В.П. Скараманга. Фирменный стиль в гостеприимстве: Учебное пособие. – М. Финансы и статистика, 2005. с.192с. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

В.П. Скараманга. Фирменный стиль в гостеприимстве: Учебное пособие. – М. Финансы и статистика, 2005. с.192с.

2018-01-03 913
В.П. Скараманга. Фирменный стиль в гостеприимстве: Учебное пособие. – М. Финансы и статистика, 2005. с.192с. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В.П. Скараманга. Фирменный стиль в гостеприимстве: Учебное пособие. – М. Финансы и статистика, 2005. с.192с.

Введение

Индустрия туризма и гостеприимства занимает важное место в экономике многих стран мира. По данным Всемирной туристской организации (ВТО) и Международного валютного фонда, в 1998 г. туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг. По прогнозам ВТО, к 2010 г. число туристов достигнет 1 млрд человек. Одновременно с этим значительное развитие получила инфраструктура туризма и особенно ее главнейший компонент- гостинично-ресторанный бизнес.

В настоящее время в экономике России туризм также занимает важное место, интерес к туризму и гостинично-ресторанному бизнесу непрерывно растет. Одной из приоритетных задач Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 177, является становление в РФ высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса.

Значительный вклад в развитие туристской индустрии предусматривается «Концепцией развития международного туризма в г. Москве до 2005 года», одобренной постановлением Правительства Москвы от 19 октября 1993 г. № 959. В соответствии с намеченными планами число гостиничных мест для приема иностранных туристов должно составить 83 тыс. Капитальные затраты на реконструкцию существующих гостиничных мест предусмотрены в объеме 2,7 млрд долл., а вложения - 3,2 млрд.

Эта концепция - яркий пример активной поддержки государством сферы гостеприимства и туристского бизнеса, масштабный государственного уровня бизнес-план развития выгодной отрасли экономики. Предполагается, что к 2005 г. число иностранных гостей в Москве может составить 10,6 млн чел., а валютные поступления - 2,4 млрд долл.

Концепцией предусматривается развитие гостиничной базы города, внедрение программ развития конкретных видов туризма - делового, конгрессного, культурно-познавательного.

В современной России гостинично-ресторанный комплекс рассматривается как важнейший элемент социальной сферы, который играет существенную роль в повышении эффективности общественного производства. Услуги, предоставляемые индустрией гостеприимства, выступают средством оздоровления, обеспечения не только материального, но и морально-психологического комфорта людей, удовлетворения эстетических запросов.

Зарубежные и отечественные ведущие специалисты в области гостинично-ресторанного бизнеса подчеркивают, что в современных условиях высшей целью деятельности в сфере индустрии гостеприимства является прежде всего удовлетворение нужд клиента и только потом - повышение доходов ее предприятий. Все организационные уровни предприятий должны участвовать в процессе выявления клиентов и находить способы не только удовлетворить эти ожидания, но и превзойти их.

Для успешного решения многоплановых задач по удовлетворению нужд клиента необходимо овладеть разнообразными профессиональными знаниями. Специалисты, занятые в сфере индустрии гостеприимства, должны быть полностью ориентированы на потребителя - клиента, гостя. В частности, современный специалист должен знать деловой стиль работы предприятия, научные основы стратегии его поведения на потребительском рынке товаров и услуг; уметь формировать конкурентоспособный фирменный стиль, умело использовать его элементы в конкретных условиях; четко знать внутреннюю структуру предприятия, его специфику.

В учебном пособии рассмотрен комплекс мер по формированию фирменного стиля и разработке дизайна предприятий индустрии гостеприимства. Показано, как влияет концепция фирменного стиля на конкурентоспособность предприятия. Особое внимание уделено вопросам формирования положительного имиджа, рекламы и PR-деятельности, а также понятиям корпоративной культуры в индустрии гостеприимства.

В приложениях даны извлечения из Российского рекламного кодекса, рассмотрена практика проведения международных и российских конкурсов кулинарного искусства, приведены образцы некоторых бланков.

При написании пособия автор опирался на научные труды и материалы исследований российских и зарубежных школ, официальные материалы и периодические издания профессионального характера. Материалы апробированы в ходе лекционных курсов, в них учтены предложения и замечания преподавателей и студентов.

 

 

Глава 1

Понятие фирменного стиля

Фирменный стиль - это совокупность приемов (графических, цветовых, пластических, акустических, видео и др.), которые обеспечивают некое единство всех изделий и услуг предприятия; улучшают восприятие и запоминаемость потребителями, клиентами, покупателями, партнерами, независимыми наблюдателями не только товаров и услуг, но и всей деятельности предприятия, а также позволяют противопоставлять свои товары, услуги и деятельность продукции конкурентов.

Фирменный стиль, как правило, отражает идеологию компании и ее подход к бизнесу. Создавая фирменный стиль, всегда следует помнить о том, какое впечатление он должен производить.

У фирменного стиля есть три функции:

· имиджевая - является наиболее важной, формирующей имидж (образ) компании;

· идентификационная - отражает индивидуальность компании.Это своего рода «лицо», определяющее статус компании в ряду ей подобных и в то же время отличающее, идентифицирующее ее стиль;

· корпоративная - поддерживает и укрепляет внутрикорпоративную культуру.

Дизайн фирменного стиля играет большую роль в восприятии конкретной торговой марки (бренда) производителя или продавца товаров, услуг, поэтому успех создания фирменного стиля во многом зависит от квалификации дизайнеров. Как правило, дизайнерская часть работы выполняется отдельными дизайнерами или агентствами в содружестве с психологами и специалистами по рекламе. Если пожелания предпринимателя совпадают с видением дизайнера, фирменный стиль получается наиболее удачным.

В ряде случаев разработка фирменного стиля компании начинается «с чистого листа». Она включает следующие этапы:

1. Составление технического задания, т. е. определение информационной нагрузки, которую должен нести фирменный стиль. Подробно изучается сфера деятельности компании вплоть до исследования сегмента рынка (при необходимости); образ, который должен создаваться в сознании потенциального потребителя. Разрабатываются варианты товарного знака, логотипа, а также пакет фирменного стиля, который включает множество компонентов.

2. Дизайнерская разработка:

· фонотипа (названия) и логотипа (графического исполнения);

· визуальных составляющих фирменного стиля;

· оригинала построения логотипа (знака) в масштабно-координационной сетке;

· цветового решения логотипа (знака);

· фирменного блока;

· цветового решения фирменного стиля;

· типографики фирменного стиля (гаммы шрифтов);

· носителей (элементов) стиля (в том числе дизайна фасада здания, интерьера и др.).

3. Проведение патентных исследований.

4. Правовая защита.

Патентные исследования и правовая защита проводятся специалистами-патентоведами. Эти этапы включают экспертизу заявляемого обозначения, проверку на тождество и сходство с уже зарегистрированными обозначениями и разработку рекомендаций по усилению охраноспособности разрабатываемого обозначения, а также оформление заявки в Государственное патентное ведомство РФ на получение охранных документов.

Опыт создания фирменного стиля целого ряда компаний подтверждает, что выполнение работ на всех этих этапах - необходимое и вполне достаточное условие для получения желаемых результатов.

В нашей стране культура фирменного стиля еще очень молода. Далеко не все российские компании вкладывают достаточно средств в разработку концепции фирменного стиля. Некоторые успехи в этой области все же есть, однако, они относятся в большей степени не к фирменному стилю, а к созданию новых торговых марок, что не совсем одно и то же.

В настоящее время наблюдается тенденция отражать в фирменном знаке специфику деятельности компании. Названия многих российских фирм «работают» и как торговая марка, и как фирменный стиль. Но в некоторых случаях это даже вредит. В знаке как в основном элементе фирменного стиля должно быть нечто, что рождает правильные ассоциации и позволяет домыслить. По мнению руководителей рекламных агентств и дизайн-студий, в фирменном стиле должна быть загадка.

Одним из главных и самых распространенных носителей фирменного стиля является обыкновенная визитная карточка, которая даже при наличии рекламы сохраняет свое значение. Однако руководители не всегда должным образом относятся к тому, как выглядит визитная карточка их фирмы или компании.

Несомненно, при разработке фирменного стиля важную роль играет корпоративная философия, ориентированная на конечного потребителя.

Успеха добиваются те компании, руководство которых, придя к выводу о необходимости трансформировать характер компании и создать новую корпоративную философию, меняет и рекламный имидж. Усилия приносят свой результат, когда речь идет не просто об изменении названия, а о создании нового бренда, т. е. когда само название обладает мощнейшим воздействием на человека, окружено широким спектром ассоциаций и трактовок и наполнено смыслом и для клиентов, и для сотрудников компании. В этом заложены возможности развития как внешнего имиджа, так и внутрикорпоративной культуры.

Однако смена фирменного стиля может повлечь за собой провалы в бизнесе (компанию некоторое время не будут узнавать), если не сопровождать ее мощной PR-кампанией.

Если начинать работу над фирменным стилем «с чистого листа», то это - прежде всего работа по названию компании, потом - по знаку и логотипу. Остальные элементы зависят от специфики деятельности компании.

Существует тесная связь между отраслью деятельности компании и спецификой фирменного стиля. Например, если документация страховой компании будет иметь «легкий, воздушный» стиль с виньетками, это не придаст ей весомости; фирменный стиль авиакомпании не должен вызывать такие же ассоциации, как бренд, принадлежащий компании, производящей продукты массового потребления. Каждому виду бизнеса можно дать свое, конкретное, определение понятия «фирменный стиль».

Согласно определению, данному в словаре-справочнике «Туризм, гостеприимство, сервис»,

фирменный стиль - это набор словесных, графических, цветовых, типографских, дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров и услуг, всей исходящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления.

Таким образом, фирменный стиль - это не только совокупность приемов, обеспечивающих единство по всем товарам и услугам предприятия, запоминаемость потребителями всех его товаров, но и средство формирования имиджа компании, а также определенный «информационный носитель», так как стилеобразующие компоненты обеспечивают возможность потребителю товаров и услуг идентифицировать и находить именно удовлетворяющие его товары, услуги и предложения, формируя при этом положительное отношение к компании. Удачно сформированный фирменный стиль повышает конкурентоспособность предприятия.

Каждый вид бизнеса имеет свои основные специфические константы и носители. Так, например, у компаний, производящих продукты питания, это упаковка; у финансовых корпораций - деловая документация; в гостинично-ресторанном бизнесе - оформление фасада здания, элементов интерьера, меню, приглашения и др.

Таким образом, в индустрии гостиничного и ресторанного бизнеса дизайнер не только разрабатывает товарный знак, логотип, объемно-пространственное решение, фирменные константы - цвет, блок, шрифт, форматы рекламы, документацию, упаковку, - ацидентный набор (визитки, бланки, ручки, конверты и т. д.), но и создает интерьер, декор, посуду, одежду персонала и другие стилеобразующие элементы. «Высокий» фирменный стиль косвенно подтверждает надежность фирмы, формирует ее положительный имидж.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определения понятий: «фирменный стиль», «дизайн».

2. Назовите три функции фирменного стиля.

3. Какие этапы включает процесс разработки фирменного стиля компании?

4. Какие этапы создания фирменного стиля проводятся с помощью специалистов-патентоведов?

5. Как формируется культура фирменного стиля в России?

6. Приведите примеры взаимосвязи деятельности компании и специфики фирменного стиля.

7. Какие стилеобразующие элементы вы знаете?

 

1.2. Основные термины и определения

Название предприятия (фирмы, компании) является одной из важнейших констант фирменного стиля. Как свидетельствует опыт, в некоторых случаях желательно, чтобы название давало представление о сфере деятельности предприятия. Для его известности создается оригинальное название, которое должно работать на целевую аудиторию.

Фирменное наименование - наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией. Оно позволяет индивидуализировать эту организацию в гражданском обороте. Регистрируется в установленном порядке, право на исключительное его использование охраняется законом.

Торговая марка (англ. trade mark - торговая марка) - торговое наименование определенного товара, производителя, дистрибьютора, которое выделяет их на рынке среди конкурентов. Это обозначение, которое помогает отличать соответствующие товары одних юридических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц. Существуют четыре типа обозначения торговой марки: фирменное имя, фирменный знак, товарный образ, товарный знак.

Фирменное имя (бренд) - слово (буква) или группа слов (букв), которые легко произносятся и запоминаются.

Фирменный знак (логотип) - символ, рисунок или отличительный цвет, обозначение.

Товарный образ - конкретное представление, сложившееся у потребителя под влиянием рекламы и иных источников о реально существующем или будущем товаре. Товарный образ, представляющий собой персонифицированную торговую марку, призван вызывать у покупателя определенные ассоциации и представления в связи с рекламируемой продукцией или услугами.

Товарный знак – элемент фирменного стиля, представляющий собой зарегистрированные в установленном порядке графическое, буквенное, которые используются владельцем знака для идентификации своих продуктов, т. е. для отличия товаров (услуг) одной фирмы от товаров (услуг) других фирм. Товарный знак защищает исключительное право продавца употреблять торговое название. Товарные знаки должны быть оригинальными, выразительными, узнаваемыми среди других и увязанными с конкретной фирмой. Они становятся брендами лишь тогда, когда уже стали широко узнаваемыми.

По международным правилам, товарный знак не может содержать изображений красного креста, красного полумесяца, красного льва, красного солнца, а также геральдические символы и географические названия, поскольку они не могут быть объектом собственности. Обладатель зарегистрированного товарного знака имеет исключительные права на его использование и на использование его вариантов для одних и тех же товаров или одной и той же продукции.

Товарный знак, являющийся объектом интеллектуальной собственности, охраняется законом и подлежит продаже, уступке, передаче в пользование любому юридическому или физическому лицу на основе лицензионных соглашений. Владельцем товарного знака можно стать только после его регистрации в Государственном патентном ведомстве Российской Федерации. Право на товарный знак охраняется Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 и другими подзаконными актами.

Бренд (от норвеж. brand - клеймить огнем) - официально зарегистрированная торговая марка производителя или продавца товаров и услуг. Это определенное название, символ, знак, дизайн или их комбинация, предназначенные для идентификации товаров или услуг данной фирмы, чтобы их можно было отличить от продуктов конкурентов. В этом значении понятие «бренд» охватывает вид то­варов или услуг (с характеристиками их потребительских преимуществ), реализуемых под конкретной торговой маркой. Исследования свидетельствуют о том, что бренды использовались еще древнеегипетскими, древнегреческими и древнекитайскими ремеслен­никами. Среди брендов можно встретить долгожителей. Возникший в XIV в. бренд германского пива «Lowenbrau» популярен и поныне. Бренды: чая «Lipton», напитка «Coca-Cola» насчитывают более чем вековую историю. Широко известны бренды ведущих турфирм, к примеру «Cook & Co». За последние годы российские бренды также стали узнаваемыми на рынке товаров и услуг.

Брендинг - имиджевая реклама, продвижение какой-либо торговой марки, ставящее своей целью повышение ее узнаваемости на потребительском рынке.

Логотип (от гр. logos - слово, typos — отпечаток) - специально разработанное оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы (или группы товаров данной фирмы), которое регистрируется и используется в строго определенных целях. Это один из классических видов товарного знака, элемент фирменного стиля, фирменная шифрованная надпись, представляющая собой оригинальное начертание наименования рекламодателя. Логотип может иметь комбинацию из начальных букв, представляющую собой сокращенное название какого-либо учреждения или фирмы.

Слоган (от англ. slogan - лозунг, призыв) - короткий лозунг или рекламный девиз, отражающий качество продукта, обслуживания, направление деятельности туристской фирмы, часто в образной, иносказательной или абстрактной форме. Слоган должен быть кратким и легко произноситься, а также соответствовать общей рекламной теме.

Фирменный блок - традиционное, часто употребляемое сочетание нескольких элементов фирменного стиля (например, изобразительный товарный знак и логотип).

При графическом оформлении названия необходимо учесть такие элементы фирменного стиля, как цвет, шрифт, контраст.

Фирменные цвета необходимо выбирать исходя из общеизвестных влияний цветов на эмоции человека. Цвета имеют определенное психологическое воздействие.

Шрифт влияет на человека не меньше, чем цвет, поскольку давно стал не просто выразителем информации, но и ее носителем, иногда более значимым, чем само название. Начертание шрифта должно быть одновременно легко читаемым, привлекательным, узнаваемым и неповторимым. Различных шрифтов и их начертаний очень много. Выбирать следует, учитывая близость к сложившимся стереотипам целевой аудитории и впечатление, которое необходимо создать.

Как в торговой марке, так и в логотипе можно использовать несколько цветов. Известно, что контрастные сочетания цветов акцентируют внимание.

Имидж (от лат. imago - образ, подобие) - представление, образ, фомируемый в общественном мнении о каком-либо человеке, фирме, товарном продукте посредством целого ряда информационных приемов и технологий, в том числе через СМИ. Формирование имиджа может осуществляться при помощи рекламы, паблик рилейшнз и др. Между имиджем и реальными качествами человека, фирмы, товара имеется немало сходства, однако не всегда между ними существует принципиальная адекватность. Как правило, имидж выс­траивается на основе наиболее броских, запоминающихся характе­ристик субъекта, фирмы, товара, которые иногда могут носить не­адекватный, даже случайный характер по отношению к своему ре­альному носителю.

Имиджелогия - междисциплинарная область научного знания, сформированная на пересечении ряда социально-гуманитарных дисциплин (социальной психологии, социологии, теории пропаганды) с использованием представлений культурологического, политологического, семиотического плана. Имиджелогия анализирует закономерности формирования в общественном сознании представлений и образов о структурах власти, производственных коллективах, бизнесе, а также об их конкретных представителях (общественных деятелях, руководителях, о персонале какой-либо фирмы). Важное направление имиджелогии связано с анализом закономерностей изменений таких образов, с использованием этих знаний в практической деятельности - в политической практике, публичной деятельности известных общественных деятелей, в рекламе, пропаганде и просвещении, бизнесе в целом.

Имиджмейкер — специалист, разрабатывающий стратегию, тактику и технику наиболее эффективного имиджа государственного деятеля, политика, артиста... для рекламы, паблисити, повышения репутации, популярности и т. д.

Имиджмейкерство - профессиональная деятельность, направленная на создание позитивного имиджа конкретному общественному деятелю, бизнесмену, а также фирме, товару.

Имидж корпоративный - целенаправленно сформированный образ фирмы (корпорации) в представлении аудитории, выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказывать психологическое воздействие на потребителей в целях рекламы. Корпоративный имидж создается основной деятельностью предприятия и целенаправленной рекламно-информационной работой. Позитивный корпоративный имидж повышает конкурентоспособность фирмы, привлекает потребителей и партнеров, ускоряет продажи. Это фактор доверия клиентов к фирме и ее продукции, фактор роста числа продаж, кредитов, следовательно, фактор процветания или упадка для фирмы, ее владельцев и работников. Кор­поративный имидж включает ряд принципов: неизменность назва­ния; ассоциацию с выпускаемой продукцией; краткость, благозвуч­ность, эстетичность, неповторимость названия, а также приемле­мость его для иностранцев и др.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определения понятий: «фирменное наименование», «фирменное имя».

2. Дайте определения понятий: «торговая марка», «фирменный знак», «товарный образ», «товарный знак».

3. Что такое бренд, брендинг?

4. Дайте определение понятия «логотип».

5. Дайте определение понятия «слоган».

6. Дайте определение понятия «фирменный блок».

7. Охарактеризуйте такие элементы фирменного стиля, как фирменный цвет, фирменный шрифт.

8. Дайте определения понятий: «имидж», «имиджелогия», «имиджмейкер», «имиджмейкерство».

9. Дайте определение понятия «имидж корпоративный».

 

 

Освещение.

Известно, что на цвета влияет освещение. При искусственном освещении (электрическом) все цвета, в зависимости от яркости источника света, принимают более или менее желтоватый оттенок. Так, все желтые цвета и их оттенки кажутся менее яркими, а иногда даже выглядят почти белыми. Оранжевый цвет светлеет и переходит в желтовато-оранжевый. Ярко-красный цвет становится ярче, а некоторые оттенки его желтеют. Синий цвет (особенно его светлые тона) принимает зеленоватый оттенок, а порой кажется сероватым или беловатым. Синий цвете красноватым оттенком приближается к сиреневому. Цвет электрик (ярко-синий) теряет яркость и становится темнее. Голубой цвет зеленеет, светло-синий — темнеет, темно-синие кажутся почти черными. Синевато-зеленый делается более зеленым, а чисто-зеленый - ярче и желтее. Ярко-зеленый цвет становится менее резким. Фиолетовый заметнее других цветов теряет яркость и чистоту тона, он становится краснее, темнее и тусклее, а некоторые его оттенки выглядят грязноватыми.

Свет обладает также большим психологическим воздействием. Он способен сделать помещение просторным или уютным, широ­ким или высоким, может возбуждать или успокаивать.

Освещение залов ресторанов имеет свои законы. В рестора­нах применяют рассеянное освещение в плоскости потолка с уси­лением освещенности групп столов, а также местное освещение на столиках при помощи стилизованных ламп, освещение от подвес­ных и настенных светильников. Яркое искусственное освещение потолка зрительно увеличивает высоту помещения. Размещение све­тильников рядами позволяет расчленить интерьер на отдельные зоны. При обслуживании участников съезда, форума, фестиваля в зале включают полный свет. Если нужно создать атмосферу от­дыха, используется частичное освещение.

Во время проведения шоу-программ могут быть включены цветные прожекторы и различные иллюзионные приборы осве­щения (снег, дождь и т. п.). Светофильтры вставляются в све­тильники для получения цветного светового потока. Наиболее распространены светофильтры двух типов: стеклянные из цвет­ного стекла и пластиковые из цветной пленки. Стеклянные свето­фильтры лучше, так как они долго сохраняют свою цветность, пластиковые - со временем выгорают и теряют первоначаль­ный цвет. Стеклянные светофильтры перед тем, как вставить в прожектор, разрезают на полоски шириной 2,5-3 см и вставляют в специальную рамку, которая продается в комплекте с прожектором.

Особенно важна система вечернего освещения залов в рестора­не. В залах с высокими потолками обычно вешают легкие красивые люстры, при низких потолках используют изящные плафоны (потолочные светильники) с лампами дневного света. Дополнительно к люстрам или плафонам на стенах могут быть бра, а на столах у стен зала - настольные лампы с художественно оформленными абажурами или около столов - торшеры.

Светящиеся потолки создают эффект естественного освещения и зрительно увеличивают объемы залов. Для этой цели используют люминесцентные лампы с различными рассеивающими устройствами - перфорированными, решетчатыми, ребристыми, сферическими, зеркальными полосками.

Декоративное освещение потолка (светящиеся полосы или отдельные плоскости) достигается при использовании подвесных коробов или светящихся панелей, которые размещают по потолку с учетом расстановки оборудования, мебели и других предметов интерьера и декора.

В декоративных целях также широко применяются точечные светильники в плоскости подвесного потолка, чем достигают равномерного рассеянного освещения залов. Точечное освещение в виде светящихся точек с использованием ламп накаливания целесообразно применять в больших залах. В этом случае светильники устанавливают либо наравне с плоскостью потолка, либо за ее пределами. Для пространственной выразительности интерьера также применяют точечное освещение, устраиваемое над отдель­ными столами и на танцевальной площадке, в оркестре, за барной стойкой.

Залы ресторанов должны освещаться как естественным, так и искусственным светом (зал ресторана имеет достаточное днев­ное освещение, если площадь окон по отношению к площади пола составляет не менее 1/6 части). В зале должно быть предусмотрено дежурное (в нерабочие, ночные часы), нормальное (при обычной работе) и усиленное (при обслуживании банкетов, приемов, вече­ров и т. д.) освещение.

Различают системы общего, местного (направленного) и смешанного освещения. К общему освещению относят систему светильников, расположенных под потолком или на стенах и равномерно освещающих все помещение.

К местному освещению относят систему освещения отдельных столов, участков зала, условно ограниченных или выделенных зон, а также элементов оборудования и декоративного оформления.

Смешанное освещение представляет собой сочетание общего и местного освещения. Например, зал освещается общим светом, а отдельные участки или элементы его выделяются дополнительным, направленным светом. Такая система позволяет регулировать освещение, создавать декоративные световые эффекты.

При проведении шоу-программ используют компьютер для управления световой аппаратурой.

Художественные, оформительские и световые эффекты прямо в воздухе дает использование голографии. Голография позволяет получать трехмерные изображения. Средствами голографии можно создать любые декорации.

 

Контрольные вопросы

1. Какова роль цвета в композиции интерьеров предприятий индустрии гостеприимства?

2. Охарактеризуйте национально-культурную специфику восприятия цвета.

3. Какой цвет в России исторически считается наиболее излюбленным?

4. Что такое гармония цветов?

5. Какие типы освещения применяются в залах предприятий питания?

6. Охарактеризуйте системы освещения, применяемые в ресторанах.

 

 

Глава 3

Индустрии гостеприимства

Заключение

В условиях рыночной экономики гостиничный и ресторанный комплексы России следует рассматривать как важнейшие элементы социальной сферы. За последние годы можно отметить много инноваций в секторе гостинично - ресторанного бизнеса не только в Москве, но и за ее пределами. Успешно работают предприятия индустрии гостеприимства, использующие опыт зарубежных спе­циалистов из Европы, Азии и Америки. При этом сохраняются на­циональный колорит и самобытность, характерные для многона­циональной России.

Поскольку и зарубежные, и отечественные ведущие специалис­ты в сфере гостеприимства подчеркивают, что в современных ус­ловиях высшей целью деловой активности является прежде всего удовлетворение нужд клиента и только потом - повышение дохо­дов предприятия, все организационные уровни предприятий уча­ствуют в процессе выявления ожиданий клиентов и находят спосо­бы не только удовлетворить эти ожидания, но даже и превзойти их. Для успешного решения многоплановых задач необходимо ов­ладевать разнообразными профессиональными знаниями. В част­ности, современный специалист должен знать деловой стиль рабо­ты предприятий индустрии гостеприимства, владеть научными ос­новами стратегии поведения предприятия на потребительском рын­ке товаров и услуг, уметь формировать конкурентоспособный стиль предприятия, умело использовать элементы фирменного стиля в конкретных условиях, отражать внутреннюю структуру предпри­ятия, его специфику.

Высокая культура в оформлении интерьера современных пред­приятий индустрии гостеприимства в России связана с достижени­ями зарубежных и отечественных дизайнеров, обусловлена не толь­ко стремлением людей к прекрасному, но и тем, что при этом воз­никают положительные эмоции, улучшается настроение. Хорошо известно, что от интерьера во многом зависит не только настрое­ние посетителей, но и условия работы персонала. Таким образом, помимо эстетических функций, интерьер обеспечивает оптималь ные условия для обслуживания, оказывает непосредственное влия­ние на уровень корпоративной культуры, создает комфорт, как ма­териальный, так и моральный. Особое внимание при создании фир­менного стиля следует также уделять вопросам формирования по­ложительного имиджа предприятия, рекламе и PR-деятельности, корпоративной культуре в индустрии гостеприимства.

В основной части данного учебного пособия все эти вопросы являются ключевыми.

Вместе с тем одна из главнах задач, стоящих перед профессио­налами индустрии гостеприимства, -поднять престиж работников сферы общественного питания в России.

Этому, несомненно, способствуют конкурсы профессионально­го мастерства, выставки, тренинги и бизнес-семинары. Такие ме­роприятия являются своеобразным доказательством международ­ного класса мастерства российских специалистов. Это - хорошая традиция и всегда яркое событие в жизни работников гостинично - ресторанного бизнеса.

Такие форумы - настоящий праздник красоты, вкуса и мастер­ства, возможность повысить профессиональный уровень, проявить индивидуальность, творческую инициативу, рациональность в орга­низации сервиса и показе новых технологических решений.

Поэтому информация об организации проведения этих мероп­риятий и участии в них имеет немаловажное значение в формиро­вании высококвалифицированных специалистов, способных не только создавать конкурентоспособный фирменный стиль, но и дик­товать высокую моду в гостеприимстве на международном уровне. Основы организации проведения профессиональных конкурсов изложены в приложениях 2-4.

В силу различных причин в учебное пособие не вошли много­численные иллюстративные материалы, примеры опыта работы раз­личных предприятий гостеприимства как в России, так и за ее пре­делами, используемые на лекциях и при проведении семинарских занятий в Учебном центре «РМАТ - Измайлово». Эти материалы постоянно обновляются и пополняются в соответствии с последни­ми мировыми передовыми тенденциями формирования фирменно­го стиля в гостеприимстве.

По прогнозам Всемирной туристской организации, к 2020 г. Москва должна войти в десятку мировых туристских центров. И это во многом зависит от успешного развития гостинично-ресто-ранного комплекса России, что невозможно без подготовки специ­алистов по критериям профессионального туристского образова­ния, соответствующим международным стандартам.

В.П. Скараманга. Фирменный стиль в гостеприимстве: Учебное пособие. – М. Финансы и статистика, 2005. с.192с.

Введение

Индустрия туризма и гостеприимства занимает важное место в экономике многих стран мира. По данным Всемирной туристской организации (ВТО) и Международного валютного фонда, в 1998 г. туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг. По прогнозам ВТО, к 2010 г. число туристов достигнет 1 млрд человек. Одновременно с этим значительное развитие получила инфраструктура туризма и особенно ее главнейший компонент- гостинично-ресторанный бизнес.

В настоящее время в экономике России туризм также занимает важное место, интерес к туризму и гостинично-ресторанному бизнесу непрерывно растет. Одной из приоритетных задач Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 177, является становление в РФ высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса.

Значительный вклад в развитие туристской индустрии предусматривается «Концепцией развития международного туризма в г. Москве до 2005 года», одобренной постановлением Правительства Москвы от 19 октября 1993 г. № 959. В соответствии с намеченными планами число гостиничных мест для приема иностранных туристов должно составить 83 тыс. Капитальные затраты на реконструкцию существующих гостиничных мест предусмотрены в объеме 2,7 млрд долл., а вложения - 3,2 млрд.

Эта концепция - яркий пример активной поддержки государством сферы гостеприимства и туристского бизнеса, масштабный государственного уровня бизнес-план развития выгодной отрасли экономики. Предполагается, что к 2005 г. число иностранных гостей в Москве может составить 10,6 млн чел., а валютные поступления - 2,4 млрд долл.

Концепцией предусматривается развитие гостиничной базы города, внедрение программ развития конкретных видов туризма - делового, конгрессного, культурно-познавательного.

В современной России гостинично-ресторанный комплекс рассматривается как важнейший элемент социальной сферы, который играет существенную роль в повышении эффективности общественного производства. Услуги, предоставляемые индустрией гостеприимства, выступают средством оздоровления, обеспечения не только материального, но и морально-психологического комфорта людей, удовлетворения эстетических запросов.

Зарубежные и отечественные ведущие специалисты в области гостинично-ресторанного бизнеса подчеркивают, что в современных условиях высшей целью деятельности в сфере индустрии гостеприимства является прежде всего удовлетворение нужд клиента и только потом - повышение доходов ее предприятий. Все организационные уровни предприятий должны участвовать в процессе выявления клиентов и находить способы не только удовлетворить эти ожидания, но и превзойти их.

Для успеш<


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.