Романский скульптурный портал: иконография. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Романский скульптурный портал: иконография.

2018-01-03 612
Романский скульптурный портал: иконография. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Порталы Клюни, Отена, Везле, Муассака, Сен Трофим в Арле, Сен Жиль дю Гар, Сен Фуа в Конке, Ольне, Сан Дзено в Вероне, Пармского бартистерия.

В эпоху романики возродилась скульптура — вид искусства, крайне скудно представленный в предшествующие периоды. Для каролингского и оттоновского искусства характерна лишь пластика малых форм. Большие скульптурные порталы, богато украшенные резные капители — это явления новые. в этом явственно читается обращение к античному наследию, — но романская пластика имеет совершенно другие формы и другое содержание.

Скульптурой украшались соборы. Основное ее средоточие — это порталы. Скульптура порталов несла в себе важную функцию, являясь своеобразной “Библией бедных”. подавляющее большинство населения было неграмотным. И даже грамотные люди далеко не всегда могли себе позволить покупку дорогостоящих книг. Религия же играла ведущую роль в жизни человека эпохи Средних веков.

Идея спасения души. Но человек по природе своей слаб, и для того чтобы он стремился к спасению собственной души, ему надо постоянно напоминать о том, какая награда его ждет, если он будет вести праведный образ жизни, и как страшно он будет наказан, если станет грешить. Второй аргумент представлялся средневековым мастерам наиболее действенным, поэтому самые яркие образы возникают именно в изображении ада.

Несомненно, самое удачное место для расположения подобной “наглядной агитации” — это вход в собор. Человек должен вступать в храм божий уже с соответствующим настроем.

Наиболее интересные порталы были созданы в первой половине XII в. на территории Франции, преимущественно в Бургундии. Например, портал церкви Сен-Лазар в Отёне представляет “Страшный суд”.

“Страшный суд” был одним из самых распространенных сюжетов и согласно традиции всегда (как в виде скульптуры, так и в виде живописи) располагался на западной стене церковной постройки. В центре композиции находится изображение Христа Судии. Христос восседает на троне в ореоле — мандорле. Такая композиция называется Мajestas Domini (в православной изобразительной традиции — “Христос во славе”). Мандорлу поддерживают четыре ангела.

Остальное пространство тимпана при помощи карниза делится на регистры. В верхнем изображена Дева Мария и некоторые апостолы. В двух нижних — рай и ад.

Рай располагается по правую руку от Христа. Праведники в молитвенных позах обращаются к Господу. Слева виден Небесный Иерусалим, представленный в виде аркад. Апостол Петр держит в руках ключ от Града Небесного. Но основные драматические события происходят слева, где размещается ад. Там разыгрывается сцена “Взвешивание души”. на одной чаше весов праведные поступки, на другой — грехи. Пока перевешивают добрые дела, и дьявол, конечно, выражает недовольство сложившейся ситуацией. За спиной дьявола находятся те, у кого все же перевесили грехи. Их ожидают ужасные мучения. В нижних углах тимпана расположились трубящие ангелы, возвещающие воскрешение мертвых.

Апокалиптическая сцена пробуждения всех мертвых представлена на карнизе, где ангел, стоящий в центре, “сортирует” людей на праведников и грешников. Арку портала украшают медальоны с изображением календарных работ и знаков зодиака. Скульптуры представляют собой рельеф, достаточно плоский. Особую выразительность фигурам придают их удлиненные пропорции. Фигуры, складки из одеяний, крылья ангелов очень графичны, движения схематичны, но вместе с тем необычайно экспрессивны. К лучшим монументальным памятникам бургундской школы относятся тимпаны церкви Сен Мадлен в Везеле и собора в Отене (1130—1140). Тимпан в Везеле изображает Христа, наставляющего апостолов на проповедь нового учения (часто эту сцену ошибочно считают «Сошествием святого духа»). Взволнованны и полны драматизма движения смятенных апостолов, резки контрасты света и тени, беспокойна утонченная игра складок одежды. Фигуры выполнены объемно, мастер, стремясь к максимальной экспрессивности образа, отдает главное внимание разработке динамичной выразительности линии. Композиция тимпана дополнена изображением сцен проповеди христианского учения во всем мире. По плоскости архитрава тема развертывается в виде повествовательной ленты фриза; центральную композицию обрамляет расположенная вокруг тимпана серия отдельных своеобразных скульптурных клейм. Тут и пигмеи, и люди с гигантскими, как у слона, ушами, и чудовища с собачьими головами, и другие сказочные существа, в реальность которых верили люди средневековья.

Тимпан в Отене украшен изображением Страшного суда. Мастер отказался от объемной передачи формы. Вся композиция больше походит на резьбу, чем на скульптуру. Уродливо вытянутые, лишенные весомости фигуры полны стремительного движения и в своей совокупности образуют полное беспокойной динамики целое. Зритель лишь постепенно начинает различать отдельные сцены. Надо всем господствует угловатый силуэт огромной фигуры Христа. Трактовка отдельных частных мотивов отличается наивной конкретностью. Такова сцена взвешивания душ. Дьявол плутует, со злобным смехом подтягивая книзу чашу весов с грехами. Охваченные страхом души, подобно малым детям, прячутся в складки плаща ангела, взвешивающего их добрые дела и, в свою очередь, придерживающего руками чашу весов. Однако подобные эпизоды растворяются в общем чувстве смятенности, сумрачной фантастичности, которое с такой силой выражено в общем ритме композиции. Более гармоничен и человечен образ Евы в одном из рельефов. Гибкие движения ее пластически моделированного тела, казалось бы, близки к волнистому ритму орнамента. Но своеобразная музыкальность и одухотворенность ритма, женственность, грация глубоко человечны; они воспринимаются как поэтизация красоты человеческого тела. Фигура Евы, композиционно связанная с обрамляющим ее орнаментом, вместе с тем четко выделяется, противостоит ему.

Большинство романских порталов посвящено именно апокалиптическим сценам. Средневековый человек ожидал и боялся наступления конца света (а он предсказывался с завидной регулярностью на рубеже веков). Конечно, человек должен был задуматься о спасении собственной души. Как уже было сказано, наиболее эффективным средством для этого являлась демонстрация того, что ожидает после Страшного суда грешников, погубивших свою душу. Отсюда такие ужасающие подробности, как в знаменитых сценах портала собора в Конке (вторая четверть XII в.).

Центром композиции является фигура Христа Majestas Domini. Так же как и в Отёне, тимпан здесь делится на регистры. В верхнем расположились ангелы, а два нижних посвящены раю (справа от Христа) и аду (слева от Христа). Христос Судия обращается к грешникам: “Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его” (Матфей, 25:41).

Адские сцены представлены с ужасающими подробностями. Восставшие из мертвых грешники после Страшного суда отправляются в ад, где подвергаются различным мучениям (этот сюжет можно увидеть вверху нижнего регистра, над крышами райских и адских “построек”). Скульпторы весьма убедительно изображают издевающихся над проклятыми обитателей ада. Безобразные демоны и мучимые ими грешники выглядят даже гораздо более выразительно, чем ангелы и праведники.

Иногда при взгляде на романские порталы и капители, густо населенные различными демонами и хтоническими существами, создается впечатления, что средневековые мастера работали над их созданием с большим удовольствием — здесь могла вовсю развернуться фантазия художника, ограниченного строгой иконографической традицией в других сюжетах. Подобное увлечение изображением обитателей ада и фантастических созданий на стенах храмов порой даже вызывало недовольство служителей церкви. Впрочем, и обилие скульптурного декора представлялось нежелательным и даже опасным и связывалось с идолопоклонством.

Итак, слева в нижнем регистре тимпана собора в Конке представлено царство Сатаны — сам Сатана восседает на троне и творит свой собственный суд: каждому грешнику определяется наказание согласно степени тяжести его прегрешений. Самый “главный” грешник, представленный слева от Сатаны в виде повешенного, это предатель Иуда (на это указывает и его кошель с тридцатью сребрениками). Среди грешников можно увидеть и рыцаря, и священнослужителя, нарушившего обет, и обнаженную женщину, очевидно олицетворяющую грех прелюбодеяния. Никто из грешников не получит пощады. В нижнем регистре, ближе к центру композиции, изображено чудовище, пасть адова. Это Левиафан — первоначально гигантский морской змей, попавший в Ветхий Завет из финикийской мифологии. В средневековой традиции раскрытая пасть Левиафана выполняет функцию врат в царство Сатаны. Отвратительного вида демон при помощи оружия загоняет туда грешников. Несомненно, подобные сцены были призваны оказывать глубочайшее воздействие на зрителя.

Более развернутая иконографическая программа, чем, например, в Отёне, Конке или Везеле, представлена в церкви Сен-Жиль-дю-Гар (вторая четверть XII в.). Здесь в западной части собора располагаются три портала, украшенные скульптурой. Центральный портал традиционно посвящен теме Апокалипсиса. В его тимпане помещены Маjestas Domini и тетраморф — четыре апокалиптических существа: орел, лев, бык и ангел, символизирующие четырех евангелистов (орел — это Иоанн, лев — Марк, бык — Лука, ангел — Матфей).

Порталы Сен-Жиль-дю-Гар интересны тем, что здесь впервые представлен полный страстной цикл — история мучений, смерти и воскрешения Христа. Начинается цикл со сцены подготовки ко входу в Иерусалим и непосредственно самого входа Христа в Иерусалим, расположенных на левом откосе и архитраве (поперечной балке) северного портала. Продолжается он сценами подкупа Иуды, изгнания торгующих из храма, пророчества Петра (стена между северным и центральным порталом, откос центрального портала). На архитраве центрального портала представлены сцены омовения ног и Тайной вечери. Далее следует “Поцелуй Иуды” и “Взятие под стражу” (откос центрального портала). На стене между центральным и южным порталами — “Суд Пилата” и “Бичевание”. Южный портал посвящен “Несению Креста”, “Распятию” (располагается в тимпане) и “Вести о Воскрешении”. Только две сцены не принадлежат к страстному циклу: это “Омовение ног Марией Магдалиной” и “Воскрешение Лазаря”. Впрочем, их присутствие в данном цикле объясняется тем, что эти святые были особо чтимы в данной области Франции. В тимпане северного портала изображено “Поклонение волхвов”. Данный цикл — первое настолько подробное скульптурное изображение страстей Христовых, это уже настоящая “библия в камне”, призванная просвещать тех, кто, возможно, никогда не научится читать.

Однако единой четкой программы скульптурного оформления романских порталов, как видно даже из трех приведенных выше примеров, не существовало, что отличает романику от следующей, готической эпохи, когда подобные программы уже создавались. Возможно, романский портал еще нельзя назвать полноценной “Библией в камне”, особенно по сравнению с порталами готических соборов, являющими собой в целом схему христианского мироздания. Но не стоит забывать, что само рождение скульптурного портала произошло именно в романскую эпоху. Таким образом, эти соборы являются прямыми предшественниками великих готических соборов.

Устройство романского портала обычно таково: центральная композиция располагается в тимпане (полукруглом пространстве, образующемся непосредственно над входом в собор за счет арки). Под тимпаном находится балка, которую поддерживает центральный столб, где также располагается скульптура. Сама арка перспективного портала тоже оформляется пластикой — это могут быть различные орнаменты или изображение знаков зодиака.

Мастера начинали интересоваться ясной и наглядной передачей сюжетной ситуации. Правда, не на раннем этапе взаимодействие фигур передавалось еще весьма схематичнои наивно. Зритель уже удовлетворялся тем, что получал возможность «узнать» персонажей и «догадаться» о том, какое именно событие изображено. Однако начиная с 12 в. даже среди наиболее архаичных по исполнению изображений на капителях, происходяших из Клюни, например, в сцене грехопадения, уже сделана наивная попытка представиь живую группу: Адам и Ева стоят у дерева добр и зла и дружно лакомятся запретными яблоками.

Портал в Муассаке поражает взволнованной динамикой орнаментально трактованного целого. Тимпан над входом представляет мистическую сцену из Апокалипсиса: старцы поклоняются Христу во славе. Композиция выполнена. Поле тимпана, за исключением центра, заполнено тесно расположенными в несколько ярусов фигурами старцев. Однако глубокий рельеф используется не для раскрытия характеров героев, а для создания напряженной и резкой игры света и тени, созвучной напряженному ритму беспокойно изогнутых фигурок. Они образуют как бы зыбкий узорный фон, на котором выступает центральная группа: «Христос во славе», окруженный ангелами и традиционными символами четырех евангелистов (лев, орел, бык и ангел). Сделав эту группу неизмеримо крупнее, чем старцев, мастер этим архаическим приемом грубо, но убедительно выделил центральную часть композиции. Она выделена и пластически, поскольку (в отличие от фона, где много теневых пятен) здесь господствуют большие выступающие вперед и освещенные плоскости, по поверхности которых скользит, охватывая фигуры, редкая сеть линейно прорисованных складок одежды.

Скульптура портала церкви Сен Трофим в Арле отличается еще большей композиционной уравновешенностью, чем скульптура церкви Сен Жиль, но и большей жесткостью и холодностью в обработке. Обоим порталам свойственно четкое членение на основные части. Фигуры апостолов, украшающие портал церкви Сен Трофим, поставлены в прямоугольные ниши, разделенные колоннами. Группа Христа во славе, окруженного символами евангелистов, занимает весь тимпан, сосредоточивая на себе внимание зрителя. Для старцев (а также спасенных и осужденных) выделена специальная зона в виде фриза, пересекающего весь портал.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.