Основные характеристики механизированных огнеметов армии США — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Основные характеристики механизированных огнеметов армии США

2018-01-07 271
Основные характеристики механизированных огнеметов армии США 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наименование огнемета М10-8 (самоходный М 132А1)

Емкость для зажигательной смеси 760

Продолжительность непрерывного огнеметания, с 30-40

Максимальная дальность эффективного огнеметания, м 150-180

Количество отдельных выстрелов 15

Давление воздуха в баллонах, кг/см 2 210

Давление огнесмеси, кг/см 2 25

Наименование огнемета М7А1-6 (танковый М 67А2)

Емкость для зажигательной смеси 1300-1400

Продолжительность непрерывного огнеметания, с 55-7 0

Максимальнаядальность эффективного огнеметания, м 180-230

Количество отдельных выстрелов Более 30

Давление воздуха в баллонах, кг/см 2 200-210

Давление огнесмеси, кг/см 2 25

 

Огненная артиллерия

 

Первыми реактивную систему залпового огня (РСЗО) разработали в Германии в 1936 г. Это был 6-ствольный 158,5-мм химический миномет «Д». Позже его стали именовать Nebelwerfer. Наши солдаты миномет такого типа прозвали «Иваном». Он предназначался для стрельбы боеприпасами с боевой частью химического и зажигательного действия весом от 39 до 43 кг. В 1940 г. в вермахте приняли на вооружение базовый вариант 160-мм б-ствольного реактивного миномета Nebelwerfer с боеприпасами химического, зажигательного, фугасного и осколочно-фугасного действия, а также 210-мм, 280- мм и 320-мм системы. Например, 5-ствольный 210-мм миномет Nb.W.42 стрелял минами с турбореактивным двигателем. 320-мм зажигательные мины снаряжались 50 л нефти. При стрельбе ими по сухому лугу или лесу одна мина вызывала пожар на площади 200 м 2 с пламенем высотой до 2-3 м. Взрыв 1 кг разрывного заряда создавал еще добавочное осколочное действие. Минимальная табличная дальность стрельбы для этих мин составляла 700 м, но стрелять на дальность менее 1200 м не рекомендовалось.

Эффективность этих крупнокалиберных систем была признана обеими сторонами. В самом деле: на испытаниях один залп реактивной немецкой батареи уничтожил батальон окопавшейся по всем правилам пехоты.

Знаменитые советские установки залпового огня времен Второй мировой войны «Катюши» разрабатывались как дальнобойные огнеметы и имели одним из своих главных боеприпасов термитный, т. е. зажигательный. И цели для них выбирались именно такого рода, где зажигательный эффект ракет проявился бы в наибольшей степени. Этот эффект усиливали и раскаленные осколки корпуса самой ракеты, разлетающиеся после взрыва головной части.

В СССР в 1937 г. Военно-химическое управление РККА сформулировало ТТТ к ракетно-химическим снарядам, разрабатываемым на базе штатных авиационных ракетно-зажигательпых снарядов P3C-132, снаряженных боевыми элементами с военным термитом марки «6».

 

 

Советский реактивный снаряд М-13: 1 – взрыватель, 2 – корпус боевой части, 3, 6 – направляющие штифты, 4 – пирозапалы, 5 – порохой двигатель, 7 – стабилизатор, 8 – пороховые шашки, 9 – воспламенитель, 10 – дно боевой части, 11 – дополнительный детонатор, 12 – боевой заряд (термитные пироэлементы), 13 – диафрагма, 14 – сопловый блок, 15 – обтекатель, 16 – заглушка

 

При воздушном подрыве БЧ они образовывали на площади множество очагов пожара, потушить которые было невозможно – зажигательный состав мог гореть при полном отсутствии кислорода, развивая температуру от 4000 до 6000°С. Попадая в снег, горящий термит моментально разлагал воду на атомарный кислород и водород (гремучий газ), увеличивая и без того сильное горение. В документах того времени говорилось, что при попадании термита на броню танков и стволы орудий легированная сталь изменяет свои механические свойства и уже не годится для использования по основному назначению, т. е. технику уже нельзя использовать по ее прямому назначению. Несмотря на относительно небольшой коэффициент наполнения БЧ и всего 36 зажигательных элементов общей массой 4,2 кг в каждом, снаряды P3C-132 продемонстрировали чрезвычайно высокую эффективность. Для взаимного перекрытия секторов разлета элементов в одном залпе применили авиационный прием установки различного времени срабатывания неконтактных взрывателей. Кроме того, сильный и порывистый ветер не влиял отрицательно на действие зажигательных снарядов, в отличие от химических боеприпасов. Даже сегодня некоторые из старожилов гарнизона полигона «Эмба» упоминают о «живой» легенде – в районе дальней площадки, где в январе 1939 г. располагалась мишенная обстановка, обстрелянная из «Катюши» зажигательными снарядами, до сих пор – участок мертвой, выжженной земли. На спекшемся суглинке солончака отсутствует даже скудная растительность.

В отчете говорилось; ‹'…Ракетные зажигательные снаряды РЗС-82 и P3C-132, предназначенные для создания очагов пожара в пунктах, наиболее важных по тактическим и стратегическим соображениям, способны при залповой стрельбе создать массивность огня… В одном залпе многозарядная установка выстреливает 1500 зажигательных элементов, накрывает большую площадь».

 

 

Дальнобойный огнемет БМ-13-16 – установка залпового огня периода Великой Отечественной войны – легендарная «Катюша»

 

В мае 1941 г. 132-мм 16-ствольные «Катюши» были приняты на вооружение химических войск РККА под наименованием БМ-13-16. Официально их приняли на вооружение артиллерии РККА… 21 июня 1941 г. (за сутки до начала войны!). За месяц до войны «Катюш» было всего пять штук. Спустя неделю после начала войны в Артиллерийской академии была сформирована отдельная экспериментальная батарея из семи боевых машин под командованием слушателя I курса (первокурсника!) капитана И. Флерова и отправлена на фронт для проведения войсковых испытаний в варианте дальнобойных огнеметов.

14 июля 1941 г. с 15 часов флеровцы в течение нескольких секунд выпустили около сотни снарядов РОФС-132 и P3C-132 по железнодорожной станции Орша – по скопившимся на станции эшелонам с боевой техникой, горючим и боеприпасами, а также по живой силе противника. Все снаряды «Катюш» рвались в воздухе на подлете к цели и новые «огнеметы» проявили себя во всем своем ужасе.

Сотни «рукотворных метеоритов» из горящего термита рухнули с неба, поджигая даже то, что горело с большим трудом. В первые же мгновения они прожгли крыши нескольких вагонов с боеприпасами, которые тут же начали взрываться. При этом были пробиты и прожжены цистерны с бензином, и огненная река хлынула на пути. Убитым сразу повезло больше, чем остальным – те не могли найти защиты ни под вагонами, ни за стенами строений. Обезумев, люди метались живыми факелами между вагонами. Горели и раненые на земле, неистовыми воплями проклиная все и вся. Спустя секунды огнем были охвачены остальные вагоны с боеприпасами, что усугубило и без того тяжелое положение. Паника на станции достигла наивысших пределов. Образно выражаясь, те немногие из солдат вермахта, кто уцелел после этого налета, могли бы до конца своих дней благодарить Бога за то, что вернулись из преисподней.

Нетрудно догадаться и о характере сообщений телеграмм, практически в одно время полетевших в Москву и Берлин, а также о реакции адресатов на них. В одной говорилось о том, что у русских появилось новое оружие – «…автоматическая многоствольная огнеметная пушка…» (месяц спустя это выражение замелькало в официальных документах главного командования вермахта). Итог – встречайте четыре эшелона с трупами… В другом – доклад о том, что боевая эффективность нового оружия превзошла даже самые оптимистические ожидания.

Кстати, еще одно очень любопытное свидетельство устрашающей эффективности огнеметных «Катюш»: в мемуарах практически не отражен тот исторический факт, что после первого залпа флеровской батареи по врагу немецкие войска побежали в одну сторону, а наши… – в другую!

К августу 1941 г. было изготовлено 40 штук БМ- 13-16 и сформировано несколько батарей в Москве и Миассе. В сентябре ГКО принял решение о создании гвардейских минометных частей (ГМЧ) при Артуправлении РККА.

Реактивные зажигательные снаряды P3C-132 после Орши применили в последний раз в 1941 г. под Керчью, но с не менее внушительным эффектом. Там Красная Армия располагала только одной установкой БМ-13-16, эвакуированной из-под Севастополя. В ответ немцы немедленно обстреляли позицию «Катюши» из своих Nebelwerfer-41 химическими снарядами, своеобразно продемонстрировав, что готовы нарушить запреты Международной Конвенции. В то же время расчеты немецкой полевой артиллерии в ходе войны регулярно применяли против наших войск свои реактивные боеприпасы зажигательного действия с жидкой зажигательной смесью, но в ответ ни разу не получили залпа РХС-132 из «Катюш».

В арсенал современной полевой артиллерии обязательно входят зажигательные снаряды. И если в Первую мировую они находили очень ограниченное применение, то во Вторую мировую они применялись очень широко всеми воюющими сторонами.

 

 

1 – 12-зарядная самоходная пусковая установка БМ-31 -12, 2 – боевая машина БМ-8-36, 3 – бое,вая машина БМ-8-46

 

Советская артиллерия в годы войны широко применяла 76-, 107- и 122-мм термитно-сегментные зажигательные снаряды. В каждом таком снаряде помещалось соответственно 12 и 16 сегментов, в металлические оболочки которых запрессовывалось около 100 г зажигательного состава на основе термита. При срабатывании снаряда на траектории горящие сегменты приобретали такую энергию, что пробивали железную крышу или углублялись в деревянные стены па несколько сантиметров, вызывая их загорание.

В качестве зажигательного средства артиллеристы применяли также дымовые снаряды и мины, снаряженные желтым фосфором и небольшим разрывным зарядом. При разрыве такого снаряда образуются частицы горящего фосфора, которые, попадая на открытые участки тела, вызывают сильные ожоги, а при попадании на легковоспламеняющиеся материалы – пожары.

Для усиления зажигательного действия фосфорных мин в начале 1943 г. была разработана и принята на вооружение Красной Армии 122-мм зажигательная мина TP с комбинированным термитно-фосфорным снаряжением. Эта мина снаряжалась желтым фосфором, 36 термитными зажигательными элементами в металлических стаканчиках и небольшим разрывным зарядом. При взрыве мины горящие зажигательные элементы разлетались в радиусе до 40 м от места разрыва и создавали 36 огневых очагов с температурой более 2000°С и временем горения около 15с. После сгорания зажигательных элементов оставались раскаленные шлаки, способные проплавлять тонкое листовое железо. 122-мм зажигательные мины TP обеспечивали надежное поджигание деревянных сооружений.

Самый резкий рывок в развитии огнеметных систем произошел на рубеже 70-80-х годов. К тому времени были достигнуты значительные успехи, казалось бы, в совсем другой области вооружений – реактивной артиллерии.

Термитом снаряжаются снаряды отечественной реактивной системы залпового огня «Град», уже несколько десятилетий состоящей на вооружении нашей армии. И горе тому врагу, который угодит под этот залп. Например, конфликт на советско-китайской границе в районе острова Доманский завершился после пары залпов дивизиона наших РСЗО.

Создание в 70-х годах новой реактивной системы залпового огня большого калибра – 220-мм РСЗО «Ураган» позволило значительно увеличить объем и массу боевых частей, доставляемых к цели неуправляемыми ракетами. Причем за счет конструктивных решений удалось существенно повысить точность стрельбы залпом. И вот в конце 70-х возник замысел разработки тяжелой системы залпового огня – на основе НУРСов, запускаемых с многоствольной пусковой установки, с боевыми частями, наполненными зажигательными и термобарическими смесями.

В настоящее время на вооружении Российской армии состоит реактивная 30-ствольная огнеметная установка залпового огня, смонтированная на шасси танка (на базе танка Т-72). Такой комплекс, включающий боевую машину – пусковую установку, НУРСы и транспортно-заряжа- ющую машину, был создан в начале 80-х годов в омском Конструкторском бюро транспортного машиностроения и получил название ТОС-1 (тяжелая огнеметная система) с несерьезным названием «Буратино». Долгое время вся информация по комплексу держалась в строжайшем секрете и оставалась известной только специалистам. Лишь в позапрошлом году на выставке вооружения в Омске новое оружие было впервые продемонстрировано в действии отечественным и зарубежным зрителям (и разведчикам, конечно).

ТОС-1 предназначена для поражения вооружения и военной техники, оборонительных объектов и живой силы противника (в том числе находящейся в защитных сооружениях), а также для создания очагов пожаров на местности. Боевая машина действует совместно с танками и пехотой, передвигаясь в их боевых порядках. Поражение противнику наносится за счет комплексного воздействия избыточного давления и высоких температур при подрыве термобарической смеси, доставленной НУР- Сами к цели.

Большая масса пакета направляющих труб со снарядами потребовала иметь шасси значительной грузоподъемности, а сравнительно малые дальности стрельбы (от 400-600 до 3500 м) – определенного уровня защиты всей боевой машины, что опять-таки утяжеляло ее. Выход был найден в размещении оборудования на шасси Т-72 – самого массового отечественного танка третьего послевоенного поколения. Общая масса ТОС-1 в результате составила 42 т.

Пакет из 30 направляющих для НУРСов смонтирован в качающейся части пусковой установки на поворотной платформе. Все действия по наведению установки на цель, приданию ей необходимого угла возвышения экипаж производит, не выходя из машины, с помощью прицела и силовых следящих приводов.

Крутая траектория полета снарядов к цели потребовала точного учета условий стрельбы и создания специальной системы управления огнем. Она включает оптический прицел, лазерный дальномер, датчик крена и электронный баллистический вычислитель. С помощью лазерного дальномера расстояния до цели определяются с точностью до 10 м. Эти данные автоматически вводятся в баллистический вычислитель, рассчитывающий необходимый угол возвышения пусковой установки. Угол крена пакета направляющих фиксируется автоматическим датчиком и также автоматически учитывается вычислителем.

Неуправляемая ракета состоит из головной части с наполнителем (зажигательным или термобарическим составом), взрывателя и твердотопливного реактивного двигателя.

В комплексе с пусковой установкой работает и транспортно-заряжающая машина, созданная на шасси грузового автомобиля повышенной проходимости. Она служит для транспортировки НУРСов, а также заряжания и разряжания пусковой установки, в связи с чем оборудована погрузочно-разгрузочным устройством.

ТОС-1 является удачным гибридом, сочетающим средства и возможности реактивного пехотного огнемета и реактивной системы залпового огня, помноженные друг на друга.

Боевики на Северном Кавказе испытывают настоящий ужас при одном только виде огнедышащего «чудовища» по имени «Буратино». Опыт боевого применения ТОС-1 в Афганистане и Чечне показал ее высокую эффективность и определил направления дальнейшего совершенствования системы.

Это принципиально новый вид оружия, существующий сегодня только в России. Б сравнении с последствиями применения боеприпасов одной установки «Буратино» залп целой батареи 40-ствольных «Градов» кажется новогодним шутейским фейерверком.

Бьет этот огнемет снайперски точно. А всего одна ракета способна уничтожить самую укрепленную огневую точку противника. Даже укрытия в пещерах не спасают от неминуемой гибели, если в бой вступает «Буратино». А танковое шасси дает возможность добраться этой огнеметной системе до самых, казалось бы, непроходимых мест.

Оружие более чем эффективное, одним залпом создающее обширные очаги пожаров на местности. А использование новейших металлизированных смесей, обладающих повышенной прилипаемостыо и температурой горения, делает это оружие еще более устрашающим…

 

Кара богов – небесный огонь

 

… и с неба будет падать дождь из горящей серы…

Апокалипсис

 

 

Авиация, едва оперившись, сразу взяла на вооружение зажигательное оружие. В начале Первой мировой использовали импровизированные средства. В России применяли зажигательные бомбы, представлявшие собой обычный бидон с керосином, к которому было приклепано оперение, а в крышку был врезан инерционный взрыватель с ружейным патроном в качестве воспламенителя.

 

 

Термитно-сегментная бомба: 1 – корпус; 2 – стальная головка; 3 – гнездо для дистанционного взрывателя;4 – термитный элемент (сегмент); 5 – запальный состав; 6 – вы- шибной заряд; 7 – огнепровод; 8 – стабилизатор

 

Бомбы изготавливались в полукустарных полевых условиях в армейских мастерских. Но, несмотря на кажущуюся простоту, зажигательный эффект был отличный.

Несколько позже в то время использовались уже специально разработанные зажигательные авиабомбы двух типов: с концентрированным действием (унитарные) и с рассеивающим действием, дающие многочисленные центры зажигания.

Типичная унитарная бомба состояла из жестяного корпуса, наполненного горючим веществом, массивной головки, центральной зажигательной трубки с взрывателем и воспламенительным составом, оперения и предохранителя. Корпус снаружи был обмотан просмоленной веревкой (классическая технология, пришедшая еще из средневековья: пакля, пенька, смола…). Вес унитарных бомб составлял 10-50 кг. Воспламенители были ударные (в германской, в американских бомбах марки II и III) и дистанционные (французская бомба Шенара). Продолжительность горения их составляла до 20 мин.

К рассеивающему типу относилась германская «картечная» зажигательная бомба и американская бомба марки I. Воспламенение осуществлялось дистанционно или от сверхчувствительной ударной трубки. Эти бомбы годны лишь для действия по легковоспламеняющимся целям.

Наиболее широко применялись английские термитные бомбочки «Бэби» (марка B.I.B.) весом 185 г, которые заключались по 144-272 штуки в общую оболочку – «колчан» (вес брутто до 55 кг) и выбрасывались из него широким снопом.

В Первую мировую зажигательные авиабомбы составляли до 15% общего боевого груза авиации.

Зажигательные стрелы служили для разбрасывания их с самолетов без точного прицела для поражения легковоспламеняющихся объектов. Они имели трубкообразную цилиндрическую форму и конструировались по типу авиабомб в миниатюре, весом от 17 г и не свыше 2 кг. Длина их могла достигать 300 мм, а диаметр 30-35 мм. Стрелы снабжались стабилизаторами и помещались в специальных авиационных кассетах. Они выбрасывались самолетом в количестве до 300 штук одновременно, покрывая значительную площадь; воспламенялись при падении и горели до 10 мин. Снаряжались смесью хлоратов калия или натрия с магнием, алюминием, серой, а также термитом и горючими маслами или смесью порошкообразных металлов (Al, Mg, Fe) с окислителями (NaC10 3 и др.). Кроме этого, стрелы снаряжались наполнителями (смолой, лаком, асфальтом, канифолью и т. д.), отвержденным горючим. Стрела приводилась в действие взрывателем (обычным или примитивным) или ударной трубкой. Зажигательные стрелы в современной войне – это, собственно говоря, зажигательные авиабомбы малого веса и особой удлиненной и упрощенной формы.

Применялась и экзотика. Например, английская авиация применяла так называемые «зажигательные листочки». Они представляли собой квадратные (ЮОх 100 мм) целлулоидные листочки с каплей фосфора в середине листка. Листочки в бомбардировщике хранились в воде. При сбрасывании огромного вороха листочков на цель они бесшумно порхали на цель, фосфор во время падения успевал высохнуть и загореться, от него загорался целлулоид. Бомбежка проходила довольно эффектно: пролетал самолет, никакого воя бомб, но за ним в полной тишине тут и там начинали вспыхивать пожары. От листочков вскоре отказались из-за слитком малого количества зажигательного вещества и, соответственно, небольшого зажигательного эффекта.

 

 

Американская зажигательная стрела марки «2» периода Первой мировой войны: 1 – корпус; 2 – стабилизатор; 3 – термит; 4 – инерционный взрыватель; 5 – запальная смесь; 6 – пороховой заряд; 7 – наконечник

 

Способ огневой поливки заключается в том, что в специальные выливные авиационные приборы ВАП заливается то или иное жидкое зажигательное вещество (комбинация ЗВ), которое выливается над намеченным объектом. Воспламенение снаряжения ВАП может происходить тотчас после поливки или через некоторое время после поливки объекта.

Применяемый при огневой поливке выливной авиационный прибор ВАП предназначается для разбрызгивания (выливания) жидких зажигательных веществ (а иногда и твердых). Будучи вылитыми (распыленными) из ВАП, эти зажигательные вещества вызывают воспламенение объекта или поражают огнем живую силу противника. Изготовляются ВАП большей частью из листового железа, с учетом корродирующего действия загружаемых в них веществ. От прибора требуются особая герметичность и возможность полного опорожнения. Устройство ВАП должно быть таким, чтобы при распыле зажигательного вещества не забрызгивался самолет, а сам ВАП не ухудшал аэродинамических свойств самолета и имел большой коэффициент полезной нагрузки. ВАП могут иметь самую разнообразную форму и емкость – от 100 л и выше.

 

 

Выливной авиационный прибор (ВАП)

 

ВАЛ конструируется в соответствии с двумя способами выливания; принудительным (под давлением) и самотечным. В первом случае зажигательное вещество выдувается при помощи сжатого воздуха через особое сопло, во втором – при открывании запорного приспособления жидкость выливается под тяжестью собственного веса при использовании напора потока встречного воздуха через особое продувное отверстие. Конструкция последнего типа более проста и экономична, так как наличие баллонов со сжатым воздухом или углекислотой усложняет монтаж и эксплуатацию этих приборов. Успех распыления и покрытия объекта зажигательным веществом зависит от направления и скорости ветра и от высоты полета. Обычно выливание зажигательных веществ из ВАП производится со сравнительно небольших высот (при огне- метании с большой высоты вся горючая жидкость сгорает, не долетая до поверхности земли).

ВАП применяли для поливки лесных массивов, посевов, легковоспламеняющихся зданий и материалов и т.п., а также для действия по живым целям (скопление войск и т. д.). Площадь поражения, в зависимости от высоты сбрасывания, колеблется в пределах от 500 до 1000 м 2 и больше. В настоящее время авиационные выливные приборы для огнеметания не применяются; они используются для распыления отравляющих веществ и бактериологического оружия.

Способ огненного дождя заключается в том, что из выливного авиационного прибора или подобного ему выбрасываются над целью зажигательные вещества, но уже в твердом виде, например термит или фосфор. Эти вещества в воздухе же воспламеняются и горящими падают на объект нападения. Способ огненного дождя применяется против живой силы (колонны войск, транспорты и т.д.) и легковоспламеняющихся объектов и материалов) посевы, леса, кустарник, деревянные и соломенные крыши домов и т. д.).

Во Вторую мировую обе воюющие стороны буквально засыпали города друг друга тысячами малокалиберных «зажигалок», вызывающие обширные пожары. Жертвами пожаров и опустошительных огневых штормов стали сотни тысяч жителей городов. Известно, что в Европе действием огня было уничтожено 75% всех зданий.

Фашисты применяли, как правило, одно-полуторакилограммовые электронно-термитные бомбы, развивающие при горении температуру 2500-3000°С. От них вспыхивало все, что способно было загореться. Сбрасывались такие бомбы кассетами: в каждой размещалось от 12 до 60 бомб.

Зажигательные авиационные бомбы (ЗАБ) изготавливались на основе жидких горючих веществ в комбинации с волокнистыми материалами в виде хлопчатобумажных обрезков. Будучи разбросанными на большой площади, они вызывали многочисленные пожары.

В годы Великой Отечественной войны появился «сталинский дождь» – бомбардировка противника с воздуха белым и желтым фосфором. Сделанные из него шары размером с кулак доставлялись на аэродромы в емкостях с водой, а при загрузке в бомболюки непрерывно ею поливались. Затем самолет взлетал и шел на цель по точно выверенному по минутам маршруту и сбрасывал на нее свой груз с такой высоты, чтобы в падении фосфор успел обсохнуть и воспламениться. В результате на гитлеровцев обрушивался в подлинном смысле огненный дождь, причем горящие капли фосфора было очень трудно потушить (отмечены случаи, когда они тлели до двух суток).

 

 

Комбинированная бомба ЗАБ-50-ТГ (термит, напалм, фосфор или щелочной металл): 1 – корпус; 2 – воспламенительная шашка; 3 – запальный состав; 4 – термит; 5 – диафрагма; 6 – загущенное горючее; 7 – пробка; 8 – стабилизатор; 9 – газоотводящие отверстия; 10 – взрыватель

 

Способ применения зажигательных ампул состоит в том, что соответственно подобранное самовоспламеняющееся вещество (например, раствор фосфора в сероуглероде) заключается в металлические, стеклянные и пластмассовые ампулы сферической формы с отверстием для заливки, завинчивающегося пробкой с прокладкой. Емкость таких ампул может колебаться от 0,5 до 2 л.

Ампулы загружаются в особые кассеты и сбрасываются в массовом порядке без точного прицеливания. Воспламенение снаряжения происходит тотчас при попадании в цель: ампулы разбиваются, и заключенное вещество самовоспламеняется.

Это оружие оказалось более экономичным по сравнению с огненной поливкой и огненным дождем, когда ЗВ сгорает во время полета к земле. Ампулы загораются только при ударе о цель.

Об эффективности отечественных ампул АЖ-2 с жидкостью КС мы уже упоминали. Ампула АЖ-2 представляла собой стеклянную или тонкостенную металлическую сферу диаметром 120 мм, снаряженную жидкостью КС или БГС. Вместимость ампулы 2 л. При ударе о препятствие оболочка разрушалась, жидкость расплескивалась и на воздухе самовоспламенялась. Создавались зона сплошного огня и плотная дымовая завеса. Ампулы загружали в имевшиеся на самолетах Ил-2 специальные кассеты для сбрасывания мелких авиабомб. На один самолет загружалось около 150 ампул.

Наиболее широко ампулы АЖ-2 со смесью КС применялись в Курской битве. Танкам и автомобилям противника был причинен большой урон массовым применением ампул.

Эти ампулы в течение войны тысячами сбрасывались с наших бомбардировщиков, накрывая морем огня сразу большую площадь. Но если в бомбоотсек самолета попадала хотя бы одна пуля, то уже бомбовоз сам немедленно превращался в огромный огненный шар… Поэтому летчики и фосфор, и ампулы брали неохотно, уж очень рискованным был полет со столь легко- воспламеняющейсяначинкой.

 

 

Металлические ампулы АЖ-2 сферической формы с жидкостью КС

 

В годы войны у нас в стране были созданы зажигательные авиабомбы с термитными шарами ЗАВ-100-65- ТШ и 3AB-500-300-T. Первая создавала 65 огневых очагов на площади более 40 га, вторая – 300 очагов на значительно большей площади.

В дни осени 1941 г. когда немец- ко-фашистские танки рвались к Москве и когда в дело пускали любые средства, чтобы их остановить, были разработаны «огневые мешки». Это были настоящие мешки из бензостойкой клеенчатой ткани вместимостью 30 л, которые прямо на аэродромах заполняли вязкой огнесмесью. Ее готовили здесь же, на аэродромах, из авиабензина, загущая его (Утверждающим порошком-загустителем ОП-2. В горловину заполненного огпесмесыо мешка вставляли деревянный блок с вмонтированными в него терочными воспламенителями, пиротехническими замедлителями и картонной трубкой, в которой помещался воспламенительно-разрывпой заряд. Горловина мешка обвязывалась бичевкой вокруг блока с воспламенительно-раз- рывным устройством. В таком виде «огневой мешок» был готов для применения. Мешки сбрасывались с самолетов У-2 (легендарный тихоходный двухместный биплан, прозванный немцами «рус фанер») ночью с малых высот, причем вначале это делалось вручную через борт самолета, а позднее – с помощью специальных подкрыльных кассет. В каждую кассету загружали по два мешка.

Применяли это простое, но действенное зажигательное средство в достаточно широких масштабах под Москвой в конце 1941 г. и в первой половине 1942 г., а также на Северном Кавказе в конце 1942 г. Массовое производство «огневых мешков» велось в Москве и Казани до середины 1942 г.

 

 

Огневой мешок. СССР. 40-е годы

 

 

Американская 750-фунтовая «огневая бомба» Mk78 Mod2 – одна из нескольких разновидностей напалмовых бомб, состоявших на вооружении ВВС США в 60-70-х гг. Она содержала 416 литров напалма

 

Американскими ВВС была разработана технология уничтожения городов с помощью зажигательного оружия. Она заключалась в массированной «огненной» бомбежке окраинных частей города и создания огненного кольца, затем с помощью фугасных авиабомб уничтожался центр города. В итоге созданный «огненный шторм» уничтожал весь город. Так погибли многие цветущие немецкие города, так был уничтожен Токио.

В ходе войны союзники пытались осуществить и фантастические идеи. Идея княгини Ольги тысячелетней давности о живых летучих носителях огня нашла отклик и в наше время, в период Второй мировой войны. Элеонора Рузвельт (жена президента США) загорелась мыслью сжечь японские города, застроенные, как известно, домами в основном из бамбука и бумаги. Если летучей мыши подвесить зажигательную бомбочку, рассудила супруга президента, и выпустить над Японией – она (мышь) обязательно угнездится на чердаке дома, дальнейшее – ясно.

В ОСС сначала провели эксперимент – отловили мышей, снабдили их бомбочками и выпустили с самолета над покинутым шахтерским поселком в США. Увы, летучие мыши вернулись в помещение, где эксперты ОСС готовили их к заданию, и сожгли его дотла. Пришлось отказаться от реализации столь блистательной идеи. Но это, конечно, не больше чем смехотворная издержка от серьезного военного дела.

Но идея использования животных и птиц постоянно возрождается. Так, например, были даже разработаны специальные миниатюрные зажигательные бомбочки для голубей. Но и с голубями не получилось чего-либо путного…

Впервые напалм американская авиация применила в ходе Второй мировой войны. Тогда она сбросила 14 000 т напалма.

В ходе локальных войн ВВС и ВМФ США широко использовали зажигательные бомбы. Огненное оружие в широких масштабах было применено армией США в Корее (1950-1953). Только за два последних года войны в Корее американцы сбросили на корейские города и села около 200 000 напалмовых бомб общим весом 32 000 т, а всего за эту войну ими было израсходовано 100 000 т напалма. В итоге из 75 000 домов Пхеньяна 70 000 было уничтожено огнем.

Зажигательные боеприпасы применялись в среднем в 25% самолето-вылетов в целях непосредственной авиационной поддержки наземных войск и в 70% вылетов на бомбардировку объектов тыла. Опыт боевых действий американской авиации в Корее показал, что зажигательное оружие имеет высокую эффективность не только как средство создания крупных пожаров в тылу, но и как мощное средство для уничтожения живой силы и техники на поле боя.

При непосредственной поддержке сухопутных войск американская авиация применяла зажигательные боеприпасы по боевым порядкам и районам сосредоточения войск противника, по его оборонительным сооружениям, танкам, огневым позициям артиллерии и другим

объектам. С целью изоляции районов боевых действий ВВС США широко использовали напалм для уничтожения железнодорожных станций, подвижного состава и мостов, а также для создания крупных пожаров в лесах.

Многие образцы зажигательных бомб американцы разработали уже на основе боевого опыта действий в Корее.

В Южном Вьетнаме американцы развернули настоящую напалмовую войну. Около 40% авиационных бомб, сброшенных на Вьетнам, были снаряжены огнесмесями. Всего же в Индокитае с 1965 по 1971 г. американцы израсходовали более 500 000 т напалма и сбросили свыше 1 700 000 т авиационных зажигательных боеприпасов (бомб, баков, кассет), уничтожив при этом свыше 1000 населенных пунктов.

Зажигательные авиабомбы выпускали в корпусах соответствующих по калибру тонкостенных фугасных авиабомб. Были чисто зажигательные бомбы, обозначавшиеся Вг С (50, 250 кг и т. д.), Flam С (50, 250 кг и т. д.) и фугасно-зажигательные бомбы Spre С (50, 250 кг и т. д.). В некоторых бомбах, кроме термитных патронов, находились стальные осколки и тротиловый заряд. Окрашивались зажигательные авиабомбы в темно-серый цвет.

Применялись и составные зажигательные авиабомбы большого калибра, которые изготавливались во фронтовых условиях. К баку с зажигательной смесью крепились носовой и хвостовой (со стабилизатором) обтекатели от тяжелых фугасных авиабомб, подвесная система и запал в виде двух малокалиберных зажигательных авиабомб.

Зажигательные бомбы применялись с различных самолетов. Типовая бомбовая нагрузка тактических истребителей, например F-100 и F-5A, состояла из двух бомб общего назначения калибра 500 фунтов и двух зажигательных бомб калибра 750 фунтов.

Авиация США во Вьетнаме осуществляла бомбометание напалмовыми бомбами на малых высотах полета, но на больших скоростях – до 700-900 км/ч. При этом использовались два способа.

 

 

Южный Вьетнам. Звено истребителей-бомбардировщиков F-4E «Фан- том-2» наносит удар баками, снаряженными напалмовой смесью

 

Первый – бомбометание на бреющем полете с рикошетированием – так, чтобы поразить живую силу и технику, находящуюся вне укрытий. Выход на цель осуществлялся на высоте 30-60 м. За два-три километра от цели летчик выбирает характерный ориентир, над которым выполняет горку для ориентировки и опознавания цели. При этом самолет набирает высоту до 150 м, а затем снижается и на высоте 15м производит прицельное сбрасывание бомб.

Второй способ – бомбометание с пологого снижения при угле пикирования от 5 до 15°. Прицеливание и заход на цель выполняются как и при бомбометании с рикошетированием, однако маневр атаки начинается на удалении 3-5 км от цели горкой с набором высоты 150-500 м. В верхней точке горки самолет делает поворот в сторону цели и переходит в пологое снижение, одновременно летчик начинает прицеливание. Снижение может сопровождаться ведением пушечного огня и стрельбой неуправляемымиракетами.

Изучая опыт использования данного оружия во Вьетнаме, американское командование пришло к выводу, что наибольшую эффективность оно обеспечивает при осуществлении «тактики выжженной земли», т. е. при нанесении массированных, сосредоточенных ударов большими группами самолетов с малых высот для полного уничтожения войск, различных сооружений и растительности на значительных площадях. Высокая точность бомбометания с малых высот позволяет эффективно поражать цели на близком расстоянии (до 150 м) от своих войск. Причем ущерб, причиняемый зажигательными авиационными бомбами, часто значительно больше, чем осколочно-фугасными. По подсчетам американских специалистов, во Вьетнаме на одного убитого при бомбежках приходилось около 1 т напалма, в то время как осколочно-фугасных бомб – 17 т.

В 1980-х годах по заказу министерства обороны США разрабатывались новые малогабаритные зажигательные бомбы BLU- 68/В и BLU-70/B, а также снаряжаемые ими авиационные кассеты CBU-54/B и CBU-53/B соответственно. Эти бомбы предназначены для поражения огнем различных объектов, имеющих легковозгораемые элементы, и для создания обширных пожаров.

 

 

Авиационная зажигательная касета межвоенного периода в собранном и закрытом виде: 1 – замок ка- сеты, 2 – кольцо для выдергивания замка, 3 – ушко для подвески Кассета в раскрытом виде: 1 -электронно термитные ЗА Б малого калибра, 2 – металлическая прокладка, 3 – две металлические прокладки и прокладки войлока, 4 – металлическая прокладка

 

Кассеты вмещают до 670 бомб и могут сбрасываться со всех тактических и стратегических самолетов, на которых может быть максимально подвешено от 11 до 66 кассет, а также с вертолетов. Площадь поражения


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.