Физиология полового созревания — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Физиология полового созревания

2018-01-03 1749
Физиология полового созревания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Половые железы и связанные с ними признаки пола, закладываясь во время внутриутробной жизни, формируются на протяжении всего периода детства и определяют половое развитие. В пубертатном возрасте (12-16 лет) половое раз­витие резко ускоряется и наступает физиологическая половая зрелость. Этот период называ­лся периодом полового созревания.

Физиология полового созревания мальчиков. Период полового созревания мальчиков начинается примерно в 10 лет, охватывает подростковый и юношеский возраст и носит название пубертатный (от лат. pubertas (pubertatis) - половая зре­лость). Половое созревание - это процесс роста и дифференцировки первичных половых признаков (половых желез и половых ор­ганов, с которыми ребенок рождается) и вторичных половых при­знаков, которые формируются в данный период. В пубертатный период активизируются половые гормоны мальчиков - андрогены (в том числе и тестостерон), которые сти­мулируют рост костей, усиливают развитие мускулатуры и обу­словливают изменения первичных и вторичных поло­вых признаков.

Изменение первичных половых признаков:

- пубертатное увеличение яичек начинается в 10 лет, и к 17 го­дам их размер увеличивается в среднем в 3 раза;

- увеличение размера полового члена начинается через год после начала пубертатного увеличения яичек и к 16 годам практиче­ски прекращается. Размер полового члена в покое 6-8 см, в состоянии эрекции 14-16 см. В возрасте 14 лет наблюдаются наи­большие индивидуальные различия в степени выраженности этого органа.

Пубертатное увеличение наружных половых органов у мальчиков опережает развитие вторичных половых признаков на 1 -1,5 года.

Развитие вторичных половых признаков:
- лобковое оволосение начинается в 11 лет, к 14 годам в тойили иной степени выражено у большинства мальчиков, к 17 годам, как правило, завершается. Волосы начинают расти по белой линии живота, постепенно заполняя весь лобок. По форме оволо­сение у мальчиков напоминает ромб, чем отличается от женское: типа;

-оволосение подмышечных впадин начинается в 12 лет, через год после начала лобкового оволосения;

- оволосение на лице появляется через год после появления волос в подмышечных впадинах и распространяется в следующей последовательности: верхняя губа, подбородок, щеки, шея. У некоторых подростков рост волос на губе отмечается уже в 13 лет, к 15-16 годам он выражен у всех. На подбородке волосы начинают расти в 15 лет (у 24%), к 20 годам этот признак выражен в той или иной степени почти у всех;

- изменение голоса у мальчиков (мутация) идет одновременно с пубертатным развитием гортани. При этом детский голос переходит в типично мужской. Начало процессов мутации приходится на 12 лет (10%), к 17 годам у всех подростков формирование голоса завершается, он понижается на одну октаву;

-выраженность кадыка («адамова яблока») непосредственно связана с пубертатным развитием хрящей гортани и изменением ­профиля шеи, этот признак непостоянный, подверженный значительным индивидуальным колебаниям. Так, кадык развит в 13 у 11 % мальчиков, в 16 лет у 39 %, в 17 лет у 40 %.

О половой зрелости мальчиков судят не только по появлению вторичных половых признаков, но и по появлению поллюций. Поллюциями называют произвольную эякуляцию, не связанную с половым актом и мастурбацией. Эякулят содержит сперматозоиды и секрет предстательной железы и семенных пузырьков. Физиологическая поллюция наблюдается у юношей после полового созревания, до вступления в брак, и у мужчин, лишенных привычной половой жизни, а также во время эротических сновидений. Физиологическая поллюция не меняет самочувствия мальчиков, не требует лечения и исчезает при нормальной половой жизни.

Физиология полового созревания девочек. Врачи, специализирующиеся по гинекологии детей и подростков, используют свою классификацию периодов полового созревания девочки (в отличие от международной): внутриутробное развитие, новорожденность, «нейтральный» (до 7 лет), препубертатный - от 7 лет до года появления первой менструации), пубертатный (от года появления первой менструации до 16 лет) и подростковый (от 16 до 18 лет). Современные врачи-гинекологи к периоду полового созревания девочки относят пубертатный и подростковый - от года явления первой менструации до завершения полового развития, прекращения роста тела, когда организм становится готовым к деторождению. Поэтому когда гинекологи дают рекомендации под­росткам, то имеют в виду девочек 16-18, а не 12-15 лет. Различают три стадии полового созревания. Первая стадия – препубертатная (7-10 лет), которая характеризуется скачком роста, удлиняются трубчатые кости под воздействием эстрогенов. Скачок роста у девочек начинается раньше, чем у мальчиков, и поэтому в этот период девочки, как правило, выше мальчиков. Начинают развиваться кости таза, он расширя­ется. Увеличивается подкожная жировая клетчатка как в области таза, так и на бедрах, фигура округляется.

Вторая стадия - пубертатная (11-13 лет). Продолжается уве­личение роста и массы тела. Начинают расти молочные железы, в 12-13 лет усиливается пигментация сосков и околососковых кружков. Появляются волосы на лобке. У девочек оволосение на­чинается раньше, чем у мальчиков, и отличается формой роста волос. Женский тип оволосения характеризуется горизонтальной границей и похож на треугольник с основанием по нижней грани­це живота. Через 1,5-2 года после оволосения лобка начинается оволосение подмышечной области. Увеличиваются в размере и начинают функционировать половые железы. В этой стадии на­чинается первая менструация, называемая менархе. Средний воз­раст девушек в момент наступления менархе в средней полосе России - 13 лет, физиологические отклонения сроков - от 10 до 15 лет. Появление менархе вне обозначенных сроков является одним из тревожных признаков. В этом случае необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

Третья стадия - постпубертатная (14-18 лет). Процессы фи­зиологического развития прекращаются, размеры таза прибли­жаются к размерам таза взрослой женщины. Молочные железы сформированы, околососковый кружок хорошо пигментирован Волосы на всем треугольнике лобка и половых губах густые, под­мышечная впадина вся покрыта волосами. Устанавливаются ре­гулярные месячные.

Менструацией (месячными) называется отторжение наружного функционального слоя слизистой оболочки матки под воздейст­вием половых гормонов женщины, сопровождающееся кровоте­чением. С первой менструацией (менархе) начинается фертильный, т. е. детородный, период женщины, а заканчивается он в кли­мактерическом периоде, когда менструации прекращаются.

Менструация бывает один раз в месяц. Период от первого дня наступившей менструации до первого дня последующей называ­ется менструальным циклом. Менструальный цикл продолжается чаще всего 4 недели, или 28 дней, или 1 лунный месяц. У некото­рых женщин он может быть на несколько дней дольше или мень­ше этого срока и в норме колеблется от 25 до 30 дней. Менстру­альные выделения продолжаются в среднем 5 дней и могут коле­баться от 3 до 7 дней.

Лишь у 80 % девочек менструальные циклы сразу становятся регулярными. Иногда первые приходы месячных характеризуются большими и неодинаковыми интервалами: от 1,5 до 2 месяцев Такая неравномерность в норме не должна превышать 6 месяце; т. е. в первые полгода от менархе продолжительность менстру­ального цикла может быть 25, 28 или 30 дней, а выделения продолжаться 3-5-7 дней. Регулярными месячные считаются только при условии, если между ними всегда один и тот же интервал (не имеет значения, 28 или 30 дней) и они имеют одинаковую продолжительность. Если в течение 6 месяцев не устанавливается регулярный менструальный цикл, если менструация отсутствовала в это время 3 и более месяцев, то необходимо обратиться к врачу. Считается, что полностью эта система вызревает в течение 5 лет после менархе. И если в течение этого пятилетия не было cepьезных сбоев и осложнений в работе системы, то, скорее всего, предстоящие беременности и роды будут проходить без осложнений. Поэтому половую зрелость врачи связывают не только с развитием вторичных половых признаков, появлением менархе, способ­ностью к зачатию, а главным образом со способностью выносить, родить и воспитать здорового ребенка без ущерба для его здоровья и здоровья самой женщины. Вот почему так опасны половые связи, беременность, а тем более аборт в подростковом возрасте и в течение 5 лет после появления первых месячных.

С первой же менструации девочку необходимо обучить вести менструальный календарь, это должно стать элементом культуры. Самым простым вариантом менструального календаря может стать настольный календарь, где ежемесячно подчеркиваются дни начала и конца менструального кровотечения, и так из месяца в месяц, из года в год. Более сложный вариант календаря - когда дни менструации регистрируются в специальном блокноте, где отме­чается не только длительность выделений, но и их интенсивность. Анализ менструального календаря позволяет выявить регулярность менструальных циклов, длительность коротких и длинных циклов за год, их закономерность, а также длительность и их соответствие нормам.

Девочкам необходимо обратиться к врачу

· при отсутствии менструации в течение двух месяцев;

· при сокращении менструального до 20 дней и менее;

· при нарушении продолжительности менструации (менее 3 и более 8 дней);

· при болезненных и обильных менструациях.

В период полового созревания в организме происходит глубокая перестройка. Изме­няются взаимоотношения эндокринных желез, и, прежде всего, гипоталамо-гипофизарной системы с другими железами. Активизируются структуры гипоталамуса, нейросекреты которых стимулируют выделение соматотропных гормонов гипофиза. Под их влиянием усиливается рост тела в длину, стимулируется деятельность щитовидной железы, надпочечников, поло­вых желез.

Сложные процессы, протекающие в детском организме в переходный период, нельзя объяснять только изменениями, происходящими в половых органах. Перестраивается весь организм: он быстро развивается, усиленно работают внутренние органы, меняется психика подростка. Эти изменения происходят неравномерно: одни процессы опережают другие, временно нарушается гармония во внешнем облике, в деятельности внутренних органов, в настроении, поведении. Конечности растут быстрее туловища, движения становятся угловатыми, неуклюжими. Происходит это из-за нарушения координационных отношений в центральной нервной системе. Подростки сознают эту неуклюжесть, сосредоточивают на этом внимание, отчего кажутся еще более неловки­ми. Вместе с этим возрастает мышечная сила, особенно к концу полового созревания: от 15 лет масса мышц увеличивается на 12 %. Рост мышечной силы у мальчиков приводит к потребности упражнять ее. Очень важно направить эту энергию на полезную работу.

За интенсивным ростом костей и мышц у подростков не всегда поспевает рост внутренних органов — сердца, легких, желудочно-кишечного тракта. Кровеносные сосуды отстают в росте от скелета и сердца, вследствие чего уменьшается их относительный просвет. Это нередко вызывает повышение кровяного давления (юношеская гипертония) и затрудняет, прежде всего, работу самого сердца. В то же время бурная перестройка всего организма, происходящая в период полового созревания, предъявляет, в свою очередь, повышенные требования к сердцу. А недостаточная работа сердца («юношеское сердце») приводит нередко к головокружениям, посинению и похолоданию конечностей. Отсюда головные боли, быстрая утомляемость, периодические приступы вялости; нередко у подростков наблюдается обморочное состояние из-за спазмов мозговых сосудов. С завершением полового созревания эти нарушения обычно бесследно исчезают.

В период полового созревания большую роль играет физическое развитие организма подростка. Необходимо разнообразное, достаточное питание с нормальным количеством белков и витаминов, а также оптимальная физическая активность. С началом полового созревания ко всем трудностям подросткового возраста добавляется еще проблема полового воспитания (см. Ч.2).

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.