Тема 1: Технология как реализация обучения (2ч) — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Тема 1: Технология как реализация обучения (2ч)

2018-01-03 181
Тема 1: Технология как реализация обучения (2ч) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1: Технология как реализация обучения (2ч)

Цель: знать сущность технологии.

Вопросы: 1) Почему современное образование ориентируется на применение педагогических технологий? 2) Каковы плюсы технологий? 3) Существуют ли минусы у технологий?

Задания: 1) Изучите определения технологий. 2) Напишите эссе, в котором отражается ваше понимание технологии (ответьте на вопросы). 3) Выберите наиболее полное и точное определение технологии. Ответ объясните.

Методические рекомендации. При подготовке к теме учитывайте, что отсутствует единообразное определение педагогической технологии.

- Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

- Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

- Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

- Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).

- Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

- Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

Форма отчетности: письменная работа.

Сроки выполнения задания и оценки знаний: 1 неделя.

Тема 2: Современные образовательные технологии в аспекте личностно-ориентированного подхода (2ч)

Цель: сущность личностно ориентированного подхода в разработке образовательных технологий.

Вопросы: 1) Почему современные образовательные технологии являются личностно ориентированными? 2) Какова цель современного образования? 3) Какие факторы учитывают данные технологии?

Задания: 1) Раскройте сущность личностно ориентированных технологий. 2) Охарактеризуйте деятельность педагога в личностно ориентированных технологиях.

Методические рекомендации. Современные личностно ориентированные образовательные технологии учитывают возрастные, индивидуально-психологические особенности учащихся, ориентируются на ученика как на субъект образовательного процесса, который совместно с учителем может определять учебную цель, планировать, подготавливать и осуществлять образовательный процесс.

В соответствии с таким подходом роль преподавателя в образовательном процессе можно охарактеризовать так: учитель создает условия для формирования личности ученика в учебной деятельности, вовлекает каждого учащегося в активную познавательную деятельность, организует учебные ситуации, в которых ученик может пробовать свои силы для решения возникающих учебных проблем, помогает их решать совместными усилиями, планирует совместную работу в сотрудничестве при решении разнообразных учебных задач, знакомит с путями получения необходимой информации с целью формирования собственного аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования.

Форма отчетности: письменная работа.

Сроки выполнения задания и оценки знаний: 2 неделя.

 

Тема 7: Глоссарий по курсу

 

Цель: знать основные понятия дисциплины.

Вопросы: 1) Какова цель современного образования? 2) Почему необходимо использовать технологии в образовательном процессе? 3) Что такое технология? 4) Охарактеризуйте факторы, влияющие на необходимость применения инновационных технологий в образовательном процессе?

Задание: составьте глоссарий по курсу.

Методические рекомендации. В нем представляются термины, извлеченные из специальной литературы. Работа по составлению словаря предусматривает обращение к справочной литературе. Термин – это слово или словосочетание, точно обозначающее понятие и его соотношение с другими понятиями в пределах определенной области знания. Требования к составлению словаря: Запись термина. Толкование (значение). Указание примера (при необходимости). Соблюдение алфавитного порядка. Указать источники, на основе которых составлялся словарь. Предлагаем в качестве образца краткое толкование слов и словосочетаний науки экологии, наиболее часто встречающихся в научной литературе. При выполнении задания обратитесь к некоторым из предложенных источников:

1. Логинова Л.Г. Технология и технологический подход в образовании // Внешкольник. – 1998, № 9. – с. 27-31.

2. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972.

3. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. - 368 с.

4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96с.

5. Яковлев В.В. Метод проектов как способ реализации компетентностного подхода в современном учебно-воспитательном процессе/ В.В. Яковлев, С.Ф. Пачко // Образование в современной школе. - 2008. - №1. - С.15-22.

6. Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. – Тюмень, 1997. - 216 с.

7. Исламгулова, С.К. Технология учебного процесса общеобразовательной школы / С.К. Исламгулова // Педагогика. - 2007. - №7. С.38-42.

8. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994.

Форма отчетности: глоссарий.

Сроки выполнения задания и оценки знаний: 14 неделя.

 

Тема 8: Новое время – новые технологии профессиональной подготовки

 

Цель: уяснить, почему в современном образовательном процессе необходимо применять различные образовательные технологии.

Вопросы: 1) Почему современное образование идет по пути применения технологий? 2) Какова цель современного образования? 3) Что означает технологический подход в образовании? 4) Почему основной акцент осуществляется на развитии определенных компетенций специалиста?

Задания: 1) Ответьте на вопросы. 2) Раскройте сущность компетенции. 3) Напишите эссе на тему «Новое время – новые технологии профессиональной подготовки», раскрывая компетенции, которые формируются в вузе.

Методические рекомендации. При выполнении заданияобратитесь к источникам:

1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. - СПб., 2009.-367с.

2. Гусарова, Е.Н. Современные педагогические технологии: учеб.-метод. пособие / Е.Н. Гусарова. – М., 2005. – 176с.

Уточните следующие положения: а) почему методика в современный период теряет свою значимость; б) возможен ли отказ от методики вообще (сформулируйте свою позицию и прокомментируйте ее); в) причины недостаточно широкого применения новых образовательных технологий в учебном процессе; г) насколько они эффективны, результативны; всегда ли можно получить ожидаемый результат; д) развивают ли технологии компетенции; какие это компетенции.

Форма отчетности: письменная работа.

Сроки выполнения задания и оценки знаний: 15 неделя.

 

Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет

 

Система контроля и оценки знаний студентов

по дисциплине «Новые образовательные технологии в процессе

преподавания лингвистических дисциплин»

 

Семей – 2014 г

 

Вопросы первого рубежного контроля:

1) Какова цель современного образования? Почему необходимо использовать технологии в образовательном процессе? 2) Что такое инновация? Что такое технология? 3) Охарактеризуйте факторы, влияющие на необходимость применения инновационных технологий в образовательном процессе? 4) Назовите виды инноваций. Коротко охарактеризуйте их. 5) Что такое инновация? 6) Какова сущность инновационной деятельности? 7) Что в инновационной деятельности является главным, основополагающим? 8) Кратко охарактеризуйте виды педагогических технологий. 9) Прокомментируйте соотношение: инновационная деятельность и традиционная система образовательного процесса. 10) В чем заключается сущность педагогической инновации как разновидности социальных инноваций? 11) Каковы основные направления и объекты инновационных преобразований? 12) Каковы условия осуществления инновационных процессов. 13) Почему возникают инновационные учреждения? 14) Охарактеризуйте традиционное и инновационное учреждение. Каковы плюсы традиционной системы? 15) Какие критерии определяют выбор той или иной технологии? 16) Как связаны понятия метода, форма с понятием технология? 17) Как связаны образовательные технологии и творчество обучающегося? 18) Каковы общие идеи современных образовательных технологий? 19) Что предполагает личностно ориентированная технология? 20) Образовательная технология и педагогическая технология: сходства и отличия? 21) В чем заключается сущность инновации? Каково соотношение понятий инновация и педагогическая технология? Как соотносятся понятия технология и методика? 22) Как разрабатывались вопросы образовательных технологий в отечественной и зарубежной лингвистике? 23)В чем заключаетсясущность интерактивного обучения? Почему оно называется интерактивным? 24) Каковы виды интерактивного обучения? 25) Какова специфика проблемной лекции? В чем состоит ее главная задача? 26) В чем сущность семинара-диспута? 27) Каковы характерные особенности учебной дискуссии? 28) Какие личностные качества развивают и совершенствуют интерактивные технологии?

Вопросы второго рубежного контроля:

1) В чем заключается сущность технологии развития критического мышления через чтение и письмо? Что такое критическое мышление? Каково соотношение критического мышления и мышления творческого? 2) Каковы фазы развития критического мышления? 3) Каковы приемы технологии развития критического мышления? Раскройте сущность каждого приема. 4) В чем заключаются преимущества применения компьютерных технологий в образовательном процессе? 5) Почему презентация – один из популярных видов компьютерных технологий? 6) Каково соотношение понятий: творческая мастерская и традиционная система организации учебного процесса. Каковы принципы работы творческой мастерской? Какое место отводится исследовательской работе в творческой мастерской? 7) Что такое дистанционное образование? Проанализируйте плюсы и минусы дистанционного образования? Обозначьте собственное мнение. 8) Что такое модуль? Что такое модульное обучение? В чем сходны модульное обучение и принципы программированного обучения. 9) В чем заключается сущность технологии кейса? Какова история развития метода. Каков образовательный ресурс метода? Какие умения и навыки развивает данный метод? В чем состоит специфика технология конструирования кейса? 10) Почему контроль знаний выступает как важная составляющая процесса обучения? Каковы функции контроля знаний? В чем заключается специфика текущего и итогового контроля. Каковы полюсы и минусы тестовой системы контроля знаний? 11) Охарактеризуйте опыт казахстанских исследователей относительно разработок современных технологий. Назовите наиболее ценные идеи казахстанских исследователей по вопросам разработок современных образовательных технологий. 12) Какова структура педагогического мастерства? Как соотносятся понятия «педагогическая технология» и «педагогическое мастерство»? 13) Чем принципиально важным отличаются современные образовательные технологии от традиционной системы организации учебного процесса. 14) Почему методика в современный период теряет свою значимость? Возможен ли отказ от методики вообще (сформулируйте свою позицию и прокомментируйте ее)? 15) Каковы причины недостаточно широкого применения новых образовательных технологий в учебном процессе? 16) Насколько они эффективны, результативны; всегда ли можно получить ожидаемый результат? Развивают ли технологии компетенции? Какие это компетенции.

Вопросы итогового контроля:

 

1. Общая характеристика курса.Цель и задачи курса.Понятие педагогической технологии. Понятие инновации.

2. Факторы, влияющие на необходимость применения инноваций в образовательном процессе.

3. Общая характеристика разновидностей педагогических технологий. Основные методологические принципы. Аспекты анализа образовательной технологии.

4. Инновация. Понятие инновационной деятельности. Аспекты рассмотрения технологии.

5. Соответствие технологии методологическим требованиям.

6. Инновационная деятельность и традиционная система образовательного процесса.

7. Сущность, классификация и направления педагогических инноваций.

8. Педагогическая инновация как разновидность социальных инноваций.

9. Основные направления и объекты инновационных преобразований. Технологии и условия осуществления инновационных процессов.

10. Инновация и технология. Критерии классификации инноваций. Составляющие структуры технологии.

11. Сущность инновационной диагностики. Три этапа инновационной диагностики.

12. Критерии классификации образовательных технологий. Специфика образовательных технологий.

13. Личностно-ориентированные технологии и их главная цель. Гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания как составляющие личностно-ориентированных технологий.

14. Сущность инновации. Инновация и педагогическая технология. Технология и методика: соотношение понятий.

15. Из истории разработки вопросов образовательных технологий в зарубежной и отечественной лингвистике.

16. Разработка образовательных технологий в казахстанском и российском образовании. Зарубежный опыт в данном вопросе.

17. Понятие метода проектов. Актуализация умений и навыков при создании проекта. Деятельность научного руководителя. Сложности подготовки проекта.

18. Предварительная работа и составление проекта. Защита проекта.

19. Сущность интерактивного обучения. Виды интерактивного обучения.

20. Проблемная лекция и ее особенности ее составления.

21. Семинар-диспут и его подготовка и проведение.

22. Учебная дискуссия, «мозгового штурма», имитационный тренинг как виды интерактивного обучения.

23. Сущность технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Понятие критического мышления. Критическое мышление и мышление творческое.

24. Три фазы развития критического мышления.

25. Приемы технологии развития критического мышления.

26. Преимущества применения компьютерных технологий. Информационные технологии и тип занятия.

27. Презентация и ее особенности.

28. Компьютерные технологии и развитие личности.

29. Понятие дистанционного образования и его особенности. Плюсы и минусы дистанционного образования.

30. Дистанционное образование и индивидуализация образования.

31. Творческая мастерская и традиционная система организации учебного процесса. Принципы работы творческой мастерской.

32. Алгоритм действий в организации творческой мастерской и исследовательская работа в творческой мастерской.

33. Понятие модульного обучения и модуля. Модульное обучение и принципы программированного обучения.

34. Деятельность преподавателя при модульном обучении. Модульное обучение и идеи Л.С. Выготского.

35. Сущность метода кейса и история развития метода. Образовательный ресурс метода и развитие умений и навыков.

36. Технология конструирования кейса и требования к созданию кейса.

37. Технология работы с кейсом в учебном процессе.

38. Структура и виды кейсов. Учебная деятельность в кейсе.

39. Контроль как важная составляющая процесса обучения.

40. Функции контроля знаний. Текущий и итоговый контроль.

41. Тест как измеритель знаний. Плюсы и минусы тестирования.

42. Государственные документы о модернизации системы образования.

43. Педагогическая технология как промежуточное звено между наукой и практикой. Перспективы развития образовательных технологий.

44. Методика и технология: общее и отличия. Методика, технология, инновация: соотношение понятий.

45. Соотношение: инновационная деятельность и традиционная система образовательного процесса. Общие особенности и отличия.

46. Условия осуществления инновационных процессов.

47. Барьеры, мешающие осуществлению инновационной деятельности.

48. Критерии классификации инноваций.

49. Сущность видов технологий. Характеристика преимуществ.

50. Специфика личностно ориентированных технологий?

51. Особенности авторитарных технологий? Технология сотрудничества.

54. Новые подходы к оценке знаний студентов. Спрогнозируйте: насколько перспективно тестирование.

55. Педагогическая технология как промежуточное звено между наукой и практикой. Каковы перспективы развития образовательных технологий?

56. Методика: перспективы дальнейшего применения в учебном процессе.

57. Причины недостаточно широкого применения новых образовательных технологий в учебном процессе.

58. Эффективность новых образовательных технологий. Факторы, влияющие на результативность.

59. Образовательная технология и компетенция специалиста: соотношение понятий.

60. Классификация педагогических технологий. Образовательная технология в вузе.

 

Тема 1: Технология как реализация обучения (2ч)

Цель: знать сущность технологии.

Вопросы: 1) Почему современное образование ориентируется на применение педагогических технологий? 2) Каковы плюсы технологий? 3) Существуют ли минусы у технологий?

Задания: 1) Изучите определения технологий. 2) Напишите эссе, в котором отражается ваше понимание технологии (ответьте на вопросы). 3) Выберите наиболее полное и точное определение технологии. Ответ объясните.

Методические рекомендации. При подготовке к теме учитывайте, что отсутствует единообразное определение педагогической технологии.

- Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

- Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

- Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

- Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).

- Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

- Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

Форма отчетности: письменная работа.

Сроки выполнения задания и оценки знаний: 1 неделя.

Тема 2: Современные образовательные технологии в аспекте личностно-ориентированного подхода (2ч)

Цель: сущность личностно ориентированного подхода в разработке образовательных технологий.

Вопросы: 1) Почему современные образовательные технологии являются личностно ориентированными? 2) Какова цель современного образования? 3) Какие факторы учитывают данные технологии?

Задания: 1) Раскройте сущность личностно ориентированных технологий. 2) Охарактеризуйте деятельность педагога в личностно ориентированных технологиях.

Методические рекомендации. Современные личностно ориентированные образовательные технологии учитывают возрастные, индивидуально-психологические особенности учащихся, ориентируются на ученика как на субъект образовательного процесса, который совместно с учителем может определять учебную цель, планировать, подготавливать и осуществлять образовательный процесс.

В соответствии с таким подходом роль преподавателя в образовательном процессе можно охарактеризовать так: учитель создает условия для формирования личности ученика в учебной деятельности, вовлекает каждого учащегося в активную познавательную деятельность, организует учебные ситуации, в которых ученик может пробовать свои силы для решения возникающих учебных проблем, помогает их решать совместными усилиями, планирует совместную работу в сотрудничестве при решении разнообразных учебных задач, знакомит с путями получения необходимой информации с целью формирования собственного аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования.

Форма отчетности: письменная работа.

Сроки выполнения задания и оценки знаний: 2 неделя.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.