Влияние иппотерапии на формирование сенсомоторного интеллекта детей с проблемами в развитии — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Влияние иппотерапии на формирование сенсомоторного интеллекта детей с проблемами в развитии

2018-01-03 206
Влияние иппотерапии на формирование сенсомоторного интеллекта детей с проблемами в развитии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Климова В.К., к. биол. наук, доцент.

Белгородский государственный университет. Белгород. Россия.

 

Ключевые слова: иппотерапия, сенсомоторное развитие, стимуляция деятельности систем организма, стратегия реабилитационных мероприятий.

 

Краткая аннотация: Целью работы является исследование возможности применения иппотерапии при проведении реабилитационных мероприятий с детьми, страдающими детским церебральным параличом (ДЦП). Предлагается стратегия проведения занятий иппотерапии для развития сенсомоторных навыков. Отмечено положительной влияние на состояние сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательный аппарат, функционирование желудочно-кишечного тракта и психо-эмоциональный статус. Достигнутый эффект сохранялся в течение нескольких месяцев.

 

Введение. В последнее время отмечается повышение интереса специалистов различного профиля к иппотерапии – нейрофизиологическому лечению с применением верховой езды. Иппотерапия становится составной частью современных медицинских, психологических и педагогических технологий [2]. Метод иппотерапии замечателен тем, что создает уникальные условия одновременного и значительного позитивного воздействия на физический статус и психо-эмоциональную сферу пациента. Гиппократ указывал, что верховая езда восстанавливает в страдающем организме гармонию. Терапия с участием посредника - лошади приносит пользу пациентам с различными психиатрическими и психосоматическими расстройствами.

Лечебное воздействие иппотерапии на человека можно рассматривать в двух аспектах: физиологическом и психологическом. Верховая езда - это великолепное физическое упражнение, при котором тренируются и развиваются различные группы мышц. Животное при движении шагом выступает в роли «терапевтического посредника» для всадника, передавая от 90 до 110 разнонаправленных двигательных импульсов, аналогичных движению человека при ходьбе. Данное двигательное воздействие вызывает ответную реакцию пациента, которая помогает корректировать двигательную активность больного. На основе стимуляции реакций, направленных на удержание равновесия, решаются следующие задачи: нормализация мышечного тонуса, совершенствование координация движений, укрепление мышц, достижение двигательной симметрии[1,3,4].

Психологический механизм складывается из общения с живым организмом – лошадью, крупным темпераментным и сильным животным, управление которым дарит больному ощущение победы не только над лошадью, но и над своими страхами и своей болезнью. Коммуникация и построение контакта между человеком и лошадью является невербальным: лошадь чувствует как эмоциональную связь, жесты, речь пациента, так и его физическое состояние.

Терапевтические возможности работы с лошадью весьма многообразны: для различных нарушений могут предлагаться разные формы, пути и цели лечения, т.е. формироваться разные стратегии реабилитационных мероприятий. К сожалению, при индивидуальной работе с детьми- инвалидами не существует универсального метода обучения. Применение иппотерапии должно быть обосновано реальными физическими и психическими возможностями, наличием двигательного опыта и т.д.

В Белгородской области насчитывается около 7000 детей-инвалидов. По данным Министерства здравоохранения РФ, в среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом. Более чем 70 процентам детей, страдающим различными заболеваниями, могла бы помочь иппотерапия. В Москве и в соседних с Белгородом городах (Харьков, Воронеж, Липецк) организуются и успешно работают центры и отделения иппотерапии.

Учитывая многофакторность лечебного воздействия иппотерапии и лечебной верховой езды на состояние здоровья человека, администрацией университета во главе с ректором Л.Я. Дятченко, прилагаются усилия по созданию реабилитационного центра на базе Международного молодежного туристического культурно-спортивного и оздоровительного комплекса БелГУ. Задача создаваемого центра – обеспечивать многопрофильную (социальную, медицинскую, педагогическую, психологическую) реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями, т.е. оказание целого комплекса лечебных услуг с включением иппотерапии. В настоящий момент начато строительство современного, оборудованного последними технологическими новинками крытого манежа с предманежником и зданием реабилитационного центра.

Организация и методы исследования. На кафедре медико-биологических основ физической культуры факультета физической культуры БелГУ ведется исследование, поддержанное грантом РГНФ (№ 06-06-0614-а) по теме «Комплексная реабилитация инвалидов с использованием метода иппотерапии». В течение летнего периода 2007 года на базе Международного молодежного культурно-спортивного и оздоровительного комплекса проведены первые занятия с 15 детьми-инвалидами от 4 до 13 лет. Преобладающий диагноз – детский церебральный паралич (спастическая диплегия или тетраплегия). Дети направлялись на занятия иппотерапией после медицинского обследования и консультаций с лечащим врачом, который подтверждал отсутствие противопоказаний к занятиям.

На занятиях присутствовали родители, медицинская сестра, берейторы (коноводы), студенты-волонтеры, обучающиеся на факультете физической культуры по специальности 032 102.65 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» или по специализации «физическая реабилитация».

При организации занятий применялся индивидуальный подход, учитывающий результаты анализа медицинских карт и имеющиеся у детей проблемы со здоровьем, предполагающий направленное влияние на расширение двигательных возможностей.

В программу реабилитации включали 20 занятий иппотерапии, которые проводились 2 раза в неделю. Длительность занятия зависела от самочувствия всадника, и продолжалось от 10-15 минут в начале курса до 35-40 минут в конце. Были подобраны лошади, не реагировавшие на посторонние раздражители, резкие или неумелые движения всадника. Все лошади прошли ветеринарное обследование и соответствовали требованиям для проведения занятий иппотерапией (экстерьер, возраст и т.д.).

При проведении настоящего исследования применялись следующие методы:

1. Анализ медицинских карт;

2. Измерение величины суставных углов (тазобедренного и коленного);

3.Оценка эмоционально-психического состояния детей при помощи теста Люшера;

4.Нейрофизиологические исследования (электроэнцефалограмма, электромиограмма);

5. Оценка состояния латентных триггерных зон аппаратом ДиаДэнс-ПК.;

6. Ведение дневника наблюдения за детьми во время занятий и отслеживание отдаленных результатов.

У пациентов проводилась оценка сенсомоторных навыков и разрабатывалась стратегия проведения иппотерапии для их развития. Для каждого ребенка индивидуально разрабатывался комплекс физических упражнений, выполняемый на лошади: активные (смена положения рук и ног, ноги вдоль крупа и по бокам лошади, лежа на лошади на животе подъем ноги при удержании равновесия и т.д.) и активно-пассивные (подъем руки иппотерапевтом - опускание самостоятельно и т.д.). Упражнения выполнялись в игровой форме. Продолжительность – 30-40% времени занятия.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.