История составления «Часослова» — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История составления «Часослова»

2018-01-07 169
История составления «Часослова» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первоначальное составление Часослова приписывается преподобному Савве Освященному (439–532), включившего в него чинопоследования ежедневных церковных служб. Дополнения к Часослову сделаны, как полагают, святым Иоанном Дамаскиным (ок.675–ок.753) и Феодором Студитом (759–826).

Часословы в виде книг появились в Западной Европе в XIII веке, однако особенное распространение получили в XIV—XV веках, в связи с ростом грамотности. Их изготовляли в ремесленных мастерских всех стран Европы, наибольшую популярность обрели французские и фламандские.

 

Расскажите о формировании Октоиха.

 

В житии св. Иоанна Дамаскина сказано, что он и брат его КосьмаМаюмский «начали писать ныне исполняемую поэзию вечерни и утрени». Как книга, полный Октоих появляется после самого Дамаскина, но пение «по октоиху», т.е. по образу 8-ми музыкальных «гласов», – это очень древняя традиция, существовавшая задолго до появления первоначальной редакции Октоиха.

Отдельные части Октоиха существовали, вероятно, уже в первый период («Рассказ Иоанна и Софрония», и их удивление при отсутствии тропарей на службе отшельника Нила). Но первые рукописные свидетельства сохранились только с VIII в.

Систематическое собрание в одной книге песнопений восьми гласов, с утренними воскресными канонами в качестве самого главного элемента известно с IX-го века. Полная книга увидела свет только в XII веке (сначала она содержала одни воскресные службы; потом она дополнилась службами на каждый день седмицы).

Теория образования Октоиха (и других песненных книг)

а) В начале существовали разные собрания песнопесний, в зависимости от их песненного или поэтического характера: Кондакарий, Ирмологий, Канонарь, Стихирарь, Кафисматарь и т.д.

б) Для каждого воскресенья или праздника существует в этих книгах неопределенное количество песнопений, из которых свободно выбирается нужный для каждого случая материал.

в) Студийские типики XI века определяют раз и навсегда, какие именно песнопения исполняются в каждом монастыре на каждый случай; неиспользуемый материал, часто высокого качества, но всегда в большом количестве, выходит из употребления и забывается.

г) Мало-помалу составляются полные и удобные книги из материала, указанного в Типиконах, итак рождаются известные нам сборники Октоих, Триодь и Минея, которые содержат все нужные песнопения, одно за другим, по порядку их исполнения (стихиры на «Господи, воззвах», «догматик», стихиры «на стиховне», тропарь и т.д.) собирая их из отдельных книг, указанных в пункте «а».

 

 

Элементы Октоиха

а) Стихиры воскресные; б) Стихиры восточные “анатолиевы”; в) Стихиры алфавитные (с акростихом Иоанна Дамаскина); г) Седальны и ипакои; д) Пентикостарии; е) Каноны; ж) Блаженны; з) Степенны; и) Кондаки; к) Ексапостиларий; л) Стихиры “утренние”; м) Догматики вечерни и утрени.

Более поздние элементы Октоиха

(1) Тексты малой вечерни, составленные в 3-м периоде, с Типиконом Иерусалимским (после XII в.), когда всенощное бдение было восстановлено (его не знали ни студиты, ни св. Иоанн Дамаскин); (2) Стихиры богородичные на «Господи воззвах»; (3) Канон богородичный на повечерии; (4) Канон троичный на полунощнице.

 

Расскажите о формировании Триоди.

 

Современная Триодь (Постная и Пасхальная) – приписывается св. Феодору Студийскому (759-826) и его брату св. Иосифу Солунскому. Оба происходили из монастыря Саккудион на Олимпийской горе в Вифинии, недалеко от Константинополя, где во время иконоборчества процветал целый ряд знаменитых монастырей, созданных в палестинской традиции монахами, бежавшими от исламских гонений; оттуда в IX веке выйдут и св. Мефодий (Апостол славян) и св. Афанасий (создатель Афонской Великой Лавры).

Теория Cappuyns'a об авторах и рукописях Триоди

Существуют три типа Триоди до 1-го издания (Венеция 1522): (1) Восточный или Иерусалимский, (2) Константинопольский, (3) Студийский.

Восточная Триодь. Авторы.

· Св. Андрей Критский (660-740). Считается автором жанра канона. Автор канона по случаю землетрясения (17 марта) и трипеснцев (триодей) для Страстной Седмицы (ныне на повечериях);

· Св. КосмаМаюмский (епископ в 743): трипеснец Великого Понедельника, двупеснец (диодь) Вел. Вторника и четверопеснцы (тетраоди) Вел. Среды и Вел. Субботы.

· Св. Иоанн Дамаскин (†799);

· Андрей Слепой;

· Стефан Савваитский: тропари katanuktikav и самогласны «дня»;

· Марк Савваитский (палестинский монах, клирик Св. Софии, епископ Отрантский в Италии): дополняет четверопеснец Вел. Субботы.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.