Тема 4. Философия Нового времени: проблема метода. Философия эпохи Просвещения. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тема 4. Философия Нового времени: проблема метода. Философия эпохи Просвещения.

2018-01-03 2487
Тема 4. Философия Нового времени: проблема метода. Философия эпохи Просвещения. 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Культурно-исторические и социально-политические факторы формирования философии Нового времени. Новая философская проблематика. Метод научного познания. Ф. Бэкон и формирование метафизического материализма в философской системе Т. Гоббса.

Проблема субстанции в философии Рене Декарта, Спинозы и Лейбница; Эволюционное развитие эпикуреизма от материализма к субъективному идеализму: Дж. Локк, Беркли, Д. Юм.

Социальные и культурно-исторические предпосылки эпохи Просвещения. Трактовка человека и общественно-правового идеала; Концепция природы французских материалистов ХYIII в. века и ее метафизическая ограниченность. Учение о познании (гносеология). Мораль и религия в концепции идеологов французского Просвещения.

Вопросы:

1.Развитие философии в эпоху Нового времени. Новая философская проблематика.

2. Проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Г.Лейбниц, Спиноза). Сенсуализм Дж.Локка. Агностицизм Д. Беркли, Д.Юма.

3. Философия эпохи Просвещения. Особенности французского материализма (Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри). Концепция природы, трактовка человека и общественно-правового идеала.

Ключевые понятия: индукция, дедукция, метафизика, индуктивный метод, пространство, время, движение, опыт, монизм (монистический) научный метод, теория, познание; сенсуализм, рационализм, агностицизм, Просвещение, французский материализм, общественно-правовой идеал, природа, свобода, мораль.

Персоналии: Ф. Бэкон, Т.Гоббс, Декарт (Кортезий), Спиноза, Лейбниц, Дж. Локк, Беркли, Д.Юм; Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри.

 

1. Развитие философии в эпоху Нового времени. Новая философская проблематика.

Подъем в развитии философии Нового времени XVII века был связан с общим подъемом экономической и социально-политической жизни и, прежде всего, с буржуазными революциями. Разрушая феодальные отношения, капитализм ставил человека в условия жизненной борьбы, в которой человек мог полагаться только на свои силы, разум и волю. Изменения в общественном производстве повлекли за собой изменения в общественной жизни и массовом сознании. Социально-политические процессы нашли отражение в развитии философии. Одна из особенностей философии Нового времени – взаимосвязь философии с наукой, философия опирается на научные исследовании я, а не на догматы религии. Другая особенность – философский материализм носил механистический характер, т.к. самой развитой наукой была механика.

 

2. Проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Г.Лейбниц, Спиноза). Сенсуализм Дж.Локка. Агностицизм Д. Беркли, Д.Юма.

 

Основная проблема философии Нового времени – проблема метода, методологии исследования: эмпиризм и рационализм, методы индукции и дедукции. Методология эмпиризма начинается с Фрэнсиса Бэкона. Как и многие другие представители гуманистической культуры, Ф. Бэкон использует концепцию двух истин для разграничения философии и религии. Они, прежде всего, по его мнению, разграничиваются по предмету исследования. Предмет религии – сфера моральных поступков человека, а предмет науки – исследование природы. Религию нельзя смешивать с наукой, ибо вмешательство науки в религию приводит к неверию, а вмешательство религии в науку – к фантастическим домыслам и суеверию. Обеспечив, таким образом, независимость философии и религии, Бэкон стремится разработать такую систему философии, которая приносила бы практическую пользу и увеличивала бы власть человека над природой.

Джон Локк обосновал сенсуалистское учение о происхождении понятий и идей из ощущений и восприятий. В своем основном произведении «Опыт о человеческом разуме» Локк разработал учение об опыте, посредством которого Локк объясняет происхождение знания. Подвергнув критике теорию врожденных идей картезианцев и кембриджских платоников, Локк утверждал, что нет ничего в мыслях, чего не было бы в чувствах. Таким образом, он пришел к выводу об опытной природе знания. Разрабатывая учение об опытном происхождении знания, Локк видел источник внешнего опыта в объективном мире:

Большую роль для развития философии сыграли произведения Рене Декарта (Кортезия, отсюда – картезианство, картезианская методология). Среди философских вопросов, разрабатывавшихся Декартом, были вопросы, связанные с выяснением целей и методов познания. Как и Ф.Бэкон, цель познания Декарт видел, во-первых, в увеличении господства человека над силами природы; во-вторых, в открытии и усовершенствовании технических средств; в-третьих, в познании причин природных явлений; в-четвертых, в усовершенствовании природы самого человека.

Исходным пунктом гносеологических воззрений Декарта является сомнение в достоверности и истинности общепризнанных знаний. Но сомнение – один из актов мышления. Раз я сомневаюсь, следовательно, я мыслю. Но мыслить я могу только в том случае, если существую. В результате этих рассуждений Декарт делает вывод: «Я мыслю, следовательно, я существую». Факт реального существования у Декарта подтверждается фактом мышления.

Из тезиса «я мыслю, следовательно, я существую» Р. Декарт сделал вывод о существовании двух субстанций – материальной (телесной, протяженной) и духовной (мыслящей). Такая философская установка получила название дуализма. Сопряженность этих двух субстанций объяснялась наличием Бога.

В учении о познании Декарт был представителем рационализма. Он считал истины математики достоверными и обладающими всеобщностью. Поэтому Декарт отвел исключительную роль в процессе познания дедукции.

Декартовский дуализм материальной и духовной субстанции был преодолен Бенедиктом Спинозой. В своих философских исследованиях Спиноза опирался на механико-материалистическую методологию, которую считал единственно научной. На основе этой методологии Спиноза пытался понять «первопричину происхождения всех вещей». Природу он понимал как единую и единственную, вечную и бесконечную субстанцию, являющуюся причиной самой себя.

 

3. Философия эпохи Просвещения. Особенности французского материализма (Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри). Концепция природы, трактовка человека и общественно-правового идеала.

Философия в ХYIII в. во Франции развивалась как важнейший элемент Просвещения. Под Просвещением понимается прогрессивная идеология периода становления капитализма. Идеология Просвещения имела свое философское обоснование, которое именуется философией Просвещения. Философской основой французского Просвещения, идеологически подготовившего Великую французскую буржуазную революцию, был материализм. В развитии французского материализма можно выделить две формы: 1) деистический материализм (представители – Вольтер, Монтескье, Руссо, Тюрго, Кондорсе); 2) атеистический материализм (М. Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах).

Для французских просветителей, идеологически подготовивших Великую французскую буржуазную революцию, основой человеческого разума выступала природа. Под природой они понимали совокупность движущихся атомов, из которых образуются вещи. Взаимодействие атомов происходит по законам необходимости, случайность – это следствие нашего незнания. По своей природе все люди равны и имеют одинаковое право на счастье.

Французские просветители считали, что миром правят идеи, взгляды и мнения. Поэтому они стремились воздействовать на общество, изменив массовое сознание путем распространения образования и ликвидации невежества.

Немецкая философия эпохи Просвещения развивалась параллельно с немецкой классической философией, которая возникла и развивалась в тот же хронологический период.

Представителем идеалистического направления в философии немецкого Просвещения был Готфрид Вильгельм Лейбниц, который в своей философии, как и другие мыслители Нового времени, стремился раскрыть сущность бытия в форме учения о субстанции, которую он называл монадой. Лейбниц различал: 1) мир умопостигаемый или мир истинно сущего (метафизическая реальность), 2) чувственно данный или физический мир (феноменальная реальность).

В области теории познания Лейбниц стремился сочетать рационализм и эмпиризм. Он исходил из того, что всякое суждение по своей природе является аналитическим. В качестве критерия истины он выдвигал закон противоречия. По Лейбницу истины бывают двух родов: истины разума и истины факта.

Проблемные вопросы:

1. Каковы особенности развития философии в эпоху Нового времени. Какова новая философская проблематика.

2. В чем состоит проблема метода в философии Нового времени:

3. Дайте характеристику эмпиризма и рационализма как ведущих философских направлений (на примере философских систем Ф.Бэкоан, Р.Декарта, Г.Лейбница, Спинозы).

4. Охарактеризуйте сенсуализм Дж.Локка.

5. В чем состоит агностицизм Д. Беркли и Д.Юма.

6. В чем особенности философии эпохи Просвещения.

7. Какова специфика французского материализма (на примере систем Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетри).

8. В чем суть концепции природы, трактовки человека и общественно-правового идеала у представителей французского материализма.

Тренировочные тесты:

1. Представителями рационализма в философии XVII в. были…

а. Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц

в. Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк

с. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах

d. П. Гассенди, П. Бейль, Н. Мальбранш

2. В основе философских систем французских просветителей были…

а. религиозная картина мира

в. мифологическая картина мира

с. идея универсального эволюционизма

d. механистическая картина мира

3. Представителями эмпиризма в философии XVII в. были…

а. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах

в. П. Гассенди, П. Бейль, Н. Мальбранш

с. Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц

d. Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк

4. Ж.-Ж. Руссо видел причину неравенства людей в…

а. существовании частной собственности

в. божественном предопределении

с. низком уровне развития культуры

d. различии задатков и способностей

5. Проблемы теории познания, поиска научного метода становятся центральными в европейской философии…

а. XIX в.

в. XVIII в.

с. XVII в.

d. XVI в.

6. Поворот от классической философии к философии неклассической связан с именами…

а. Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше

в. Вольтер, Дидро, Руссо

с. Декарт, Спиноза, Лейбниц

d. Кант, Гегель, Фихте

7. Сознание новорожденного есть «чистая доска», которая постепенно «покрывается письменами разума», - считал…

а. Дж. Беркли

в. Р. Декарт

с. Б. Спиноза

d. Дж. Локк

8. Перенос центра тяжести на изучение субъекта и его деятельности происходит в…

а. Философии Нового времени

в. философии Просвещения

с. философии марксизма

d. немецкой классической философии

9. Гегелем разработаны основные законы…

а. антропологии

в. религии

с. механики

d. диалектики

10. Выберите суждение, в котором выражен смысл категорического императива И. Канта

а. человек человеку - волк

в. человек не должен быть средством для реализации чьих бы то ни было целей

с. человек человеку – друг, товарищ и брат

d. человек должен помогать другому человеку

11. В творчестве И. Канта выделяются периоды…

а. метафизический и диалектический

в. докритический и критический

с. идеалистический и материалистический

d. логический и практический

12. К. Маркс и Ф. Энгельс являются создателями…

а. естественнонаучного материализма

в. метафизического материализма

с. вульгарного материализма

d. исторического материализма

13. Деление философов на эмпириков и рационалистов характерно для эпохи…

а. Античности

в. Нового времени

с. Средних веков

d. эпохи Возрождения

14. Идеи философии Просвещения ярко воплощены в «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел», написанной в (во)

а. Франции

в. Англии

с. Италии

d. Германии

15 Выберите из списка представителей философии Нового времени:

а. Аристотель

в. Декарт

с. Локк

d. Бруно

е. Поппер

16. Укажите представителей рационализма

а. Лейбниц

в. Бэкон

с. Юм

d. Беркли

е. Декарт

17. Выберите из списка представителей немецкой классической философии:

а. Кант

в. Гегель

с. Локк

d. Ницше

е. Шопенгауэр

18. Укажите представителей философии Французского Просвещения

а. Ламетри

в. Шеллинг

с. Фихте

d. Декарт

е. Вольтер


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.