Экономика организаций (предприятий) — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Экономика организаций (предприятий)

2018-01-03 132
Экономика организаций (предприятий) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИВЭСЭП

 

НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»


ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

направление: 080500.62 (521500) – Менеджмент

специальность: 080507.65 (106100) – Менеджмент организации

080102.65 (060600) – Мировая экономика

080109.65 (060500) – Бухгалтерский учёт, анализ и аудит

080105.65 (060400) – Финансы и кредит

Санкт-Петербург

ББК 65.290

Э 40 Экономика предприятия (организаций): учебно-методический комплекс / авт. – сост. А.Б. Смирнов, А.Н. Морозов. – СПб.: ИВЭСЭП, 2011. – 69 с.

Утвержден на заседании кафедры Экономики и менеджмента,
протокол №6 от 02.02.2011 г.

Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом,
протокол № 3 от 24.02.2011 г.

Авторы-составители

кандидат экономических наук, доцент

А. Б. Смирнов;

А. Н. Морозов

Рецензент

доктор экономических наук, профессор

А. Б. Крутик;

доктор экономических наук, профессор

А. И. Цапуг

Ответственная за выпуск

Н. А. Фролова

 

 

© А.Б. Смирнов, А.Н. Морозов, 2011

© СПбИВЭСЭП, 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предприятие представляет собой сложную открытую экономическую систему, нередко имеющую на входе десятки и сотни входных параметров (многие виды сырья, материалов, топлива и энергии, информации), а на выходе – разнообразные виды продукции (товаров и услуг). Сама система состоит из технологически сопряженных машин, оборудования, производственных площадей, зданий, а также работников разнообразных профессий. Одновременно с движением материальных средств производства и продукции осуществляются финансовые потоки денежных средств. Особенностью современного предприятия является все возрастающая сложность снабженческо-сбытовых связей. В силу этих обстоятельств, процесс управления предприятием, даже малым и средним, чрезвычайно сложен.

Управление предприятием направлено на синхронизацию сложных процессов взаимодействия факторов производства и обеспечение их эффективной трансформации в готовую продукцию с учетом требований рынка и ограничений внешней среды. При этом цель управления состоит в повышении эффективности производства, т.е. в максимизации отношения результатов производства к производственным затратам.

Главное в управлении предприятием – это повышение экономической эффективности производства: увеличение отдачи с единицы ресурсов – производственных площадей, мощностей, от персонала.

Учебный курс «Экономика организаций (предприятий)» является федеральным компонентом общепрофессиональных дисциплин и профилирующим курсом в профессиональной подготовке студентов. Он должен предшествовать специализированным экономическим дисциплинам: маркетинг, менеджмент, логистика, экономика труда и другим, с целью системного изучения механизма управления.

Основная цель преподавания настоящей дисциплины состоит в формировании у обучающихся самостоятельного экономического мышления и получения ими системы знаний о создании и функционировании предприятия в современной экономической ситуации. Кроме того, в рамках данной дисциплины, проводится обучение студентов совокупности методов, необходимых для успешного создания и функционирования предприятия, как коммерческой структуры экономики РФ, вплоть до ликвидации.

Учебная дисциплина рассматривает стратегические задачи создания и развития российского бизнеса и создания условий для безубыточного функционирования предприятий.

Задачи курса состоят в обучении студентов и освоении ими знаний:

· обеспечения предприятия необходимыми ресурсами;

· планирования и организации экономической деятельности предприятия;

· механизма управления и моделирования производственных и социально-экономических процессов;

· поддержания производственного процесса в заданном режиме с учетом обеспечения пропорциональности, ритмичности, непрерывности и доходности, включая все его составляющие подразделения и элементы от снабжения до реализации продукции, работ и услуг предприятия.

Знания и навыки студентов формируются в процессе лекционных, семинарских, практических и самостоятельных занятий. Во всех темах изучаются нормативные и законодательные акты, формирующие правовую и экономическую основу функционирования предприятия.

Программа рассчитана на студентов всех форм обучения. Разница проявляется в количестве аудиторных учебных часов. Для студентов очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения их число значительно меньше, но этот недостаток аудиторных занятий должен компенсироваться самостоятельной работой, в том числе и написанием письменных контрольных работ и рефератов. Предусматривается выполнение курсового проекта, что позволит получить и закрепить первые деловые навыки самостоятельного участия в работе с экономикой предприятия в ситуации, максимально приближенной к реальной практике. Формой контроля по результатам изучения данной дисциплины является экзамен.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Наименование темы Количество аудиторных часов
лекции семинары всего
1. Предприятие, его организационно- правовые формы      
2. Товарная политика предприятия в условиях рынка      
3. Производственная и организационная структуры предприятия      
4. Основы планирования деятельности предприятия      
5. Производственная программа предприятия и производственная мощность      
6. Экономические ресурсы предприятия      
7. Инновационная деятельность предприятия. Организация подготовки производства      
8. Инвестиционная политика предприятия      
9. Производственный процесс и основы его организации      
10. Организация вспомогательных и обслуживающих процессов предприятия      
11. Себестоимость и цена продукции предприятия      
12. Формирование финансовых результатов деятельности предприятия      
ИТОГО      

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Предприятие, его организационно-правовые формы

Классификация хозяйствующих субъектов по видам деятельности и формам собственности. Предприятие: понятие, сущность и экономические основы функционирования. Статус юридического лица, права и обязанности, ответственность. Организационно-правовые формы предприятий.

Объединение предприятий. Принципы создания и основные виды объединений.

Предприятие как субъект предпринимательской деятельности. Виды предпринимательской деятельности. Особенности предпринимательства в России.

Основным вопросом данной темы является создание предприятий, порядок образования, сущность и экономические основы его функционирования.

Студентам необходимо хорошо разбираться в классификации хозяйствующих субъектов по видам деятельности и формам собственности. Хорошо видеть особенности, отличие, преимущества и недостатки различных видов предприятий.

Наиболее сложным и актуальным вопросом темы являются: организационно-правовые формы предприятий, в частности определении статуса юридического лица, прав, обязанностей и ответственности.

При изучении данной темы студенты должны знать новые организационные формы объединений, цели создания, эффективность функционирования.

Так как предпринимательство является неотъемлемой частью хозяйственной деятельности предприятия, студентам необходимо углубленно разобраться в содержании предпринимательства в сфере производства, формах и видах предпринимательской деятельности.

Предприятие (фирма, организация) – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном действующим законодательством, и производящий продукцию, товары, выполняющий работы, оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Юридическими лицами могут быть организации, деятельность которых направлена на получение прибыли, т.е. коммерческие организации (хозяйственные товарищества, общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия), и организации, не имеющие в качестве конечной цели извлечение прибыли, т.е. некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные, религиозные организации, благотворительные и иные фонды). Допускается создание объединений, союзов коммерческих и некоммерческих организаций.

Виды и формы собственности, в рамках которых функционирует предприятие, характер отношений собственности являются характерными признаками экономической системы.

Статья 212 ГК РФ определяет следующие формы собственности: частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Предприятия различных хозяйственно-правовых форм могут создавать объединения для совместного решения определенных задач, достижения конкретных целей.

Крупномасштабному бизнесу свойственны формы организаций, в основе которых лежит объединение предприятий, фирм в совокупные структуры. Это собирательные ассоциативные формы.

К наиболее распространенным типам ассоциативных организационных структур относятся: картель, консорциум, концерн, корпорация, синдикат, трест, финансово-промышленная группа (ФПГ), холдинг компания (ХК).

При этом предприятия, входящие в состав объединения, сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Руководящие органы объединений не обладают распорядительной властью в отношении предприятий, входящих в объединение, и выполняют свои функции на основании договора с предприятиями.

Предпринимательство – неотъемлемая часть хозяйственной деятельности руководителей и специалистов предприятий, коммерческих и финансовых организаций. Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Поведение людей выходит за рамки обыденных схем, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением и т. д.).

Предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – это человек, который затрачивает на это все силы, берет на себя весь риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательская деятельность – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Любая экономическая дёятёльность связана с типовыми фазами воспроизводственного цикла (производство Þ обмен Þ распределение Þ потребление), поэтому выделяют такие виды предпринимательской деятельности, как производственная, коммерческая, финансовая.

Тема 2. Товарная политика предприятия в условиях рынка

Предприятие как агент рыночной экономики. Рынок. Принципы рыночной экономики. Модели поведения предприятия в условиях рынка и стратегия выживания. Экономическая среда функционирования предприятия.

Формирование спроса и предложения товарного производства. Эластичность спроса и предложения. Товарная политика предприятия. Основы конкурентоспособности товара и производства. Рыночная конкуренция.

При изучении данной темы студентам необходимо уяснить смысл, суть, содержание рынка и рассмотреть принципы рыночной экономики и ее структуру.

Рынок – это вся система многообразных экономических отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

Изучение структуры рынка позволяет решить двуединую задачу.

Рынок является особым экономическим механизмом, который через конкуренцию способствует рациональному распределению ресурсов, влияет на объем и структуру производства, заставляет потребителя выбирать рациональную систему потребления и, в конечном итоге, оздоравливает экономику России, освобождая ее от убыточных, неконкурентоспособных предприятий.

Студенты должны хорошо понимать, что трансформация экономической системы коренным образом изменила условия хозяйственной деятельности предприятий, повлияла на механизмы и мотивацию принимаемых ими решений.

Выбор целей и типов стратегии развития предприятия во многом зависит от состояния среды функционирования предприятия (внешней и внутренней).

Под экономической средой функционирования предприятия понимается совокупность ряда условий юридического, финансово-экономического, организационного характера:

· правовое поле работы субъекта;

· экономическая политика государства;

· состояние конкурентной среды;

· условия поставки сырья, материалов;

· наличие посредничества и др.

Внутренняя среда (микросреда) призвана включать факторы, имеющие непосредственное отношение к предприятию и его возможностям по производству и реализации продукции.

Внутренняя среда предприятия – это люди, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является продукция (работа, услуги).

Внешняя среда предприятия включает общее (макроэкономическое) состояние экономики, сырьевую базу, внутриполитические и демографические факторы, социально-экономическую среду, мировую экономику и международные отношения, экологическую обстановку и, самое главное, поведение конкурентов.

Разумеется, изолированных от внешнего мира предприятий не существует. Внешняя среда, которая непосредственно определяет эффективность и целесообразность работы предприятия – это, прежде всего, потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а также государственные органы и население, живущее в окрестностях предприятия.

Ранее изучаемый курс «Экономической теории» позволит студентам свободно разобраться в товарной политике предприятия, в частности в формировании спроса и предложения товарного производства на основе определения эластичности спроса и оценки конкурентоспособности товара и производства.

В условиях рыночных отношений объем реализации продукции во многом зависит от ее конкурентоспособности, а следовательно, требуется постоянная оценка товара с позиции ее соответствия требованиям рынка и экономической целесообразности производства. Выполнение этих требований отражается в товарной политике предприятия.

Для обеспечения высокой достоверности оценки уровня конкурентоспособности товара вся промышленная продукция подразделяется на группы. Каждая группа товаров характеризуется определенными технико-экономическими показателями и организационно-технологическим уровнем производства. Для оценки конкурентоспособности товара решаются следующие задачи:

· определение номенклатуры готовой продукции исходя из возможностей действующих производственных мощностей;

· установление конкурентов-производителей аналогичной продукции, входящей в номенклатуру продукции действующего предприятия;

· определение технико-экономических показателей для установления конкурентоспособности товара и выбор методики их оценки;

· определение номенклатуры продукции с позиции интересов потребителя и производителя, а также по уровню конкурентоспособности для включения в план производства, снятия с производства и перехода на новую продукцию.

Тема 3. Производственная и о рганизационная структура предприятия

Общая и производственная структура предприятия. Понятия, определяющие факторы. Производственная структура предприятия. Классификация цехов и участков. Виды производственных структур, принципы их построения (технологическая, предметная, смешанная), их сравнительная характеристика. Анализ и оценка производственных структур. Выбор вариантов производственной структуры.

Структура аппарата управления. Понятие, принципы и факторы формирования управленческих структур. Типы структур управления предприятием: линейная, функциональная, линейно – функциональная, штабная, матричная. Сферы использования. Новые структуры управления в условиях рынка. Адаптивные структуры управления, особенности и области применения. Тенденции эволюции организационных структур предприятия.

При изучении данной темы студенты должны знать, что необходимым условием эффективной деятельности предприятия является рациональное построение организационной, производственной и управленческой структур, которые формируются на основе разделения и кооперации труда.

Различают общую и производственную структуру предприятия.

Общая структура предприятия включает производственные подразделения, различные общезаводские службы и хозяйства, организации по управлению предприятием и обслуживанию работников, в том числе связанные с культурно-бытовым обслуживанием работников (ЖКХ, столовые, поликлиники, детские сады и т. п.).

Под производственной структурой предприятия понимается состав образующих его участков, цехов и служб, формы их взаимосвязи в процессе производства продукции. Главными элементами производственной структуры предприятия считаются рабочие места, участки и цехи.

«Структура управления организацией», или «организационная структура управления» (ОСУ) – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия.

Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.

Важный фактор формирования управленческих структур – уровень развития на предприятии информационной технологии.

В современной теории менеджмента выделяются два типа управления организациями: бюрократический и органический. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития.

Главные понятия бюрократического типа структуры управления – рациональность, ответственность и иерархичность.

Второй – органический тип структур управления имеет сравнительно недолгую историю и возник как антипод бюрократической организации, модель которой перестала удовлетворять многие предприятия, испытывающие необходимость в более гибких и адаптированных структурах.

В определении органического типа структуры следует отметить такие ее принципиальные отличия от традиционной бюрократической иерархии, как более высокая гибкость, меньшая связанность правилами и нормами, использование в качестве базы групповой (бригадной) организации труда.

Необходимо отметить, что органический тип структуры управления находится лишь в начальной фазе своего развития, и в «чистом» виде его используют пока немногие организации. Но элементы этого подхода к структуре управления получили довольно широкое распространение, особенно в тех компаниях, которые стремятся приспособиться к динамично меняющейся среде.

Многообразие функциональных связей и возможных способов их распределения между подразделениями и работниками определяет разнообразие возможных видов организационных структур управления производством. Все эти виды сводятся в основном к четырем типам организационных структур: линейным, функциональным, дивизиональным и адаптивным.

Линейная, линейно-функциональная и дивизиональная структуры относятся к категории бюрократических и относительно стабильны во времени.

Адаптивные, или органические, структуры управления обеспечивают быструю реакцию предприятия на изменения внешней среды, способствуют внедрению новых производственных технологий.

Экспериментирование с разработкой и введением новых структур управления стало характерной чертой последнего десятилетия XX в. В ходе этих экспериментов нередко используются самые разнообразные комбинации известных видов и типов структур, приспосабливаемых организациями к конкретным условиям их функционирования. Но все же главная тенденция состоит в том, что каждая последующая структура становится более простой и гибкой по сравнению с ранее действовавшими.

Тема 4. Основы планирования деятельности предприятия

Основные виды планирования, организация и методы планирования. Стратегическое, перспективное, текущее, оперативное планирование. Бизнес-план предприятия, его цель и задачи разработки.

Внутрифирменное оперативно-производственное планирование (ОПП). Место ОПП в общей системе внутрипроизводственного планирования. Функции и системы ОПП, их классификация и сферы применения. Межцеховое и внутрицеховое оперативное планирование. Диспетчирование производства.

В ходе изучения рассматриваемой темы студенты должны уяснить, что содержание планирования – это формирование управленческих решений. В процессе планирования участвуют все управленческие звенья предприятия. При этом должна быть достигнута скоординированность их будущей деятельности, направленная на достижение целей предприятия. В этом состоит назначение планирования.

Планирование на предприятии представляет собой непрерывный процесс, в ходе которого необходимо постоянно корректировать планы подразделений и осуществлять их координацию.

Формирование стратегических и текущих целей предприятия, разработка ее политики, конкретизация ожидаемых результатов, расчет предполагаемых значений основных технико-экономических показателей составляют процесс планирования предприятия (организации).

В соответствии с временными горизонтами планирования различают долгосрочное (стратегическое), среднесрочное (перспективное) и краткосрочное (текущее) планирование.

Стратегия предприятия определяет, какие товары и услуги будет производить предприятие, взаимоотношения предприятия с поставщиками, потребителями и конкурентами, а также внутрифирменные нормативы, регламентирующие систему управления предприятием в прогнозируемой перспективе.

Основополагающие решения относительно стратегической ориентации предприятия разрабатываются на высшем корпоративном уровне руководства, основываясь на анализе и прогнозе отраслевой ориентации производства и сбыта, изменений в динамике и структуре рыночного спроса и носят самый общий характер. Конкретизация стратегического выбора осуществляется на среднем уровне руководства в рамках формирования функциональных стратегий.

В рыночной экономике предприятия разрабатывают следующие функциональные стратегии:

· стратегия маркетинга;

· финансовая стратегия;

· инновационная стратегия;

· стратегия производства;

· социальная стратегия;

· стратегия организационных изменений;

· экологическая стратегия.

Стратегия предприятия конкретизируется в перспективных и текущих планах.

Оперативно-производственное планирование является завершающим этапом планирования на производственном предприятии. Оно конкретизирует и детализирует производственную программу, обеспечивает своевременное доведение до подразделений плановых заданий, а также выполняет координирующую функцию, обеспечивая слаженную работу всех подразделений предприятия. Главной целью оперативно-производственного планирования является обеспечение равномерного бесперебойного производства продукции в заданных количествах и в установленные сроки при соответствии выпускаемых изделий стандартам качества продукции и при оптимальном использовании производственных мощностей.

Оперативное планирование на предприятиях осуществляется на двух уровнях: на заводском и цеховом.

На заводском уровне осуществляется межцеховое оперативное планирование, целью которого является установление квартальных, месячных и декадных (или недельных) оперативных заданий для отдельных подразделений предприятия, разработка календарно-плановых нормативов и учет выполнения оперативных заданий подразделениями.

На цеховом уровне осуществляется внутрицеховое планирование, цель которого заключается в разработке плановых заданий для отдельных участков, бригад, рабочих мест.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования предприятия, показывает, каким образом его руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы.

Хорошо разработанный бизнес-план помогает предприятию расти, завоевывать новые позиции на рынке, где оно функционирует, составлять перспективные планы своего развития.

Бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития предприятия. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития предприятия, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям.

Бизнес-план является не только внутренним документом предприятия, но и может быть использован для привлечения инвесторов. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в тщательности проработки проекта и осведомлены о его эффективности.

Тема 5. Производственная программа предприятия
и производственная мощность

Производственная программа предприятия: понятие, структура, основные факторы. Этапы формирования производственной программы в условиях рынка. Государственный заказ и хозяйственный договор в формировании производственной программы. Портфель заказов. Показатели производственной программы предприятия: натуральные, трудовые, стоимостные. Сферы их использования. Нормирование незавершенного производства. Производственная программа цехов.

Понятие и определение производственной мощности: взаимосвязь с производственной программой. Факторы, влияющие на величину производственной мощности. Методы определения величины производственной мощности, показатели их использования.

При изучении раздела формирования производственной программы предприятия студенты должны знать, что производственная программа – это один из разделов бизнес-плана предприятия, в котором содержаться планируемые объемы производства.

Основанием для формирования производственной программы является перспективный план выпуска продукции, разрабатываемый по результатам изучения конъюнктуры рынка и сбыта изделий в соответствии с профилированием предприятия, его подразделений и их развитием. Такой подход подразумевает выяснение растущих потребностей населения или организаций – потребителей в выпускаемой продукции.

Разработка производственной программы начинается с определения номенклатуры изделий. Номенклатура характеризует укрупненные виды производственных изделий.

От объемов производственной программы, ее структуры зависит эффективность и конкурентоспособность всего предприятия, так как производственная программа составляет основу хозяйственной деятельности субъекта с любой хозяйственно – правовой структурой.

Структура производственной программы позволяет предприятию определить количество необходимых экономических ресурсов, зарезервировать мощности, придать производству планомерный характер.

Производственная программа разрабатывается в целом по предприятию и по основным цехам с разбивкой по месяцам, кварталам, а при необходимости, определяемой содержанием договоров с заказчиками, с установлением конкретных сроков выполнения заказов.

При разработке производственной программы большое значение имеет правильный выбор способа выражения и единицы измерения заданного объема работ. Для этих целей используются натуральные, трудовые и стоимостные измерители.

Обобщающим показателем производственной программы предприятия является объем продаж или реализованная продукция. Первый термин применяется в мировой практике, второй – в отечественной.

Незавершенное производство представляет собой стоимость незаконченной изготовлением продукции на всех стадиях производственного процесса – от первой технологической операции и до приемки готового продукта службой технического контроля предприятия. Образование незавершенного производства необходимо для организации непрерывного движения изделия по технологическим операциям. В состав незавершенного производства включаются заготовки, детали и сборочные единицы.

Размеры незавершенного производства зависят от длительности производственного цикла, объема производства продукции, характера нарастания затрат, технологии изготовления изделий.

Производственная мощность предприятия – это максимально возможный выпуск продукции (выполнение работ, оказание услуг) за единицу времени в натуральном (или условно-натуральном) выражении в установленных производственной программой номенклатуре и ассортименте при полном использовании производственного оборудования, применении передовой технологии, современной организации производства и труда, обеспечении высокого качества продукции.

Производственная мощность подразделяется на: проектную, входную, выходную, среднегодовую.

Среднегодовая производственная мощность служит основой для расчета производственной программы.

Уровень использования производственной мощности измеряется рядом показателей. Основным из них является:

1. Коэффициент использования производственной мощности ();

2. Коэффициент загрузки оборудования ();

3. Коэффициент сменности ();

4. Коэффициент пропорциональности мощностей.

По данным расчетов производственных мощностей составляются отчетные и плановые балансы производственных мощностей.

Тема 6. Экономические ресурсы предприятия

Капитал предприятия: собственный, привлеченный, заёмный, уставный, основной и оборотный.

Имущество предприятия: понятие, виды и состав. Способы формирования имущества предприятия.

Основные средства и фонды предприятия: состав и структура, виды оценки. Переоценка основных фондов в условиях инфляции. Износ основных фондов, методы определения износа. Амортизация основных фондов. Лизинг.

Оборотные средства предприятия: понятие, состав и классификация. Определение потребности предприятия в оборотных средствах. Показатели эффективности использования оборотных средств.

Трудовые ресурсы предприятия. Состав и структура кадров. Организация и нормирование труда. Производительность труда и её влияние на финансовые результаты деятельности предприятия. Оплата труда работников предприятия. Тарифная система. Формы и системы оплаты труда. Формирование средств на оплату труда. Методы стимулирования работников в условиях рыночной экономики. Рынок труда.

Основным вопросом данной темы является рассмотрение ресурсной политики предприятия, ее элементов и способов их формирования.

Студентам необходимо владеть основными понятиями и методами определения всех видов ресурсов предприятия.

Ресурсы – это факторы, используемые для производства экономических благ. Экономические ресурсы – это все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.

Ресурсы предприятия подразделяются на:

· материальные ресурсы – земля (сырьевые материалы) и капитал (инвестиционные ресурсы);

· людские ресурсы – труд и предпринимательская деятельность.

Капитал предприятия можно рассматривать с нескольких точек зрения. Прежде всего, целесообразно различать капитал реальный, т.е. существующий в форме средств производства, и капитал денежный, т.е. существующий в форме денег и используемый для приобретения средств производства, как совокупность источников средств для обеспечения хозяйственной деятельности предприятия.

Средства, обеспечивающие деятельность предприятия обычно делятся на собственные и заемные.

Капитал в материально-вещественном воплощении подразделяется на основной и оборотный капитал.

Имущество предприятия – это совокупность материальных, финансовых и нематериальных активов, принадлежащих предприятию и предназначенных для осуществления его деятельности.

В состав материальных активов входят: земельные участки, здания, сооружения, машины, оборудование, сырье, материалы, полуфабрикаты, готовая продукция.

К финансовым активам относятся: кассовая наличность, депозиты в банках, вклады, чеки, расчетные документы в пути, страховые полисы, вложения в государственные или частные ценные бумаги, потребительский кредит, паи и долевые вклады в другие предприятия.

Нематериальные активы включают: патенты на изобретения, товарные марки и знаки, фирменные наименования, репутацию предприятия, пакеты документов, ноу-хау и иные виды интеллектуальной собственности, авторские права на пользование ресурсами.

Основные фонды являются значимой составной частью имущества предприятия и его внеоборотных активов.

К ним относятся средства труда со сроком службы более одного года и стоимостью более 10 т.р. за единицу.

В соответствии с их назначением в производственном процессе основные фонды подразделяются на ряд групп и подгрупп.

Основные производственные фонды могут оцениваться и учитываться в стоимостном и натуральном выражении.

Существует несколько видов оценки:

1) первоначальная стоимость;

2) восстановительная стоимость;

3) остаточная стоимость.

Фонды изнашиваются. В результате этого происходит утрата потреб


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.