Методология теории государства и права. Классификация методов теории государства и права. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Методология теории государства и права. Классификация методов теории государства и права.

2018-01-03 234
Методология теории государства и права. Классификация методов теории государства и права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы к экзамену

1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Проблема объекта и предмета теории государства и права.

Как учебная дисциплина ТГП играет роль теоретического введения в правоведение.

Наука есть упорядоченная совокупность знаний о наиболее существенных признаках изучаемых явлений действительности, закономерностях их возникновения, развития и функционирования

Каждая наука имеет свой предмет исследования.

Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Для ТГП в качестве объекта выступают государство и право, которые в то же время исследуются и другими науками (как юридическими, так и не юридическими - философией, политологией, экономикой, социологией и т.п.).

Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что теория государства и права разрабатывает систему понятий не только для себя, но и для всей юриспруденции, выступая своего рода ее азбукой, фундаментом. К таким понятиям можно отнести: право, источники права, правовые акты, нормы права, институт, отрасль права, систему права и систему законодательства, правовые отношения, субъект и объект права, правоспособность и дееспособность, юридический факт, правотворчество и законотворчество, применение и толкование права и т.д.

Итак, предметом теории государства и права высту­пают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерностиих возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.

Особое место в нашей науке должно занимать учение о российской государственности, ее исторических, нацио­нально-культурных корнях и традициях, о настоящем и бу­дущем российского государства и права.

Особенности предмета теории государства и права как науки выражаются в следующем:

1) теория государства и права изучает государственную и правовую надстройку в целом. Она обобщает опыт государственного и правового строительства в обществе на всех этапах его развития;

2) содержание предмета теории государства и права составляют основные общие закономерности возникновения государства и права;

3) государство и право взаимообусловлены и взаимосвязаны между собой, существовать изолированно они не могут.

Таким образом, предмет теории государства и права не ограничивается только закономерностями, а зависит от целого ряда обстоятельств: объекта; от уровня накопленных знаний; потребностей общества в изучении той или иной стороны юридической действительности; политической конъюнктуры Исходя из особенностей предмета данной науки, можно сделать вывод о том, что теория государства и права является:

а) общетеоретической наукой, поскольку выявляет и объясняет общие закономерности развития государства и права;

б) юридической наукой, изучающей только государственные и правовые стороны общественной жизни;

в) общественной наукой, так как изучает такие общественные явления, как государство и право.

 

Типология государств.

Государство - явление исключительно разностороннее, многогранное, обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Это определяет возможность создавать различные системы классификации. Одним из вариантов такой классификации является типология государства, основанная на наиболее важных, сущностных его признаках. В настоящее время существует два подхода к типологии государства:

1) формационный подход (в основу определенного типа государства кладется общественно-экономическая формация);

2) цивилизационный подход (ступень общественного развития и материальной культуры, характерная для той или иной общественно-политической цивилизации).

Понятие общественно-экономической формации составляет фундамент марксистского понимания истории. Формация - определенная ступень в развитии общества, а также структура общества, присущая данной ступени развития, определяемая способом производства и характером производственных отношений.

Различаются рабовладельческая, феодальная, капиталистическая коммунистическая формации.

Цивилизация - синоним культуры, и уровень, ступень развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация), ступень общественного развития, следующая за варварством и даже эпоха деградации и упадка культуры в противовес ее целостности и органичности.

можно выделить следующие виды цивилизаций:

1) локальные (шумерская, индская и др.);

2) особенные цивилизации (западноевропейская, российская, исламская, буддистская и т.д.);

2) древние, средневековые и современные;

3) крестьянские, промышленные и научно-технические;

4) доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные;

5) мировая (только начинает складываться). Она формируется и основывается на принципе всеобщего гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации. Данный принцип не отрицает национальных обычаев и традиций, разнообразия верований, сложившегося миропонимания и т.д. Однако на первое место выдвигаются ценность человека, его право на свободное развитие и проявление своих способностей. Благо человека рассматривается как высший критерий оценки уровня жизни, прогресса общества.

 

Понятие и признаки права.

Право - это официальный, цивилизованный регулятор общественной жизни, социальная, культурная и моральная ценность, мера свободы и ответственности личности.

Признаки права - это его существенные характеристики, которые отличают право от иных социальных регуляторов, к ним относятся такие признаки как:

-право устанавливается или санкционируется гос-вом и выражает гос.волю.

-нормативность.право состоит из нормативных установок, правил поведения.

-социальность, она выражается в том, что право регламентирует важнейшие общественные отношения: организацию производства и распределения материальных благ, гос.должностей и т.д.

-системность, правовые предписания располагаются не хаотически, а представляют собой единую систему.

-формальная определенность, правовые предписания существуют в определенных формах, называемых "источниками права".

-процедурность, право имеет спец. процедуры своего создания, применения, защиты.

-общеобязательность, все члены общества обязаны соблюдать и исполнять требования правовых норм независимо от своего желания.

-право регулирует поведение человека, а не его внутренний мир.

-право охраняется и обеспечивается гос-вом.

Объективные свойства, которые объективно присущи праву(П):

1. Нормативность: П обладает нормативностью поскольку состоит из норм правил общего характера, благодаря этому св-ву П способно охватить и урегулировать неопределенное число жизненных ситуаций и поведение неопределенного числа лиц.

2. П - общеобязательный регулятор общ-ых отношений, благодаря этому свойству (обязательность), П способно урегулировать поведение всех без исключения членов общ-ва.

3. Системность: П - это система норм, это единая система в масштабах всего Г, благодаря этому св-ву П способно урегулировать единообразно поведение людей в масштабах всей страны.

4. формальная определенность - это св-во появляется у П благодаря его письменной форме. Подавляющее большинство правовых норм закрепляется письменно, в определенных официальных документах называемых НПА. В этой связи нормы П приобретают четкость, определенность своего содержания. Благодаря этому св-вуП четко определяет круг регулируемых отношений, участников этих отношений, их юр-ие права и обязанности, меры ответственности и т.д.

5. Волевой характер:Принудительность (обеспеченность) – это св-во возникает у П благодаря тому что П обеспечивается принудительной силой Г. Благодаря этому св-ву П способно утвердить в общ-ве тот порядок который необходим общ-ву или Г.

 

 

Теории происхождения права.

Единства мнений о том, как возникло право, в юридической науке не существует. Однако каждая точка зрения выявляет какой-либо из факторов возникновения права.

Одной из первых является теологическая теория происхождения права. Она рассматривает право как божественный промысел.именно Бог, а не человек является «творцом вечного закона», единственным источником моральных норм и оценок. «Когда человек живет по человеку, а не по Богу, – восклицал Августин, – он подобен дьяволу». В Библии утверждается, что «Бог дал народу устав и закон и тем испытывал его».

Естественно стремление первых правителей представить собственные законы исходящими от Бога для придания им большей силы и авторитета. В этом случае нарушение божественных заповедей является одновременно смертным грехом. Пожалуй, следует отметить, что теологическая теория одна из первых связывала право с добром и справедливостью, хотя она обращается не к разуму человека, когда призывает его следовать Божьей воле, воплощенной в правовых нормах, а к вере.

Сторонники теории естественного права делят его на естественное (негативное) и позитивное. Естественное право представляет собой совокупность вечных, неотчуждаемых прав, данных человеку от рождения. Среди них – право на жизнь, свободу, собственность, равенство и т. д. Они являются отражением законов природы, разума и вечной справедливости. Признается, что право существовало всегда.

В противоположность естественному праву, согласно данной теории, позитивное право было создано государством путем правотворчества или санкционирования обычаев и традиций. В XVII – XVIII вв. естественное и позитивное право противопоставлялись друг другу, поскольку право в условиях абсолютной монархии, как таковое, было привилегией высших сословий – дворянства и духовенства – и не распространялось на остальное население. Однако в современных развитых странах эти виды права (естественное и позитивное) не противостоят друг другу, поскольку естественные права также закреплены в конституциях этих государств и гарантированы ими, как и позитивные.

Автор нормативистской теории права австрийский юрист Х. Кельзен считает, что право возникло вместе с государством, а само государство представляет собой «централизованный правопорядок». Право рассматривается им как своеобразная «лестница норм», на вершине которой находится «основная норма», обычно зафиксированная в конституции, а нижестоящие ступени занимают нормы, которые соответствуют конституционным нормам, но в нее могут быть не записаны.

 

Функции права.

Функции права - обусловленные социальным назначением права направления правого воздействия на общественные отношения. Правовое воздействие - пути, формы, способы влияния права на общественные отношения. Особенности: 1) Определяют назначение права в обществе. 2) Определяют основные направления воздействия на общественные отношения. 3) Определяют сущность, главные черты права. 4) Отличаются динамизмом. 5) Но при этом относительно постоянны. Постоянство как необходимый признак характеризует стабильность, непрерывность, длительность её действия. Но это не означает, что неизменным остается механизм и формы её осуществления, которые изменяются и развиваются в соответствии с потребностями практики.

Функция выражает основные черты права и направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития.

Функции права - основные пути правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Функции права классифицируют на: общесоциальные и специально-юридические.

К общесоциальным относятся:

1.экономическая, право регламентирует производственные отношения в обществе, охраняет собственность, закрепляет ее формы, регулирует переход имущества от одного к другому.

2.политическая, право регулирует деятельность субъектов полит.системы- государства, полит. партий

3.воспитательная, право оказывает влияние на формирование личности граждан и установок поведения в коллективах.

4.коммуникативная, право выступает способом связи между законодателем и обществом

К специально-юридическим функциям относят:

Важнейшая задача системы права любой страны – упорядочение общественных отношений, введение их в рамки соц. свободы и справедливости. Она обуславливает 2 группы специально-юридическим функций права: регулятивную и охранительную, среди которых можно выделиить следующие подгруппы: а) Регулятивно-статистическая функция – выражается в воздействии права на общественные отношения, путём закрепления их в тех или иных правых институтах (право собственности). б) Регулятивно-динамическая функция – выражается в воздействии права на общественных отношения, путём оформления их движения в форме правовых отношений (дееспособность, компетенция). в) Охранительная - направлена на охрану наиболее значимых общественных отношения, реализуется путём применения специальных охранительных норм. Охранительная ф-ия права подразделяется на карательную и компенсационную. Карательная ф-иявыражаетсяся в применении наказаний к лицам совершившим правонарушение. Компенсационная ф-ия права выражается в восстановлении нарушенных прав. В этом случае применяется правовосстановительная санкции. Кроме этих двух выделяют еще и так называемую превентивную функцию. Она выражается в предупреждении правонарушений; Еще одной специально-юридической функцией является г) Оценочная - позволяет выступать праву в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков. По субъектам гос. власти можно выделить законодат., исполнительную и судебною функции

 

Классификация норм права.

Существуют различные классификации норм права.

По предмету правового регулирования правовые нормы делят на нормы: 1) гражданского; 2) административного; 3) финансового; 4) конституционного; 5) семейного; 6) трудового; 7) уголовного права.

В зависимости от характера регулируемых отношений нормы права делятся на материальные (гражданские, уголовные, экономические и пр.) и процессуальные (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные).

По методу правового регулирования нормы права делят: 1) на императивные; 2) рекомендательные; 3) диспозитивные; 4) поощрительные.

Исходя из социального назначения норм права их делят на типичные и нетипичные (специализированные) нормы права.

Типичные нормы включают правила поведения и меры принуждения, которые применяются к нарушителям. Регулятивные нормы включают предписания, устанавливающие права и обязанности субъектов правоотношений, условия их возникновения и действия. Они делятся на обязывающие, управомочивающие и запрещающие.

Обязывающие нормы велят субъектам права совершать определенные положительные действия.

Управомочивающие нормы дают субъектам права возможность совершать предусмотренные в них положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов.

Запрещающие нормы определяют обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, определенные законом как правонарушения. Охранительные нормы определяют условия и порядок применения к субъектам правоотношений мер государственного принуждения за неправомерное поведение, характер и содержание этих мер, а также порядок освобождения от наказания.

Нетипичные нормы права обусловливают основные принципы, механизм, порядок и цели правового регулирования общественных отношений, закрепляют правовые категории и понятия.

В зависимости от социального назначения выделяют также: 1) общезакрепительные; 2) декларативные; 3) дефинитивные; 4) коллизионные; 5) оперативные нормы.

В зависимости от степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов нормы права делят на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.

Абсолютно-определенные нормы точно определяют права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, меры юридической ответственности за несоблюдение предписаний нормы.

Относительно-определенные нормы устанавливают возможные варианты поведения, не содержат достаточно полных сведений об условиях действий субъектов правоотношений, их правах, обязанностях и мерах юридической ответственности. Альтернативные нормы закрепляют несколько вариантов условий их действия, а также поведения участников правоотношения или ответственности за их нарушение.

В зависимости от сферы действия выделяют: 1) региональные, действующие на территории субъектов РФ; 2) общефедеральные нормы, действующие на территории всей страны; 3) локальные, действующие на территории конкретного учреждения, организации, предприятия.

По времени действия существуют постоянные нормы, содержащиеся в законах, и временные, действующие определенный срок в конкретном регионе.

В зависимости от юридической силы выделяют правовые нормы законов и подзаконных актов.

 

 

Субъекты правоотношений.

Это участники правоотношений, имеющие субъективный права и юридические обязанности. К их числу относятся индивиды и организации.

Индивиды - это граждане соответствующего государства, а также иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды). Они могут быть участниками правоотношений в любых отраслях права кроме международного публичного. Для иностранных граждан имеются определенные особенности в их правовом положении, связанном с отсутствием гражданства соответствующего государства.

К организациям относятся:

1) государственные органы. Это субъекты, созданные для реализации функций государства и обладающие властными полномочиями по осуществлению законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Это парламент, глава государства, правительство, федеральные министерства, службы и агентства, суды, органы надзора и контроля, администрация организаций и учреждений и т.д. Правовой статус государственного органа определяется его компетенцией;

2) юридические лица - организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени могут приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Это государственные предприятия, кооперативы, фирмы, хозяйственные объединения, фонды и другие коллективные субъекты имущественных правоотношений;

3) общественные объединения. Это профсоюзы, творческие союзы, научно-технические, спортивные и иные организации, вступающие в разного рода правоотношения. Ряд общественных объединений могут быть также и юридическими лицами;

4) государство. Оно - субъект права в международно-правовых, а также во внутренних государственно-правовых отношениях (например, между Российской Федерацией и ее субъектами). Государство является стороной при приобретении и лишении гражданства, в выпуске государственных займов, лотерей, при решении дел о вымороченном, бесхозном имуществе, конфискации имущества и др.

Для того чтобы вступать в правоотношения, необходимо обладать правосубъектностью, т.е. способностью быть субъектом права. В ней необходимо различать две части: правоспособность, т.е. способность иметь субъективные права и нести юридические обязанности, и дееспособность - способность своими действиями реализовывать субъективные права и налагать на себя обязанности.

В имущественных отношениях правоспособность для физического лица начинается с момента рождения, а полная дееспособность - с достижения совершеннолетия, т.е. с 18-летнего возраста. Это означает, что малолетние дети и душевнобольные могут быть собственниками имущества, обладать правом на жилище, пенсию, но не могут распоряжаться своим правом. За них это делают их законные представители - родители, опекуны и попечители. Дееспособность лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или потребляющих наркотики, может быть ограничена решением суда. В иных, не имущественных правоотношениях правоспособность и дееспособность наступают одновременно, по достижении определенного возраста. Так, трудоваяправодееспособность наступает с 16-летнего возраста, избирательная с 18 лет и т.д.

Правоспособность и дееспособность юридических лиц наступает одновременно с момента их создания и носит специальный характер в соответствии с целями и задачами конкретной организации.

Каждый субъект права обладает общим правовым статусом. Это совокупность право и дееспособности, необходимых для возникновения конкретных правоотношений, а также общих прав и обязанностей, реализация которых не порождает конкретные правоотношения (свобода слова, обязанность исполнять законы и др.). Он в принципе един для всех граждан. Кроме того существует понятие индивидуального правового статуса - совокупность правоотношений, стороной которых выступает то или иное лицо. Такой статус различен для конкретных индивидов. Наконец, есть понятие специализированного правового статуса, под которым понимается совокупность прав и обязанностей определенной категории субъектов (пенсионеры, военнослужащие, лица с высшим медицинским образованием и др.).

 

Содержание правоотношения.

Субъективные права и юридические обязанности составляют юридическое содержание правоотношения, т. е. то, без чего нет и самого правоотношения.

Субъективное право определяется в науке как установленная в объективном праве способность пользоваться определенными социальными благами (материальными и духовными), как вид и мера возможного поведения субъектов, как право субъектов на собственные действия. Юридическая же обязанность — полярная противоположность субъективному праву: это установленная в объективном праве необходимость определенного поведения, обеспечивающего пользование другими социальными субъектами, благами, вид и мера должного поведения обязанного субъекта.

В правоотношении государственная воля, выраженная в норме права, опосредуется волей участников правоотношения. Благодаря юридической связи прав и обязанностей субъекты действуют, реализуют свои права и обязанности. Это значит, что управомоченное и обязанное поведение необходимо входит в содержание правоотношения. Принято говорить в этой связи о материальном содержании правоотношения.

Субъективное право в правоотношении принимает форму правомочия, которым охватывается как мера поведения самого управомоченного, так и его возможность требовать определенного поведения от обязанного субъекта. Если же нормальная реализация субъективных прав и юридических обязанностей нарушается, то правомочие превращается в правотребование, состоящее в принудительном требовании об исполнении обязанностей обязанным лицом; если и этого недостаточно, то возникает необходимость правопритязания, заключающегося в обращении за защитой своего нарушенного права к государственным органам.

Таким образом, субъективное право по своему содержанию является единством взаимосвязанных элементов (свойств):

а) права поведения субъекта;

б) права пользования;

в) права требования;

г) права притязания.

Субъективное право определяет вид и меру поведения субъектов; служит формой опосредования и защиты их интересов; является одним из способов распределения социальных благ, удовлетворения материальных и культурных потребностей; выступает юридически гарантированной предпосылкой личной свободы граждан; позволяет участвовать в общественно-политической жизни и в управлении делами общества и государства; способствует всестороннему развитию личности.

Соотношение объективного и субъективного права характеризуется двумя моментами:

1) объективное право первично по отношению к субъективному, которое является вторичным, производным;

2)объективное право не зависит от воли и сознания субъектов, субъективное право зависит в своей реализации от воли и сознания субъектов.

Правомочия в конкретных правоотношениях отличаются от абсолютных личных прав в абсолютных правоотношениях рядом признаков.

1. Возможностью требовать определенного поведения от конкретных обязанных лиц вплоть до обращения к принуждению (в абсолютных правах этого нет).

2. Мера поведения управомоченного непосредственно зависит от юридического факта, породившего его, помимо того, эта мера записана в общей форме в норме права.

3. Реализация правомочия прямо зависит от действий обязанного лица, и наоборот, правомочие в равной мере обеспечивает выполнение обязанности. Эта взаимосвязь и есть форма правоотношения. В ней конструируется перевод нормы права из области долженствования в область должного поведения.

Правомочие приобретает характер притязания, если обязанное лицо не выполняет своих обязанностей.

Объекты правоотношений — это явления окружающего мира, по поводу которых возникают субъективные права и субъективные юридические обязанности. В понимании данной категории выделяют два подхода: 1) монистическая точка зрения состоит в том, что объектом правоотношения могут быть только поступки, деяния людей; 2) согласно второй точке зрения (плюралистической), объектом правоотношения могут быть материальные блага (вещи, имущество, ценности и т. и.), нематериальные блага (жизнь, здоровье,

 

Виды правоотношений.

Правоотношения классифицируются на виды по разным основаниям. Одно из них - система права. Здесь выделяются конституционные, гражданско-правовые, семейные, уголовные и иные правоотношения. По функциям права выделяются регулятивные и охранительные правоотношения. Первые связаны с установлением позитивных прав и обязанностей и их реализацией (трудовые, пенсионные отношения, осуществление избирательного права и т.д.). Они представляют собой нормальное явление в жизни общества, являются формой осуществления норм права. Охранительные возникают в результате нарушения правовых предписаний и их цель - защита существующего правопорядка, возмещение причиненного вреда, наказание правонарушителей. Таковы, например, отношения, возникающие между государством, его правоохранительными органами, с одной стороны, и личностью, - с другой в случае совершения ею преступления.

По методам регулирования все правоотношения делятся на управленческие, основанные на властных взаимоотношениях субъектов (директор завода и работник, командир воинского подразделения и его подчиненный), и договорные,, для которых характерно равенство сторон, автономное положение их относительно друг друга (взаимоотношения коммерческих фирм). В зависимости от взаимоотношений субъектов правоотношения они делятся на относительные и абсолютные. В относительных четко определяются и управомоченный, и обязанный субъект (договор купли-продажи, трудовое правоотношение и др.). В абсолютных персонально определено лишь управомоченное лицо, а обязанными являются все остальные субъекты, призванные воздерживаться от посягательств на интересы управомоченного (право собственности, авторские правомочия и др.).

По времени действия правоотношения подразделяются на длящиеся (трудовые, служебные) и разовые, однократные (участие о выборах, договор мены). В зависимости от характера правоотношений можно выделить материальные, устанавливающие содержание прав и обязанностей (брачно-семейные, пенсионные) и процессуальные, регулирующие порядок разрешения конкретных дел (разрешение трудовых споров, уголовно-процессуальные отношения). Наконец, по составу участников они могут делиться на двусторонние, возникающие между двумя субъектами (договор аренды), и многосторонние, где есть три или более участников (купля-продажа через посредника).

 

 

Состав правонарушения.

Состав правонарушения. Отдельные элементы правонарушения следующие:

1. Объект правонарушения - общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом, которым нанесен правонарушением действительный или возможный ущерб; блага, ценности общества и отдельной личности (жизнь, здоровье, материальное благополучие людей, общественный порядок и др.), на которые посягает нарушитель;

2. Субъект правонарушения - деликтоспособное, т.е. достигшее определенного возраста, вменяемое лицо, а также организация (фирма, предприятие, орган печати и др.), которые совершили правонарушение.

В юриспруденции действует общий принцип - незнание официально опубликованного закона не освобождает субъекта от юридической ответственности за его нарушение (ignorantialegisnonestargumentum);

3. Объективная сторона правонарушения - характеристика элементов противоправного проступка. В первую очередь это касается самого деяния, способов и обстоятельств его совершения. Для ряда правонарушений необходимо наступление вреда, а также установление причинной связи деяния и наступивших вредоносных последствий. Для таких правонарушений важно, чтобы наступивший вред был причинен именно этим деянием, а не наступил в силу каких-либо иных причин;

4. Субъективная сторона правонарушения определяет вид и степень виновности нарушителя, характеризует его психическое отношение к содеянному, а также мотивы и цели правонарушения.

 

Понятие и принципы правовой законности. Требования правовой законности.

Законность представляет собой режим точного и неуклонного исполнения и соблюдения правовых норм всеми участниками общественных отношений - гражданами, должностными лицами, государственными органами, хозяйственными и иными организациями. Законность - это принцип деятельности государственного аппарата. Требуя исполнения правовых норм от граждан, государственные органы всех уровней должны основывать свою деятельность, прежде всего, на законе, быть примером его неуклонного соблюдения. Диктатура закона - необходимое условие развития демократии, ее всемерного расширения. Без законности невозможно обеспечить режим народовластия в нашей стране, действие демократических институтов, защиту и охрану прав и интересов личности, нормальное функционирование хозяйственного механизма.

Законность обеспечивает реально достижимую организованность общественной жизни, решение жизненных противоречий и юридических конфликтов в рамках закона. Очевидно, что прочная законность существует там, где существуют развитая правовая система, детальное, упорядоченное, лишенное существенных пробелов и противоречий законодательство, высокий уровень правосознания и юридической культуры.

Следует решительно бороться с любыми попытками оправдать нарушения законности так называемой ведомственной или местной "целесообразностью", "интересами дела", потребностью будто бы гибкого, а не формального применения закона. Хозяйственные структуры, учреждения в своей деятельности руководствуются потребностями всемерного развития своей отрасли, местными условиями. Однако производственная необходимость не должна приводить к конфликту с законом, интересы дела не должны превалировать над принципом неукоснительного соблюдения норм права.

Повышение с каждым годом роли законности является закономерным отражением роста влияния права на общественную жизнь, повышения его авторитета, ликвидации такого вредного и, к сожалению, пока еще широко распространенного явления как правовой нигилизм, под которым понимается отрицание социального назначения права в современный период, его роли в оздоровлении экономики, политической и духовной жизни страны, принижение авторитета закона, оправдание фактов произвола работников государственного аппарата, нарушений норм права.

Основными принципами режима законности являются:

1) верховенство закона над всеми другими правовыми актами. Закон обладает высшей юридической силой, стоит на вершине правовой системы страны и все остальные акты должны ему соответствовать, издаваться на основании и во исполнение закона;

2) соблюдение и охрана прав и свобод личности, их гарантированность;

3) обеспечение равенства всех граждан перед законом и судом;

4) всеобщность требования исполнять нормы права. Это требование обращено ко всем без исключения государственным органам, должностным лицам, хозяйственным структурам, общественным объединениям к гражданам. Никто не может поставить себя выше закона, никакие заслуги, чины, служебное положение не могут быть основанием для беззакония;

5) единство законности - понимание, толкование и применение норм права должно быть единообразным на всей территории страны;

6) решительная и бескомпромиссная борьба с нарушениями норм права и в первую очередь с таким опасным явлением как преступность, неотвратимость наказания за правонарушения;

7) неослабный и эффективный контроль и надзор за исполнением законов (деятельность Конституционного Суда РФ, других звеньев судебной системы, прокуратуры и т.д.).

 

Вопросы к экзамену

1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Проблема объекта и предмета теории государства и права.

Как учебная дисциплина ТГП играет роль теоретического введения в правоведение.

Наука есть упорядоченная совокупность знаний о наиболее существенных признаках изучаемых явлений действительности, закономерностях их возникновения, развития и функционирования

Каждая наука имеет свой предмет исследования.

Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Для ТГП в качестве объекта выступают государство и право, которые в то же время исследуются и другими науками (как юридическими, так и не юридическими - философией, политологией, экономикой, социологией и т.п.).

Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что теория государства и права разрабатывает систему понятий не только для себя, но и для всей юриспруденции, выступая своего рода ее азбукой, фундаментом. К таким понятиям можно отнести: право, источники права, правовые акты, нормы права, институт, отрасль права, систему права и систему законодательства, правовые отношения, субъект и объект права, правоспособность и дееспособность, юридический факт, правотворчество и законотворчество, применение и толкование права и т.д.

Итак, предметом теории государства и права высту­пают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерностиих возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.

Особое место в нашей науке должно занимать учение о российской государственности, ее исторических, нацио­нально-культурных корнях и традициях, о настоящем и бу­дущем российского государства и права.

Особенности предмета теории государства и права как науки выражаются в следующем:

1) теория государства и права изучает государственную и правовую надстройку в целом. Она обобщает опыт государственного и правового строительства в обществе на всех этапах его развития;

2) содержание предмета теории государства и права составляют основные общие закономерности возникновения государства и права;

3) государство и право взаимообусловлены и взаимосвязаны между собой, существовать изолированно они не могут.

Таким образом, предмет теории государства и права не ограничивается только закономерностями, а зависит от целого ряда обстоятельств: объекта; от уровня накопленных знаний; потребностей общества в изучении той или иной стороны юридической действительности; политической конъюнктуры Исходя из особенностей предмета данной науки, можно сдел<


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.