Предприниматель: понятие и роль в экономике. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Предприниматель: понятие и роль в экономике.

2018-01-03 219
Предприниматель: понятие и роль в экономике. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы к зачету

по дисциплине «Теория фирмы»

Предприниматель: понятие и роль в экономике.

Предприниматели – это любые лица (физические или юридические), которые на свой страх и риск занимаются хозяйственной деятельностью (производством товаров и услуг для рыночной реализации) с целью получения прибыли (или с другими целями).

Выводы из определения:

- нет ограничения по кругу лиц

- деятельность предпринимателя заключается в производстве товаров (не продукта!)

- данная деятельность является систематической

- предприниматели несут все риски убытков

- цель деятельности – получение прибыли

- бенефициарами являются не производители благ, а общество в целом

Предприниматель осуществляет объединение и использование ресурсов с целью создания требуемых рынком благ. (В этом проявляется предпринимательская способность).

Предпринимательство включает решение двух задач:

1) Координацию производственных ресурсов (покупка необходимых ресурсов, их использование в производстве, сбыт готовой продукции)

2) Несение всех рисков, связанных с принятием определенных коммерческих решений. Именно несение всех рисков ведения бизнеса составляет истинную сущность предпринимательства.

Роль менеджера как агента в реализации функции предпринимательства.

Менеджер объективно заинтересован в максимизации краткосрочной прибыли, т.е. эффективном освоении и управлении собственностью в краткосрочном периоде. Такой подход менеджера укрепляет его позицию и способствует карьерному росту, но одновременно ориентация менеджера на краткосрочные цели очень часто подталкивает их на решения, способствующих на личное обогащение или на уход от принятия решений, необходимых для развития фирмы в долгосрочном периоде.

Оппортунистическая деятельность менеджера – прямая перекачка ресурсов в другие фирмы, фальсификация отчетности и т.д.

! Менеджеры, реально контролируя бизнес, обладают большей информацией относительно положения дел фирмы и могут идти на прямой обман принципалов.

Фирма: понятие и ее роль в экономике.

Фирма – это коллективный предприниматель, которое аккумулирует в своих рамках необходимые по масштабам и по структуре факторы производства с целью организации производства необходимых потребителю товаров и услуг.

· Преобразование конечных ресурсов в продукт

· Фирма – основной потребитель экономических ресурсов

· Структура рынка определяется размерами и числом действующих в отрасли фирм. Поэтому рынок может быть монополистическим, олигополистическим и т.д.

· Общая эффективность рыночной экономики в решающей степени определяется деятельностью фирмы

Цели деятельности фирмы.

Цели фирмы – это желаемые результаты ее функционирования, на достижение которых должно быть направлено использование всех ресурсов фирмы. Они конкретизируют миссию фирмы в форме, доступной для управления процессом их реализации.

Все цели фирмы могут быть разделены на две большие группы, тесно связанные между собой: монетарные цели (которые можно измерить в денежном выражении) и немонетарные цели (не м.б. представлены в денежном выражении).

Монетарные цели:

а. Увеличение оборота

б. Обеспечение ликвидности

в. Снижение затрат капитала

г. Повышение доходов работников

д. Рост прибыли

е. Другие цели

Немонетарные цели:

· Повышение качества продукции

· Бережное отношение к окружающей среде

· Улучшение инноваций

· Развитие персонала

· Социальная защищенность

· Имидж и престиж

· Общественное влияние

· Максимальное удовлетворение потребностей покупателей

· Другие цели

При выборе целей деятельности фирмы необходимо:

· Оценить возможность их достижения на основе анализа ресурсов, которыми располагает фирма, и факторов внешней среды

· Если выбранные цели вступают в противоречие друг с другом, то необходимо оставить из них наиболее значимые

· Построить иерархическую модель ("дерево целей"), т.е. определить последовательность их реализации с точки зрения важности для фирмы

Определять цели и разрабатывать конкретные задачи можно по отдельным направлениям деятельности фирмы. В связи с этим выделяют:

· Производственные цели

· Финансовые цели

· Цели в сфере трудовых отношений

· Социальные цели

· Цели, связанные с управлением фирмой

· Правовые цели

Цели деятельности фирмы реализуются через разработку хозяйственных стратегий.

Риск: понятие и виды.

Риск — это возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода производственно-хозяйственной или какой-либо другой деятельности.

Виды рисков по роду опасности:

§ Техногенные риски — это риски, связанные с хозяйственной деятельностью человека (например, загрязнение окружающей среды).

§ Природные риски — это риски, не зависящие от деятельности человека (например, землетрясение).

§ Смешанные риски — это риски, представляющие собой событияприродного характера, но связанные с хозяйственной деятельностью человека (например, оползень, связанный со строительными работами).

Виды рисков по сферам проявления:

§ Политические риски — это риски прямых убытков и потерь или недополучения прибыли из-за неблагоприятных изменений политической ситуации в государстве или действий местной власти.

§ Социальные риски — это риски, связанные с социальными кризисами.

§ Экологические риски — это риски, связанные с вероятностью наступления гражданской ответственности за нанесение ущерба окружающей среде, а также жизни и здоровью третьих лиц.

§ Коммерческие риски — это риски экономических потерь, возникающие в любой коммерческой, производственно- хозяйственной деятельности. В состав коммерческих рисков включают финансовые риски (связанные с осуществлением финансовых операций) и производственные риски (связанные с производством продукции (работ, услуг), осуществлением любых видов производственной деятельности).

§ Профессиональные риски — это риски, связанные с выполнением профессиональных обязанностей (например, риски, связанные с профессиональной деятельностью врачей, нотариусов и т.д.).

Виды рисков по возможности предвидения:

§ Прогнозируемые риски — это риски, которые связаны с циклическим развитием экономики, сменой стадий конъюнктуры финансового рынка, предсказуемым развитием конкуренции и т.п. Предсказуемость рисков носит относительный характер, так как прогнозирование со 100%-ным результатом исключает рассматриваемое явление из категории рисков. Например, инфляционный риск, процентный риск и некоторые другие их виды.

§ Непрогнозируемые риски — это риски, отличающиеся полной непредсказуемостью проявления. Например, форс- мажорные риски, налоговый риск и др.

Соответственно этому классификационному признаку риски подразделяются также на регулируемые и нерегулируемые в рамках предприятия.

Виды рисков по источникам возникновения:

§ Внешний (систематический или рыночный) риск — это риск, не зависящий от деятельности предприятия. Этот риск возникает при смене отдельных стадий экономического цикла, изменении конъюнктуры финансового рынка и в ряде других случаев, на которые предприятие в своей деятельности повлиять не может. К этой группе рисков могут быть отнесены инфляционный риск, процентный риск, валютный риск, налоговый риск.

§ Внутренний (несистематический или специфический) риск — это риск, зависящий от деятельности конкретного предприятия. Он может быть связан с неквалифицированным финансовым менеджментом, неэффективной структурой активов и капитала, чрезмерной приверженностью к рисковым (агрессивным) операциям с высокой нормой прибыли, недооценкой хозяйственных партнёров и другими факторами, отрицательные последствия которых в значительной мере можно предотвратить за счёт эффективного управления рисками.

Виды рисков по размеру возможного ущерба:

§ Допустимый риск — это риск, потери по которому не превышают расчётной суммы прибыли по осуществляемой операции.

§ Критический риск — это риск, потери по которому не превышают расчётной суммы валового дохода по осуществляемой операции.

§ Катастрофический риск — это риск, потери по которому определяются частичной или полной утратой собственного капитала (может сопровождаться утратой заёмного капитала).

Виды рисков по комплексности исследования:

§ Простой риск характеризует вид риска, который не расчленяется на отдельные его подвиды. Например, инфляционный риск.

§ Сложный риск характеризует вид риска, который состоит из комплекса подвидов. Например, инвестиционный риск (риск инвестиционного проекта и риск конкретного финансового инструмента).

Виды рисков по финансовым последствиям:

§ Риск, влекущий только экономические потери, несёт только отрицательные последствия (потеря дохода или капитала).

§ Риск, влекущий упущенную выгоду, характеризует ситуацию, когда предприятие в силу сложившихся объективных и субъективных причин не может осуществить запланированную операцию (например, при снижении кредитного рейтинга предприятие не может получить необходимый кредит).

§ Риск, влекущий как экономические потери, так и дополнительные доходыспекулятивный финансовый риск»), присущ, как правило, спекулятивным финансовым операциям (например, риск реализации реального инвестиционного проекта, доходность которого в эксплуатационной стадии может быть ниже или выше расчётного уровня).

Виды рисков по характеру проявления во времени:

§ Постоянный риск характерен для всего периода осуществления операции и связан с действием постоянных факторов. Например, процентный риск, валютный риск и т. п.

§ Временный риск характеризует риск, носящий перманентный характер, возникающий лишь на отдельных этапах осуществления финансовой операции. Например, риск неплатёжеспособности предприятия.

Виды рисков по возможности страхования:

§ Страхуемые риски — это риски, которые могут быть переданы в порядке внешнего страхования соответствующим страховым организациям.

§ Нестрахуемые риски — это риски, по которым отсутствует предложение соответствующих страховых продуктов на страховом рынке.

Состав рисков этих рассматриваемых двух групп очень подвижен и связан не только с возможностью их прогнозирования, но и с эффективностью осуществления отдельных видов страховых операций в конкретных экономических условиях при сложившихся формах государственного регулирования страховой деятельности.

Виды рисков по частоте реализации:

§ Высокие риски — это риски, для которых характерна высокая частота наступления ущерба.

§ Средние риски — это риски, для которых характерна средняя частота нанесения ущерба.

§ Малые риски — это риски, для которых характерна малая вероятность наступления ущерба.

Взаимосвязь риска и дохода.

Между доходностью и риском существует прямая взаимосвязь:

1) чем выше доходность, тем выше риск;

2) чем ниже доходность, тем ниже риск.

Риск и доходность — взаимозависимы и прямо пропорциональны. Соотношение риска и доходности должно быть оптимальным; надо увеличивать доходность и уменьшать риск.

 

Предпринимательство и риск.

Предпринамателей – самых расчетливых и приспособленных к условиям рынка субъектов – часто считают любителями риска. Основной аргумент в пользу этой точки зрения состоит в том, что синица в руках в виде зарплаты наемного служащего привлекает предпринимателя гораздо меньше, чем журавль в небе – возможность получения прибыли от самостоятельного бизнеса. И ради этой возможности он готов не только тратить силы на обсуждение и анализ множества бизнес-планов, но и совершать денежные инвестиции рискуя получить убытки, а то и обанкротиться.

Здесь мы сталкиваемся с «коварством» категории ожидаемой вероятности. Она основана на субъективной оценки ситуации и потому неодинакова для разных людей. Надежда на свои силы, способность адаптироваться к внешним шокам, понимание бизнес-процедур и знание рынка позволяют предпринимателю более оптимистично оценивать перспективы начинаемого дела. Таким образом, с точки зрения предпринимателя,вероятность возможных финансовых потерь не является столь высокой, как она видится остальным.

Фирма в отличии от заядлых игроков не может каждый раз ставить на карту всё, что у неё есть. Поэтому в большинстве ситуаций предприниматель является не искателе, а противником риска.

Суммируя особенности отношения бизнесменов к риску, отметим:

1) более рациональный подход к изучениюпроектов. Мало кто, принимая повседневные решения, взвешивает столь же объективно их шансы и риски, как это делает в аналогичной ситуации предприниматель.

2) Иную оценку шансов и рисков предпринимателем по сравнению с не участвующими в проете людьми. Обычно приглянувшаяся предпринимателю бизнес-идея делает его оптимистом при оценке ожидаемой вероятности успеха и сближает в этом отношении с любителями риска

3) Преобладание неприятия риска в качестве обычной бизнес-практики (в фирмах руководимых наемными менеджерами, данная тенденция проявляется сильнее, чем в тех, где у руля стоит сам хозяин).

4) Изменение отношения к риску в зависимости от состояния дел. Скажем, прижатая конкурентами «к стенке» фирма может пойти на серьезный риск. При менее жесткой атаке она его, вероятно, отвергла бы.

Как мы видим, в поведении фирмы сложным образом переплетаются все три основных типа отношения к риску (т.е. неприятие риска; предпочтение риска; нейтральное отношение к риску).

Гарантии.

Гарантии представляют собой обязательства производителя заменять по требованию потребителя некачественный товар качественным либо иным способом (ремонт, возврат денег). Гарантии существенно снижают риск покупателя при покупке товаров сложных и долгоживущих. В конечном счете от гарантий выигрывает и производитель, потому что его товар перестает рассматриваться как некачественный («лимон»).

Бренды

Брендом называется слово, знак, выражение, символ, дизайнерское решение или их комбинация, достаточная для идентификации потребителем товаров конкретного продавца.

Сделать разумный выбор потребителю часто помогает репутация продавца, а связать ее с конкретной продукцией позволяют марочные товары, имеющие особое название (зарегистрированную торговую марку), наиболее известные марочные товары могут превратиться в бренды.

Выбирая из всего круга товаров бренд, покупатель наверняка переплачивает, чем если бы он купит товар «без имени», но он сокращает свои информационные риски, так как бренд обеспечивает уверенность в доброкачественности товара.

Дипломы, сертификаты

Уменьшению ИА способствуют и многие другие рыночные сигналы, получаемые покупателями товаров или факторов производства. Например, когда фирма нанимает сотрудников, возникает ИА (истинные способности работника известны лучше ему самому), которая частично снимается при предъявлении им дипломов и сертификатов. Достаточно выяснить, какой вуз окончил претендент, где стажировался и какие степени имеет, чтобы выяснить его способности, интеллектуальный уровень и тд.

Роль контрактов.

Заключение контракта, определяющего все основные параметры трансакции, позволяет фирмам в значительной степени устранить субъективную неопределенность.

Выбор уровня риска фирмы.

в первую очередь фирма должна определить для себя, на какую степень риска она готов решиться для достижения нужного результата.предпринимательские риски принято подразделять на

· низкие (малые)

· допустимые

· высокие

· критические

В зоне низких рисков фирму в худшем случае ожидает недополучение запланированной прибыли. В зоне допустимых рисков можно остаться без прибыли вообще или понести некоторый убыток. Высокие риски означают возможные потери всех инвестированных в данный проект средств. И, наконец, в зоне критического риска фирме угрожает банкротство, она может потерять весь свой капитал.

Отнести все возможные риски к одной из названных категорий позволяет коэффициент риска.

Кр = У\С, где Кр – коэфф. риска, У – максимально возможная сумма убытка, С- объем собственных средств.

Практика показывает, что значение коэфф. риска: 0-0,3 означает низкий риск; 0,3-0,5 – допустимый; 0,5-0,7 – высокий; выше 0,7 – критический.

Методы управления рисками.

Многообразие применяемых в хозяйственной практике промышленных предприятий методов управления риском можно разделить на четыре типа:

методы уклонения от риска;

методы локализации риска;

методы распределения риска;

методы компенсации риска-

Вопросы к зачету

по дисциплине «Теория фирмы»

Предприниматель: понятие и роль в экономике.

Предприниматели – это любые лица (физические или юридические), которые на свой страх и риск занимаются хозяйственной деятельностью (производством товаров и услуг для рыночной реализации) с целью получения прибыли (или с другими целями).

Выводы из определения:

- нет ограничения по кругу лиц

- деятельность предпринимателя заключается в производстве товаров (не продукта!)

- данная деятельность является систематической

- предприниматели несут все риски убытков

- цель деятельности – получение прибыли

- бенефициарами являются не производители благ, а общество в целом

Предприниматель осуществляет объединение и использование ресурсов с целью создания требуемых рынком благ. (В этом проявляется предпринимательская способность).

Предпринимательство включает решение двух задач:

1) Координацию производственных ресурсов (покупка необходимых ресурсов, их использование в производстве, сбыт готовой продукции)

2) Несение всех рисков, связанных с принятием определенных коммерческих решений. Именно несение всех рисков ведения бизнеса составляет истинную сущность предпринимательства.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.