Типичные ошибки при расследовании и приемы нейтрализации возможных негативных последствий от них. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типичные ошибки при расследовании и приемы нейтрализации возможных негативных последствий от них.

2018-01-07 513
Типичные ошибки при расследовании и приемы нейтрализации возможных негативных последствий от них. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Несвоевременное выполнение действий, обеспечивающих получение криминалистически значимой информации. К таким ошибкам прежде всего относится запаздывание в проведении следственных и процессуальных действий. Например, опоздание с проведением осмотра места происшествия дает возможность преступнику уничтожить материальные следы преступления, запоздалое отстранение обвиняемого от должности позволяет ему принять активные меры, направленные против установления истины по делу.

Невыполнение действий, подтверждающих объективность получаемой информации и добровольность ее выдачи (в случае, если информация передается человеком). Например, в последнее время возросло число случаев, когда подсудимые, свидетели, потерпевшие изменяют в ходе судебного разбирательства показания, данные ими во время предварительного следствия.

Логические ошибки связаны с искажением связей между мыслями, и они могут быть разделены на четыре группы: • ошибки в понятиях; • ошибки в суждениях;• ошибки в умозаключениях;• ошибки в доказательствах.

ошибочное устранение, изъятие, пропуски в описании событий, действий и предметов за счет опускания их признаков, ϲʙᴏйств, деталей, проявлений; 7) ошибочная перестановка, замещение реальных объектов, признаков, ϲʙᴏйств или действий другими: смещение во времени или перенос в пространстве; 8) ошибочная трансформация, т.е. искажение формы, структуры, последовательности реального события, явления, действия; 9) ошибочное отождествление, усмотрение сходства или различение (ошибки распознавания) 10) ошибочное понимание сказанного в процессе.

7. Содержание и виды планирования деятельности следователя.

Следователь – это должностное лицо органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, органов госнаркоконтроля, прокуратуры, назначенное в установленном порядке и наделенное исключительной функцией производства предварительного следствия, то есть правом совершения действий, состоящих в выяснении совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела, и решения вопроса о предъявлении обвинения в совершении преступления.

Следователь обладает полномочиями по вызову и обеспечению явки обвиняемых (подозреваемых), потерпевших, экспертов, специалистов, законных представителей. Он вправе потребовать документы, назначать ревизии и экспертизы. Следователь правомочен производить задержание и применять меры пресечения, а также принимать меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества; давать обязательные поручения и указания органам дознания о производстве следственных и розыскных действий, поручать соответствующим следователям производство следственных действий вне территории своей подследственности. Постановления следователя обязательны для всех должностных лиц и граждан.

Все решения следователь принимает самостоятельно. Исключение составляют случаи, когда требуется санкция прокурора. К таким случаям относятся: заключение под стражу, арест, обыск, наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях и др.

К профессиональным особенностям работы следователя относятся: поиск, направленный на быстрое и полное раскрытие преступлений, воссоздание, восстановление событий прошлого на основе найденных фактов, юридических доказательств по делу. В связи этим от следователя требуются: наблюдательность; умение анализировать факты и обстоятельства; работать с людьми, получать от них интересующие, достоверные сведения; проницательность и прозорливость; максимальное использование специальных знаний, экспертиз, заключение специалистов.

8. Приемы самооценки деятельности следователя.

10. Организация рабочего места следователя.

Рассмотрим вначале внешние условия. Основную часть работы следователь выполняет в своем кабинете. В нем нужно создать такую обстановку, чтобы было удобно: изучать документы (уголовные дела, жалобы, Приказы и пр.), а также нормативно-правовые акты; принимать вызванных лиц (проводить допросы и некоторые иные следственные действия), вести телефонные переговоры; исследовать вещественные доказательства; тщательно анализировать уголовные дела. При оборудовании кабинета важно учитывать необходимость сохранения тайны следствия. Кабинет следователя должен быть достаточно официальным и представительным. Для следователя существенно то впечатление, которое производит он сам и окружающая его обстановка, иначе, трудно работать, успешно осуществлять воспитательную функцию. А.С. Макаренко однажды остроумно заметил, что если хотим человека научить культурно есть, - это необходимо делать на белой скатерти.

Кабинет следователя должен иметь строгую и удобную мебель, полностью отвечать требованиям эргономики, т.е. быть достаточно просторным, правильно окрашенным и освещенным; в нем должна поддерживаться оптимальная температура (от + 18 до 24°С). Кроме того, рабочее место необходимо оснастить средствами современной оргтехники: пишущей машинкой, персональным компьютером, внутренним переговорным устройством, телефоном с определителем номера и автоответчиком.

Следователь, неумело организующий свой труд, теряет много сил и рабочего времени на поиск справочных сведений, в том числе адресов и номеров телефонов экспертных учреждений, больниц, предприятий, расписания движения самолетов и поездов. Поэтому оснащение служебного кабинета следователя должно включать необходимые справочные материалы (кодексы, желательно комментированные, иные правовые акты, включая действующие Приказы и инструкции, и др.).

9. Организация рабочего времени следователя.

Избежать этого в следственной работе можно путем рационализации использования следователем соответствующего бюджета времени. Ниже излагается ряд советов, направленных на обеспечение такой рационализации.

Совет первый. Перед началом любой работы следует уяснить, нужна ли она, какие цели преследует и должен ли ее выполнять сам следователь, не целесообразно ли ее поручить другим исполнителям, например, техническую - секретарю, а применение научно-технических средств специалисту-криминалисту.

Совет второй. Если следователь не относится к разряду исключительных специалистов, ему можно рекомендовать не жалеть усилий на подготовку того или иного мероприятия (определить средства и методы, последовательность выполнения трудовых операций, необходимых помощников, уяснить цели предстоящей работы и т. д.). Такая подготовка полностью окупает затраченное на нее время и вселяет уверенность в успехе дела.

Совет третий. С целью экономии времени при пользовании телефоном: расположить телефонный аппарат так, чтобы к нему не надо было подходить; иметь достаточно полный телефонно-справочный материал (телефонную книгу, записные книжки); сообщать номер своего служебного телефона только в случаях, когда это действительно необходимо; прекращать разговор немедленно после решения вопроса, явившегося поводом для телефонного звонка; выключать телефон при выполнении наиболее важной работы, например, на время допроса.

Совет четвертый. По мере необходимости выполнять работу с применением пишущей машинки, магнитофона, копировального аппарата, персонального компьютера, в совершенстве овладев этими средствами оргтехники.

Совет пятый. При решении стандартных мыслительных задач пользоваться соответствующими памятками и схемами. Например, при всем разнообразии обстоятельств уголовных дел доклады о них прокурору или начальнику следственного отдела могут осуществляться по схеме: основание к возбуждению уголовного дела; установленные обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства; существо показаний подозреваемых или обвиняемых; возникшие трудности и сомнения; необходимая помощь.

Результативность организации следственной работы в значительной мере зависит от правильного режима труда следствия.

11. Структура организации предварительного расследования.

Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем, дознавателем к своему производству, заканчивается составлением обвинительного заключения (обвинительного акта) и направлением его прокурору для утверждения и передачи в суд.

Расследование называется предварительным потому, что все выводы, сделанные при производстве предварительного следствия и дознания о виновности и доказанности виновности лица в совершении преступления, не являются для суда обязательными. Суд не связан выводами органов предварительного расследования и принимает решение после исследования в ходе судебного следствия доказательств, представленных сторонами, основываясь при этом на нормах материального и процессуального права, своей совести и личного убеждения.

Предварительное расследование является формой досудебного производства по уголовным делам. УПК предусматривает, что расследование по уголовному делу должно осуществляться в форме предварительного следствия или дознания.

Основной формой расследования по уголовно-процессуальному законодательству является предварительное следствие. Оно обязательно по делам: о наиболее опасных преступлениях; о преступлениях, совершенных лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту; лицами, заболевшими душевной болезнью после совершения преступления; а также по делам об общественно опасных деяниях невменяемых. Предварительное следствие может вестись и по делам, отнесенным к компетенции органов дознания, если прокурор признает это необходимым.

Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу

12. Факторы, определяющие постановку целей расследования, средств, приемов и методов их достижения.

Формы организации деятельности следователя (как второй уровень организации) по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений избираются не произвольно, они обусловлены социальными, экономическими, правовыми и иными факторами. Данные факторы могут быть связаны с условиями функционирования следственных подразделений в регионе, населенном пункте, наличием кадрового потенциала, традиционными формами организации деятельности, сложившимися на практике в связи с наличием определенных условий. Среди факторов, влияющих на характер форм организации деятельности следователя по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, можно выделить объективные и субъективные.

Объективные объединяют в себе социальные, правовые и иные факторы. Субъективные факторы отражают стремление руководителей различных уровней к совершенствованию форм организации.

Выбор той или иной формы организации криминалистической деятельности определяется конкретным анализом нужд и запросов следствия с учетом обстановки борьбы с преступностью, подготовленности кадров и иных условий. При выборе оптимальной формы организации расследования необходимо учитывать достижение определенных задач, таких как создание лучших условий для быстрого, полного раскрытия, расследования и предупреждения преступлений при наиболее оптимальной затрате сил и средств, а также обеспечение согласованности, упорядоченности и целенаправленности действий органов и лиц при решении стоящих перед ними задач. Выбор формы организации деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений в каждом конкретном случае обусловлен совокупностью условий функционирования конкретного органа.

13. Основные методы разрешения проблемных ситуаций.

В проблемных ситуациях у следователя нет надежного способа (программы) поиска источников (носителей) информации и получения доказательств. Наиболее острые проблемные ситуации чаще всего возникают при установлении личности виновных или самого преступного события. Независимо от категории уголовного дела и криминалистической характеристики преступления, образующиеся в процессе расследования проблемные ситуации всегда имеют одну и ту же структуру: совокупность неполных, недостаточных сведений и противостоящее им неизвестное искомое, а также возникающее между этими двумя компонентами специфическое познавательное отношение логического противоречия, основанное на остром недостатке информации.

По делам об убийствах, разбойных нападениях, грабежах, кражах и многих других преступлениях, учитываемых и регистрируемых по линии уголовного розыска, проблемные ситуации, как правило, возникают при установлении личности виновных. По делам о хищениях, совершенных руководителями, должностными и материально ответственными лицами в предприятиях и организациях, большинству преступлений в сфере экономической деятельности основную трудность составляет выявление самих фактов (событий) общественно опасных деяний, как правило, хорошо замаскированных и носящих латентный характер. При этом надо иметь в виду, что при раскрытии некоторых преступлений в сфере экономики, таких, например, как изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, главная трудность возникает при установлении виновных лиц, тогда как по некоторым разновидностям убийств и изнасилований наибольшие сложности образуются при установлении события (факта) общественно опасного деяния.

14. Приемы и методы расследования и преодоления конфликтных ситуаций.

Сущность конфликтных ситуаций составляют два фактора — тактическое соперничество сторон, интересы которых не совпадают, и неизвестность в отношении их планов и намерений.

Конфликтную ситуацию в расследовании можно определить как особое состояние системы межличностных отношений двух или более участников уголовного процесса, интересы которых не совпадают и которые стремятся к достижению различных целей в условиях информационной неопределенности в отношении планов соперничающей стороны.

В рассматриваемой нами конфликтной ситуации возможны три варианта поведения допрашиваемого:

1) Допрашиваемый колеблется, не избрал определенной линии поведения - Задача следователя в данной ситуации - создать атмосферу доверительности, чтобы допрашиваемый дал правильные показания. Тактически важно на первом допросе предупредить дачу ложных показаний, потому что допрашиваемому позже от них труднее будет отказаться, так как к прежним мотивам лжи прибавляется еще мотив нежелания признаться в лжесвидетельстве.

2) Допрашиваемый проявляет стойкую установку на ложь- возможны следующие тактические приемы: подробный допрос с последующим выявлением противоречий; допущение легенды допрашиваемого; последовательное использование доказательств; форсированный и замедленный темп допроса; косвенный допрос; создание определенного представления у допрашиваемого об осведомленности следователя; повторный допрос в иной последовательности.

3) Отказ допрашиваемого давать показания - рекомендуется применять приемы, основанные на разъяснении этому лицу всей неблагоприятности последствий занятой им позиции. Полезно умышленно вызвать возражения со стороны допрашиваемого, что может побудить его занять активную защитную позицию, для чего ему придется дать показания. Назначение этого приема состоит в том, чтобы вызвать у допрашиваемого стремление вести логические рассуждения.

15. Особенности расследования организационно-неупорядоченных ситуаций.

Возникновение организационно-неупорядоченных ситуаций значительное воздействие оказывают субъективные качества следователей и взаимодействующих с ним лиц. Прежде всего такие, как низкий профессиональный уровень, отсутствие организаторских данных и должной коммуникабельности, недостатки в волевой и исполнительской сферах деятельности, другие негативные личностные свойства.

Возникновение организационно неупорядоченных ситуаций обусловлено воздействием, так называемой, прагматической неопределенности - четвертой разновидности информационной неопределенности, которая заключается в незнании следователем своих возможностей по распределению и использованию находящихся в его распоряжении кадровых, технических и иных ресурсах, организации взаимодействия, выборе формы расследования и привлечения дополнительных сил и средств.

На возникновение организационно-неупорядоченных ситуаций влияют также и разнообразные негативные факторы, находящиеся за рамками конкретных уголовных дел. Организационно-неупорядоченные ситуации чаще всего возникают (или степень их остроты существенно возрастает), когда расследование осуществляется в условиях проблемных, конфликтных и тактически рискованных ситуаций.

Таким образом, организационно неупорядоченная ситуация - это специфическое соотношение существенных организационно-управленческих трудностей процесса расследования и недостаточных для их преодоления объективных ресурсов и субъективных возможностей следователя и взаимодействующих с ним лиц.

16. Разрешение ситуаций тактического риска.

Ситуации тактического риска возникают, как правило, лишь тогда, когда невозможно отказаться от решения конкретной задачи без реальной опасности причинения еще большего ущерба целям расследования, в то время как для их достижения отсутствуют гарантированные способы действий. Решение следователя, принятое в условиях тактического риска, может оказаться не только недостаточно надежным, но даже и ошибочным и не только не приведет к намечен ной цели, но и причинит определенный вред расследованию. Однако и отказ от принятия и реализации ненадежного решения может причинить еще больший вред.

Во-первых, решения, принимаемые следователем, не зависят от решений тактического соперника и формируются вне конфликтного взаимодействия сторон, а нередко и в условиях отсутствия этого соперника (например при предъявлении для опознания или осмотре места происшествия). Во-вторых, при неудачном разрешении ситуации тактического риска может возникнуть конфликтная ситуация (так, в процессе предъявления для опознания свидетелю или потерпевшему неопознанный, но в действительности совершивший преступление подозреваемый переходит на негативную позицию, отказывается от ранее данных показаний и оказывает активное противодействие следователю). В-третьих, результат реализации правильного решения зависит, главным образом, от правильного выбора и действий самого следователя, а не от поведения другой стороны. В-четвертых, если в конфликтной ситуации стороны стремятся проникнуть в скрываемые планы и намерения соперников, то в ситуации, тактического риска позиция противостоящей стороны известна. В-пятых, в ситуации тактического риска важную роль играет случай.

Ситуацию тактического риска можно определить как специфическое соотношение между возможными способами действий следователя, направленными на достижение цели и негарантированными результатами их реализации.

17. Понятие и принципы планирования расследования.

Индивидуальность планирования заключается в том, что как расследование каждого дела в целом, так и производство каждого следственного действия имеют свои особенности, которые зависят от вида преступления и следственной ситуации.

Каждое преступление индивидуально и требует индивидуального подхода при его расследовании. Отсюда при планировании расследования любого преступления недопустим шаблон, механическое перенесение приемов, применявшихся по другим уголовным делам.

Полнота необходима прежде всего в определении обстоятельств, подлежащих доказательству, и их конкретных задач расследования.

Принцип полноты планирования относится и к сбору доказательств (пределам доказательств), определению средств и методов расследования, сроков проведения отдельных, конкретных исполнителей и. т.д. Осуществляется принцип в процессе всего расследования. Но основной смысл его состоит в том, чтобы на каждый данный момент планировалось все, что вытекает из имеющейся информации.

Сущность принципа динамичности планирования расследования состоит в непрерывности процесса планирования и обеспечения необходимой

«Динамичность предполагает оперативность и непрерывность планирования, обеспечивающие ему роль рабочего инструмента, способного в любой момент изменить направление расследования»

Принцип конкретности заключается в возможно большей конкретизации

Плана расследования. Определяя конкретные задачи всего расследования или его отдельных этапов, основные направления поиска доказательств, следователь должен планировать и решение промежуточных тактических приемов. Принцип обоснованности выражается в том, что все намеченное в плане должно иметь достаточное основание, базироваться на определенных данных.

20. Организация деятельности группы следователей.

Групповой метод при производстве расследования получил название и реализацию в форме создания следственной группы.

В соответствии со ст. 163 УПК РФ следственная группа может быть создана по решению руководителя следственного органа (ранее - прокурора либо начальника следственного отдела) при наличии одного из условий: 1) особой сложности расследования уголовного дела; 2) большого объема расследования; 3) соответствующего постановления, в котором должен быть приведен весь состав группы и указан руководитель следственной группы.

Для следственной группы характерны использование коллективных усилий следователя и сотрудников органа дознания для раскрытия, расследования и предупреждения конкретного преступления или ряда конкретных преступлений, наличие руководителя группы, обусловленность сложностью или большим объемом уголовного дела.

Практикой выработана и другая форма организации, касающаяся организации взаимодействия следователей с органами дознания, оперативными службами, - создание следственно-оперативных групп. Руководителем следственно-оперативной группы должен быть следователь, поскольку он принимает основные тактические и процессуальные решения, определяющие весь ход совместной работы.

Следственно-оперативная группа - это форма организации расследования, предполагающая совместную, согласованную деятельность следователей, оперативных сотрудников и иных лиц, объединенных под единым руководством следователя, и направленная на расследование преступлений.

Создание следственно-оперативной группы осуществляется путем издания двух документов:

1) приказа, определяющего руководителя группы, ее состав, цель создания группы, порядок контроля за ее работой, материально-техническое обеспечение ее деятельности. В приказе целесообразно также предусмотреть освобождение членов группы от всех иных видов работы, которая им была поручена до этого момента, и запрет отвлекать их для выполнения заданий, не связанных с достижением целей, поставленных перед следственно-оперативной группой;

2) постановления о создании следственно-оперативной группы с указанием членов группы (данный документ приобщается к уголовному делу).

Практика деятельности органов внутренних дел и прокуратуры выработала различные формы организации работы следственно-оперативных групп.

Для выезда на места происшествия:

- разовые следственно-оперативные группы;

- дежурные (как правило, в течение суток) следственно-оперативные группы;

- постоянно действующие специализированные следственно-оперативные группы для выезда на места происшествий;

- следственно-оперативные группы для раскрытия преступлений "по горячим следам";

- постоянно действующие следственно-оперативные группы для оказания методической помощи при осмотре мест происшествия по наиболее сложным уголовным делам (например, по пожарам и взрывам).

Для расследования отдельных уголовных дел или группы взаимосвязанных уголовных дел: следственно-оперативные группы городских, районных органов внутренних дел, органов внутренних дел на транспорте; межведомственные следственно-оперативные группы с участием следователей различных ведомств; "фильтрационные" следственно-оперативные группы, создаваемые при проведении комплексных операций в особых условиях расследования; в их задачу входит проверка причастности доставляемых лиц к совершению тех или иных преступлений.

Для расследования определенных категорий преступлений, которые могут быть и не связаны между собой: постоянно действующие следственно-оперативные группы для раскрытия преступлений, совершаемых в условиях неочевидности; оперативно-зональные группы, включающие сотрудников различных служб, за которыми закреплена определенная территория; следственно-оперативные группы по раскрытию преступлений прошлых лет, создаваемые на уровне МВД,УВД,УВДТ. Задачами организации подобных групп являются аналитическая работа по всем преступлениям данной категории, осуществление контроля и координации работы всех следователей, у которых в производстве находятся приостановленные уголовные дела; координационные следственно-оперативные группы, осуществляющие аналитическую работу по раскрытию органами и подразделениями определенных категорий преступлений; следственно-оперативные группы, обеспечивающие раскрытие и расследование преступлений на определенных объектах.

23. Ситуации взаимодействия следователя органов дознания.

УПК РФ в п.п. 4 и 5 ч. 2 ст. 38 впервые наделил следователя правом давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ. Хотя обязанность принимать оперативно-розыскные меры по смыслу части 4 статьи 157 УПК РФ лежит на органе дознания и без поручений следователя до момента установления лица, совершившего преступление, роль поручений крайне важна. Своим поручением следователь корректирует и направляет ОРМ по делу в нужном направлении, контролирует их ход и результаты, а уже после установления подозреваемого обязывает орган дознания продолжать ОРМ, когда это требуется, например, для уточнения мотивов убийства, поиска орудия преступления, места хранения оружия и т.д.

Поручения − это установленная законом форма, в которой следователь информирует орган дознания о деле и задачах, подлежащих решению с помощью оперативно-розыскных действий. Однако не следует забывать, что право выбора тактики и методики проведения того или иного оперативно-розыскного мероприятия целиком лежит в компетенции органа, осуществляющего ОРД, и следователь не должен в них вмешиваться.

Необходимыми элементами поручения следователя являются:

а) изложение данных дела, которые должны быть учтены при ОРМ;

б) изложение вопросов, которые должны быть освещены полученными при производстве розыскных и оперативно-розыскных мероприятий сведениями;

в) указание на необходимость проведения конкретных розыскных действий и ОРМ;

г) срок исполнения.

Характер и объем поручений могут быть различными. Если подозреваемый установлен, перед оперативным подразделением органа милиции может быть поставлена ограниченная задача – например, определить, где находится орудие убийства. В подобных случаях оперативно-розыскные действия носят разовый, эпизодический характер. Встречаются, однако, дела, по которым в начале расследования нет конкретных данных об убийце, а подчас и об убитом, неизвестны мотивы убийства и иные обстоятельства преступления. В таких случаях возникает необходимость в большом, сложном комплексе оперативно-розыскных мероприятий по многим версиям.

перед органом дознания задачу собрать данные:

о личности неизвестного убитого, его связях, планах, встречах в последние часы жизни;

о лицах, по приметам схожих с убитым, исчезнувших в соответствующее время в данном районе или за его пределами;

о тех, кто находился в момент убийства на месте преступления или неподалеку от него и может что-либо знать о происшедшем;

об аналогичных преступлениях, совершенных в этой местности до или после расследуемого убийства;

о лицах, которые были уличены или заподозрены в схожих преступлениях;

о тех, кто владеет оружием, подобным примененному при убийстве, или пытался приобрести такое оружие;

о лицах, похожих на убийцу по приметам, известным от свидетелей;

о тех, у кого на одежде были замечены пятна, похожие на кровь;

Содействие при производстве отдельных следственных действий по требованию следователя орган дознания осуществляет в разных формах, одни из которых носят процессуальный характер, другие являются оказанием чисто технической помощи.

По делам об убийствах наиболее существенны следующие формы содействия органа дознания следователю:

а) принятие мер, обеспечивающих сохранность следов и иных объектов, подлежащих осмотру и изъятию;

б) охрана порядка при производстве следственных действий;

в) обеспечение явки лиц, которые требуются для участия в следственном действии;

г) выделение сотрудников для непосредственного участия в следственном действии в помощь следователю и под его руководством;

д) выделение специалистов для участия в следственном действии.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.