Законы инноватики. Высокие и критические технологии — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Законы инноватики. Высокие и критические технологии

2018-01-03 297
Законы инноватики. Высокие и критические технологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель работы

Целью работы является изучение законов и закономерностей технологической инноватики и построение S – образных (логистических) кривых смены поколений отечественного авиастроения с помощью приложения Microsoft Office Excel 2003.

Теоретические сведения

Порядок выполнения лабораторного занятия

1. Ввод информации о датах первых полетов и величинах максимальных скоростей (км/ч) самолетов - истребителей по данным, приведенным в приложении.

2. Построение с помощью «Мастера диаграмм» графика смены поколений техники и технологии.

3. Построение линии тренда для каждого поколения самолетов по функции арктангенса (см. образец на рис. 2).

4. Построить S – образные зависимости по данным о первых полетах и величинам скорости (км/час) для самолетов и тяги (кгс) для двигателей (см. приложение).

5. Определить на графиках участки технологических сдвигов (разрывов).

6. Проанализировать этапы смены поколений отечественной авиации.

7. Написать отчет о выполнении лабораторной работы. В отчете представить графики, указать технологические разрывы (см. рисунок 1 б), обозначить поколения самолетов - истребителей. Проанализировать динамику развития отечественной авиации.

 

Основные тактико-технические характеристики отечественных дозвуковых реактивных самолетов-истребителей первого поколения

Модель самолета Первый полет Максимальная скорость, км/ч Тип двигателя Кол. двигателей Тяга, кг Примечания
  МиГ-9 24.04.1946 900,0 РД-20   800,0 Двигатель-аналог БМВ-003
  ЯК-15 24.04.1946 786,0 РД-10   900,0     Первый вариант с двигателем ЮМО-004
  Ла-150 11.09.1946 805,0 РД-10   900,0
  Ла-152 10.1946 860,0 РД-10   900,0
  Су-9 13.11.1946 885,0 РД-10   900,0
  Як-17 06.1947 751,0 РД-10   900,0
  Як-19 8.01.1947 904,0 РД-10Ф   1100,0 Первый двигатель с форсажной камерой  
  Ла-156 1.03.1947 845,0 РД-10ЮФ   1170,0
  Ла-160 1.06.1947 970,0 РД-10ЮФ    
  Су-11 28.05.1947 940,0 ТР-1   1300,0  
  И-211   950,0 ТР-1   1350,0
  Як-23 30.07.1947 925,0 «Дервент-V»   1590,0  
  И-215   970,0 «Дервент-V»   1590,0
  Ла-174ТК   1040,0 «Дервент-V»   1695,0  
  Як-25 31.10.1947 932,0 РД-500   1590,0  
  Ла-15 8.01.1948 1026,0 РД-500   1590,0  
  Як-30 4.09.1948 1025,0 РД-500   1590,0  
  МиГ-15 30.12.1947 1076,0 ВК-1   2700,0  
  Ла-176 09.1948 1105,0 ВК-1   2700,0 Скорость звука превысил в пикировании
  И-320 16.04.1949 1040,0 ВК-1   2700,0  
  Як-50 15.07.1949 1135,0 ВК-1   2700,0 Скорость звука превысил в пикировании.
  Ла-200 9.09.1949 1062,0 ВК-1   2700,0  
  Ла-168 22.04.1948 1084,0 «Нин-I»   2270,0  
  Су-15 11.01.1949 1045,0 РД-45Ф   2270,0  
  МиГ-17 14.01.1950 1114,0 (1060,0) ВК-1А   2700,0 на высоте-1114 км/час; у земли- 1060 км/час
  И-340   1193,0 АМ-5   2000,0 кратковременное превышение скорости звука.
  И-360 24.05.1952 1153,0 АМ-5   2000,0 В горизонтальном полете М<1,0 Самолет на вооружение не принят. (Особая точка)
  МиГ-17СН   <1060,0 ВК-1А   2700,0 Имел высокоскорострельные пушки на подвижном лафете и боковые воздухозаборники

 

Т а б л и ц а 1.2

Основные тактико-технические характеристики отечественных сверхзвуковых истребителей-перехватчиков

Модель самолета Первый полет Максимальная скорость, км/ч Тип двигателя Кол. двигателей Тяга, кг Безфорсажная / форсажная Примечания
(1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8)
  Ла-190 02.1951 1225,0* ТР-3А(АЛ-5)   5200,0 *расчетные данные. Испытания прекращены вследствие низкой надежности двигателя
  И-350 16.06.1951 1266,0* ТР-3А(АЛ-5)   5200,0
  МиГ-19 5.01.1954 1452,0 РД-9Б   2600 / 3250  
  Е-2 14.02.1955 1920,0 РД-11   3800 / 5100 Опытный истребитель
  И-370 16.02.1955 1452,0 ВК-7Ф   5200,0 Опытный истребитель. Ресурс двига­теля 25 час. Испытания прекращены
  Е-4 16.06.1955 1296,0 н/д. н/д. н/д. Результаты испытаний признаны неудовлетворительными
  Су-7 7.09.1955 2120,0 АЛ-7Ф-1   6800 / 9600 Модифицирован из истребителя-пере­хватчика в истребитель-бомбар­дировщик
  Е-50 9.01.1956 2470,0 РД-11+ ускоритель С-155 (ЖРД)   3800/5100+1300 Опытный истребитель-перехватчик Самолет потерпел аварию
  МиГ-21 9.01.1956 2175,0 Р-25-300   4100 / 7100 Фронтовой истребитель-перехватчик
  Су-9 26.05.1956 2120,0 АЛ-7Ф1-100У   6800 / 9600 Модифицирован из истребителя-перехватчика (С-1) в истребитель-бомбардировщик
  Ла-250 16.07.1956 1600,0 АЛ-7Ф   6500 / 9500 Опытный истребитель-перехватчик;
  И-7У 22.04.1957 2300,0*/1420,0 АЛ-7Ф   6420 / 9210 *расчетные данные И-7У Летные испытания прекращены
  И-3У 08.1956 1960,0 ВК-3   5730 / 8440 Работы прекращены из-за частых доработок двигателя
  СМ-12 04.1957 1926,0 РД3-26   н/д / 3800 Испытания прекращены    
(1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8)
  П-1 10.1957 2050* АЛ-7Ф-1   6420 / 9210 *расчетные данные Летные испытания прекращены
  И-75 28.04.1958 2050,0 АЛ-7Ф-1   6420 / 9210
  Су-11 01.1958 2340,0 АЛ-7Ф-2   6800/ 10100 Истребитель-перехватчик;  
  Е-152А 10.07.1959 3030,0 Р-11Ф-300   3880/ 5740 Летающая лаборатория, потерпел катастрофу
  Е-150 8.06.1960 2890,0 Р-15-300   6840/10150 Опытный истребитель-перехватчик
  Е-152 21.04.1961 2681,0 Р-15Б-300   6840 /10210 Опытный истребитель-перехватчик
  Е-8 17.04.1962 2230,0 Р-21Ф-300   4700 / 7200 Опытный истребитель-перехватчик; Потерпел аварию
  Су-15 30.05.1962 2230,0 АЛ-7Ф-2   6800/ 10100 Истребитель-перехватчик последу­ющие варианты компоновки преду­сматривали 2 двигателя Р-13-300
  МиГ-25 6.03.1964 3000,0 Р-15БД-300   7500 /11200 Высотный истребитель-перехватчик
  Т-58ВД 6.06.1966 2230,0 Р13-300 2марш.+ 3ПД 4070/6490+2350 Самолет-лаборатория на базе Су-15ТМ, с сокращенной длиной разбега
  МиГ-21ПД 16.06.1966 н/д Р-13Ф-300+ 2ПД-РД-36-35 1маршев. +2ПД н/д Самолет с укороченной длиной разбега на базе Миг-21. Испытания прекращены
  Як-28-64 5.11.1964 Менее 2138,0 Р-11Ф2-300   н/д Летные испытания прекращены
  Т6-1 2.07.1967 н/д Р-27Ф2М-300 + РД-36-35 2марш +4ПД н/д. Экспериментальный самолет на базе Су-15. 2 маршевых и 4 подъемных двигателя
  МиГ-31 16.09.1975 3000,0 Д-30Ф-6   9500/ 15500 Высотный истребитель-перехватчик
  Проект 1.44 29.02.2000 2750,0 АЛ-41   Н.д./ 20000 Опытный истребитель, дальность 4500 км.

Примечание: Зависимость превращается в типовую S- образную закономерности, если на ней учесть точки реактивных двигателей, которые обеспечивали кратковременное превышение скорости звука (неустойчивый результат, который достигнут на самолетах: Ла-176, Як-50, МиГ-17, И-340, МиГ-17СН).

 

Т а б л и ц а 1.2

Рис. 1.1 (Приложение). Самолеты пятого поколения ВВС и ВМС США

 


 

а)

б)

Рис.1.2 (Приложение) Самолет пятого поколения МиГ

[ а)–Проект 1.44 б)–МиГ-35]

 

Для развития двигателей пятого поколения, которые устанавливают на новейшие самолеты истребители (высотные и дальние истребители-перехватчики, высокоманевренные и многофункциональные фронтовые истребители и истребители-бомбардировщики, самолеты палубной авиации, укороченного и вертикального взлета) при выполнении лабораторного занятия, студенты могут также сделать выводы о применение новейших (высоких и критических) технологий производства современных авиационных двигателей (рис.1.3.Приложения) в следующих направлениях[1]:

а)

б)

Рис.1.3 Приложение. Авиационный двигатель Pratt & Whitney F119-PW-100 для самолета F-22 Raptor.

 

1) изготовления корпусов вентиляторов из композиционных материалов, выполненных в виде одной детали, которая не требует механической обработки;

2) изготовления конструкций типа «блиск» с регулируемым положением лопаток вентилятора и компрессора высокого давления;

3) применения щеточных уплотнений;

4) использования камер сгорания с «плавающими стенками» из сплавов на основе кобальта, стойкого к окислению;

5) производства охлаждаемых турбин высокого и низкого давления с противоположным вращением роторов, лопатками из монокристал­лического сплава с термозащитными покрытиями и системой охлаждения, с дисками увеличенной трещиностойкости и работоспособными при температуре более 7050С;

6) создания форсажных камер из несгораемого титанового сплава;

7) изготовления плоского интегрированного с планером самолета сопла с отклонением менее чем за 1 сек. вектора тяги на ±20%, створки такого реактивного сопла изготовлены на основе керамики;

8) создания высокорезервированной интегрированной системы управления двигателем и самолетом по параметрам вектора тяги, расхода топлива, поворота лопаток вентилятора и компрессора с технической диагностикой состояния двигателя для обеспечения предсказания ресурса конструкции;

9) использования систем смазки, работающих при высоких температурах без охлаждения и т.п.

Важно при обосновании выводов отметить, что базовые технологии изготовления изделий авиационной техники отличает комплексная увязка не только технологических процессов основного, но и вспомогательного про­изводства. Так, например, базовые технологические процессы постановки на производство новой техники на основе бесплазовой увязки деталей и технологической оснастки летательных аппаратов[2] обеспечивают на основе разработки автоматизи­рованных систем технологической подготовки производства и математического моделирования объектов и процессов производства не только многократное снижение погрешностей изготовления (формблоков с 0,8 до 0,26,мм; пуансонов с 2,2 до 0,26 мм; рубильников с 2,0 до 0,7 мм.) в сравнении с плазово-шаблонным методом, но и широкое применение станков с ЧПУ путем разработки управляющих программ на основе аналитических методов задания обводов самолетов, использования координатографов и других высокоавтомати­зированных средств технологической подготовки производства. В авиадвигателестроении такими базовыми технологическими процессами, в которых в концентрированной и комплексной формах обеспечиваются:

- параметры качества изделия (например, по названным выше в табл.1.3. показателям π*к и Т*г);

- критерии эффективности технологической подготовки производства техники новых поколений на основе разработки новых технологических процессов, как основного, так и вспомогательного производства,

являются лопатки газотурбинного двигателя.

 


[1] Работы ведущих авиадвигателестроительных компаний по созданию перспективных двигателей/под ред. В.А.Скибина и В.И.Солонина. –М.:ЦИАМ. 2004.-424с.

[2] Современные технологии авиастроения / под ред. А.Г.Братухина, Ю.Л.Иванова. –М.: машиностроение, 1999. -832 с.

Цель работы

Целью работы является изучение законов и закономерностей технологической инноватики и построение S – образных (логистических) кривых смены поколений отечественного авиастроения с помощью приложения Microsoft Office Excel 2003.

Теоретические сведения

Законы инноватики. Высокие и критические технологии

Технологии создания и использования предметов труда. Предметом труда обычно называют любой объект, на который направлена либо мысль (предмет обучения, творчества), либо действие человека – это всякое материальное явление: вещь, изделие, товар, продукция, предмет домашнего обихода, предмет первой необходимости, предмет народного потребления и т.д. Технологии создания таких предметов труда в настоящее время глубоко дифференцированы по отраслям материального производства в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, связи и др.

Использование технологий создания новых предметов труда в инновационном проектировании машиностроительного производства позволяет создавать уникальные предметы труда, которые в свою очередь могут быть средствами труда в технологии, используемой в сфере потребления данного изделия. По этой причине в машиностроении для всех этапов и стадий жизненного цикла нового изделия стремятся разрабатывать различные техно­логии не только его изготовления, но и эффективного применения (выпол­­не­ния регламентных работ, ремонта, технического обслуживания, модернизации и утилизации). Уровень таких технологий использования предмета труда нередко характеризуют понятиями «высокая» или «критическая» технология. Рассмотрим их подробнее.

Высокие технологии. Технологии как совокупность знаний о способах и средствах проведения трудовых процессов, в результате которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта, а также сами указанные процессы (технологические процессы) характеризуют специальные научные закономерности развития – это так называемые S-образные зависимости развития новых технологий. Одну из первых S -образных закономерностей развития технологий получил индиец Д. Сахал, которая впоследствии была дополнена неполными S -образными закономерностями новых, быстро развивающихся технологий, которые еще не достигли предела своего роста (они могут доходить, например, только до промежуточных точек на S -образной траектории) и S -образными закономерностями смены поколений техники и технологий. При этом каждая точка реальных данных на приведенных зависимостях соответствует различным устройствам изменяющейся во времени техники, которая соответствует изменениям технологии ее применения в том или ином процессе.

Первая, начальная, точка S-образной кривой обычно называется артефактом, который характеризует появление самого первого нового изделия, обеспечивающего создание принципиально новой технологии (артефакты – это первые выдающиеся образцы технологии). Многие из артефактов являются предметом национальной гордости. Например, воздушно- реактивный двигатель и первый реактивный самолет на его основе (Германия); первая поточная и автоматическая линия, атомная бомба, промышленный робот (США); первый радиоприемник и радиопередатчик, электрическое освещение, самолет и вертолет, электросварка, искусственный спутник Земли (Россия) и т.д..

По мере развития названных и других технических систем во времени характеристики такой техники (технологии) непрерывно улучшаются за счет изобретательской, рационализаторской деятельности и проведения локальных НИОКР, что приводит к продвижению данной технологии вверх по S – образной кривой в область так называемых «высоких технологий». В верхней части S -образной кривой при появлении «высоких технологий» начинают существенно снижаться темпы роста главного показателя качества или технического уровня технической системы при ее замене на новые образцы техники или технологии, которые основаны на том же самом принципе действия. Возникает необходимость отказа от «стареющей» технической (технологической) системы и замены ее более прогрессивной, которая основана на ином физическом эффекте или новом принципе действия. Таким образом, осуществляется технологический сдвиг и переход к технике или технологии нового поколения путем разработки «критической технологии», которая позволяет перейти на другую S -образную кривую развития.

Критические технологии. На S -образной кривой видно, что в жизненном цикле инновации, как правило, наступает момент, когда старая технология себя полностью исчерпывает и требуется смена поколения техники и технологии. Периоды перехода от одной группы изделий (товаров, продуктов) или процессов (технологии) к другой называются технологическими разрывами или «точками перелома». В этот момент начинает формироваться новая S -образная кривая, но не на основе старой технологии, а на совершенно новых принципах. Например, электронные лампы в радиоприемниках были заменены на полупроводники, самолеты с поршневыми двигателями – на реактивные и т. д. Таким образом, возникает «кризис» (от гр. krisis – поворотный пункт, исход, решение) в развитии технологии на данной S -образной кривой, а технология, которая обеспечивает «решительный исход», переход от старой S 1-образной кривой развития к новой S 2-образной траектории развития принципиально новой техники и технологии, к смене поколения техники и технологии, называется соответственно «критической технологией».

Специальными научными законами развития технологических систем, которые следуют из общего естественно - научного закона онтогенеза в соответствии со структурой их жизненного цикла, являются:

1. Закон эволюционного развития технологических систем,

2. Закон смены поколений техники и технологий,

3. Закон гибели неконкурентоспособных технологических систем.

Закон эволюционного развития технологических систем. Его основанием являются S-образные закономерности развития технологий (рисунок 1 а, б), статистическое проявление которых было обнаружено в отношении транспортных технологий, сельскохозяйственных технологий, технологий электроэнергетики и других.

Рисунок 1. S -образные закономерности развития техники и технологий

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.