Тема 1. Земля как природный ресурс и средство производства. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Тема 1. Земля как природный ресурс и средство производства.

2018-01-07 315
Тема 1. Земля как природный ресурс и средство производства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Волгоград

ИПК «Нива»

УДК 631.11

ББК 65.32-5

М-54

 

М-54 Методические указания по дисциплине «Основы землеустройства и кадастров» / Сост. доцент Е.И. Сорокина,– Волгоградский ГАУ: Волгоград, 2016 г.- 88 с.

В методических указаниях, изложены порядок и содержание основных понятий и тем по дисциплине «Основы землеустройства и кадастров».

Для бакалавров Эколого-мелиоративного факультета, очной и заочной формы обучения.

Рекомендовано методической комиссией Эколого-мелиоративного факультета Волгоградского ГАУ от ________ 2016 г., протокол № ___.

 

 

УДК 631.11

ББК 65.32-5

©Е.И. Сорокина, 2016г.

 

ИПК ФГБОУ ВолГАУ «Нива», 2016г.

СОДЕРЖАНИ Е ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………

ТЕМА 1. ЗЕМЛЯ КАК ПРИРОДНЫЙ РЕСУРС И СРЕДСТВО ПРОИЗВОДСТВА…. 5

ТЕМА 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В РОССИИ…………… 8

ТЕМА 3. ЗЕМЕЛЬНЫЙ СТРОЙ И ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА, ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ И МЕРЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА……………………………………………. 13

ТЕМА 4. ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ………………………. 16

ТЕМА 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ТЕХНИКА ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА………………………………………………………………………... 2 ТЕМА 6. СОДЕРЖАНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ..... 23

ТЕМА 7. ПРИНЦИПЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА………………………………………… 27

ТЕМА 8. ВИДЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА………………………………………………… 31

ТЕМА 9. ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС............................................................. 33

ТЕМА 10. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ЗЕМЕЛЬНО- ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБУСТРОЙСТВО НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ……………….37

ТЕМА 11. ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА…………………………………………………………

ТЕМА 12. ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ КАДАСТРОВ……………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………….58

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Целью курса «Основы землеустройства и кадастров» является изучение основных положений теории и практики землеустройства, методологические основы и общую теорию землеустройства, закономерности развития, объект, содержание, виды, принципы, природные и социально-экономические факторы, анализ землеустройства, виды и принципы кадастров.

Изучение основ землеустройства и кадастров является неотъемлемой частью подготовки высококвалифицированных специалистов в области землеустройства и кадастра. Знание теоретических основ землеустройства и государственного кадастра недвижимости, истории развития землеустроительных и земельно-кадастровых работ в России помогает глубже разобраться в современных задачах, формах и методах землеустройства, принцыпах содержания кадастра.

Основная задача дисциплины – усвоение бакалаврами перед изучением последующих дисциплин общих понятий о землеустройстве и кадастре, о роли землеустройства и кадастра в осуществлении земельной политики государства, в организации рационального использования и охраны земель.

В процессе изучения дисциплины необходимо усвоить общетеоретические положения о сущности землеустройства и кадастра, основные определения и термины, используемые при проведении землеустроительных и земельно-кадастровых работ.

В результате изучения дисциплины «Основы землеустройства и кадастров» студент должен получить знания по указанным вопросам и быть подготовленным к дальнейшему пониманию и восприятию конкретных практических и методических вопросов землеустройства и кадастров, землеустроительной науки и терминологии.

Бакалавры изучают дисциплину «Основы землеустройства и кадастров» по конспектам лекций и литературным источникам, указанным в списках рекомендуемой литературы по каждой теме, а также с использованием дополнительной литературы.

Преподавателем, ведущим семинарские занятия, студентам могут быть даны задания по написанию эссе с указанием тем или отдельных вопросов и рекомендуемой основной литературой.

Изучение дисциплины «Основы землеустройства и кадастров» проводится по модульной системе обучения с последующей сдачей зачета.

 

 

Вопросы для самоконтроля.

1.В чем состоит значение земли как природного ресурса?

2.Основные функции земли в природе и обществе.

3. В каких случаях земля является предметом труда? Средством труда? Всеобщим средством производства?

4.Какова роль земли в различных отраслях народного хозяйства?

5.Какое определение понятия «земля» принято в землеустройстве?

ТЕМА 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

В РОССИИ

Изучение исторического опыта землеустройства дает возможность понять сущность землеустройства, закономерности его развития, современное содержание.

Во всех исторических формациях происходило соединение и взаимоприспособление в процессе труда земли и различных средств производства. С появлением собственности и разделением труда между скотоводческими и земледельческими племенами появилось потребность в отграничении земель. С возникновением частной собственности люди стали сознательно регулировать земельные отношения, целенаправленно использовать землю.

Землеустроительные действия в средние века уже носили государственный характер и были связаны с учетом земель, их разделением между землевладельцами (феодалами) и ограничением их. С развитием капитализма землеустроительные действия направляются не только на укрепление прав на земельную собственность, но и на организацию использования земли.

Деятельность по обеспечению этих процессов получила название – землемерие, межевание, поземельное устройство, а в настоящее время – землеустройство.

Исторический опыт показывает, что землеустройство в руках государства является орудием, с помощью которого господствующие классы укрепляли свою собственность на землю, регулировали земельные отношения. Землеустройство, как механизм аграрной политики, подкрепляется государственными правовыми, экономическими, организационными мерами. Изучая историю развития землеустройства, следует обратить внимание на то, что первоначально юридические и технические действия землеустройства перерастают в сложный социально-экономический процесс.

Использование многовекового опыта российского землеустройства позволяет творчески решать современные задачи. Наиболее известными землеустроительными действиями в России являются писцовые описания, генеральное и специальное межевания, поземельное устройство на основе реформ 1861 и 1906 гг.

Писцовые описания (межевания), проводившиеся в эпоху Московского государства (XV—XVII вв.), были необходимы для правильной постановки поместной системы; тем самым укреплялась государственная власть за счет раздачи земель служилым и военным людям в пользование. Поместное землевладение было временным; земля предоставлялась лишь на срок военной или гражданской службы.

Оно дополняло вотчинное землевладение, при котором земля находилась в полной собственности ее владельца. Термин «поместье» впервые встречается в одной из жалованных грамот 1407 г.

Значительные площади в то время занимали также монастырские, церковные, дворцовые и государственные землевладения, которые постоянно расширялись.

В XIV в. большинство крестьян в России были лично свободными; они владели своими наделами, выплачивая князьям определенную подать. Однако в XV—XVII вв., пользуясь экономической слабостью крестьян, при поддержке феодального государства крупные землевладельцы постепенно захватили их земли, а крестьяне перешли на положение крепостных.

Писцовые описания, проводимые под руководством Поместного приказа — государственного учреждения, ведавшего земельными делами, были необходимы не только для учета и описания земель, но и для закрепления права собственности феодалов на землю. Через приказ, который вел даточные книги, где записывалось, кому, где и за какую службу давались земли в поместное владение, регулировались земельные отношения.

Поскольку при описаниях проводилась и перепись населения, тем самым создавалась база для закрепощения крестьян.

Описания проводились писцовыми партиями, назначаемыми Поместным приказом; границы земель отмечались постоянными признаками (названием живых урочищ, рек, болот).

Петровское и Елизаветинское межевания (1684 – 1761 гг.). в царствование Петра 1, началось усовершенствование приемов межевой техники, появляется «геометрическое межевание». В 1715 г. Начались картографические работы по созданию общей (генеральной) карты России и партикулярных карт на отдельные губернии страны, они продолжались до середины 40-х годов. Карты сводили в атлас и готовили к печати, в результате были составлены первый в истории государства Атлас земель России, планы Москвы и Петербурга (1731-1739гг.). В целом государственное межевание в России после 1686 г. приостановилось на длительный срок, вплоть до издания инструкции межевщикам 1754г. Тогда при Елизавете Петровне было предпринято новое государственное межевание, оно продолжалось до самой смерти императрицы, но успеха не имело.

Генеральное межевание проводилось в период с 1765 по 1861 г. в целях технического и юридического оформления дворянского землевладения и обеспечения его точных границ. Вызвано это было тем, что землевладение в первой половине XVIII в. было край-не запутанным. Дворянские земли законным образом не были

оформлены, что вносило неясности при их купле, продаже, завещании, дарении, а также при пользовании различными угодьями (водопоями, лесами, дорогами и др.). Многие землевладения располагались чересполосно, имели неправильные очертания границ, вклинивания и другие недостатки.

Генеральное межевание осуществлялось на основании правительственного манифеста, опубликованного 19 сентября 1765 г., который предусматривал закрепление всех земель, фактически находившихся во владении того или иного лица, при условии отсутствия споров с соседями. В противном случае необходимо было представить документы, удостоверяющие право владения на спорные участки.

Межевание проводилось по инициативе государства и носило обязательный характер: работы велись землемерными партиями, которые подчинялись губернским межевым конторам. Руководство и надзор за межевыми конторами, а также разрешение земельных споров, которые не решались в губерниях, вела московская Межевая канцелярия.

Кроме того, при сенате была образована межевая экспедиция — высший специальный орган по проведению генерального межевания и последняя инстанция по спорным судебно-межевым делам. Таким образом, для осуществления земельной политики государством был создан специальный аппарат (межевая служба), который проводил в жизнь его интересы в области землевладения.

При генеральном межевании использовались самые точные для того времени измерительные приборы. Велось оно по так называемым дачам — выделяемым участкам земли, отграничиваемым в натуре. В процессе межевания приходилось выполнять большой объем землемерных работ, требующих специальных знаний. Квалифицированных кадров не хватало, поэтому к межеванию привлекались все лица, знающие основы землемерия и геодезии. С 1779 г. кадры землемеров начала готовить Землемерная школа, преобразованная в 1819 г. в Землемерное училище, на базе которого в 1835 г. был организован Межевой институт (впоследствии — Московский институт

инженеров землеустройства, ныне — Государственный университет по землеустройству).

Специальное межевание проводилось в первой половине XIX в.

Оно «имело цель» повысить интенсивность помещичьего хозяйства и обеспечить развитие рыночного оборота земли. Дело в том, что генеральное межевание не устраняло всех противоречий в землевладениях; поэтому общие дачи генерального межевания разверстывались на дачи отдельных землевладельцев по их просьбе и за их счет. Осуществлялось специальное межевание очень медленно из-за длительных тяжб землевладельцев и стоило дорого. Все работу проводились, начиная с 1806 г., через уездных землемеров.

В конце концов правительство было вынуждено принять экономические санкции для ускорения межевания; так, по закону 1842 г. всем кредитным учреждениям запрещалось выдавать ссуды под неразмежеванные имения. В это же время был ограничен залог чересполосных владений, приняты меры по удешевлению межевых работ в генеральных дачах.

Поземельное устройство реформы 1861 г. было прямо связано с развитием капитализма в России. Крепостной строй препятствовал прогрессу земледелия, росту его товарности и интенсивности.

Обострение классовой борьбы в деревне, радикальные буржуазно-демократические и буржуазно-национальные преобразования в Европе и Америке вынудили царское правительство пойти на отмену крепостного права, и начать крестьянскую реформу.

Цель реформы заключалась в том, чтобы, освободив крестьян от личной зависимости и передав в их собственность или владение часть помещичьих земель, повысить их заинтересованность в увеличении производства сельскохозяйственной продукции. Первоначально крестьянам передавалась часть помещичьих земель за барщинные и оброчные повинности. Затем, после подписания с помещиком сделки о выкупе земли, крестьяне становились ее собственниками.

Выкуп осуществлялся только с согласия помещиков, которые старались затянуть этот процесс.

В ходе поземельного устройства крестьян, освобождавшихся от

крепостной зависимости, проводились следующие работы:

− установление размера земельного надела и повинностей с него;

− составление уставных грамот; определение размеров выкупных платежей; отвод земельных наделов в натуре; разверстывание и отграничение крестьянских земель от помещичьих владений.

Для проведения землеустроительных действий по разграничению крестьянских наделов помещики могли приглашать частных землемеров за свой счет или же проводили перечисленные мероприятия сами.

После отмены крепостного права в России сохранился класс помещиков, державший в своих руках рычаги государственной власти и огромные земельные богатства. Обезземеливание крестьянства ускорилось, ухудшилось его землепользование. Хотя реформа и способствовала преобразованию экономики страны на капиталистической основе, обилие крепостнических пережитков в деревне тормозило развитие сельского хозяйства.

К началу XX в. назрела необходимость в новых, более реши тельных аграрных реформах.

Столыпинская аграрная реформа началась сразу после революции 1905 г. Ее главной целью была постепенная ликвидация крестьянской общины и переход к частной земельной собственности.

Общинное землевладение, основанное на многополосном мелком натуральном крестьянском хозяйстве и постоянных переделах земли, давно уже стало тормозом для развития сельского хозяйства. Имущественное расслоение деревни, появление большого числа «крепких хозяев» требовали постоянного, независимого от переделов владения землей, а применение машин и прогрессивных систем земледелия — укрупнения участков, ликвидации чересполосицы и других недостатков землепользования. В этих условиях правительство перешло от привычной политики охраны общины к ее полному разрушению за счет насаждения индивидуальной собственности на надельных крестьянских землях, снятия ограничений на размер крестьянского землевладения, продажи крепким «кулацким» хозяйствам удельных и казенных земель в единоличное владение.

В целях развития индивидуального крестьянского хозяйства правительство П.А. Столыпина организовало крупномасштабные землеустроительные мероприятия по устранению внутриселенной чересполосицы путем образования хуторов и отрубов. Это потребовало больших затрат.

Устройство хуторов и отрубов при новом землеустройстве происходило путем как добровольного, так и принудительного разверстывания кадельной крестьянской земли на старопахотных землях, а также в процессе переселения крестьян в восточные районы страны.

Столыпинская реформа привела к определенным успехам в сельском хозяйстве. Ускорились темпы капитализации земледелия. Шире стали применяться новые машины и орудия труда, прогрессивные системы ведения хозяйства, увеличились посевные площади (особенно технических культур).

Причем если в первые 3 года рост производства сельскохозяйственной продукции был незначительным вследствие коренной ломки хозяйства, то в последующем он существенно увеличился. Так, общий сбор хлеба в 1904—1910 гг. по сравнению с 1895—1900 гг. возрос на 19 %, в 1911—1912 гг. — на 34 %.

В 1913 г. валовой сбор зерновых в России на треть превышал суммарный урожай в основных странах — экспортерах зерна — Аргентине, Канаде и США, вместе взятых. За границу вывозилось 600—700 млн пудов хлеба ежегодно; кроме того, на долю России приходилось 50 % мирового экспорта яиц и около 80 % мирового производства льна. В 1913 г. за рубеж было вывезено 5,8 млн. пудов молочных продуктов, главным образом животного масла.

Завершить намеченные аграрные преобразования не удалось, они были прерваны первой мировой войной, а затем революцией 1917 г.

Далее надо уяснить основные этапы развития землеустройства после революции 1917 г.

Первым этапом было приведение в жизнь Декрета о земле. Земля передавалась крестьянству, была отменена частная собственность на землю. Поставлена задача, способствовать обобществлению единоличного землепользования. В этот период основным содержанием землеустройства была передача земель коллективным и советским хозяйствам.

В 1921 – 1927 гг. на этапе восстановления народного хозяйства главное внимание уделялось крестьянским хозяйствам. Устранялись недостатки землепользования селений, разделялись крупные селения, ликвидировалась мелкополосица с разверстанием земель на поля севооборотов. Были две формы землеустройства: межселенное и внутриселенное.

В период сплошной коллективизации сельского хозяйства (1928 – 1932 гг.) землеустройство было направлено на создание колхозов и совхозов. Проводилось не только образование, но и землеустройство с/х артелей. Массовые работы по землеустройству проводились на этапе выдачи с/х артелям государственных актов на бессрочное пользование землей, связанные с установлением границ и оформлением юридических документов.

С 1959 по 1954 гг. основным видом землеустроительных работ было укрупнение землепользований мелких с/х артелей. К этому времени окончательно сформировалось полное содержание внутрихозяйственного землеустройства.

В период 1954 – 1965 гг. проводились мероприятия по освоению целинных и залежных земель. Было организовано более трех тысяч новых совхозов. В это время преобладало межхозяйственное и внутрихозяйственное землеустройство новых совхозов.

С 1965 г. был взят курс на мелиорацию, химизацию сельского хозяйства и его материально-техническое оснащение. В 1967 году принято постановление о неотложных мерах по защите почв от ветровой и водной эрозии. Начал осуществляться комплекс организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических мероприятий.

С 1972 года землеустроительными органами начата разработка Генеральной схемы использования земельных ресурсов СССР на перспективу, схемы использования и охраны земель союзных республик, схемы землеустройства областей и административных районов. Проекты внутрихозяйственного землеустройства стали носить комплексный характер. Начали разрабатывать рабочие проекты на рекультивацию земель, мелиорацию, культуру и технику и т.д.

В 1984 – 1988 гг. проведены работы, связанные с введением систем земледелия, осуществлены несколько туров земельно-оценочных работ и проводится внутрихозяйственная оценка земель.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Как формировались земельные отношения в период возникновения Древнерусского государства?

2. Какие инструменты использовались при осуществлении писцовых межеваний?

3. Как изменились землеустроительные органы во время царствования Петра 1?

4. Какие картографические работы проводились во время царствования Петра 1?

5. Опишите порядок межевания по инструкции 1754г. и объясните причины его неудачи.

6. Чем была вызвана необходимость проведения генерального межевания?

7. Чем была вызвана необходимость проведения специального межевания?

 

Вопросы для самоконтроля.

1.Что является объектом земельных отношений?

2.Дайте определение земельного строя общества.

3. Перечислите основные элементы земельного строя.

4. Дайте определение понятий землевладения и землепользования.

5. Перечислите основные элементы организации территории.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Дайте определение понятий «земельный фонд», «категория земельного фонда».

2. Какие категории земель выделяются в составе земельного фонда РФ?

3. Что такое земельные угодья?

4. Дайте характеристику земельного фонда России по формам собственности.

5. Какие земли относятся к государственным, муниципальным, к частной собственности?

 

ТЕМА 6. СОДЕРЖАНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Широта и многогранность проблемы рационального использования земельных ресурсов, ее исторические корни и взаимосвязь с другими проблемами социально-экономического развития государства формируют неоднозначный подход к определению содержания землеустройства. Это вполне закономерно, так как землеустройство, с одной стороны, рассматривается как социально-экономическое явление, ход которого диктуется общими потребностями народного хозяйства, а с другой стороны — как система государственных мероприятий, состав и очередность которых диктуется конкретными задачами развития земельных отношений на современном этапе.

Действующее земельное законодательство регламентирует содержание землеустройства в качестве системы государственных мероприятий. Это выражается в следующих землеустроительных действиях:

Изучение состояния земель. Проводится в целях получения информации о количественном и качественном состоянии земельных ресурсов на основе геодезических и картографических работ; почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий; оценки качества земель; инвентаризации земель.

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны. Проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территории и определения иных направлений рационального использования и охраны земель. Это направление включает: природно- сельскохозяйственное районирование; разработку предложений по системе рационального использования земель и их охране; определение территорий, в границах которых могут быть предоставлены земельные участки гражданам и юридическим лицам; определение границ специальных земельных фондов; разграничение земельного фонда по категориям и видам, установленным законодательством. Территориальное землеустройство, включающее образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, а также их межевание.

Территориальное землеустройство проводится при изменении границ землевладений и землепользовании, предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам, изъятии, купле, продаже и других сделках с земельными участками, а также в иных случаях перераспределения земель. Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ землевладений, землепользовании, земельных участков, муниципальных и других административно-территориальный образований.

Внутрихозяйственное землеустройство. Проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также земель, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока для обеспечения их традиционного образа жизни.

При проведении внутрихозяйственного землеустройства обеспечивается организация рационального использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, разрабатываются мероприятия по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, рекультивации, защите от ветровой и водной эрозии и других негативных воздействий на землю.

Установленные законодательством землеустроительные действия реализуются через государственный заказ. На практике основные направления землеустроительных работ формируются и методически совершенствуются в течение многих лет, получая законченные форму и содержание. Основными направлениями можно считать следующие: разработка земельных прогнозов, региональных программ использования земельных ресурсов, областных и районных схем землеустройства; составление проектов образования новых и упорядочения существующих землевладений и землепользовании сельскохозяйственных предприятий; разработка проектов внутрихозяйственного землеустройства и других проектов, связанных с использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения; разработка рабочих проектов по ре культивации нарушенных земель, защите почв от эрозии, селей, оползней, подтопления и засоления, улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель; обоснование отводов земель и формирование землепользовании несельскохозяйственного назначения; проведение топографо - геодезических, почвенных, агрохимических, геоботанических, мелиоративных, водохозяйственных и других обследований и изысканий.

Все названные виды работ направлены на организацию рационального, полного и эффективного использования и охрану земли, создание наилучших организационно-территориальных условий развития народного хозяйства.

Не вызывает сомнения, что теоретические и методические наработки землеустроительной науки и практики должны быть достаточными для оперативного выполнения любого государственного заказа.

Значительная часть землеустроительных мероприятий непосредственно связана с ведением государственного земельного кадастра. Государственный земельный кадастр — это систематизированный свод документальных сведений о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель. В его задачи входят регистрация землевладений и землепользовании, количественный и качественный учет земельного фонда, бонитировка почв и экономическая оценка земель. Данные кадастра используются в обязательном порядке для различных народнохозяйственных целей — при планировании использования и охраны земель, размещении и специализации производства, мелиорации земель, определении и обосновании платы за землю, инвентаризации земель, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий. Особенно необходимы они при землеустройстве, поскольку служат ему исходной информацией.

Результаты землеустройства, в свою очередь, являются документальной основой для ведения земельного кадастра и фиксируются (после утверждения землеустроительной документации) как официально произошедшие изменения в границах и режимах землепользования. Поэтому землеустройство и земельный кадастр в профессиональном отношении представляют собой определенное единство: землеустройство — это государственный механизм перераспределения земель, а земельный кадастр — система документации о состоянии земельного фонда в каждый конкретный период.

Землеустройство как организационно-территориальная основа производства связано с мелиорацией земель, дорожным, водохозяйственным и производственным строительством и осуществлением других мероприятий, влияющих на организацию территории, использование земельных и других природных ресурсов. Таким образом, содержание современного землеустройства охватывает весьма широкий круг вопросов.

Вопросы для самоконтроля.

1. В каких случаях проводится землеустройство?

2. Назовите цель землеустройства.

3. Почему землеустройство имеет государственный характер?

4. Каково основное содержание землеустройства?

5. Как можно обосновать принципы землеустройства?

 

Вопросы для самоконтроля

1. Содержание понятия – принципы землеустройства.

2. Содержание принципа строгого соблюдение требований земельного законодательства, укрепления устойчивости и постоянного совершенствования землевладения и землепользования.

3. Содержание принципа рационального использования земли для производственных и социальных целей при соблюдении приоритета экологических требований.

4. Содержание принципа сочетания интересов общества в целом, отдельных отраслей, землевладельцев и землепользователей при соблюдении приоритета сельского хозяйства.

5. Содержание принципа согласования всех организационно — территориальных решений с перспективами развития хозяйства, использования и охраны земли.

6. Содержание принципа создания организационно – территориальных предпосылок для повышения эффективности производства.

7. Содержание принципа учёта природных и экономических условий.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Расскажите о видах и формах землеустройства.

2. Какие виды и формы землеустройства существуют?

3. Чем отличается межхозяйственное (территориальное) землеустройство от внутрихозяйственного?

4. Для чего нужно внутрихозяйственное землеустройство?

5. Относится ли участковое землеустройство к внутрихозяйственному?

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Назовите составные части системы землеустройства?

2. Какие виды землеустроительной документации существуют?

3. Что такое организация землеустройства?

4. Как осуществляют организацию землеустройства?

5. Что такое землеустроительный процесс?

ТЕМА 10. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ЗЕМЕЛЬНО- ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБУСТРОЙСТВО НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

Особая роль прогнозирования и планирования использования земельных ресурсов связана с развитием городов, поселков и сельских поселений. Современное законодательство по организации местного самоуправления использует следующее термины и понятия.

Сельское поселение – это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станций, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и др.), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городские поселения – это город или поселок с прилегающей территорией, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Несколько поселений и межселенных территорий, объединенных на основе единой системы управления, представляют собой муниципальный район.

Очевидно, что земли населенных пунктов, занимая в целом по стране 1,1% территории, играют чрезвычайно важную роль как в экономическом развитии, так и в социально-бытовой сфере. Поэтому организация их использования регулируется особыми нормативно-правовыми актами.

Градостроительная деятельность, то есть деятельность по развитию территорий городов иных поселений, осуществляется в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно – строительного проектирования и других мероприятий. При этом территориальному планированию придается особое значение, поскольку оно позволяет осуществить целенаправленное и управляемое развитие крупных территорий.

В соответствии с градостроительным кодексом Российской Федерации территориальное планирование должно быть направлено на комплексное использование социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальных инфраструктур. Его целевая установка заключается в разработке общих перспектив развития территорий и их зонирования по характеру использования.

Документами территориального планирования являются схемы территориального планирования Российской Федерации, республик, краев, областей и муниципальных районов. Они включают в себя планово- картографический материал и текстовую часть: расчеты, сметы, пояснения, обоснование и т.п.

Таким образом, цели и задачи территориального планирования во многом соответствуют общим задачам, решаемым в областных и районных схемах землеустройства. Однако схемы территориального планирования призваны решать вопросы обоснования всей системы социально-экономического развития регионов, делая акцент на градостроительные мероприятия, а в схемах землеустройства главную роль играет перераспределение земельных ресурсов и формирование рациональной системы землепользования.

Примером рационального сочетания градостроительных и землеустроительных мероприятий является практикуемое во многих регионах земельно-хозяйственное устройство населенных пунктов. Как было сказано выше, одним из мероприятий земельной реформы в России явилось формирование землепользований сельских населенных пунктов в качестве самостоятельных административно-хозяйственных структур. В состав земель населенных пунктов включились не только территории, предназначенные под застройку и другие градостроительные цели, но и значительная площадь сельскохозяйственных угодий для ведения подсобного хозяйства местного населения.

Результатом работ по разграничению явилось установление границы – черты населенного пункта. В дальнейшем предполагалось, что на земли, занятие застройкой и предназначенные для этой цели, будут разработаны проекты планировки и застройки, а на остальные территории – проекты земель- но-хозяйственного устройства.

В проекте земельно-хозяйственного устройства решаются следующие вопросы:

1. На основе генерального плана населенного пункта (схемы панировки и застройки) устанавливаются границы территорий и зон, не подлежащих застройке. В том числе: участков для садоводства и огородничества; участков для пастьбы скота, находящегося в личной собственности граждан; участков для сенокошения; организация мест для отдыха и спорта; размещение зеленых насаждений и зеленых зон защитного рекреационного и природоохранного назначения; других земельных участков.

2. Разрабатываются мероприятия по осушению болот, устройству водоемов, предотвращению эрозии берегов, росту оврагов, затопление и размывов. Предусматриваются меры по рекультивации земель, рациональному использованию водных и иных ресурсов.

3. Организуется территория, предназначенная для ведения подсобного сельского хозяйства населения: разбивка и планировка садово- огороднических массивов, организация территории сенокосов, ведение пастбище- и сенокосооборотов, проектирование скотопрогонов, дорог и подъездов. Мероприятия по земельно-хозяйственному устройству могут объединить потребности населения в рамках не отдельного населенного пункта, а единого муниципального образования. По этому принципу может быть организовано садоводство и огородничество, сенокошение, а также организация отдыха населения.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое сельское поселение?

2. Что такое городское поселение?

3. Что представляет градостроительная деятельность?

4. Что является документами территориального планирования?

5. Какие вопросы решают в проекте земельно-хозяйственного устройства?

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое перераспределение земель?

2. Что такое территориальная организация пр


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.