Ткаченко Александр Владимирович — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Ткаченко Александр Владимирович

2018-01-03 233
Ткаченко Александр Владимирович 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

кандидат исторических наук, доцент, ГБОУ ВПО МГПУ,

доцент кафедры общей и прикладной социологии ИПССО, г. Москва

e-mail: [email protected]

 

В статье рассматриваются наиболее распространенные среди современной молодежи представления о религии и нравственности. С опорой на большой эмпирический материал анализируется феномен абстрактной религиозности, получивший название итсизма. Делаются выводы о численном преобладании итсистов среди московской молодежи, о негативном влиянии итсизма на общественную мораль и о необходимости борьбы с этим новым явлением с помощью духовного просвещения молодежи.

Ключевые слова: молодежь, религия, православие, итсизм, атеизм, духовная традиция, моральный релятивизм, нравственность, ценностные ориентации, социологический опрос.

 

Введение

Уровень развития духовно-нравственной культуры московской молодежи напрямую имеет отношение к уровню ее духовных притязаний. Нравственное поведение формируется под влиянием соответствующей системы ценностных ориентаций и может быть высоким лишь тогда, когда духовные ценности превалируют в сознании людей над материальными. В свою очередь, духовные ценности базируются на духовных традициях общества, а духовные традиции лучше всего сохраняются в традиционных религиях в виде нравственных запретов и предписаний. Поэтому даже то, что принято называть светской этикой, на деле является производным от древних, проверенных временем и выстраданных многими поколениями предков религиозных представлений о добре и зле. Именно традиционные религии создали и бережно донесли до нашего времени основополагающие принципы и критерии морального и аморального поведения, чуждые моральному релятивизму, какой-либо абстрактности и всякого рода желанию заменить черное на белое или перемешать хорошее с дурным.

Получается, что понятие о нравственности неразрывно связано с религиозным мироощущением и религиозными представлениями людей. Если религиозные представления абстрактны и размыты, то такими же абстрактными и размытыми должны быть и моральные представления. И наоборот, если религиозные представления конкретны и опираются на давно сформировавшееся четкое вероучение, то нравственная позиция должна быть такой же конкретной, четкой и недопускающей даже временных отступлений от убеждений, основанных на вере и совести. Поэтому от отношения к традиционным религиям во многом зависит нравственное благополучие современного общества.

Распространение абстрактных религиозных представлений и порожденного ими морального релятивизма — это проблема, которая является причиной большинства современных и ожидаемых в будущем социальных проблем. Представляется устаревшим мнение о том, что атеизм и религиозный фанатизм обязательно приводят людей к девиантному поведению. Да, атеист меньше интересуется вопросами морали, чем верующий. Однако атеист может не верить в Бога, но придерживаться в быту определенных правил светской этики, которая, как уже было выше сказано, является производным от религии, или секуляризованной модификацией религиозного учения о морали. Точно так же глубоко верующий человек может дойти до фанатизма при исполнении религиозных обрядов, но в силу безукоснительного признания конкретных религиозных догматов должен осознавать ту моральную черту, перейти за которую ему не позволяют четкие религиозные заповеди. Поэтому наибольшую опасность для общества представляет позиция тех людей, которые не имеют внятного представления о религии, Божьих заповедях и о моральных критериях допустимого и недопустимого поведения.

Но, как показывают проведенные Институтом психологии, социологии и социальных отношений МГПУ социологические исследования, именно такие люди составляют в наше время большинство. Складывается парадоксальная ситуация: общество работает против себя самого, так как наибольшая угроза для него исходит не от социального меньшинства, а от большинства. Размытая вера и основанная на ней система ценностей становятся раковой опухолью, разъедающей общественный организм.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.