Игры с детьми, имеющими множественные нарушения развития, на занятиях по иппотерапии — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Игры с детьми, имеющими множественные нарушения развития, на занятиях по иппотерапии

2018-01-03 341
Игры с детьми, имеющими множественные нарушения развития, на занятиях по иппотерапии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ионов И.И., педагог-психолог, инструктор по иппотерапии, к.пс.н.

Детский экологический центр «Живая нить», г. Москва

 

Нередко дети – посетители нашего центра - имеют множественные нарушения развития. Наряду с двигательными нарушениями это могут быть: умственная отсталость, выраженная задержка психического развития, нарушение чувствительности, нарушение слуха и зрения. Для того чтобы занятие было эффективным, необходимо учитывать эти особенности в развитии ребенка, и, в соответствии с ними, строить определенную модель его отношений со средой. Специфика иппотерапии в коррекции особенностей развития ребенка заключается в создании развивающей среды на занятии - системы отношений ребенка с лошадью, иппотерапевтом и его ассистентами.

Прежде чем перейти к описаниям игр, рассмотрим базовые психологические компоненты процесса иппотерапии.

Понятие «система отношений» означает, что составляющие окружения ребенка могут активно влиять на его психическую жизнь [Ермолаев Д.В., Захарова И.Ю., 2006]. С другой стороны, сам ребенок может воздействовать на свое окружение (лошадь, иппотерапевта, ассистентов), стремясь к поддержанию сложившейся системы взаимоотношений или пытаясь изменить их, либо вообще избегая участвовать во взаимодействии подобного рода.

Таким образом, посредством взаимодействия с элементами среды (субъектами и объектами), ребенок включается в систему определенных отношений. В процессе иппотерапии важным элементом такой системы является отношение ребенка к лошади и к членам иппотерапевтической команды. Это всегда взаимодействия и взаимоотношения, в том числе и со стороны животного. Часто между ребенком и лошадью устанавливаются отношения привязанности, благодаря чему его можно обучать началам социальных отношений и контролю над собой при взаимодействии с другим живым существом.

Лошадь предоставляет множество стимулов, эмоциональная реакция на которые также используется в построении эмоциональных отношений во взаимодействии ребенка, лошади и членов иппотерапевтической команды. Эмоциональная составляющая является главной в структуре отношения. Знак и интенсивность эмоции, которую несет в себе отношение, определяют то, как запечатлевается ребенком субъекты иппотерапии, и на какие поведенческие реакции побуждается ребенок в отношении тех с кем (и с чем) он взаимодействует.

Лошадь порождает разнообразные эмоции. Чаще это положительные эмоции, реже – отрицательные (страх, гнев). Выступая в качестве средства иппотерапии, лошадь является активным участником этого процесса, действуя порой вопреки желаниям ребенка.

На занятии важно научить ребенка вступать в отношения с людьми и лошадью. Проще всего это сделать в игре. Именно в игре у ребенка проявляется и закрепляется активное отношение к другим [Выготский Л.С., 2005].

Игровая деятельность (особенно на ранних стадиях развития) характеризуется непроизвольностью. Это важно учитывать при работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения развития. Часто игра - это один из немногих способов эффективной работы с таким ребенком на лошади.

Для описания игр, используемых нами в процессе иппотерапии, необходимо затронуть проблему возрастной периодизации и привести классификацию основных видов игр.

По Л.С. Выготскому и Д.Б. Эльконину эпоха раннего детства начинается кризисом новорожденности (0—2 мес.) и включает младенчество, ведущей деятельностью которого является ситуативно-личностное общение, кризис первого года и ранний возраст, где ведущей является предметная деятельность. Эпоха детства, отделенная от эпохи раннего детства кризисом трех лет, включает дошкольный возраст (ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра), кризис семи лет и младший школьный возраст (ведущей является учебная деятельность) [Карабанова О.А., 2006]. Каждая стадия развития создает предпосылки для нормального освоения последующего этапа. Если у ребенка имеются проблемы в развитии речевых и познавательных функций, то чаще всего надо начинать работать не с этим уровнем, а создать предпосылки для его нормального формирования, то есть работать с предыдущими, базовыми уровнями (уровень психической активности, эмоциональная, сенсорная, двигательная сферы) [Цыганок А.А., Виноградова А.Л. и др., 2006].

Рассмотрим далее классификацию игр.

В своем развитии игра проходит ряд стадий. Из манипулятивной игра превращается в сюжетную, и, еще более усложняясь, – в ролевую.

Специалисты Центра лечебной педагогики города Москвы в формировании игровой деятельности ребенка выделяют определенные этапы [Моржина Е.В., Захарова И.Ю., 2009].


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.