о возможности оправдания безнравственных поступков — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

о возможности оправдания безнравственных поступков

2018-01-03 178
о возможности оправдания безнравственных поступков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

ПРИЧИНЫ ДЛЯ ОПРАВДАНИЯ БЕЗНРАВСТВЕН-НОСТИ Частота В процентах
Верующие Неверующие ВСЕГО Верующие Неверующие ВСЕГО
Юный возраст       18,75 10,5 29,25
Действие в состоянии крайней жизненной необходимости            
Незнание норм морали       9,25 7,5 16,75
Нет оправдания       7,25 9,5 16,75
Незначитель-ность причинённого людям морального и материального ущерба       5,75 9,25  
Другое («Любые», «Это их дело», «Иначе можно свихнуться»)       0,5 4,75 5,25
ИТОГО       46,5 53,5  

 

Полученные данные свидетельствуют в пользу 1-й гипотезы, причем заметно, что убеждения верующих опять менее размыты: почти половина верующих находит оправдание безнравственности в юном возрасте и неопытности людей. Однако и среди неверующих ссылка на юный возраст достаточно пополярна. Возможно, в этом ответе скрыты присущая московской молодежи инфантильность и характерное для современных россиян нежелание брать на себя какую-либо ответственность. По данным Левада-центра, 43 % россиян не чувствуют за собой никакой ответственности за процессы, происходящие в обществе, а 39 % ощущают лишь «крайне малую» вину [11].

Особо следует выделить стремление неверующих оправдать безнравственность практической необходимостью и словами типа «это их дело». Моральный релятивизм молодежи в том и заключается, что при необходимости она готова отбросить в сторону любые моральные принципы, считая, будто вечных нравственных ценностей не бывает.

Близкие ответы дали школьники и студенты на вопрос о влиянии светских ценностей и современного образа жизни на распространение безнравственности в обществе. Почти 2/3 (64,5 %) считают, что влияние это негативное — 34 % школьников и 30,5 % студентов. Лишь 35,5 % считают, что секуляризация культуры не приводит к падению нравов. И это при том, что, судя по Таблице 1, почти 50 % молодежи не живут и даже не стараются жить в соответствии с религиозными предписаниями, и 53,5 % респондентов относят себя к неверующим или скорее к неверующим людям. Очевидно, ответы молодых москвичей надо понимать в свете общего настроения, господствующего в российском обществе. Согласно опросам, проведенным ВЦИОМ [4, 10] и Левада-центром [6], более 2/3 россиян полагают, будто в течение последних лет уровень нравственности в обществе существенно понизился или, по крайней мере, не повысился.

Неверующие видят спасение от безнравственности в ужесточении наказаний (18 %) или в демонстрации личного примера (15 %). Это говорит о большей их склонности к принятию жестоких решений и о высоком самомнении, свойственном атеистам и агностикам. В то время как верующие делают ставку не только на жесткие меры (13 %), но и на разъяснение практической значимости морали (13,5 %), что подтверждает 1-ю гипотезу исследования.

Тот факт, что большинство респондентов, и верующие и особенно неверующие, видят единственный способ борьбы с безнравственностью в ужесточении санкций, свидетельствует как о высоком уровне взаимного недоверия [9, 16, 18], так и о традиционной для российского общества надежде на решение социальных проблем на государственном уровне [4]. Важно подчеркнуть, что к пропаганде религиозных ценностей призывают лишь 14,25 % респондентов, среди которых 4,5 % — колеблющиеся неверующие, то есть итсисты. В любом случае, это самый непопулярный среди молодежи способ борьбы со злом, если не считать характерный только для неверующих ответ о том, что средств такой борьбы просто не существует (8,25 %). Это доказывает 3-ю гипотезу исследования и выявляет слабое влияние Церкви на мировоззрение молодежи.

Меньший по масштабу опрос, проведенный социологами ИПССО в ноябре 2011 г. среди студентов Государственной классической академии имени Маймонида, дал похожую статистику. Большинство опрошенных признали себя верующими; в качестве главных заповедей отметили «Не убивай» и «Почитай родителей»; согласились с тем, что светская система ценностей способствует распространению аморальных поступков; выразили готовность совершить неэтичный поступок в случае крайней нужды и примерно поровну разделились во мнении, можно ли бороться с безнравственностью через ужесточение наказаний.

Подведя итоги исследования, кафедра общей и прикладной социологии получила возможность сравнить их с теми данными, которые получили специалисты ИПССО МГПУ, опросившие с помощью разработанной ими психологической методики 1000 человек. Результаты подтвердили сделанные социологами утверждения: в соответствии с индексом нравственности, составленным Б.Н. Рыжовым, на возраст 16 лет приходится подъем вектора нравственной направленности личности. И только с 17 лет начинается падение этого вектора, причем пик падения приходится на возраст 35-36 лет, а он к молодежи уже не относится (см. статью Б.Н. Рыжова в данном номере журнала).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что поставленные гипотезы полностью подтвердились:

1) Верующие готовы вести себя более нравственно;

2) Школьники более лояльны к религии;

3) Московская молодежь считает себя православной, но не ходит в храмы, не отмечает религиозные праздники и настороженно относится к духовенству.

Нравственного поведения от такой молодежи ожидать не приходится, но ситуация далека от трагической. Во-первых, большинство молодых москвичей не приемлют убийство и в целом готовы к законопослушанию, если их убедить в том, что закон справедлив и следовать закону для них же необходимо. А во-вторых, при непонимании сути религии, есть интерес к ней и признание того факта, что религия – неотъемлемая часть жизни общества. Поэтому при продуманной просветительской работе из современных молодых москвичей можно сконструировать социальный тип, лояльный традиционной морали. Основное препятствие на пути нравственного воспитания подрастающего поколения — моральный релятивизм, который подпитывается неверием и недоверием старым авторитетам. Социальная гармония и равновесие возможны тогда, когда моральная дисциплина не отвергает, а наоборот, опирается на духовные ценности.

 

Литература и интернет-ресурсы

 

1. В беде помогут. Денег — не вернут... / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 509. // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=3005

2. Вейгас О. Истинная природа человека: мирская или религиозная? // Психология нравственности и религия: XXI век: Материалы международной конференции (16-17 ноября 2011 года). МО, Щелково: Издатель Мархотин П.Ю., 2011. – С. 142-153.

3. ВЦИОМ считает мораль. / Публикации в СМИ. // http://wciom.ru/index.php?id=269&uid=4127

4. Должно ли государство обеспечивать нравственность. Аналитика // http://wciom.ru/index.php?id=266&uid=4042

5. Есть ли что-то важнее денег? / Аналитика. // http://wciom.ru/index.php?id=269&uid=1525

6. Кризис морали и нравственности. / Пресс-выпуски. // http://www.levada.ru/20-12-2010/krizis-morali-i-nravstvennosti

7. Луман Н. Общество как социальная система. М.: Логос, 2004. – 232 с.

8. Миф о моральной значимости. / Публикации в СМИ. // http://wciom.ru/index.php?id=269&uid=10405

9. Можно ли доверять людям? / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1600. // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=13887

10. Образованных больше, честных — меньше? / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 638. // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=4070

11. О, времена, о, нравы. / Публикации в СМИ. // http://wciom.ru/index.php?id=269&uid=12492

12. Отношение к атеизму и атеистам. / База данных ФОМ. // http://bd.fom.ru/report/cat/cult/rel_rel/d072323

13. Праздник Пасхи. / Пресс-выпуски. // http://www.levada.ru/13-04-2012/prazdnik-paskhi

14. Пьянство, грубость и обогащение за счет других подрывают моральные устои россиян. / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 633. // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=4049

15. Религия и вера в нашем обществе. / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 601. // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=3756

16. Россияне испытывают дефицит доверия. / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 534. // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=3222

17. Социология религии: Учебная хрестоматия для учащихся высших учебных заведений. / Сост. А.В. Ткаченко. М.: МГПУ, 2008. – 98 с.

18. Стало ли современное российское общество более черствым? / Публикации в СМИ. // http://wciom.ru/index.php?id=269&uid=10749

19. Ткаченко А.В. Отношение молодых москвичей к религиозным традициям. // Психология нравственности и религия: XXI век: Материалы международной конференции (16-17 ноября 2011 года). МО, Щелково: Издатель Мархотин П.Ю., 2011. – С. 418-424.

20. Ткаченко А.В. Социальная направленность посланий Нового Завета. // Религия и общество: Сборник научных статей и эссе. М.: МГПУ, 2007. – С. 63-73.

21. Хрестоматия по истории философии. В 2-х ч. Ч. I. М.: Прометей, 1994. – 536 с.

22. Ценности: народность и православие. / Аналитика. // http://wciom.ru/index.php?id=266&uid=2576

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

 

ТКАЧЕНКО Александр Владимирович – кандидат исторических наук, доцент. Доцент кафедры общей и прикладной социологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.