Правовой статус судей в Российской Федерации — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Правовой статус судей в Российской Федерации

2018-01-03 168
Правовой статус судей в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Судьи - носители судебной власти. На них возложена Конституцией Российской Федерацией функция осуществления правосудия. Правосудие, как подчеркивает Конституция (ч. I ст. 118), осуществляется только судом. Судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст 118). Суды осуществляют правосудие в составах: а) судьи и представителей народа (народных, присяжных или арбитражных заседателей); б) нескольких профессиональных судей (в первой и второй инстанциях - трех, в надзорной - не менее трех); в) судьей единолично. При любом варианте состава судов важнейшая роль в рассмотрении и разрешении дел принадлежит профессиональным судьям, причем во всех звеньях судебной системы.

 

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» исходит из важности каждого звена судебной системы, когда подчеркивает, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей (ч. 1 ст. 1) Это важнейшее положение основополагающего закона о судах усиливается провозглашением принципа единства правового статуса всех судей независимо от того, в составе какого суда они осуществляют свои полномочия и какое звено судебной системы они представляют (ст. 12 Закона о судебной системе, ст. 2 Закона о статусе судей, ст. 5 Закона о военных судах, ст. 2 Закона о мировых судьях). Зако­ном о судебной системе установлено, что все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.

 

Приведенные положения Закона о судебной системе свидетельствуют о том, что установление единого правового статуса судей Российской Федерации, однако, не исключает, а, напротив, предполагает возможность некоторых различий в правовом положении судей разных судов (например, судей военных и арбитражных судов). Вот почему в Законе о статусе судей оговорено, что особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Федерации.

 

В отношении же особенностей правового положения судей Конституционного Суда Российской Федерации ст. 2 Закона о статусе судей отсылает к федеральному конституционному закону, специально посвященному этому суду. Таким образом, можно сделать вывод, что наличие единого статуса судей различных видов и звеньев судов судебной системы России отнюдь не означает полного совпадения в правовом положении всех судей, отсутствия различий по всем параметрам, образующим в совокупности правовое положение конкретного судьи конкретного суда. Поэтому представляются вполне оправданными положения ст. 12 Закона о судебной системе, которыми установлено, что особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации. Но правовое положение судьи - это не только совокупность его общих (установленных судоустройственными законами) и специальных (предусмотренных процессуальными законами) прав и обязанностей Ком­понентами, из которых складывается комплексное представление о правовом положении судьи, являются нормативные требования, которым он должен отвечать, а также процедуры отбора кандидатов в судьи того или иного суда, порядок введения кандидата в судейскую должность (выборы или назначение) и наделения его соответствующими полномочиями.

 

 

13. Понятие, содержание, основные формы и направления судебного контроля за деятельностью правоохранительных органов

К числу важнейших отличительных признаков правоохранительных органов относятся предоставление им в целях восстановления законности и правопорядка права применять меры государственного принуждения, общественного и иного воздействия. Реализация данного права связана с вторжением этих органов в сферу наиболее жизненно важных интересов как отдельной личности, так и интересов отдельных государственных учреждений, общественных, частных коммерческих и иных организаций и структур. В целях предупреждения возможного нарушения законности со стороны правоохранительных органов за их деятельностью установлена определенная система контроля и надзора. Прежде всего это касается тех органов, которые находятся на основных направлениях правоохранительной деятельности: обеспечения общественной безопасности, правопорядка, предупреждения и пресечения преступлений, а также их раскрытия и расследования.

Законодательными и иными правовыми актами установлен ряд форм контроля за деятельностью этих органов, в том числе парламентский, президентский, судебный, ведомственный.

Судебный контроль. Его осуществляет, прежде всего, Конституционный Суд Российской Федерации. Он рассматривает и разрешает на своих заседаниях дела о конституционности международных договоров, федеральных законов и иных актов органов законодательной власти, нормативных актов представительных и исполнительных органов. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный Суд РФ проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Судебный контроль осуществляют также суды общей юрисдикции путем рассмотрения и разрешения уголовных дел о преступлениях, отнесенных к компетенции соответствующих правоохранительных органов (прокуратуры, органов внутренних дел, органов безопасности), рассмотрения и разрешения гражданских дел, связанных с защитой прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций. Существует еще одна категория дел -дела об административных правонарушениях, которые могут вести различные правоохранительные органы. Реализуя полномочия по их рассмотрению, народные суды и судьи осуществляют одновременно контроль за законностью административного производства соответствующими правоохранительными органами.

И, наконец, судебный контроль осуществляется в ходе рассмотрения дел о преступлениях и иных правонарушениях, совершаемых самими сотрудниками и должностными лицами правоохранительных органов.

 

В структурах некоторых правоохранительных органов (ФСБ, ОВД, прокуратура, органы юстиции и др.) установлена и осуществляется своя система ведомственного контроля.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.