Последствия несоблюдения правил подведомственности юридических дел суду общей юрисдикции. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Последствия несоблюдения правил подведомственности юридических дел суду общей юрисдикции.

2018-01-03 551
Последствия несоблюдения правил подведомственности юридических дел суду общей юрисдикции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) Если при подаче заявления (в момент обращения заинтересованного лица в суд, т.е до возникновения производства по делу) судья обнаружит, что данное дело неподведомственно суду, то он выносит определение об отказе в принятии заявления. При этом судья указывает, в какой орган необходимо обратиться для защиты нарушенных прав (например, в арбитражный суд).

2) Если неподведомственность дела суду обнаружится в ходе подготовки дела к судебному разбирательству или в ходе судебного разбирательства (т.е. после возбуждения производства по делу), то соответственно, судья или суд выносит определение о прекращении производства по делу.

В определениях об отказе в принятии заявления и о прекращении производства по делу судья обязан указать причины отказа в принятии заявления или причины прекращения производства по делу. На эти определения могут подаваться частные жалобы и представления прокурора.

 

Подсудность. Понятие. Система судов общей юрисдикции имеет сложную внутреннюю структуру. В зависимости от их характера различают два уровня судов общей юрисдикции: федеральныйи региональный(местный) .

К федеральным судам относятся:

1. Верховный Суд РФ;

2. суды субъектов РФ, то есть верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

3. районные суды.

Федеральные суды, в свою очередь, могут быть военнымии невоенными. Военные суды приравниваются либо к районным судам (гарнизонные военные суды), либо к верховным судам республик, краевым, областным судам (окружные (флотские) военные суды).

Региональный (местный) уровень судов общей юрисдикции представлен мировыми судьями.

Кроме этого, в структуре единой судебной системы необходимо различать несколько звеньев:

1. Высшее звено- Верховный Суд РФ.

2. Среднее звено- верховные суды республик, суды краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, то есть суды субъектов РФ.

3. Низшее звено- федеральные районные суды и мировые судьи.

Таким образом, судебная система РФ включает в себя суды различных уровней и звеньев, наделенных полномочиями на рассмотрение и разрешение гражданских дел по первой инстанции.

Поэтому после разрешения вопроса о подведомственности дела суду общей юрисдикции заинтересованное лицо должно определить конкретный суд, в который следует подать исковое заявление (заявление, жалобу).

Подсудность - это институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных судам дел к ведению конкретного суда судебной системы для их рассмотрения по первой инстанции. Подсудность гражданских дел, отнесенных к ведению общих судов, регулируется правилами подсудности, установленными ГПК. Это институт гражданско-процессуального права, который устанавливает относимость гражданских дел, порядок реализации правил внутри системы судов общей юрисдикции.

Значение института подсудности проявляется, прежде всего, в том, что именно через данный институт заинтересованное лицо имеет возможность реализовать свое конституционное право на судебную защиту.

Таким образом, если подведомственность используется для разграничения юрисдикционных полномочий разных по своей юридической природе органов, то подсудность является более узким понятием, ибо используется для разграничения юрисдикционных полномочий одинаковых по своему характеру органов.

Гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями этих судов единолично или в предусмотренных федеральным законом случаях коллегиально.

Виды подсудности. Разноуровневый и многозвенный характер системы судов общей юрисдикции обусловливает необходимость разграничения юрисдикционных полномочий в двух направлениях:

1) родовая (предметная) подсудность - распределение компетенции по рассмотрению дела по первой инстанции между судами, относящимися к различным звеньям системы судов общей юрисдикции, т.е. здесь критериемразграничения юрисдикционных полномочий судов и судей выступает род, вид, категория дел;

2) территориальная (местная) подсудность - распределение компетенции по рассмотрению дела по первой инстанции между судами общей юрисдикции, относящимися к одному звену. В данном случае подсудность определяется на основе такого критерия, как место, территория.

В теории гражданского процессуального права территориальную подсудность разделяют на подвиды:

· общая территориальная подсудность — исковое заявление предъявляется по месту жительства льветчика;

· подсудность по выбору истца (альтернативная);

· исключительная подсудность;

· договорная подсудность;

· подсудность по связи дел.

 

Родовая подсудность императивно определяется законом и потому не может быть изменена соглашением сторон.

Необходимо различать две ее разновидности: вертикальную и горизонтальную.

Вертикальная родовая подсудность устанавливает правила разграничения предметных полномочий, во-первых, между судами двух уровней: федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями; во-вторых, между различными звеньями судебной системы.

Горизонтальная родовая подсудность представляет собой порядок разграничения предметных полномочий по горизонтали, т.е. между судами военной и невоенной юрисдикции, а также между судьей и судом как органами единоличной и коллегиальной компетенции.

Действующее процессуальное законодательство позволяет выделить четыре звена, составляющие систему судов общей юрисдикции:

1) мировые судьи рассматривают в качестве суда первой инстанции:

· дела о выдаче судебного приказа;

· дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

· дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей 50000 рублей;

· иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

· дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;

· дела об определении порядка пользования имуществом.

Федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела. Так, Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" устанавливает, что мировым судьям также подсудны дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП и законами субъектов РФ.

При объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска, если новые требования становятся подсудными районному суду, а другие остаются подсудными мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде;

2) районные суды. Компетенция районных судов определена по остаточному принципу: им подсудны все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции, за исключением тех, которые специальными нормами отнесены к компетенции иных судов общей юрисдикции.

Помимо гражданских дел районные суды также рассматривают дела об административных правонарушениях.

Дела, отнесенные к компетенции мировых судей, подлежат рассмотрению районными судами, если на конкретном судебном участке мировой судья не избран (не назначен);

3) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции дела:

· связанные с государственной тайной;

· об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций (за исключением конституций и уставов субъектов РФ);

· о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений;

· о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ;

· о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ;

· о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;

· об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

· о расформировании избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

· о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным мировым судьям, районным судам;

· об оспаривании решений экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и решений экзаменационных комиссий об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) экзаменационных комиссий, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена.

Федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа могут быть отнесены и другие дела.

4) Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела:

· об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства РФ;

· об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

· об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки.

· о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ;

· об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

· по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ;

· о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

· о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам, за исключением районных судов, гарнизонных военных судов.

Федеральными законами к подсудности Верховного Суда РФ могут быть отнесены и другие дела.

Военные суды представляют собой не звено, а самостоятельную вертикаль, которая функционирует параллельно с иными судами общей юрисдикции. При этом дела, отнесенные к подсудности военных судов, не могут рассматриваться иными судами общей юрисдикции.

В качестве квалифицирующих признаков предметных полномочий военных судов выступают статус субъектов спора (или дела) и характер дела. Поэтому по общему правилу военным судам подсудны дела с участием военнослужащих и органов военного управления, связанные с военной службой.

Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской Федерации" установлена трехзвенная система военных судов:

Гарнизонные военные суды.

Их компетенция определяется по остаточному принципу: указанные суды рассматривают по первой инстанции все гражданские и административные дела, за исключением дел, отнесенных к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда;


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.