Каролингское возрождение: общая характеристика. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Каролингское возрождение: общая характеристика.

2018-01-03 513
Каролингское возрождение: общая характеристика. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В к. 8 и н. 9 в. в Западной Европе - подъем искусства, возникает империя Карла Великого. Территории: современная Франция, Западная и Южная Германия, Северная и Средняя Италия, Бельгия, Голландия и северо-восточная Испания.

При первых Каролингах полный переворот в землевладении, результат – уничтожение слоя мелких земледельных собственников. более развитое классовое государство, опиралось на феодальные отношения. Натуральный характер хозяйства, отсутствие национального единства, пестрота и анархия феодального уклада - развал империи.

Небольшой промежуток времени – расцвет империи. Новое сословие получает власть из рук Каролингов (центральной власти) и готово бороться против светских и церковных магнатов. Походы против захвативших Пиренейский полуостров арабов, отразили угрозу, нависшую над Западной Европой. Другие походы – против саксонских племен – укрепили новую государственность и создали единство.

Государство нуждалось в образованности. Отсюда - забота о возрождении искусства, правительственные мероприятия, направленные на сохранение старых памятников, строительство дворцов и храмов, украшению рукописей и т.д. Карл ценил образованных людей и привлекал их из других стран. В числе его сотрудников и придворных были и англосакс Алкуин, лангобарды Павел Диакон, Павлин и Петр, вестгот Теодульф и другие. Под их влиянием выделяются образованные и талантливые. Помощник Карла – Ангильберт и Эйнгарж – его биограф, историк и зодчий. Их деятельность способствовала утверждению и распространению новых форм каролингского возрождения.

Новая культура была неустойчива, как и сама империя, но она заложила фундамент к общению с античностью. Первые попытки постижения античности были именно при Каролингах. Выраженного стилистического единства не было, искусство распадалось на разные направления.По отношению к иконоборческим спорам заняли промежуточную позицию. С одной стороны изображения в церквах не отвергали, но смысла сакрального лишали: «живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотный мог прочитать на стена то, что он не может узнать из книг». Сюжеты заимствовались из церковных легенд, хроник, аллегорических трактатов. Надо было приспособить раннехристианские мотивы к новым условиям и выразить с наибольшей ясностью рассказываемую историю. Часто - изображение сцен Старого и Нового заветов вместе. Известно, что существовала монументальная живопись светского содержания. На одной из стен большого зала дворца в Ингельхайме были изображены смерти героев древности: Кира, Нина, Фалариса, Рема, Ганнибала и Александра Македонского. Памятников мало. Долгое время примером каролингского церковно-монументального искусства служила только мозаика абсиды церкви в Жерминьи де Пре. Необычный сюжет («Ковчег завета» с указывающими на него ангелами по сторонам) и манера исполнения говорят о воздействии раннего христианского искусства. Здесь еще есть отдаленные отголоски иконоборческих споров, композиция представляет собой лишь повествование о Боге, но не рассказ о нем. Фрагменты фресок из церкви св. Иоанна в Мюнстере расширили представление о художественном наследии каролингов.

Произведениям монументальной живописи 9 в. присущи новые специфические черты. Нет преобладания декоративных начал. Художники старались возродить античные приемы живописи, основанной на зрительной иллюзии. изобразительные приемы наивны, но искусство носит повествовательный характер, которого у германцев и кельтов не было. Однако, хотели они этого или нет, художники раннего средневековья создавали не повторение или подражание античным образцам, а нечто вполне своеобразное и самобытное. Книж.миниатюра: гуашь с золотом.тяготение к краскам и декоративной пышности. Евангелисты с книгой самое частое изображение.сфера распространения:совр.франция и германия на Рейне и Мозели.

6. Каролингская архитектура.

Искусство и архитектура в конце 8 – в 10 в. поднялись на более высокую, чем в 6-8 столетиях, ступень. Новый этап - более значительные по размерам и сложные по формам сооружения, поиски ясных и продуманных пропорций. Деревянных построек 8-10 вв. не осталось, но в распоряжении Карла Великого были умелые плотники, которых он посылал в Италию. Оттуда он выписывал мастеров, умевших возводить каменные здания. Сохранились сведения о дворцах и соборах, построенных в резиденциях императора в Аахене, Ингельсгейме, Неймегене.

Зданий сохранилось немного. Период положил начало дальнейшему развитию зодчества. Был выработан ряд новых типов сооружений: бург – укрепленный военный лагерь, прообраз замка, монастырский комплекс, базилика, завершающаяся на западе вестверком (многоярусной постройкой на квадратном основании). Двусторонняя ориентация зданий – толчок к оформление западного фасада.

Наиболее значительное культовое сооружение - дворцовая капелла, архитектор - Оддо из Меца.(795 и 805 гг.) в Аахене.

Аахенская капелла - не первое центрическое сооружение каролингского времени: ее предшественницы - капелла в Неймегене и церковь в Георгенберге. Аахенская капелла имеет свой образец в Италии – церковь Сан Витале в Равенне (но иное содержание). Мраморные колонны установили в пролетах мощных, опирающийся на столбы, арок. Выглядело все внушительно, но ордер не понимали. Главный герой – тяжелая торжественная рама, охватывающая ясную и жесткую структуру здания. Воспользовавшись общей архитектурной формулой Сан Витале и подражая ей, зодчие Аахенской капеллы проявили самостоятельность. Как и Сан Витале, Аахенская капелла - высокий центральный восьмиугольный зал, окруженный более низким шестнадцатиугольником (не восьмиугольником, как в Сан Витале). Центральное пространство перекрыто куполообразным сводом на барабане с окнами. Обход двухэтажный; нижний этаж открыт в центральное пространство арками между опорными столбами восьмиугольника, второй этаж имеет двухъярусную аркаду на колоннах, доставленных из Равенны. Иллюзия трех этажей. В нижней галерее применены сложные крестовые своды, в верхней – наклонные цилиндрические своды, передающие распор купола на массивные внешние стены. Аахенская капелла свидетельствует о мастерстве и опыте ее создателей. В художественном отношении она выглядит большее мощной, чем Сан Витале, но грубее и проще.

Другой вариант центрического сооружения - капелла св. Михаила в Фульде. Однако здания этого центрического типа не соответствовали потребностям католического культа, дальше - все реже и реже. Господствовавшей стала базиликальная форма. в первой половине 9 в. еще не достаточно ясно; возводят храмы самых разнообразных форм. Характерна церковь в Жерминьи де Пре, в плане квадрат с тремя апсидами – на восточной, южной и северной сторонах.

Базилики каролингских времен в первоначальном виде не сохранились, но судить можно остаткам и по документам. значительное усложнение форм монастырской базилики (гравюра 1612 года с рисунками сгоревшей рукописи 11 в.) здесь изображена начатая в 790 г. церковь Сень Рикье – трехнефная базилика с двумя трансептами. Восточный трансепт завершался полукруглой апсидой и хором; западный имел над проходом высоко расположенный хор. Над двумя средокрестиями, в местах пересечения трансептов и продольного помещения, находились башни. Это была уже сложная базилика с четко расчлененным внутренним пространством. Другая монастырская церковь – Сен Филибер де Гранлье - трехнефная крестовая базилика на столбах с тремя восточными апсидами. Потребности нового феодального общества вызвали и обусловили рост строительного мастерства и зарождение более развитых представлений об эстетических возможностях архитектуры.

О внешнем убранстве церквей 8-9 вв. можно составить представление по монастырским воротам в Лорше. Два этажа, на нижнем – три большие арки на импостах, разделенные колоннами, несущими небольшой карниз. В верхнем этаже – каннелированные пилястры с античными капителями (подобно триумфальным аркам), но над ними – не арки, а треугольники фронтонов, вершинами своими упирающиеся в верхний карниз. Колонны и пилястры выдержаны в античных пропорциях. Особое своеобразие придает воротам узор, выложенный из светлых и темных плит.

 

7. Каролингская книжная миниатюра.

Живопись каролингской эпохи нашла свое яркое воплощение в миниатюре. манускрипиы из Италии и монастырей были образцами. Рукописи писали большими, а картинки – во весь лист. Рисунок главный – живопись просто раскраска. Активная масса форм, энергичные яркие краски. Впечатление богатого насыщенного мира. Нет стилевого единства, целевого ансамбля.

Книги религиозного содержания, предназначались для церковной службы. Светские малочисленны; встречаются книги античных писателей – Теренция, Боэция, Пруденция и других.

Преобладает гуашь с обильным применением золота. Пергамент нередко окрашивался пурпуром. Тяготение к яркости красок и декоративной пышности. Распространенные декоративные мотивы - архитектурные формы, - колонны с арками, портики, обрамлявшие фигуры сидящих евангелистов или королей. Эти графические изображения архитектурных форм приобретали иногда самодовлеющий характер (например, в миниатюре, изображающей символический «Источник жизни» из евангелия монастыря Сен Медард в Суасоне).

В инициалах много общего с англо-ирландским искусством, но характерно выделение из орнамента повествовательных мотивов,изображение человека в более или менее естественных пропорциях и положениях. Наиболее распространенный вид изобразительной минатюры - евангелисты с книгой или рукописью и пером в руках. Характерно развитие чувства равновесия и гармонического единства архитектурной рамки с центральным человеческим образом или сценой. Многочисленные школы, искусство было далеко от неподвижности. Сфера распространения различных школ - территория современной Франции и отчасти Германии в области Рейна и Мозеля. Одна из первых - школа, центр которой был в районе Трира и Аахена или в Лорше. Называется - «Школа Годескалька» по имени художника, исполнившего между 781 и 783 гг. по заказу Карла Великого и его жены Хильдегарды рукопись Евангелия Парижской национальной библиотеки. Сочетается пристальное внимание к человеческой фигуре и тонкая графичность, приковывающая изображение к плоскости. Третий памятник – Евангелие, происходящее из монастыря Сен Медард в Суассоне (около 827 г., Парижская Национальная библиотека).

Стиль Годескалька, работавшего в конце 8 в., еще несет на себе отпечаток геометрический плоской трактовки форм, а в его орнаменте играет большую роль сложное ленточное плетение на ряду с античными орнаментальным мотивами. Еще более заметно античное влияние в изображении человеческих фигур и лиц, очерченных мягкими округлыми линиями. Евангелисты Годескалька величественны и благообразны. В дальнейшем еще более ясно наметились характерные черты этой школы – стремление к монументальной значительности образов, к избытку и великолепию декоративных мотивов, широкому применению пурпура и золота. Вершиной этого стиля является евангелие монастыря Сен Медард с его богатыми архитектурными фонами. глубина и пластическая округлость форм. Евангелист Иоанн спокойно задумчивы и вдохновлены; и только в резких складках одежды преобладает условная стилизация.

Другая группа рукописей, среди которых выделяется т.н. Евангелие Карла Великого (начало 9 в., Вена), примыкает к позднеантичным прототипам. Если продолжатели Годескалька пользовались опытом византийских мозаик, то «школа Евангелия Карла Великого» переносила в живопись образы римского искусства. Ее евангелисты, одетые в белые тоги, - типичные римляне. Они сидят в спокойных позах на фоне пейзажа, в котором много воздуха и глубины. Пластическая выпуклость форм, мягкая живописностью фона, строгое чувство композиции, глубина пространства, заключенного прямоугольную рамку миниатюры, - все это создает особый эффект, который нельзя свести к влиянию античного образца.

В рукописях типа Венского Евангелия видят обычно произведения мастеров, которые работали при дворе Карла.

Евангелие Эббо ( архиепископ реймский). В этой рукописи искусство каролингской миниатюры приобрело своеобразные черты, еще ясно выраженные в знаменитой Утрехтской псалтыри. Раньше - евангелисты погружены в глубокое созерцательное раздумье, а в Евангелии Эббо они охвачены беспокойством; глаза их широко раскрыты, пальцы судорожно держат перо, волосы всколкочены, одежда извивается и как будто дрожит в бесчисленных складках. Такими движениями пронизано все вокруг них.

В Утрехтской псалтири, первой из сохранившихся на Западе иллюстрированных плсалтырей, еще более ясно видно, что динамика «варварского» орнамента не исчезла бесследно. Каждому псалму и нескольким, включенным в рукопись молитвам, соответствует рисунок. Они состоят из многих самостоятельных сцен, объединенных холмистым пейзажем; здесь всевозможные видения, битвы, охоты, пиры и т.д. Интерес к реальной жизни в архитектурных мотивах и многочисленных элементах быта. Встречаются мотивы сельских работ, остро схваченные изображения животных. Перед нами чисто графический тип миниатюры, где все выполнено пером и чернилами. Это как бы живые наброски, сделанные рукой переписчика под непосредственным впечатлением текста. Отдельные линии похожи на росчерк пера; каждая фигура сделана несколькими простыми движениями и вместе с тем очень характерна и жизненна.

С середине 9 в. ведущая роль у мастеров двух монастырей в Тури (св. Мартина и Мармутье). Это так называемая турская школа. Она выделяется изяществом орнаментации, выработанной под влиянием художественных изделий из металла. Дальнейшее развитие изобразительной миниатюры. Специальность - Библии. Иллюстрации часто являются миниатюрными произведениями живописи с подробно разработанным сюжетом, продуманной композицией и попыткой передать портретное сходство, если речь идет об изображении монархов. Такие изображения есть в известных рукописях турской школы: Евангелии Лотаря и Библии Карла Лысого. Одна из ее страниц целиком занята минатюрой, изображающей торжественный акт поднесения книги императору Карлу Лысому Вивьеном. Окруженный придворными, стражей и духовенством, Карл восседает на троне с величием, достойным римского императора. Несмотря на отсутствие верной перспективы, в этой сцене есть много реального. Перед нами характерные франкские типы.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.