогенетические системы,

· особенности биологии и экологии основных таксонов наземных позвоночных животных.

уметь –

· оперировать основными таксономическими терминами,

· оценивать состояние и динамику биоразнообразия,

· прогнозировать изменение разнообразия под воздействием различных природных и антропогенных факторов в различных географических условиях,

· давать сравнительную характеристику таксонов,

· представлять пути развития разных групп наземных позвоночных,

· их филогенетические связи и распространение на планете,

· оценивать их роль в биоценозах и значение для человека.

владеть –

· основными навыками изучения,

· методами описания и определения наземных позвоночных животных,

· владеть основными понятиями и категориями систематики животных.

IX. Используемые образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии

В процессе преподавания дисциплины «Разнообразие организмов: систематика животных» применяются следующие виды образовательных технологий: лекционно-семинарско-зачетная система обучения, самостоятельная работа студентов по выполнению индивидуальных заданий и определению животных из коллекции кафедры, система промежуточного контроля и экзаменационной проверки. При чтении данного курса применяются такие виды лекций, как вводная, обзорная, проблемная, лекция-визуализация. Для практического освоения навыков определения животных различных систематических групп применяются тематические практические работы, а также совместное обсуждение современной научной литературы по теме курса. Их содержание определяется преподавателем на основе темпов усвоения основного учебного материала и позволяет корректировать изучение наиболее сложных тем. Тематическое содержание проводимых практических работ опирается на содержание лекционной части курса и соответствует темпам прохождения её студентами. При проведении практических работ широко применяется работа с коллекцией животных имеющейся на кафедре, в зоологическом Музее МГУ, террариуме Московского Зоопарка, а также использование фото-коллекций, литературного (определители, атласы), демонстрационного и картографического материала (ареалы видов и родов животных). Практические работы проходят с использованием бинокулярных луп и микроскопов, в том числе самых современных, переводящих изображение в электронную форму.

X. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, оценочные средства контроля успеваемости и промежуточной аттестации

А. Учебно-методические рекомендации для обеспечения самостоятельной работы студентов.

Курс «Разнообразие организмов: систематика животных» относится к числу дисциплин, необходимых для знакомства студента с биологическим разнообразием беспозвоночных и позвоночных животных, ценотической ролью характерных представителей разных таксонов, их распространением и использованием. Знания, полученные в данном курсе, требуются для прохождения учебной специальной практики и освоения последующих курсов, в том числе «Биогеография России», «Биогеография зарубежных стран», «География и использование биологических ресурсов», а также для производственных практик и научно-исследовательских работ в области изучения фауны и животного населения различных регионов.

Б. Примерный список заданий для проведения текущей и промежуточной аттестации (темы для докладов, рефератов, презентаций и др. – по видам заданий).

1. Темы рефератов:

Раздел 1. "Систематика и география беспозвоночных животных"

1. Сравнение морфологического и молекулярно-генетического подходов к систематике простейших.

2. Обзор гипотез происхождения многоклеточных

3. Биология и поведение головоногих моллюсков.

4. Биоразнообразие наземных хелицеровых в Европейской части России.

5. Биоразнообразие иглокожих в морях России.

Раздел 2. "Систематика и география рыб"

Систематика и географическое распространение рыб разных групп. Примеры: «Особенности систематики акул и скатов». «Системы и распространение видов семейства Сиговые». «Миграции речного угря». Всего 10-12 тем.

Раздел 3. "Систематика и география земноводных и пресмыкающихся"

1. Составление определителя семейств земноводных и пресмыкающихся для Австралийской зоогеографической области,

2. Составление определителя семейств земноводных и пресмыкающихся для Эфиопской зоогеографической области,

3. Составление определителя семейств земноводных и пресмыкающихся для Неотропической зоогеографической области,

4. Составление определителя семейств земноводных и пресмыкающихся для Индо-Малайской зоогеографической области,

5. Составление определителя семейств земноводных и пресмыкающихся для Голарктической зоогеографической области.

 

Раздел 4. Систематика и география птиц.

Примеры: «Особенности систематики птиц отряда Пластинчатоклювые»; «Система и географическое распространение подотрядов отряда Ржанкообразные»; «Основные семейства отряда Воробьинообразные». И т.п. – 12-15 тем.

 

Раздел 5. Систематика и география млекопитающих.

Примеры: «Особенности систематики млекопитающих группы Копытные». «Система и географическое распространение подсемейств семейства Хомякообразные»; «Проблема видов-двойников в отряде Грызуны». И т.п. – 12-15 тем.

* В случае большого количества студентов возможно предложить дополнительные темы по подобластям названных областей.

В. Примерный список вопросов для проведения текущей и промежуточной аттестации.

Контрольные вопросы для текущего контроля

Раздел 1. Систематика и география беспозвоночных животных

1. Строение основных групп простейших.

2. Строение клетки у различных представителей одноклеточных

3. Типы морфологической организации коралловых полипов.

4. Разнообразие многощетинковых чер­вей.

5. Морфология головоногих моллюсков.

6. Как устроена выделительная система ресничных червей?

7. Принцип строения репродуктивной системы ленточных червей

8. Сходство и различия линяющих живот­ных (Ecdysozoa).

9. Отличия ротовых аппаратов наземных хелицеровых, ракообразных и насекомых

10.Гомология конечностей в разных группах Arthropoda

11.Разнообразие классов иглокожих.

 

Раздел 2. Систематика и география рыб

Рыбы разных систематических групп: распространение, ареалы, особенности экологии. Примеры: «Систематика и географическое распространение рыб семейства осетровых» (семейства Щуковых, сем. Сиговых и т.п.). Не менее 15 заданий.

 

Раздел 3. Систематика земноводных и пресмыкающихся

1. Определение нескольких видов хвостатых земноводных герпетофауны бывшего СНГ (из коллекции кафедры).

2. Определение нескольких видов бесхвостых земноводных герпетофауны бывшего СНГ (из коллекции кафедры).

3. Определение нескольких видов змей герпетофауны бывшего СНГ (из коллекции кафедры).

4. Определение нескольких видов ящериц герпетофауны бывшего СНГ (из коллекции кафедры).

5. Принципы и особенности систематики животных. Систематика, таксономия и филогенетика, их соотношение. Основные понятия и критерии таксономии земноводных.

6. Принципы и особенности систематики животных. Систематика, таксономия и филогенетика, их соотношение. Основные понятия и критерии таксономии пресмыкающихся.

7. Класс Земноводных. Общая характеристика. Особенности биологии, экологии, географическое распространение.

8. Класс Пресмыкающихся. Общая характеристика. Особенности биологии, экологии, географическое распространение.

9. Система отрядов земноводных. Общая характеристика и основные семейства.

10. Система отрядов Черепахи и Крокодилы и подотрядов Ящерицы и Змеи. Общая характеристика и основные семейства.

11. Характер распространения земноводных по земному шару.

12. Характер распространения и пресмыкающихся по земному шару.

13. Определение нескольких видов хвостатых земноводных, бесхвостых земноводных, змей, ящериц герпетофауны бывшего СССР (из коллекции кафедры). Не менее 12 заданий.

 

Раздел 4. Систематика и география птиц

14. Птицы разных систематических групп: распространение, ареалы, особенности экологии. Примеры: «Систематика и географическое распространение птиц отряда Буревестникообразные» (отрядов Пингвины, Ржанкообразные и т.п.). Определение птиц разных систематических групп (из коллекции кафедры). Не менее 15 заданий.

 

Раздел 5. Систематика и география млекопитающих

15. Млекопитающие разных систематических групп: распространение, ареалы, особенности экологии. Примеры: «Систематика и географическое распространение млекопитающих отряда Хищные» (отрядов Зайцеобразные, Парнокопытные и т.п.). Определение млекопитающих разных систематических групп (из коллекции кафедры). Не менее 15 заданий.

Вопросы к экзамену:

1. Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика. Особенности биологии, экологии, географическое распространение.

2. Система отрядов пресмыкающихся. Общая характеристика и основные семейства отр. Черепахи.

3. Система отрядов пресмыкающихся. Общая характеристика и основные семейства отр. Крокодилы.

4. Система отрядов пресмыкающихся. Общая характеристика и основные семейства подотряда Ящерицы.

5. Система отрядов пресмыкающихся. Общая характеристика и основные семейства подотряда Змеи.

6. Характер распространения земноводных по земному шару.

7. Характер распространения и пресмыкающихся по земному шару.

2. История создания систематики птиц. Специфика систематики птиц.

3. Класс Птицы: основные особенности, происхождение, особенности биологии, экологии, географического распространения.

4. Представления о происхождении птиц. Подклассы Ящерохвостые и Веерохвостые птицы, их особенности.

5. Систематика современных птиц: Положение в системе класса, особенности строения, биологии, экологии, современное географическое распространение:

6. Надотряд Пингвинообразные, или Плавающие птицы.

7. Надотряд Неогнаты (Новонебные) или типичные птицы

8. Группа Бескилевые птицы. Современные отряды, план строения, сходство и отличия.

9. Группа Водные птицы. Отряды Гагарообразные, Поганкообразные, Буревестникообразные, Пеликанообразные. Систематика, сходство и отличия, особенности каждого отряда.

 

Вопросы к зачету:

1. Макросистема животных.

2. Основные группы простейших.

3. Споровики: строение, основные группы.

4. Общая характеристика ресничных простейших.

5. Гипотезы происхождения многоклеточных

6. Анатомическое строение губок.

7. Строение и развитие коралловых полипов.

8. Общая характеристика и жизненный цикл гидроидных.

9. Общая характеристика многощетинковых чер­вей.

10. Биология и экология олигохет.

11. Общая характеристика моллюсков.

12. Строение брюхоногих моллюсков; представители.

13. Общая характеристика и биология головоногих моллюсков.

14. Строение и развитие ресничных червей.

15. Общая характеристика ленточных червей.

16. Общая характеристика линяющих живот­ных (Ecdysozoa).

17. Организация наземных хелицеровых.

18. Общая характеристика и развитие ракообразных.

19. Общая характеристика насекомых с неполным превращением.

20. Общая характеристика насекомых с полным превращением.

21. Эволюция и морфология ротовых аппаратов насекомых.

22. Гомология конечностей в разных группах Arthropoda

23. Приспособления членистоногих к жизни на суше.

24. Организация и биология круглых червей.

25. Общая характеристика иглокожих.

26. Круглоротые. Миноги. Общий обзор. Распространение в российских водах.

27. Хрящевые рыбы. Акулы, скаты. Черты первичной примитивности.

28. Костные рыбы. Кистеперые и Двоякодышащие. Ныне живущие, особенности их образа жизни, распространение.

29. Осетрообразные. Эколого-биологические особенности осетровых рыб. Географическое распространение.

30. Лососеобразные. Семейство лососевые Краткая характеристика семейства. Типичные представители. Миграции. Географическое распространение.

31. Семейство Сиговые. Образ жизни. Типичные представители в российских водах. Распространение.

32. Угреобразные. Эколого-биологические особенности речного угря. Миграции.

33. Карпообразные. Семейство карповые. Род лещи. Эколого-биологические особенности. Географическое распространение в континентальных водоемах.

34. Род карпы. Эколого-биологические особенности. Распространение.

35. Окунеобразные. Семейство окуневые. Эколого-биологические особенности. Распространение в пресных водах.

36. Трескообразные. Семейство Налимовые. Образ жизни. Распространение.

37. Принципы и особенности систематики земноводных. Систематика, таксономия и филогенетика, их соотношение. Основные понятия и критерии таксономии земноводных.

38. Принципы и особенности систематики пресмыкающихся. Систематика, таксономия и филогенетика, их соотношение. Основные понятия и критерии таксономии пресмыкающихся.

39. Происхождение земноводных и пресмыкающихся на Земле.

40. Класс Земноводные. Общая характеристика. Особенности биологии, экологии, географическое распространение.

41. Система отрядов земноводных. Общая характеристика и основные семейства отр. Безногие земноводные.

42. Система отрядов земноводных. Общая характеристика и основные семейства отр. Хвостатые земноводные.

43. Система отрядов земноводных. Общая характеристика и основные семейства отр. Бесхвостые земноводные.

44. Группа Околоводные птицы. Отряды: Аистообразные, Гусеобразные, Ржанкообразные. Систематика, сходство и отличия, особенности каждого отряда.

45. Отряд Хищные птицы. Общие характеристики и представления о систематике отряда, особенности.

46. Отряд Гусеобразные. Общие характеристики и представления о систематике отряда, особенности.

47. Отряд Курообразные. Общие характеристики и представления о систематике отряда, особенности.

48. Отряд Журавлеобразные. Общие характеристики и представления о систематике отряда, особенности.

49. Отряд Ржанкообразные. Общие характеристики и представления о систематике отряда, особенности.

50. Отряд Голубеобразные. Общие характеристики и представления о систематике отряда, особенности.

51. Отряд Попугаеобразные. Общие характеристики и представления о систематике отряда, особенности.

52. Отряд Кукушкообразные. Общие характеристики и представления о систематике отряда, особенности.

53. Отряд. Козодоеобразные и Стрижеобразные. Общие характеристики и представления о систематике отряда, особенности.

54. Отряд Ракшеобразные и Дятлообразные. Общие характеристики и представления о систематике отряда, особенности.

55. Отряд. Воробьинообразные. Общие характеристики и представления о систематике отряда, особенности.

56. Примитивные Воробьинообразные. Общая характеристика, представления о систематике и географическом распространении.

57. Семейства, обитающие в Евразии (на примере отдельных представителей разных родов и видов).

58. Ласточковые, Вороновые, Синицевые, Дроздовые, Славковые, Трясогузковые, Ткачиковые, Вьюрковые.

59. Класс Млекопитающих. Общая характеристика. Особенности биологии, экологии, географическое распространение плацентарных млекопитающих.

60. Однопроходные и сумчатые млекопитающие. Их особенности и распространение.

61. Принципы определения плацентарных млекопитающих и таксономические признаки. Примеры противоречий в системе.

62. Отряд Насекомоядные. Общий обзор, характеристика семейств, родов и отдельных видов.

63. Отряд Рукокрылые. Общий обзор, характеристика семейств, отдельных родов.

64. Отряд Хищные. Общий обзор, характеристика семейств, родов и отдельных видов.

65. Отряды Ластоногие, Китообразные. Общий обзор, краткая характеристика семейств. Отдельные роды и виды (для Ластоногих).

66. Группа Копытные. Общий обзор, краткая характеристика отрядов и семейств. Современные и вымершие представители в пределах бывшего СССР.

67. Отряд Парнокопытные. Общий обзор, характеристика семейств, родов и отдельных видов.

68. Отряд Зайцеобразные. Общий обзор, характеристика семейств, родов и отдельных видов. Проблемы происхождения и родства с отрядом Грызуны.

69. Отряд Грызуны. Общий обзор, краткая характеристика групп и семейств.

70. Грызуны. Дикобразообразные грызуны. Семейства Дикобразовых и Нутриевых. Общий обзор, роды и виды в пределах бывшего СССР.

71. Грызуны. Белкообразные грызуны. Семейства Беличьих, Летяговых, Бобровых. Общий обзор, роды и отдельные виды в пределах бывшего СССР.

72. Грызуны. Мышеобразные грызуны. Семейства и проблемы системы на различных таксономических уровнях.

73. Мышеобразные грызуны. Семейства Слепышей, Соневых, Селевиниевых. Краткая характеристика родов и отдельных видов.

74. Мышеобразные грызуны. Семейства Мышовковых и Тушканчиковых. Проблемы систематики Тушканчиковых. Краткая характеристика родов.

75. Мышеобразные грызуны. Семейство Мышиных. Различные трактовки состава семейства. Краткая характеристика родов и отдельных видов.

76. Мышеобразные грызуны. Семейство Хомякообразных. Различные трактовки состава семейства. Краткая характеристика подсемейств.

77. Семейство Хомякообразных. Подсемейства Цокоров, Песчанок, Хомяков. Различные трактовки статуса. Характеристика родов и отдельных видов.

78. Семейство Хомякообразных. Подсемейство Полевок. Различные трактовки статуса. Характеристика родов и отдельных видов.

 

ХI. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

А. Основная литература:

№ п/п Автор Название книги/ статьи Отв. ред. (для колл. работ) Место изда-ния Издательство Год изда-ния Название журнала (сборника) Том (выпуск) журнала / сборника Номер журнала
  Ю.С. Решетников(ред.). Атлас пресноводных рыб России: в 2 т.   М. Наука        
  Вестхайде В., Ригер Р. (ред.) Зоология беспозвоночных в 2 томах.   М. КМК        
  Даниленко А.К. Систематика птиц: Учебное пособие.   М. Изд-во Моск. ун-та        
  Дунаев Е.А., В.Ф. Орлова В.Ф.. Земноводные и пресмыкающиеся России. Атлас-определитель   М. Фитон+        
    Жизнь животных. В 7-ми томах. Т. 5. Земноводные и пресмыкающиеся Гл. ред. В.Е. Соколов. М., Л. Просвещение        
    Жизнь животных: В 8 т. Т.4. Рыбы. Под ред. Т.С. Раса. М Просвещение        
  Микулин А.Е. Зоогеография рыб   М. ВНИРО        
  Микулин А.Е., Котенев Б.Н. Атлас распространения рыбообразных и рыб   М ВНИРО 2007      
  Никольский Г.В. Частная ихтиология.   М. Высшая школа        
  Павлинов И.Я. Классификация современных млекопитающих.   М. изд-во МГУ        
  Павлинов И.Я., Крускоп С.В., Варшавский А.А., Борисенко А.В. Наземные звери России: справочник-определитель.   М. изд-во КМК        

 

Б. Дополнительная литература:

№ п/п Автор Название книги/ статьи Отв. ред. (для колл. работ) Место изда-ния Издательство Год изда-ния Название журнала (сборника) Том (выпуск) журнала / сборника Номер журнала
  Ананьева Н.Б., Орлов Н.Л., Халиков Р.Г., Даревский И.С., Рябов С.А., Барабанов А.В. Атлас Пресмыкающихся Северной Евразии (таксономическое разнообразие, географическое распространение и природоохранный статус).   Санкт-Петербург. Зоологический институт        
  Бакиев А.Г., Кривошеев В.А., Файзулин А.И. Низшие наземные позвоночные (земноводные, пресмыкающиеся) Самарской и Ульяновской областей: Методическое пособие для студентов.   Ульяновск УлдГУ        
  Бобринский Н.А., Кузнецов Б.А., Кузякин А.П. Определитель млекопитающих СССР.   М. Изд-во «Просвещение        
  Воронов А.Г., Дроздов Н.Н., Мяло Е.Г. Биогеография с основами экологии.   М. МГУ        
  Гладков Н.А., Дементьев Г.П., Птушенко Е.С., Судиловская А.М.. Определитель птиц СССР.   М. Высшая школа        
  Вершинин В.Л. Амфибии и рептилии Урала   Екатеринбург УрО РАН        
  Виноградов Б.С., Громов И.М. Грызуны фауны СССР   М.-Л. Изд-во АН СССР        
  Громов И.М., Гуреев А.А., Новиков Г.А. Млекопитающие фауны СССР. тт. I-II.   М.-Л. Изд-во АН СССР        
  Дарлингтон Ф. Зоогеография.   М. Прогресс        
  Дунаев Е.А. Разнообразие земноводных   М. Изд-во МГУ        
  Дунаев Е.А., Орлова В.Ф. Разнообразие змей (по материалам экспозиции зоологического музея МГУ).   М. Изд-во МГУ        
  Карташов Н.Н.. Систематика птиц. Учебное пособие для университетов.   Л. Высшая школа        
  Кузьмин С.Л. Земноводные бывшего СССР.   М. КМК.        
  Кузьмин С.Л., Маслова И.В. Земноводные российского Дальнего Востока   М. КМК.        
  Кузьмин С.Л., Семенов Д.В. Конспект фауны земноводных и пресмыкающихся России.   М. Т-во научных изданий КМК        
  Кузякин А.П. Летучие мыши   М. Советская наука        
  Матекин П.В., Леонтьева О.А. Основы зоологии. Учебное пособие.   М. КДУ        
  Микулин А.Е. Зоогеография рыб   М. ВНИРО        
    Млекопитающие Советского Союза – тт. I-II под ред. В.Г. Гептнера и Н.П. Наумова М. Изд-во «Высшая школа» 1961, 1967      
  Новиков Г.Н. Хищные млекопитающие фауны СССР.   М.-Л. Изд-во АН СССР        
  Огнев С.И. Звери СССР и прилежащих стран (звери Восточной Европы и Северной Азии). тт. I-VII.   М.-Л.          
    Определитель земноводных и пресмыкающихся фауны СССР. Учеб. пособие для студентов биол. специальностей пед. ин-тов.   М. Просвещение,        
  Павлинов И.Я., Россолимо О.Л. Систематика млекопитающих СССР.- Труды Зоологического музея МГУ, т. 25.   М. Изд-во МГУ        
  Павлов А.В., Замалетдинов Р.И. Животный мир Татарстана. Амфибии и рептилии. Методы их изучения.   Казань          
    Пресмыкающиеся А.Г. Банников и др. М. Просвещение        
  Промптов А.Н. Птицы в природе.   Л. Учпедгиз        
    Птицы   М. Мир        
  Рупперт Э., Фокс Р., Барнс Р. Зоология беспозвоночных. В 4 томах.   М. Академия        
  Соколов В.Е. Систематика млекопитающих. тт. I-III   М. Изд-во «Высшая школа» 1973, 1977, 1979.      
  Темерева Е.Н. Программа лекционных и практических заня­тий по зоологии беспозвоночных для студентов незоологичес­ких специальностей.   М. КМК        
  Туниев Б.С., Орлов Н.Л., Ананьева Н.Б., Агасян А.Л. Змеи Кавказа   М. КМК        
  Хабибулин В.Ф. Земноводные и пресмыкающиеся Республики Башкортостан.   Уфа БашГУ        

 

В. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

· Систематизированный каталог информационных ресурсов Национальной стратегии и плана действий по сохранению биоразнообразия России. http://www.sci.aha.ru/biodiv/index/npd/htm

· Сохранение биоразнообразия в России. www.biodat.ru

· The World Wide Web Virtual Library. Sustainable Development: атлас “Биоразнообразие” (пособие по биоразнообразию для детей и министров) http://www.sci.aha.ru/biodiv/index/htm

 

XII. Материально-техническое обеспечение дисциплины

А. Специализированный кабинет для проведения занятий

Б. Компьютерный класс

В. Оборудование: мультимедийный проектор для показа презентаций, комплект микроскопов и бинокулярных луп.

Г. Коллекционный материал земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих,

Д. Набор специального оборудования (бинокуляры, кюветы, пинцеты, препаровальные иголки, лупы),

Е. Комплектация учебно-методической и научной литературы.

Разработчики:

Леонтьева О.А., с.н.с., к.б.н., доцент. Кафедра биогеографии географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

 

Гонгальский К.Б., н.с., к.б.н. Кафедра биогеографии географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

 

Солдатов М.С., с.н.с., к.г.н. Кафедра биогеографии географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

 

Корбут В.В., с.н.с., к.б.н. Кафедра биогеографии географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

 

Румянцев В.Ю., с.н.с., к.г.н. Кафедра биогеографии географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова


 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.119 с.