Методика экспертного анализа толерантности — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Методика экспертного анализа толерантности

2018-01-04 344
Методика экспертного анализа толерантности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В основу теоретического конструкта представленной ниже методики положено общее понимание толерантности, как субъективного отношения к другому, иному, к отличающемуся, к разнообразному, к тому, что не совпадает с собственными индивидуальными особенностями человека и с привычными ему формами культуры.

На основе рассмотренных выше положений может быть предложена следующая система критериев оценки отношения к иному.

А.1. Характер эмоционального восприятия внешнего облика иного.

А.2. Характер эмоционального восприятия поведения (действий и поступков) иного по отношению к данному человеку (общности).

А.3. Характер эмоционального восприятия культурных особенностей (образа жизни) иного.

А.4. Характер эмоционального восприятия мировоззренческих особенностей иного, его (их) идей.

Б.1. Познавательный интерес к особенностям внешнего облика иного.

Б.2. Познавательный интерес к поведению (действиям и поступкам) иного по отношению к данному человеку (общности).

Б.3. Познавательный интерес к культурным особенностям (образу жизни) иного.

Б.4. Познавательный интерес к мировоззренческим особенностям иного, его (их) идеям.

В.1.Характер взаимодействия (общения) с иным, связанного с его (их) внешним обликом.

В.2. Характер взаимодействия с иным, связанного с его (их) поведением (действиями и поступками) иного по отношению к данному человеку (общности).

В.3. Характер взаимодействия с иным, связанного с его (их) образом жизни, культурными особенностями.

В.4. Характер взаимодействия (общения) с иным, связанного с его (их) мировоззренческими особенностями, идеями.

Г.1.Поступки, сверхнормативная активность, стремление влиять на других людей, связанные с внешним обликом иного.

Г.2. Поступки, сверхнормативная активность, стремление влиять на других людей, связанные с поведением (действиями и поступками) иного по отношению к данному человеку (общности).

Г.3. Поступки, сверхнормативная активность, стремление влиять на других людей, связанные с образом жизни, культурными особенностями иного.

Г.4. Поступки, сверхнормативная активность, стремление влиять на других людей, связанные с мировоззренческими особенностями, идеями иного.

Для экспертного анализа толерантности-интолерантности, рассматривая толерантность, как субъективное отношение к иному (другому, чужому), может быть введена система координат с осями «принятие-непринятие» иного и «активность-пассивность» по отношению к этому иному. Соответственно, активное принятие иного может рассматриваться как «сотрудничество» с ним, а активное непринятие – как «агрессивность» по отношению к нему; в свою очередь, пассивное принятие – как симпатия, а пассивное непринятие – как терпимость (Рис.6.1.). При этом агрессивность рассматривается как интолерантность.

 

Рис. 6.1.. Система координат для экспертного анализа отношения к иному.

 

Алгоритм экспертного анализа

В данном случае предметом экспертного анализа являются взаимные отношения различных категорий членов образовательного сообщества (учащихся, педагогов, родителей, администрации школы) друг к другу. В качестве экспертируемых объектов могут выступать поведенческие акты, высказывания, тексты, изображения и т.п. и их совокупность.

Экспертам предлагается на основе представленного выше критериального аппарата описать анализируемые объекты и квалифицировать степень толерантности соответствующих категорий членов образовательного сообщества по отношению к другим субъектам образовательного процесса.

В экспертную группу по анализу толерантности могут входить классные руководители, воспитатели, учителя и т.д. Опыт показывает, что в экспертную группу не стоит включать более 4-5 человек. Естественно, для оценки толерантности различных групп учащихся формируются различные экспертные группы. Оценку толерантности педагогов дают представители администрации школы и школьные психологи. Школьный психолог путём тематического собеседования с экспертами на основе предлагаемого ниже критериального комплекса заполняет экспертные матрицы (Рис. 6.2.) для каждой фокусной группы по различным объектам оценки толерантности (отношение к другим учащимся, к учителям и т.п.).

Вначале экспертам надлежит отметить своё субъективное мнение о степени принятия-непринятия членами анализируемой фокусной группы представителей другой фокусной группы в соответствии с предлагаемым критериальным комплексом (от А 1 до Г 4), а также квалифицировать это принятие (непринятие) как активное или пассивное. По существу, анализируя поведение, высказывания или продукты деятельности экспертам необходимо постараться определиться по представленному ниже ряду позиций.

А 1 а. Позитивный, негативный или амбивалентный (двойственный) характер носит эмоциональное восприятие внешнего облика иного? Можно говорить о принятии или, скорее, о непринятии этого облика?

А 1 б. Данное принятие (непринятие) носит, скорее, активный (деятельный) или пассивный (просто, нравится или не нравится) характер?

А 2 а. Позитивный, негативный или амбивалентный характер носит эмоциональное восприятие поведения иного по отношению к данному человеку (общности)? Можно говорить о принятии или, скорее, о непринятии этого поведения?

А 2 б. Данное принятие (непринятие) носит, скорее, активный или пассивный характер?

А 3 а. Позитивный, негативный или амбивалентный характер носит эмоциональное восприятие культурных особенностей иного? Можно говорить о принятии или, скорее, о непринятии этого образа жизни?

А 3 б. Данное принятие (непринятие) носит, скорее, активный или пассивный характер?

А 4 а. Позитивный, негативный или амбивалентный характер носит эмоциональное восприятие мировоззренческих особенностей иного? Можно говорить о принятии или, скорее, о непринятии этих идей?

А 4 б. Данное принятие (непринятие) носит, скорее, активный или пассивный характер?

Б 1 а. Проявляется ли интерес к особенностям внешнего облика иного? Данный интерес обусловлен принятием или, скорее, непринятием этого облика?

Б 1 б. Данное принятие (непринятие) носит, скорее, активный или пассивный характер?

Б 2 а. Проявляется ли интерес к действиям и поступкам иного по отношению к данному человеку (общности)? Данный интерес обусловлен принятием или, скорее, непринятием этого поведения?

Б 2 б. Данное принятие (непринятие) носит, скорее, активный или пассивный характер?

Б 3 а. Проявляется ли интерес к культурным особенностям иного? Данный интерес обусловлен принятием или, скорее, непринятием этого образа жизни?

Б 3 б. Данное принятие (непринятие) носит, скорее, активный или пассивный характер?

Б 4 а. Проявляется ли интерес к мировоззренческим особенностям иного? Данный интерес обусловлен принятием или, скорее, непринятием этих идей?

Б 4 б. Данное принятие (непринятие) носит, скорее, активный или пассивный характер?

В 1 а. Каков характер взаимодействия (общения) с иным, связанного с его внешним обликом? Взаимодействие обусловлено принятием или, скорее, непринятием этого облика?

В 1 б. Данное принятие (непринятие) носит, скорее, активный или пассивный характер?

В 2 а. Каков характер взаимодействия с иным, связанного с его действиями и поступками по отношению к данному человеку (общности)? Взаимодействие обусловлено принятием или, скорее, непринятием этого поведения?

В 2 б. Данное принятие (непринятие) носит, скорее, активный или пассивный характер?

В 3 а. Каков характер взаимодействия с иным, связанного с его культурными особенностями? Взаимодействие обусловлено принятием или, скорее, непринятием этого образа жизни?

В 3 б. Данное принятие (непринятие) носит, скорее, активный или пассивный характер?

В 4 а. Каков характер взаимодействия с иным, связанного с его мировоззренческими особенностями? Взаимодействие обусловлено принятием или, скорее, непринятием этих идей?

В 4 б. Данное принятие (непринятие) носит, скорее, активный или пассивный характер?

Г 1 а. Каков характер поступков и стремления влиять на других людей, связанных с внешним обликом иного? Эта сверхнормативная активность обусловлена принятием или, скорее, непринятием этого облика?

Г 1 б. Данное принятие (непринятие) носит, скорее, активный или пассивный характер?

Г 2 а. Каков характер поступков и стремления влиять на других людей, связанных с действиями и поступками иного по отношению к данному человеку (общности)? Эта сверхнормативная активность обусловлена принятием или, скорее, непринятием этого поведения?

Г 2 б. Данное принятие (непринятие) носит, скорее, активный или пассивный характер?

Г 3 а. Каков характер поступков и стремления влиять на других людей, связанных с культурными особенностями иного? Эта сверхнормативная активность обусловлена принятием или, скорее, непринятием этого образа жизни?

Г 3 б. Данное принятие (непринятие) носит, скорее, активный или пассивный характер?

Г 4 а. Каков характер поступков и стремления влиять на других людей, связанных с мировоззренческими особенностями иного? Эта сверхнормативная активность обусловлена принятием или, скорее, непринятием этих идей?

Г 4 б. Данное принятие (непринятие) носит, скорее, активный или пассивный характер?

Констатировав принятие либо непринятие по каждому из критериев, а также степень его активности, эксперт отмечает каждую свою оценку на экспертной матрице (Рис. 6.2.), закрашивая соответствующий кружок. Например, анализируя высказывания педагогов в учительской (стремление влиять на своих коллег) и констатируя активное непринятие ими мировоззренческих позиций современных старшеклассников, эксперт отмечает позицию Г 4 в секторе «Агрессивность». На одной экспертной матрице можно показать характер взаимных отношений двух или нескольких фокусных групп, закрашивая кружки (или их части) разными цветами, что позволяет сделать наглядным результат сравнительного анализа их толерантности-интолерантности друг к другу.

 

Рис. 6.2. Экспертная матрица для анализа отношения к иному.

Таким образом, алгоритм описания экспертом отношения к иному в контексте анализа толерантности-интолерантности состоит из следующих аналитических операций:

1. Обоснование и определение принятия-непринятия иного, а также активного либо пассивного характера отношения к иному по возможно большему количеству предложенных критериев; отметка констатированных позиций на экспертной матрице.

2. Качественный и количественный анализ отмеченных позиций в различных секторах аналитической матрицы.

3. Определение «индекса толерантности» отношения к иному по формуле:

1 – X: 16 или 1 – 1/16 X, где X – количество отмеченных позиций (закрашенных кружочков) в секторе «Агрессивность».

4. Написание экспертного заключения, содержащего обоснование позиции эксперта по каждому из критериев и необходимые выводы.

 

Примеры экспертного анализа толерантности

 

Пример 1.

Анализ взаимной толерантности старшеклассников и педагогов в муниципальной гимназии, расположенной в одном из районных центров Подмосковья.

В качестве главных задач своей деятельности гимназия заявляет:

  • обеспечение общего универсального образования, установленного государственным стандартом для общеобразовательных школ;
  • активное участие в процессе формирования интеллектуального потенциала страны;
  • поддержка одаренных детей, создание условий для развития индивидуальных способностей каждой личности на основе расширения базового компонента образования, формирование потребностей к саморазвитию и самообразованию;
  • разработка и реализация образовательных программ, обеспечивающих высокую эффективность обучения, углубленную профильную подготовку обучающихся в направлениях гуманитарного, лингвистического, социально-экономического, физико-математического, химико-биологического образования;
  • формирование у гимназистов гуманистического мировоззрения, гражданской ответственности, воспитание чувства собственного достоинства, эстетической и физической культуры.

Гимназия постоянно лидирует в городских предметных олимпиадах, является лауреатом конкурса «Лучшие школы Московской области», дипломантом целого ряда других конкурсов областного уровня, входит в число победителей конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и т.п.

Однако проведённая экспертиза взаимной толерантности учащихся и педагогов показала серьёзные социально-психологические проблемы функционирования детско-взрослого сообщества в данном образовательном учреждении.

В экспертную группу из 6 человек для оценки толерантности педагогов по отношению к учащимся были включены два заместителя директора, два классных руководителя, школьный психолог и выпускница гимназии (студентка психологического факультета). По результатам экспертного анализа были констатированы следующие позиции (Рис. 6.3.):

· пассивное эмоциональное непринятие учителями внешнего облика старшеклассников (А 1 в секторе «Терпимость»), их поведения по отношению к педагогам (А 2 в секторе «Терпимость»), их образа жизни (А 3 в секторе «Терпимость») и мировоззренческих позиций (А 4 в секторе «Терпимость»);

· низкий интерес и неодобрительное обсуждение внешности старшеклассников (Б 1 в секторе «Терпимость»), их образа жизни (Б 3 в секторе «Терпимость») и мировоззрения (Б 4 в секторе «Терпимость»);

· отсутствие взаимодействия с учащимися по поводу коррекции их внешнего облика (В 1 в секторе «Терпимость»), неадекватного (с точки зрения педагогов) времяпрепровождения (В 3 в секторе «Терпимость») и мировоззрения (В 4 в секторе «Терпимость»);

· наличие резких негативных высказываний и трансляция в окружающий социум своего неприятия образа жизни учащихся (Г 3 в секторе «Терпимость») и их мировоззренческих идей (Г 4 в секторе «Терпимость»);

· активный интерес к поведению учащихся в школе и негативная оценка этого поведения (Б 2 в секторе «Агрессивность»), преобладание жёстких, агрессивных действий по отношению к старшеклассникам, связанных с их неадекватным (с точки зрения педагогов) поведением в школе (В 2 в секторе «Агрессивность»), «борьба» за «приличную внешность» (Г 1 в секторе «Агрессивность») и «приличное поведение» старшеклассников (Г 2 в секторе «Агрессивность») путём жалоб родителям и проведения различных акций «карательного» характера.

 

Рис. 6.3. Структурная модель толерантности педагогов по отношению к старшеклассникам.

 

Таким образом, можно констатировать, что отношение педагогов к старшеклассникам характеризуется пассивным неприятием – «Терпимостью» с элементами «Агрессивности» (активного неприятия), связанного с их внешним обликом и поведением в школе. Индекс толерантности – 0,75. Подчеркнём, что экспертами не было отмечено у учителей ни одной позиции по отношению к старшеклассникам по шкале «Принятие» в секторах «Симпатия» и «Сотрудничество» (!).

Толерантность учащихся по отношению к педагогам оценивалась той же экспертной группой. Были отмечены следующие позиции (Рис. 6.4.):

· пассивное эмоциональное непринятие старшеклассниками внешнего облика педагогов (А 1 в секторе «Терпимость») и их поведения по отношению к учащимся (А 2 в секторе «Терпимость»);

· низкий интерес к педагогам на фоне общего их принятия (сектор «Симпатия»);

· активно-протестное поведение старшеклассниковпо поводу критики их поведения со стороны учителей (В 2 в секторе «Агрессия»);

· стремление к совместному обсуждению с педагогами мировоззренческих вопросов (В 4 в секторе «Сотрудничество»).

 

Рис. 6.4. Структурная модель толерантности старшеклассников по отношению к педагогам.

 

Таким образом, отношение старшеклассников к педагогам характеризуется в основном симпатией – пассивным приятием. Индекс толерантности выше, чем аналогичный показатель у педагогов – 0,94. Проявления агрессивности, судя по всему, связаны в основном с «защитными реакциями» на критику со стороны педагогов. Старшеклассники готовы к сотрудничеству с педагогами в сфере обсуждения мировоззренческих проблем, различных идей и т.п. (у педагогов подобного стремления отмечено не было…).

 

 

Рис. 6.5. Графическое отображение результатов экспертного анализа взаимной толерантности старшеклассников и педагогов.

 

Психолого-педагогические меры по коррекции взаимной толерантности учащихся и педагогов представляются достаточно простыми с методологической точки зрения (совместная внеурочная деятельность учащихся и педагогов – социальные проекты, круглые столы, диспуты, совместные психологические тренинги и т.д.), и столь же трудными в плане их методической и практической реализации. Наш достаточно большой опыт проведения совместных тренингов для старшеклассников и их учителей показывает психологическую неготовность последних к позитивному принятию учащихся и реальному партнёрскому сотрудничеству с ними. Преобладает родительская, часто субъект-объектная, позиция учителей по отношению к учащимся – либо гиперопека, либо стремление к тотальному подчинению школьников своей воле. По Янушу Корчаку: «Хороший ребёнок – это удобный ребёнок! Всё воспитание направлено на то, чтобы ребёнок был удобен, а для этого надо сломать его собственный дух и собственную волю». Проводимые нами тренинги (В.А. Ясвин, 1998, 2001) направлены на формирование субъект-субъектной партнёрской позиции педагогов по отношению к школьникам, взаимодействия по типу «Взрослый-Взрослый» (по Э. Берну).

 

Пример 2.

Анализ толерантности учащихся к педагогам и другим учащимся в московской общеобразовательной школе.

Результаты экспертного анализа отношения учащихся 5-6 классов к педагогам позволяют сделать следующие выводы:

· пассивное эмоциональное принятие внешнего облика педагогов (А 1 в секторе «Симпатия»);

· активное эмоциональное приятие поведения педагогов по отношению к учащимся 5-6 классов (А 2 в секторе «Сотрудничество»);

· пассивное эмоциональное принятие культуры и образа жизни учителей (А 3 в секторе «Симпатия»);

· пассивное эмоциональное принятие мировоззренческих позиций и идей учителей (А 4 в секторе «Симпатия»);

· определённый интерес к внешнему облику учителей (Б 1 в секторе «Симпатия»);

· активный интерес к действиям педагогов по отношению к учащимся и высказывание позитивных суждений о них (Б 2 в секторе «Сотрудничество»);

· одобрение образа жизни педагогов (Б 3 в секторе «Симпатия»);

· отрицание мировоззренческих позиций педагогов, отсутствие интереса к их идеям и ценностям (Б 4 в секторе «Терпимость»);

· активное обсуждение внешнего облика учителей, который в целом оценивается положительно (В 1 в секторе «Симпатия»);

· сотрудничество с педагогом, связанное с его поступками по отношению к школьникам (В 2 в секторе «Сотрудничество»);

· активное участие во внеурочных мероприятиях, организованных педагогами в соответствии с их интересами и увлечениями (В 3 в секторе «Сотрудничество»);

· пассивное участие в обсуждение различных идей учителей, их мировоззренческих взглядов (В 4 в секторе «Симпатия»);

· позитивные высказывания о внешности педагогов (Б 1 в секторе «Симпатия»);

· публичные положительные оценки поведения учителей по отношению к учащимся (Г 2 в секторе «Симпатия»);

· активное обсуждение с учителями «житейских» и нравственных вопросов, в целом принятие их позиций (Г 3, Г 4 в секторе «Сотрудничество»).

 

Рис.6.6. Графическое отображение результатов экспертного анализа отношения учащихся 5-6 классов к педагогам.

 

Из расположения позиций, отмеченных на рис. 6.6. хорошо видно, что «сотрудничество» учащихся 5-6 классов с педагогами связано с активным эмоционально положительным принятием их действий, направленных на учащихся.

Результаты экспертного анализа отношения учащихся 5-6 классов к старшеклассникам позволяют сделать следующие выводы:

· пассивное эмоциональное непринятие внешнего облика многих старшеклассников (А 1 в секторе «Терпимость»);

· активное эмоциональное неприятие поведения многих учащихся, особенно 8-9 классов по отношению к ученикам 5-6 классов (А 2 в секторе «Агрессивность»);

· пассивное эмоциональное непринятие образа жизни старшеклассников (А 3 в секторе «Терпимость»);

· пассивное эмоциональное непринятие мировоззренческих позиций и идей старшеклассников (А 4 в секторе «Терпимость»);

· пассивное принятие внешнего облика старшеклассников (Б 1 в секторе «Симпатия»);

· активный интерес к действиям старшеклассников по отношению ученикам 5-6 классов и попытка влиять на их поведение (Б 2 в секторе «Сотрудничество»);

· пассивное принятие образу жизни старшеклассников на фоне низкого интереса к данному вопросу (Б 3 в секторе «Симпатия»);

· одобрение многих мировоззренческих позиций старшеклассников и высокий интерес к обсуждению с ними их идей (Б 4 в секторе «Сотрудничество»);

· обсуждение внешнего облика старшеклассников, который в целом оценивается положительно (В 1 в секторе «Симпатия»);

· обсуждение между собой поведения старшеклассников по отношению к учащимся 5-6 классов с его общей положительной оценкой (В 2 в секторе «Симпатия»);

· периодическое взаимодействие со старшеклассниками в рамках школьных мероприятий (В 3 в секторе «Сотрудничество»);

· пассивная критика различных идей старшеклассников, их мировоззренческих взглядов (В 4 в секторе «Терпимость»);

· нередки публичные негативные высказывания о внешности старшеклассников в своей среде (Г 1 в секторе «Терпимость»);

· нередки высказывания «в лицо» обид и негативных оценок поведения старшеклассников по отношению к младшим подросткам (Г 2 в секторе «Агрессивность»);

· негативные высказывания в своей среде об образе жизни старшеклассников (Г 3 в секторе «Терпимость»);

· публичная критика в своей среде неразделяемых мировоззренческих идей старшеклассников (Г 4 в секторе «Терпимость»).

 

Рис.6.7. Графическое отображение результатов экспертного анализа отношения учащихся 5-6 классов к старшеклассникам.

 

Из расположения позиций, отмеченных на рис. 6.7. хорошо видно, что «агрессивность» и «терпимость» отношения учащихся 5-6 классов к другим ученикам школы старшеклассникам связана, прежде всего, с активным непринятием их действий, направленных на средних школьников, а также с неодобрением их образа жизни, что возможно, декларируется педагогами.

Результаты экспертного анализа отношения старшеклассников к педагогам позволяют сделать следующие выводы:

· пассивное эмоциональное принятие внешнего облика педагогов (А 1 в секторе «Симпатия»);

· активное эмоциональное приятие поведения педагогов по отношению к старшеклассникам (А 2 в секторе «Сотрудничество»);

· пассивное эмоциональное принятие образа жизни учителя (А 3 в секторе «Симпатия»);

· пассивное эмоциональное принятие их мировоззренческих позиций и идей (А 4 в секторе «Симпатия»);

· низкий интерес (пассивное принятие) к внешнему облику педагогов (Б 1 в секторе «Симпатия»);

· активный интерес к действиям педагогов по отношению к старшеклассникам и позитивные суждения о них (Б 2 в секторе «Сотрудничество»);

· пассивное одобрение образа жизни и мировоззренческих позиций учителей и низкий интерес к ним (Б 3, Б 4 в секторе «Симпатия»);

· активное взаимодействие, связанное с обсуждением внешнего облика педагогов, который в целом оценивается положительно (В 1 в секторе «Сотрудничество»);

· поведение педагогов по отношению к старшеклассникам вызывает у них в целом активное принятие (В 2 в секторе «Сотрудничество»);

· частые встречи с учителями в неформальной обстановке (В 3 в секторе «Сотрудничество»);

· невысокая степень заинтересованности в обсуждение различных идей педагогов, их мировоззренческих взглядов (В 4 в секторе «Симпатия»);

· позитивные высказывания в своей среде о внешности педагогов (Г 1 в секторе «Симпатия»);

· публичные высказывания благодарностей и положительных оценок поведения учителей по отношению к старшеклассникам (Г 2 в секторе «Сотрудничество»);

· нейтрально позитивные высказывания об образе жизни учителей и их мировоззренческих идеях (Г 3, Г 4 в секторе «Симпатия»).

 

Рис. 6.8. Графическое отображение результатов экспертного анализа отношения старшеклассников к педагогам.

 

Из расположения позиций, отмеченных на рис. 6.8., видно, что «сотрудничество» и «симпатия» связаны с активным принятием действий и поступков педагогов, направленных на учащихся 10-11 классов, а также с пассивным принятием их облика и образа жизни.

Результаты экспертного анализа отношения старшеклассников к учащимся 5-6 классов позволяют сделать следующие выводы:

· пассивное эмоциональное принятие внешнего облика младших подростков (А 1 в секторе «Симпатия»);

· активное эмоциональное приятие поведения младших подростков по отношению к старшеклассникам (А 2 в секторе «Сотрудничество»);

· нейтральное эмоциональное принятие образа жизни младших подростков (А 3 в секторе «Симпатия»);

· пассивное эмоциональное непринятие мировоззренческих позиций и идей младших подростков А 4 в секторе «Терпимость»);

· низкий интерес (пассивное принятие) к внешнему облику младших подростков (Б 1 в секторе «Симпатия»);

· активный интерес к действиям младших подростков по отношению к старшеклассникам и позитивные суждения о них (Б 2 в секторе «Сотрудничество»);

· неодобрительное обсуждение в своей среде образа жизни и мировоззренческих позиций младших подростков и низкий интерес к ним (Б 3, Б 4 в секторе «Терпимость»);

· отсутствие взаимодействия, связанного с внешним обликом младших подростков, который в целом оценивается положительно (В 1 в секторе «Симпатия»);

· частое конфликтное взаимодействие с младшими подростками, связанное с их поступками по отношению к старшеклассникам (В 2 в секторе «Агрессивность»);

· периодическое деловое взаимодействие с младшими подростками в рамках проводимых для них школьных мероприятий (В 3 в секторе «Сотрудничество»);

· заинтересованное участие в обсуждение различных идей младших подростков (В 4 в секторе «Симпатия»);

· нейтрально-позитивные высказывания о внешности младших подростков (Г 1 в секторе «Симпатия»);

· отсутствие публичной критики старшеклассников по отношению к младшим подросткам в случаях, когда их поведение не одобряется (Г 2 в секторе «Терпимость»);

· нейтрально-позитивные высказывания об образе жизни младших подростков (Г 3 в секторе «Симпатия»);

· отсутствие публичной критики неразделяемых мировоззренческих идей младших подростков (Г 4 в секторе «Терпимость»).

 

Рис. 6.9. Графическое отображение результатов экспертного анализа отношения старшеклассников к младшим подросткам.

 

Из расположения позиций, отмеченных на рис.6.9., видно, что «агрессивность» и «терпимость» отношения старшеклассников к младшим подросткам связана с активным непринятием их мировоззрения, а действий по отношению к старшеклассникам. Толерантность отношения проявляется, прежде всего, в пассивном принятии их внешнего облика.

 

Пример 3.

Анализ толерантности старшеклассников к различным социальным группам и явлениям («старшие», «национальность», «религия», «маргиналы», «нормы поведения», «искусство», «гендер», «преступники», «больные» и «чужаки») был проведен в двух московских образовательных учреждениях (гимназии и лицее). В качестве экспертируемых объектов выступали тексты, изображения и высказывания учащихся.

Форма и метод проведения методики: групповое интервью, работа с бланками. Работа велась в группах по 6-10 человек. Учащиеся получали специально подготовленные бланки, на которых в течение заданного времени им необходимо было изобразить свое отношение к определенному объекту, затем ведущий разговаривал с учащимися на тему их отношения к выбранному объекту, параллельно фиксируя результаты интервью. Работа в каждой группе проводилась в течение примерно 40 минут. Потом полученные данные анализировались, и результаты вносились в экспертную матрицу.

В данном разделе показан пример использования «рабочих» упрощённых экспертных матриц. Когда данные по какому-либо критерию носили амбивалентный характер и распределялись по различным секторам, то выделялся (полужирным шрифтом и подчёркиванием) значок в том секторе, показатели которого статистически преобладали.

В данном примере не ставилась задача подробного анализа и интерпретации полученных результатов, хотелось только продемонстрировать суть работы с методикой «Индекс толерантности».

1. Анализ толерантности к старшим (к родителям и пожилым людям)

 

               
          +    
+              
               
+     + + + + +
+ +   +   + + +
    + + + +    
        + +    

 

ИТ ( Индекс толерантности): 0,87

ИИТ (Индекс интолерантности): 0,13

 

 

В отношении к старшим характерна амбивалентность, с одной стороны установка – «родители и старшие хотят нам только добра, все, что они делают – к лучшему», с другой стороны – «мы имеем право на свою точку зрения, и не надо нам мешать, пожалуйста, оставьте нас в покое, пожалуйста».

Анализ толерантности к старшим на основе критериального комплекса.

А 1. Характерна амбивалентность в эмоциональном отношении к внешнему облику старших: пассивное принятие или непринятие – «Симпатия» (60%) и «Терпимость» (40%).

А 2. Пассивное эмоциональное непринятие поведения старших – «Терпимость».

А 3. Пассивное эмоциональное непринятие образа жизни старших, «сидят на лавочке и все время бурчат» - «Терпимость».

А 4. Пассивное эмоциональное принятие (30%) мировоззренческих позиций старших, пассивное эмоциональное непринятие (50%) «советского мировоззрения» старших – «Симпатия» (30%), «Терпимость» (50%).

Б 1. Интерес к особенностям внешнего облика обусловлен скорее принятием этого облика, интерес этот носит пассивный характер – «Симпатия».

Б 2. Низкая степень интереса к поведению старших, и вместе с тем выражение непринятия этого поведения – «Терпимость».

Б 3. - «Симпатия», «Терпимость».

Б 4. – «Симпатия», «Терпимость».

В 1. Отсутствие взаимодействия, связанного с внешним обликом старших, который оценивается чаще положительно, чем отрицательно - «Симпатия» (60%) и «Терпимость» (40%)

В 2. Конфликты со старшими, связанными с тем, что «старшие стараются навязать свою точку зрения», но вместе с тем осознание и принятие того, что «старшие стараются хорошо влиять на ребенка» – «Симпатия», «Терпимость», «Агрессия».

В 3. Недостаточно данных.

В 4. Недостаточно данных.

Г 1. Рисунки с изображениями «дедулек» и «старушек», внешне неприятных, но без демонстрации агрессивного настроя – «Терпимость».

Г 2. Говоря о своем непринятии поведения старших, школьники, вместе с тем, признают право старших на такое поведение «родители и старшие хотят нам только добра, все, что они делают – к лучшему» – «Терпимость».

Г 3. Недостаточно данных.

Г 4. Недостаточно данных.

2. Анализ толерантности к представителям других национальностей, этносов

               
+              
+ +            
+ +            
+ + + + + +   +
+ + + + + +   +
+ + + + + +   +
+ + + + + +   +

ИТ: 1. (100 %) Преобладает «Симпатия»

Примечание. В данных школах учится много представителей различных национальностей.

3. Анализ толерантности к религиозным убеждениям людей различного вероисповедания

               
               
               
               
+ + + + + + +  
+ + + + + + +  
+ + + + + + +  
+ + + + + + +  

ИТ: 1. (100 %) Преобладает «Симпатия»

 

1. Анализ толерантности к бродягам и детям-попрошайкам

Отношение к бродягам («бомжа


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.132 с.