История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2018-01-07 | 196 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Канон мироносицам так же значителен по объему, как и канон на воскрешение Лазаря. В нем прослеживается тенденция расширенно повествовать о событиях Воскресения Христова. Уже в 1-й песни канона, формируя его как произведение, преподобный Андрей останавливается на идее, которая ему особенно полюбилась и близка, и эту идею, эту мысль повторяет почти в каждом тропаре. Это – идея исповедания Христа Богом и Спасителем мира и одновременно Его славословие.
Ты Бог наш, и прославляем Тя, – печатлеет преподобный пастырь Критский окончание тропарей, подробно излагающих подвиг Христова страдания и востания из мертвых. Аще и вкусил ecи желчи, Сладосте церковная, – обращается ко Христу преподобный Андрей в одном из тропарей 1-й песни, – но источил ecи нам нетление от ребр Твоих: Ты Бог наш, и прославляем Тя [275]. Этот последний гимн всюду дается в славянском переводе после двоеточия (:); тем сильнее он воспринимается при чтении канона. Этот заключительный возглас как бы результирует всю ту повесть, которую подробно излагает преподобный Андрей в строках своего произведения: Ты Бог наш, и прославляем Тя.
Самих жен-мироносиц, в честь которых создан этот канон, преподобный Андрей поминает кратко только в конце 1-й и 3-й песней; дух его отдан воспеванию подвига Христова и Его Воскресения.
Наиболее замечательной с точки зрения проводимого нами анализа произведений святого Андрея Критского представляется 4-я песнь канона мироносицам, в которой наряду с изложением тех же евангельских событий страданий и Воскресения Христовых прорывается молитва живой человеческой души с призывом о помиловании, о даровании чуда. На Кресте пригвоздивый мою древнюю клятву, – вопиет преподобный Андрей, – и источивый мне, Спасе, благословение от ребр Твоих, разреши узы многих моих согрешений: можеши бо, елика хощеши, творити [276].
|
Последнее свидетельство: можеши бо, елика хощеши, творити, – опять дается в славянском переводе (который является точной калькой греческого текста) после двоеточия. Этому заключительному прошению преподобный Андрей усвояет воистину очень большое значение, так как в тропарях 4-й песни оно повторяется пять раз, только однажды с небольшим изменением: может бо, елика хощет, творити.
Это утверждение преподобным Андреем чуда Христова, возможности этого чуда, мольба о нем и почти полная уверенность, что оно совершится, выражены им на все времена.
Промыслительно и таинственно хранит Церковь Христова слова своих избранников, чтобы донести их до скорби наших дней. Может быть, теперь, как никогда раньше, человек имеет потребность, нужду молить Бога о разрешении своих согрешений, уз, оков этих согрешений. И, может быть, сейчас, сокрушенный прогрессом и его разрушающими темпами, он просит, молит о чуде: можеши бо, елика хощеши, творити.
Человеку наших дней нужно твердое стояние, необходимо утверждение. Оно, это утверждение, – в признании своих согрешений, уз этих согрешений, оно – в молитве к Богу – Христу Спасителю, Который может все, сколько и как хочет, сотворить с душой человека. Разреши узы многих моих согрешений: можеши бо, елика хощеши, творити. И оказывается, этот живой зов, живой вопль о помощи был у человека всегда. Он приходит к нам из глубины VII века, его учуяло, подметило сердце преподобного Андрея, и этот его зов сохранила нам Святая Церковь.
В последующих песнях канона преподобный Андрей прославляет святых жен-мироносиц и благообразного Иосифа с Никодимом. Развертывая евангельское сказание, он обращается к мироносицам, предлагая им оставить слезы: да престанут ваша слезы, прешедшим на радость [277], – но основным для него все время остается воспевание непостижимого чуда Воскресения Христова.
|
Возвращаясь к этой центральной идее своего произведения, в 8-й песни канона преподобный песнописец вопрошает: Кто изсушивый смоковницу? Кто же сухую исцеливый руку?.. Кто просветивый слепцы, и прокаженным очистивый?.. Кто воздвигнувый мертва четверодневна из гроба, и вдовича сына? На все эти вопросы у Преподобного один ответ: кто же, как не Христос, – аще не Христос Бог, мертвым воздвигнувый?[278] Это восклицание верующего сердца повторяется в каноне несколько раз.
Канон завершается эксапостиларием, в котором опять обретается мысль, очень нужная для людей нашего времени. В нем Христос, обращаясь к мироносицам, направляет их к Апостолам. Заключается эксапостиларий так: Тецыте, другом рцыте Моим благовестил: хощу бо создание Свое радостию озарити, отонудуже прииде печаль [279]. Ра дость оттуда, где была скорбь; это так близко и понятно нам, к этому стремятся, этого ищут, это хотят осветить лучшие писатели наших дней. Оказывается, и это имеется в сокровищнице церковной!
У нас нет надежных оснований для того, чтобы приписать авторство этого эксапостилария преподобному Андрею Критскому. Хочется только указать на близость содержания и формы выражения заключительных слов этого стиха с тем, что было написано выше о слезах мироносиц, которые должны были стать прешедшими на радость [280].
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!