Тарифы в коммерческой деятельности грузовых автотранспортных предприятий. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тарифы в коммерческой деятельности грузовых автотранспортных предприятий.

2018-01-07 196
Тарифы в коммерческой деятельности грузовых автотранспортных предприятий. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Формирование и применение тарифов является одним из центральных вопросов коммерческой деятельности автотранспортного предприятия в рыночных условиях.

В ходе экономических реформ в России характер ценообразования на автомобильном транспорте изменился коренным образом. Ликвидация централизованного планирования и единых тарифных прейскурантов, фактический отказ государства от регулирования автотранспортных тарифов превратили эту сферу предпринимательства в рынок свободных цен. Единственным сектором грузовых перевозок, в котором уровень автотранспортных тарифов испытывает в настоящее время косвенное воздействие государственного регулирования, является доставка товаров, реализуемых торговлей по фиксированным или ограниченным ценам (хлеб, молочные продукты и пр.).

Ситуация нерегулируемых тарифов, в которой находятся грузовые автотранспортные предприятия, вопреки кажущейся простоте (полная свобода назначения цены) на самом деле достаточно сложна. Практика показывает, что многие предприятия не могут разумно использовать свободу назначения цен на свои услуги и несут при этом неоправданные потери.

Для эффективной работы предприятия в условиях свободных цен необходимы наличие сбалансированной тарифной политики, постоянная работа по корректировке тарифов и рациональное применение действующей на предприятии тарифной системы в отношении конкретных грузоотправителей с учетом их индивидуальных особенностей.

Тарифы грузового автомобильного транспорта представляют собой разновидность цен, а практика формирования и применения автотранспортных тарифов, безусловно, подчиняется общим закономерностям ценообразования в условиях рынка. Вместе с тем автотранспортные тарифы имеют и свои особенности. Главными следует считать следующие:

1) повышением или снижением уровня тарифа автомобильный перевозчик непосредственно и часто весьма существенно влияет на отпускную цену перевозимого груза и, следовательно, на рыночное положение потребителя своих услуг. Поэтому при формировании тарифа перевозчик должен рассматривать любую отправку не только с точки зрения транспортной технологии (размер отправки, характеристики грузового места, технологические требования к перевозке и т.д.), но и с коммерческой (текущая цена данного товара, конъюнктура на рынке, где он реализуется и т.д.) точки зрения;

2) условия, в которых АТП приходится принимать решения о построении и применении тарифов, чрезвычайно разнообразны. В рыночных условиях стоимость предоставления реальной автотранспортной услуги всегда зависит от множества независимых факторов. Поэтому общие рекомендации по схемам формирования и применения тарифов должны применяться только с учетом конкретных особенностей данного автотранспортного предприятия, грузоотправителя, населенного пункта и т.д.

Цена, установленная перевозчиком в рыночных условиях, оказывает противоречивое воздействие на рыночное положение (конкурентоспособность) предприятия. С одной стороны, цена определяет доходность деятельности АТП. Повышение цены на единицу реализуемых услуг увеличивает, при неизменном объеме деятельности, объем доходов предприятия. С другой стороны, цена определяет уровень спроса на услуги предприятия. Повышение цены в условиях конкуренции снижает количество потребителей, обращающихся к услугам предприятия, и, следовательно, уменьшает объем реализации услуг. Поиск наивыгоднейшего компромисса между двумя указанными тенденциями составляет основное содержание тарифной политики предприятия в условиях свободных цен.

Прежде чем говорить о формировании и реализации на практике тарифной политики АТП, рассмотрим общие предпосылки ее разработки. Для того чтобы автотранспортное предприятие могло вырабатывать и осуществлять на практике тарифно-ценовую политику, необходимо выполнение ряда условий.

Во-первых, руководство предприятия и его коммерческая служба должны четко сформулировать общие задачи АТП в отношении каждого сегмента рынка или вида деятельности (расширение объема реализуемых услуг, стабилизация, «снятие сливок» и т.д.). Если это не сделано, то нет и основы для постановки задач ценообразования и целенаправленной деятельности по формированию тарифов.

Во-вторых, предприятие должно иметь постоянно обновляемую информацию о ценах, предлагаемых потребителям конкурентами. При этом должна учитываться и межвидовая конкуренция. Коммерческая служба грузового АТП, в частности, должна знать не только об уровне цен на рынке автотранспортных услуг, но и о тарифах других видов транспорта, в первую очередь железнодорожного. Кроме того, коммерческая служба предприятия должна представлять себе возможную реакцию конкурентов и предприятий-партнеров на инициативное изменение тарифов данным автотранспортным предприятием.

В-третьих, на предприятии следует проводить постоянный анализ собственных издержек, связанных с различными видами перевозок и предоставлением потребителям неперевозочных услуг.

В-четвертых, предприятие должно располагать достаточной информацией о всех формальных требованиях и ограничениях, влияющих на назначение цен в тех или иных секторах рынка (законодательные акты, нормативно-правовые акты федерального уровня, уровня субъекта Федерации и т.д.).

Наконец, в-пятых, важно иметь представление об экономическом состоянии различных групп потребителей и даже отдельных крупных клиентов АТП, иметь сведения об их заинтересованности в тех или иных автотранспортных услугах, об их возможной реакции на то или иное изменение предприятием цен на свои услуги. Эта информация позволяет в конечном счете оценить фактическую платежеспособность потребителей.

На базе перечисленных предпосылок, в свою очередь, могут проводиться выработка и практическая реализация отдельных элементов тарифно-ценовой политики предприятия. Она включает:

1) выбор принципиальных подходов к ценообразованию на различных видах деятельности или секторах рынка предприятия в зависимости от задач, которые предприятие решает на этих секторах рынка;

2) выбор практических подходов и методик, применяемых для расчета тарифных ставок для различных видов услуг;

3) разработку тарифных схем для различных видов услуг;

4) разработку классификации услуг для обеспечения дифференцированного назначения цен;

5) разработку «тарифного стиля» предприятия;

6) обучение и инструктаж персонала, связанного с тарифно- ценовой работой. Наличие в практической деятельности предприятия перечисленных элементов дает основание говорить о том, что это предприятие вырабатывает определенную тарифно-ценовую политику и стремится к ее практическому осуществлению.

Все современные автотранспортные тарифы разделяют по следующим признакам:

По широте публикации на публикуемые и непубликуемые. К публикуемым относятся тарифы, информация о которых доступна всем возможным пользователям автотранспорта. Эти тарифы указываются в специальных справочниках-прейскурантах, в открытых печатных изданиях, в объявлениях, размещаемых на территориях АТП и посреднических организаций. Публикуемые тарифы служат основой для уторговывания, в результате которого применяются различные скидки и надбавки к ним. Непубликуемыми тарифами являются платы, установленные по договорённости между АТП потребителями их услуг и зафиксированные в соответствующих договорах.

Тарифы на автотранспортные услуги (АТУ) подразделяются на основные, исключительные, льготные, специальные.

Основными являются тарифы, которые применяются на все перевозки грузов и для каждой марки ПС. Они могут быть пониженными и повышенными против общих.

Исключительные тарифы устанавливаются с повышением или понижением против общих. Они применяются при перевозках конкретных грузов, либо на конкретных направлениях, либо в определённый период года.

Льготные − это, по существу, пониженные тарифы против общих, которые устанавливаются на перевозки только отдельных грузов, следующих в адрес определённых организаций исходя из общей экономической политики Правительства РФ по отношению к отдельным отраслям и регионам.

Специальные тарифы устанавливаются на специфические виды работ и операций, характерные только для одного вида транспорта.

По форме построения тарифы подразделяются на дифференциальные, пропорциональные, аккордные.

Дифференциальными называются тарифы, тарифные ставки которых за единицу транспортной продукции применяются в той или иной закономерности в зависимости от расстояния перевозки (обычно за 10 ткм) (железнодорожный транспорт);

Пропорциональные тарифы устанавливаются в виде единых ставок за единицу транспортной продукции (1 ткм) на всех расстояниях перевозки. В этом случае провозная плата за перевозку грузов возрастает прямо пропорционально расстоянию перевозки (автомобильный транспорт).

Аккордные устанавливаются в виде фиксированных ставок за перевозку грузов в конкретных корреспонденциях или за определенное расстояние перевозки (водный и авиационный транспорт).

Грузовые тарифы автомобильного транспорта подразделяются на сдельные, повременные, тарифы на перевозку грузов в междугородном и международном сообщении.

Сдельные тарифы на перевозку грузов являются основными видами тарифов, взимаются за фактическую массу грузов в соответствии с расстоянием перевозки и классом грузов. Класс груза определяется в зависимости от использования грузоподъемности подвижного состава.

Сдельные тарифы устанавливаются на перевозки вне зависимости от типа подвижного состава. Они применяются на перевозку всех грузов. В зависимости от степени использования грузоподъемности автомобиля сдельные тарифы подразделяются на четыре класса. С увеличением степени загрузки автомобиля тарифные ставки на перевозку грузов снижаются.

Повременные тарифы устанавливаются в случаях, когда сложно или невозможно учесть количество перевозимых грузов, расстояние перевозки. Повременные тарифы определяются за каждый час работы и за каждый километр пробега автомобиля в зависимости от его грузоподъемности.

Повременные тарифы устанавливаются в зависимости от грузоподъемности автомобиля и времени его работы за каждый час работы и километр сверх учтенного в тарифах пробега. Предоставляя заказчику право выбора типа подвижного состава, вполне обоснована дифференциация тарифов по его грузоподъемности, так как с ее увеличением возрастают и эксплуатационные расходы.

Уровень повременных тарифов устанавливается таким образом, чтобы использование подвижного состава обходилось дороже, чем при применении сдельных тарифов. Дело в том, что при применении повременной оплаты грузовые автомобили используются, как правило, очень иррационально, что в итоге сказывается на увеличении себестоимости перевозок. В пересчете на 10 т∙км себестоимость повременных перевозок примерно на 25% выше себестоимости сдельных перевозок.

По-километровые тарифы используются в тех случаях, когда по условиям работы автомобиля невозможно применять сдельные или повременные тарифы, например при холостом пробеге к месту работы и обратно. По-километровые тарифы дифференцируются в зависимости от грузоподъемности автомобиля, при следовании своим ходом для работы вне места его дислокации, либо несостоявшейся по вине заказчика перевозке, либо при оказании технической помощи, буксировке и ряде других случаев, которые должны оговариваться в контракте на перевозку.

Перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам регулируются субъектами РФ с учетом себестоимости перевозок и получения необходимой прибыли. Тарифы имеют территориальную дифференциацию путём введения поправочных коэффициентов для расчёта провозных плат в определённых работах.

Помимо тарифов за перевозки грузов на транспорте имеются тарифы на экспедиционные, погрузочно-разгрузочные и другие сопутствующие операции, если они не включены в тарифы на перевозку, которые применяются по согласованию сторон.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №318 тарифные ставки могут устанавливаться на тонну перевезённого груза, тонно-километр (т∙км), километр пробега, час работы автомобиля или комбинацию этих показателей. Выбор вида тарифа 102 (одноставочный или двухставочный) за тонну, тонно-километр определяется условиями перевозок грузов (эффективность использования ПС) и объёмом перевозок

Сдельные тарифы рекомендуется применять при хорошем использовании подвижного состава (ПС) по грузоподъёмности, пробегу, нарядном времени в целях повышения производительности труда, когда водитель и АТП заинтересованы, чтобы за смену делалось больше рейсов.

Одноставочный тариф за тонно-километр целесообразно применять, когда расстояние перевозки большое (более 50 км), при внутриобластных и междугородних перевозках.

Тариф за километр пробега рекомендуется применять, когда осуществляются не перевозки груза, а перемещение самих транспортных средств (подача, возврат, перегон для работы вне места постоянного пребывания, порожний пробег по объективным причинам). Иногда АТП применяют сдельный по-километровый тариф и при междугородних перевозках в целях упрощения расчётов с клиентурой.

Повременный тариф рекомендуется применять, когда затруднительно определить объемы перевозок грузов в условиях нестабильности грузопотоков, при перевозках мелких партий грузов, т.е. когда ПС плохо используется по пробегу, грузоподъёмности, имеет большие сверхнормативные простои под погрузкой-разгрузкой. Это обычно характерно для перевозок грузов торговли в городском и пригородном сообщении.

Повременный тариф может быть одноставочным − за авточас работы и двухставочным – за авточас работы и километр пробега. В повременных тарифах необходимо устанавливать минимальную плату за пользование.

Тарифы рекомендуется устанавливать для каждой марки ПС с учётом экономически обоснованных затрат на перевозки и планируемого уровня рентабельности и для удобства пользования свести их в таблицы. Выбор расчётной величины, базы и вида тарифов определяется конкретными условиями доставки грузов, объёмами перевозок, их регулярностью, постоянством технологических нормативов, возможностью стандартизации количественных и качественных характеристик транспортного процесса. Преимущества сдельного тарифа могут быть реализованы на массовых перевозках однородных грузов за счёт постоянно действующего стимула в получении коммерческой выгоды, при повышении производительности труда и снижении издержек по сравнению с улучшенным в расчёте тарифом.

Применение повременных тарифов обуславливается неопределённостью коммерческих характеристик перевозок, прежде всего, нестабильностью временных интервалов, в течение которых по условиям заказчика возможно производительное использование ПС.

В различных курсах экономики предприятия обсуждается целый ряд теоретических положений, позволяющих обосновывать стратегию и тактику определения цен на услуги предприятия в различных условиях. Практическое применение этих положений, однако, оказывается обычно чрезвычайно затруднительным или вовсе невозможным.

К числу причин, ограничивающих применимость теоретических положений, следует отнести следующие:

• большинство теоретических моделей предполагает, что известна зависимость спроса на услуги предприятия от цены. Однако поиск такой зависимости на практике обычно требует проведения специальных, дорогостоящих и длительных исследований, которые могут позволить себе лишь очень крупные предприятия;

• теоретические модели обычно позволяют рассчитать оптимальную цену по строго определенному критерию (объем доходов, прибыль предприятия и т.д.). Однако в практической деятельности предприятий решения, как правило, никогда не принимаются по единственному критерию;

• любая теоретическая модель содержит более или менее серьезные допущения, которые на практике не выполняются;

•аккуратное использование моделей (сбор и обработка данных, проведение расчетов и т.д.) требует определенного времени, в течение которого конъюнктура изменяется и полученный результат может оказаться бесполезным, поскольку не будет уже соответствовать новым условиям.

Поэтому с точки зрения практики коммерческой работы теории формирования тарифов следует рассматривать как необходимую основу, позволяющую понять общие закономерности ценообразования и выработать прикладные подходы к разработке тарифов предприятия.

В практической деятельности по установлению цен на автотранспортные услуги должны учитываться, прежде всего, три основные ориентира – себестоимость предоставления услуги, средние цены рынка и предельная платежеспособность потребителя.

Себестоимость в подавляющем большинстве случаев рассматривается как допустимая нижняя граница цены. Установление цены ниже себестоимости может производиться только как временная мера, предпринимаемая в исключительных случаях, например в целях удержания выгодного потребителя или определенного сегмента рынка сбыта услуг.

Платежеспособность конкретного потребителя в сочетании с реальными характеристиками предоставляемых ему услуг во всех случаях определяет верхнюю границу цены. Сложившиеся на рынке цены, характерные для большинства конкурентов, определяют ориентировочное среднее значение цены.

Тремя указанными характеристиками определяется тот практический диапазон, в котором устанавливается конкретная цена услуги. Смысл всех действий по ее определению заключается в конечном счете в том, чтобы максимально сузить этот диапазон для принятия окончательного решения, учитывая при этом общие задачи предприятия, факторы текущей конъюнктуры рынка, ограничения, налагаемые органами государственного управления, и т.д.

Анализ практики работы автотранспортных предприятий позволяет указать следующие основные подходы к практическому установлению цен на услуги, связанные с перевозками грузов:


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.