Мониторинг взаимной толерантности — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Мониторинг взаимной толерантности

2018-01-04 185
Мониторинг взаимной толерантности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мониторинг взаимной толерантности

членов образовательного сообщества

 

Примеры экспертного анализа толерантности

 

Пример 1.

Анализ взаимной толерантности старшеклассников и педагогов в муниципальной гимназии, расположенной в одном из районных центров Подмосковья.

В качестве главных задач своей деятельности гимназия заявляет:

  • обеспечение общего универсального образования, установленного государственным стандартом для общеобразовательных школ;
  • активное участие в процессе формирования интеллектуального потенциала страны;
  • поддержка одаренных детей, создание условий для развития индивидуальных способностей каждой личности на основе расширения базового компонента образования, формирование потребностей к саморазвитию и самообразованию;
  • разработка и реализация образовательных программ, обеспечивающих высокую эффективность обучения, углубленную профильную подготовку обучающихся в направлениях гуманитарного, лингвистического, социально-экономического, физико-математического, химико-биологического образования;
  • формирование у гимназистов гуманистического мировоззрения, гражданской ответственности, воспитание чувства собственного достоинства, эстетической и физической культуры.

Гимназия постоянно лидирует в городских предметных олимпиадах, является лауреатом конкурса «Лучшие школы Московской области», дипломантом целого ряда других конкурсов областного уровня, входит в число победителей конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и т.п.

Однако проведённая экспертиза взаимной толерантности учащихся и педагогов показала серьёзные социально-психологические проблемы функционирования детско-взрослого сообщества в данном образовательном учреждении.

В экспертную группу из 6 человек для оценки толерантности педагогов по отношению к учащимся были включены два заместителя директора, два классных руководителя, школьный психолог и выпускница гимназии (студентка психологического факультета). По результатам экспертного анализа были констатированы следующие позиции (Рис. 6.3.):

· пассивное эмоциональное непринятие учителями внешнего облика старшеклассников (А 1 в секторе «Терпимость»), их поведения по отношению к педагогам (А 2 в секторе «Терпимость»), их образа жизни (А 3 в секторе «Терпимость») и мировоззренческих позиций (А 4 в секторе «Терпимость»);

· низкий интерес и неодобрительное обсуждение внешности старшеклассников (Б 1 в секторе «Терпимость»), их образа жизни (Б 3 в секторе «Терпимость») и мировоззрения (Б 4 в секторе «Терпимость»);

· отсутствие взаимодействия с учащимися по поводу коррекции их внешнего облика (В 1 в секторе «Терпимость»), неадекватного (с точки зрения педагогов) времяпрепровождения (В 3 в секторе «Терпимость») и мировоззрения (В 4 в секторе «Терпимость»);

· наличие резких негативных высказываний и трансляция в окружающий социум своего неприятия образа жизни учащихся (Г 3 в секторе «Терпимость») и их мировоззренческих идей (Г 4 в секторе «Терпимость»);

· активный интерес к поведению учащихся в школе и негативная оценка этого поведения (Б 2 в секторе «Агрессивность»), преобладание жёстких, агрессивных действий по отношению к старшеклассникам, связанных с их неадекватным (с точки зрения педагогов) поведением в школе (В 2 в секторе «Агрессивность»), «борьба» за «приличную внешность» (Г 1 в секторе «Агрессивность») и «приличное поведение» старшеклассников (Г 2 в секторе «Агрессивность») путём жалоб родителям и проведения различных акций «карательного» характера.

 

Рис. 6.3. Структурная модель толерантности педагогов по отношению к старшеклассникам.

 

Таким образом, можно констатировать, что отношение педагогов к старшеклассникам характеризуется пассивным неприятием – «Терпимостью» с элементами «Агрессивности» (активного неприятия), связанного с их внешним обликом и поведением в школе. Индекс толерантности – 0,75. Подчеркнём, что экспертами не было отмечено у учителей ни одной позиции по отношению к старшеклассникам по шкале «Принятие» в секторах «Симпатия» и «Сотрудничество» (!).

Толерантность учащихся по отношению к педагогам оценивалась той же экспертной группой. Были отмечены следующие позиции (Рис. 6.4.):

· пассивное эмоциональное непринятие старшеклассниками внешнего облика педагогов (А 1 в секторе «Терпимость») и их поведения по отношению к учащимся (А 2 в секторе «Терпимость»);

· низкий интерес к педагогам на фоне общего их принятия (сектор «Симпатия»);

· активно-протестное поведение старшеклассниковпо поводу критики их поведения со стороны учителей (В 2 в секторе «Агрессия»);

· стремление к совместному обсуждению с педагогами мировоззренческих вопросов (В 4 в секторе «Сотрудничество»).

 

Рис. 6.4. Структурная модель толерантности старшеклассников по отношению к педагогам.

 

Таким образом, отношение старшеклассников к педагогам характеризуется в основном симпатией – пассивным приятием. Индекс толерантности выше, чем аналогичный показатель у педагогов – 0,94. Проявления агрессивности, судя по всему, связаны в основном с «защитными реакциями» на критику со стороны педагогов. Старшеклассники готовы к сотрудничеству с педагогами в сфере обсуждения мировоззренческих проблем, различных идей и т.п. (у педагогов подобного стремления отмечено не было…).

 

 

Рис. 6.5. Графическое отображение результатов экспертного анализа взаимной толерантности старшеклассников и педагогов.

 

Психолого-педагогические меры по коррекции взаимной толерантности учащихся и педагогов представляются достаточно простыми с методологической точки зрения (совместная внеурочная деятельность учащихся и педагогов – социальные проекты, круглые столы, диспуты, совместные психологические тренинги и т.д.), и столь же трудными в плане их методической и практической реализации. Наш достаточно большой опыт проведения совместных тренингов для старшеклассников и их учителей показывает психологическую неготовность последних к позитивному принятию учащихся и реальному партнёрскому сотрудничеству с ними. Преобладает родительская, часто субъект-объектная, позиция учителей по отношению к учащимся – либо гиперопека, либо стремление к тотальному подчинению школьников своей воле. По Янушу Корчаку: «Хороший ребёнок – это удобный ребёнок! Всё воспитание направлено на то, чтобы ребёнок был удобен, а для этого надо сломать его собственный дух и собственную волю». Проводимые нами тренинги (В.А. Ясвин, 1998, 2001) направлены на формирование субъект-субъектной партнёрской позиции педагогов по отношению к школьникам, взаимодействия по типу «Взрослый-Взрослый» (по Э. Берну).

 

Пример 2.

Анализ толерантности учащихся к педагогам и другим учащимся в московской общеобразовательной школе.

Результаты экспертного анализа отношения учащихся 5-6 классов к педагогам позволяют сделать следующие выводы:

· пассивное эмоциональное принятие внешнего облика педагогов (А 1 в секторе «Симпатия»);

· активное эмоциональное приятие поведения педагогов по отношению к учащимся 5-6 классов (А 2 в секторе «Сотрудничество»);

· пассивное эмоциональное принятие культуры и образа жизни учителей (А 3 в секторе «Симпатия»);

· пассивное эмоциональное принятие мировоззренческих позиций и идей учителей (А 4 в секторе «Симпатия»);

· определённый интерес к внешнему облику учителей (Б 1 в секторе «Симпатия»);

· активный интерес к действиям педагогов по отношению к учащимся и высказывание позитивных суждений о них (Б 2 в секторе «Сотрудничество»);

· одобрение образа жизни педагогов (Б 3 в секторе «Симпатия»);

· отрицание мировоззренческих позиций педагогов, отсутствие интереса к их идеям и ценностям (Б 4 в секторе «Терпимость»);

· активное обсуждение внешнего облика учителей, который в целом оценивается положительно (В 1 в секторе «Симпатия»);

· сотрудничество с педагогом, связанное с его поступками по отношению к школьникам (В 2 в секторе «Сотрудничество»);

· активное участие во внеурочных мероприятиях, организованных педагогами в соответствии с их интересами и увлечениями (В 3 в секторе «Сотрудничество»);

· пассивное участие в обсуждение различных идей учителей, их мировоззренческих взглядов (В 4 в секторе «Симпатия»);

· позитивные высказывания о внешности педагогов (Б 1 в секторе «Симпатия»);

· публичные положительные оценки поведения учителей по отношению к учащимся (Г 2 в секторе «Симпатия»);

· активное обсуждение с учителями «житейских» и нравственных вопросов, в целом принятие их позиций (Г 3, Г 4 в секторе «Сотрудничество»).

 

Рис.6.6. Графическое отображение результатов экспертного анализа отношения учащихся 5-6 классов к педагогам.

 

Из расположения позиций, отмеченных на рис. 6.6. хорошо видно, что «сотрудничество» учащихся 5-6 классов с педагогами связано с активным эмоционально положительным принятием их действий, направленных на учащихся.

Результаты экспертного анализа отношения учащихся 5-6 классов к старшеклассникам позволяют сделать следующие выводы:

· пассивное эмоциональное непринятие внешнего облика многих старшеклассников (А 1 в секторе «Терпимость»);

· активное эмоциональное неприятие поведения многих учащихся, особенно 8-9 классов по отношению к ученикам 5-6 классов (А 2 в секторе «Агрессивность»);

· пассивное эмоциональное непринятие образа жизни старшеклассников (А 3 в секторе «Терпимость»);

· пассивное эмоциональное непринятие мировоззренческих позиций и идей старшеклассников (А 4 в секторе «Терпимость»);

· пассивное принятие внешнего облика старшеклассников (Б 1 в секторе «Симпатия»);

· активный интерес к действиям старшеклассников по отношению ученикам 5-6 классов и попытка влиять на их поведение (Б 2 в секторе «Сотрудничество»);

· пассивное принятие образу жизни старшеклассников на фоне низкого интереса к данному вопросу (Б 3 в секторе «Симпатия»);

· одобрение многих мировоззренческих позиций старшеклассников и высокий интерес к обсуждению с ними их идей (Б 4 в секторе «Сотрудничество»);

· обсуждение внешнего облика старшеклассников, который в целом оценивается положительно (В 1 в секторе «Симпатия»);

· обсуждение между собой поведения старшеклассников по отношению к учащимся 5-6 классов с его общей положительной оценкой (В 2 в секторе «Симпатия»);

· периодическое взаимодействие со старшеклассниками в рамках школьных мероприятий (В 3 в секторе «Сотрудничество»);

· пассивная критика различных идей старшеклассников, их мировоззренческих взглядов (В 4 в секторе «Терпимость»);

· нередки публичные негативные высказывания о внешности старшеклассников в своей среде (Г 1 в секторе «Терпимость»);

· нередки высказывания «в лицо» обид и негативных оценок поведения старшеклассников по отношению к младшим подросткам (Г 2 в секторе «Агрессивность»);

· негативные высказывания в своей среде об образе жизни старшеклассников (Г 3 в секторе «Терпимость»);

· публичная критика в своей среде неразделяемых мировоззренческих идей старшеклассников (Г 4 в секторе «Терпимость»).

 

Рис.6.7. Графическое отображение результатов экспертного анализа отношения учащихся 5-6 классов к старшеклассникам.

 

Из расположения позиций, отмеченных на рис. 6.7. хорошо видно, что «агрессивность» и «терпимость» отношения учащихся 5-6 классов к другим ученикам школы старшеклассникам связана, прежде всего, с активным непринятием их действий, направленных на средних школьников, а также с неодобрением их образа жизни, что возможно, декларируется педагогами.

Результаты экспертного анализа отношения старшеклассников к педагогам позволяют сделать следующие выводы:

· пассивное эмоциональное принятие внешнего облика педагогов (А 1 в секторе «Симпатия»);

· активное эмоциональное приятие поведения педагогов по отношению к старшеклассникам (А 2 в секторе «Сотрудничество»);

· пассивное эмоциональное принятие образа жизни учителя (А 3 в секторе «Симпатия»);

· пассивное эмоциональное принятие их мировоззренческих позиций и идей (А 4 в секторе «Симпатия»);

· низкий интерес (пассивное принятие) к внешнему облику педагогов (Б 1 в секторе «Симпатия»);

· активный интерес к действиям педагогов по отношению к старшеклассникам и позитивные суждения о них (Б 2 в секторе «Сотрудничество»);

· пассивное одобрение образа жизни и мировоззренческих позиций учителей и низкий интерес к ним (Б 3, Б 4 в секторе «Симпатия»);

· активное взаимодействие, связанное с обсуждением внешнего облика педагогов, который в целом оценивается положительно (В 1 в секторе «Сотрудничество»);

· поведение педагогов по отношению к старшеклассникам вызывает у них в целом активное принятие (В 2 в секторе «Сотрудничество»);

· частые встречи с учителями в неформальной обстановке (В 3 в секторе «Сотрудничество»);

· невысокая степень заинтересованности в обсуждение различных идей педагогов, их мировоззренческих взглядов (В 4 в секторе «Симпатия»);

· позитивные высказывания в своей среде о внешности педагогов (Г 1 в секторе «Симпатия»);

· публичные высказывания благодарностей и положительных оценок поведения учителей по отношению к старшеклассникам (Г 2 в секторе «Сотрудничество»);

· нейтрально позитивные высказывания об образе жизни учителей и их мировоззренческих идеях (Г 3, Г 4 в секторе «Симпатия»).

 

Рис. 6.8. Графическое отображение результатов экспертного анализа отношения старшеклассников к педагогам.

 

Из расположения позиций, отмеченных на рис. 6.8., видно, что «сотрудничество» и «симпатия» связаны с активным принятием действий и поступков педагогов, направленных на учащихся 10-11 классов, а также с пассивным принятием их облика и образа жизни.

Результаты экспертного анализа отношения старшеклассников к учащимся 5-6 классов позволяют сделать следующие выводы:

· пассивное эмоциональное принятие внешнего облика младших подростков (А 1 в секторе «Симпатия»);

· активное эмоциональное приятие поведения младших подростков по отношению к старшеклассникам (А 2 в секторе «Сотрудничество»);

· нейтральное эмоциональное принятие образа жизни младших подростков (А 3 в секторе «Симпатия»);

· пассивное эмоциональное непринятие мировоззренческих позиций и идей младших подростков А 4 в секторе «Терпимость»);

· низкий интерес (пассивное принятие) к внешнему облику младших подростков (Б 1 в секторе «Симпатия»);

· активный интерес к действиям младших подростков по отношению к старшеклассникам и позитивные суждения о них (Б 2 в секторе «Сотрудничество»);

· неодобрительное обсуждение в своей среде образа жизни и мировоззренческих позиций младших подростков и низкий интерес к ним (Б 3, Б 4 в секторе «Терпимость»);

· отсутствие взаимодействия, связанного с внешним обликом младших подростков, который в целом оценивается положительно (В 1 в секторе «Симпатия»);

· частое конфликтное взаимодействие с младшими подростками, связанное с их поступками по отношению к старшеклассникам (В 2 в секторе «Агрессивность»);

· периодическое деловое взаимодействие с младшими подростками в рамках проводимых для них школьных мероприятий (В 3 в секторе «Сотрудничество»);

· заинтересованное участие в обсуждение различных идей младших подростков (В 4 в секторе «Симпатия»);

· нейтрально-позитивные высказывания о внешности младших подростков (Г 1 в секторе «Симпатия»);

· отсутствие публичной критики старшеклассников по отношению к младшим подросткам в случаях, когда их поведение не одобряется (Г 2 в секторе «Терпимость»);

· нейтрально-позитивные высказывания об образе жизни младших подростков (Г 3 в секторе «Симпатия»);

· отсутствие публичной критики неразделяемых мировоззренческих идей младших подростков (Г 4 в секторе «Терпимость»).

 

Рис. 6.9. Графическое отображение результатов экспертного анализа отношения старшеклассников к младшим подросткам.

 

Из расположения позиций, отмеченных на рис.6.9., видно, что «агрессивность» и «терпимость» отношения старшеклассников к младшим подросткам связана с активным непринятием их мировоззрения, а действий по отношению к старшеклассникам. Толерантность отношения проявляется, прежде всего, в пассивном принятии их внешнего облика.

 

Пример 3.

Анализ толерантности старшеклассников к различным социальным группам и явлениям («старшие», «национальность», «религия», «маргиналы», «нормы поведения», «искусство», «гендер», «преступники», «больные» и «чужаки») был проведен в двух московских образовательных учреждениях (гимназии и лицее). В качестве экспертируемых объектов выступали тексты, изображения и высказывания учащихся.

Форма и метод проведения методики: групповое интервью, работа с бланками. Работа велась в группах по 6-10 человек. Учащиеся получали специально подготовленные бланки, на которых в течение заданного времени им необходимо было изобразить свое отношение к определенному объекту, затем ведущий разговаривал с учащимися на тему их отношения к выбранному объекту, параллельно фиксируя результаты интервью. Работа в каждой группе проводилась в течение примерно 40 минут. Потом полученные данные анализировались, и результаты вносились в экспертную матрицу.

В данном разделе показан пример использования «рабочих» упрощённых экспертных матриц. Когда данные по какому-либо критерию носили амбивалентный характер и распределялись по различным секторам, то выделялся (полужирным шрифтом и подчёркиванием) значок в том секторе, показатели которого статистически преобладали.

В данном примере не ставилась задача подробного анализа и интерпретации полученных результатов, хотелось только продемонстрировать суть работы с методикой «Индекс толерантности».

1. Анализ толерантности к старшим (к родителям и пожилым людям)

 

               
          +    
+              
               
+     + + + + +
+ +   +   + + +
    + + + +    
        + +    

 

ИТ ( Индекс толерантности): 0,87

ИИТ (Индекс интолерантности): 0,13

 

 

В отношении к старшим характерна амбивалентность, с одной стороны установка – «родители и старшие хотят нам только добра, все, что они делают – к лучшему», с другой стороны – «мы имеем право на свою точку зрения, и не надо нам мешать, пожалуйста, оставьте нас в покое, пожалуйста».

Анализ толерантности к старшим на основе критериального комплекса.

А 1. Характерна амбивалентность в эмоциональном отношении к внешнему облику старших: пассивное принятие или непринятие – «Симпатия» (60%) и «Терпимость» (40%).

А 2. Пассивное эмоциональное непринятие поведения старших – «Терпимость».

А 3. Пассивное эмоциональное непринятие образа жизни старших, «сидят на лавочке и все время бурчат» - «Терпимость».

А 4. Пассивное эмоциональное принятие (30%) мировоззренческих позиций старших, пассивное эмоциональное непринятие (50%) «советского мировоззрения» старших – «Симпатия» (30%), «Терпимость» (50%).

Б 1. Интерес к особенностям внешнего облика обусловлен скорее принятием этого облика, интерес этот носит пассивный характер – «Симпатия».

Б 2. Низкая степень интереса к поведению старших, и вместе с тем выражение непринятия этого поведения – «Терпимость».

Б 3. - «Симпатия», «Терпимость».

Б 4. – «Симпатия», «Терпимость».

В 1. Отсутствие взаимодействия, связанного с внешним обликом старших, который оценивается чаще положительно, чем отрицательно - «Симпатия» (60%) и «Терпимость» (40%)

В 2. Конфликты со старшими, связанными с тем, что «старшие стараются навязать свою точку зрения», но вместе с тем осознание и принятие того, что «старшие стараются хорошо влиять на ребенка» – «Симпатия», «Терпимость», «Агрессия».

В 3. Недостаточно данных.

В 4. Недостаточно данных.

Г 1. Рисунки с изображениями «дедулек» и «старушек», внешне неприятных, но без демонстрации агрессивного настроя – «Терпимость».

Г 2. Говоря о своем непринятии поведения старших, школьники, вместе с тем, признают право старших на такое поведение «родители и старшие хотят нам только добра, все, что они делают – к лучшему» – «Терпимость».

Г 3. Недостаточно данных.

Г 4. Недостаточно данных.

2. Анализ толерантности к представителям других национальностей, этносов

               
+              
+ +            
+ +            
+ + + + + +   +
+ + + + + +   +
+ + + + + +   +
+ + + + + +   +

ИТ: 1. (100 %) Преобладает «Симпатия»

Примечание. В данных школах учится много представителей различных национальностей.

3. Анализ толерантности к религиозным убеждениям людей различного вероисповедания

               
               
               
               
+ + + + + + +  
+ + + + + + +  
+ + + + + + +  
+ + + + + + +  

ИТ: 1. (100 %) Преобладает «Симпатия»

 

1. Анализ толерантности к бродягам и детям-попрошайкам

Отношение к бродягам («бомжам») Отношение к детям-попрошайкам

               
+     +        
               
          +    
+     + +   + +
+     + + + + +
        + + + +
        +   + +

ИТ: 0,94 ИИТ: 0,06

Преобладает «Терпимость»

 

               
+ + + +        
      +        
      +     +  
+ + + + + + + +
+ + + +        
+ + + +        
+ + + +        

ИТ: 0,94 ИИТ: 0,06

Преобладает «Симпатия»

2. Анализ толерантности к социальным нормам и налагаемым ими ограничениям

Анализировалось отношение к нормам поведения, которые налагают ограничения на «облик» - манеру одеваться и выглядеть соответствующим образом; на «поведение» - манеру вести себя в обществе других людей; на «культуру» - ограничения на поведение других людей по отношению к подросткам; на «идеи» - ограничения идеологического характера.

          +    
          +    
          +    
        + +    
+       + + + +
        +   + +
        +   + +
        +      

ИТ: 0,7 ИИТ: 0,30 Преобладает «Терпимость»

 

3. Анализ толерантности к нетрадиционным «альтернативным» направлениям в художественном творчестве

В беседах со старшеклассниками обсуждались: эстетическое восприятие альтернативных видов искусства («облик»); влияние такого искусства на представления старшеклассников об окружающем мире, на их поведение - «портит или улучшает»; влияние такого искусства на человеческую культуру в целом; отношение старшеклассников к идеям, которые проповедует такое искусство.

+              
+ + +          
+ + +          
+ + + +        
+ + + +        
+ + + +        
+ + +          
+              

ИТ: 1 ИИТ: 0 Полное принятие.

 

 

7. Анализ толерантности к сверстникам противоположного пола

Отношение девушек к сверстникам Отношение юношей к сверстникам противоположного пола противоположного пола

               
      +        
      +        
+ + + +        
    + +   +   +
+ + + +   +   +
+ + + +   +   +
+ + + +   +   +

ИТ: 1 ИИТ: 0

Преобладает «Симпатия»

+     +        
+     +        
+   + +        
+ + + +        
               
+ + +          
+ + +          
+ + +          

ИТ: 1 ИИТ: 0

Преобладает стремление к «Сотрудничеству»

 

Толерантность к сверстникам противоположного пола значительно выше, чем к остальным объектам отношения. Толерантность юношей к девушкам существенно выше, чем девушек к юношам.

 

8. Анализ толерантности к людям, нарушившим закон (преступникам)

ИТ: 0,75 ИИТ: 0,25

Преобладает «Терпимость»,

но выражена и «Агрессия»

               
               
+ +            
               
+ +   +        
+ +   +        
+     +        
               

ИТ: 1 ИИТ: 0

Преобладает «Симпатия»

               
               
               
               
        +   + +
        +   + +
        +   + +
              +

ИТ:1 ИИТ: 0

Преобладает «Терпимость»

 

 

Анализ показывает полное принятие старшеклассниками «высоко статусных бандитов», «преступников мирового масштаба» и т.п., обманывающих «по крупному»: «В России все бандиты, только есть бандиты хорошие, и есть плохие»…

Имеет определенную разницу отношение к следующим категориям:

9. Анализ толерантности к наркоманам, алкоголикам и инвалидам

И алкоголикам детям

               
               
               
               
        + + + +
        + + + +
        + + + +
        +      

ИТ: 1 ИИТ: 0

Выражена «Терпимость»

               
               
               
               
+ + + +        
+ + + +        
+     +        
               

ИТ: 1 ИИТ: 0

Выражена «Симпатия»

  +            
+ + +          
+ + +          
+ + +          
  + + +        
  +   +        
  +            
    +          

ИТ: 1 ИИТ: 0

Полное принятие, преобладает готовность к «Сотрудничеству»

 

 

10. Анализ толерантности к мигрантам

(приезжим, чужакам, людям со стороны и т.п.)

 

<
               
          +    
          +    
          +    
  +     + + +  
  +     + + +  
  +     + + +  

Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.129 с.