Управление культуры Белгородской области — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Управление культуры Белгородской области

2018-01-03 273
Управление культуры Белгородской области 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Управление культуры Белгородской области

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Белгородский государственный институт искусств

И культуры и

Кафедра философии и истории науки

Г.Н. Калинина, С. Н. Борисов

учебно-методическое пособие по философии

для студентов нефилософских специальностей

Белгород - 2013

 

 

ББК

УДК

Печатается по решению

научно-экспертного Совета

Белгородского государственного института искусств и культуры

 

Р е ц е н з е н т ы:

В.П. Римский -доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии БелГУ;

В.Н. Сагатовский - доктор философских наук, профессор кафедры философии БГИИК.

 

Авторы-составители:

Г.Н. Калинина, С.Н. Борисов

 

Учебно-методическое пособие по философии для студентов нефилософских специальностей / Сост. Г.Н. Калинина, С.Н. Борисов. - Белгород, 2012. – 180 с.

 

Учебно-методическое пособие представляет собой сжатое целостное отражение курса философии, соответствующее Государственному образовательному стандарту. Будучи адаптированным к учебно-методическому комплексу дисциплины «Философия», пособие знакомит студентов с историей становления и развития мировой и отечественной философской мысли; с традиционными философскими проблемами (онтология, гносеология, методология, антропология, развитие общества).

В целях наиболее оптимального усвоения курса оно снабжено тренировочными тестами (тестовая проработка курса способствует лучшему пониманию ключевых позиций, основополагающих моментов, давая возможность проводить контроль за усвоением материала по основным темам дисциплины, а также - вопросами для обсуждения и самоконтроля знаний, понятийным аппаратом; рекомендуемой литературой. Сложные философские проблемы излагаются авторами на вполне доступном уровне.

Пособие предназначено студентам, аспирантам; представляет интерес для преподавателей, работающих в общем комплексе социально-гуманитарного знания. Методически и дидактически данное пособие способствует эффективному знакомству с богатством мировой философской культуры в ее мировоззренческом, этическом и идеологическом многообразии.

 

 

©Белгородский государственный

институт искусств и культуры, 2013


СОДЕРЖАНИЕ

 

Содержание  
Рекомендации для студентов по подготовке и прохождению тестирования  
Тема1. Предмет философии. Специфика философского знания. Роль философии в культуре  
Тема 2. Философия древности.  
Тема 3. Философия Средних веков и Ренессанса  
Тема 4. Философия Нового времени: проблема метода. Философия эпохи Просвещения.  
Тема5. Немецкая классическая философия. Философия марксизма  
Тема 6. Неклассическая философия ХIХ-ХХ веков.  
Тема 7. Отечественная философия  
Тема 8. Философия бытия  
Тема 9. Философия сознания. Сознание и бытие  
Тема10. Философия познания (гносеологические проблемы философии) и философия науки  
Тема 11. Философия человека  
Тема 12. Социальная философия  
Тема13.Философия истории. Глобальные проблемы современности  
Тема 14.Философия культуры  
Итоговый тест  
Рекомендуемая литература  
Словарь терминов и персоналий  

Введение

Рекомендации для студентов по подготовке и прохождению тестирования

 

Тестирование как форма контроля имеет свою специфику, поэтому требует систематической подготовки. В качестве методических рекомендаций предлагается следующий алгоритм.

1. Тренируйтесь! Перед итоговым тестированием следует выполнять как можно больше опубликованных заданий. Нельзя научиться хорошо решать тесты, не выполняя их, подменяя их другими видами контроля. Постоянные тренировки не только приводят к знакомству с типовыми конструкциями тестовых заданий, но и дают опыт саморегуляции.

2.Тренируйтесь с секундомером в руках! Засекайте время выполнения теста, ограничивайте его. Без подобных тренировок, заставляющих работать в максимально быстром темпе, без имитации соревновательной ситуации невозможно смоделировать тот стресс, который вызывает любое тестирование.

3. Пробуйте! В тренировках применяйте правильную тактику, следуя всем рекомендациям по решению отдельных заданий. Например, не следует несколько раз перечитывать малопонятное задание, а нужно сразу же познакомиться с вариантами ответов. Ответ прояснит, что именно требуется в инструкции к данному заданию. Это конкретный пример тактики, которую следует испробовать.

4. Пропускайте! Научитесь пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тесте всегда найдутся такие задания, с которыми вы обязательно справитесь. Глупо недобрать баллы только потому, что вы не добрались до «своих» заданий, а застряли на тех, учебный материал которых вам не известен. Но такая тактика неприменима, если тест построен по принципу «лестницы» и начинается с легких вопросов. Тогда не стоит пропускать все первые задания.

5. Угадывайте! Если вы не уверены в выборе ответа, но интуитивно предпочитаете какой-то вариант, то не оставляйте вопрос без ответа. Доверяйте своей интуиции. Такое доверие, как правило, приводит к росту баллов.

6. Исключайте! Многие задания можно решить быстрее, если не искать сразу правильный ответ, а по­следовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет концентрировать внимание всего на одном-двух признаках, а не пяти-семи (что гораздо труднее).

7. Сокращайте выбор! Если несколько ответов из четырех-пяти вариантов кажутся совершенно неподходящими, а остальные подходят с равной долей вероятности, то выберите «методом тыка». «Отрицательное знание» - это тоже знание, не отказывайтесь от его использования.

8. Думайте только о текущем задании! Когда видите новое задание, забывайте все, что было в предыдущем. Задания в тестах не связаны друг с другом. Эта установка дает и другой бесценный психологический эффект - забудьте о неудачах в прошлом. Думайте о том, что каждое новое задание -это шанс набрать баллы.

9. Читайте задание до конца! Не спешите понять условие задания по «первым словам» и достраивать концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить ошибки в самых легких вопросах.

10. Не огорчайтесь! В любом профессионально подготовленном тесте много заданий, с которыми вы просто не должны справиться (так запланировано). Более того, никто не должен выполнить все 100% заданий. Эта установка может пригодиться «круглым» отличникам, привыкшим при обычных методах контроля добиваться максимального результата. Если вы хотите стать первоклассным «тестовым» бойцом, учитесь не только наносить, но и «держать» удары.

11.Запланируйте два круга! Спланируйте среднее время на выполнение каждого задания так, чтобы за две трети (максимум три четверти) сеанса пройти все задания «по первому кругу». Тогда вы наберёте максимум баллов на легких для вас заданиях, а потом сможете подумать и добрать что-то на трудных, которые вначале пришлось пропустить. Последуете этим советам и ощутите результативность ваших знаний в данной области!

Желаем творческих успехов и надеемся, что данный сборник найдетнадлежащее применение в учебном процессе!


Тренировочные тесты.

1. Философское учение о познании называется…

а. метафизикой

в. философской антропологией

с. онтологией

d. гносеологией

2. Постижением процесса общественной жизни занимается…

а. история философии

в. философия человека

с. философия природы

d. философия истории

3. Верным суждением относительно связи философии мировоззрения является следующее…

a. философия и мировоззрение – это одно и то же

в. философия шире мировоззрения

с. философия и мировоззрение существуют независимо друг от друга

d.философия – это тип мировоззрения

4. Философия – это…

а. система религиозных учений о мире и человеке

в. система теоретических воззрений на мир и место в нем человека

с. совокупность нравственных учений и норм

d. жизненная мудрость

5. Разделом философии не является…

а. этика

в. логика

с. искусствознание

d. онтология

6. Философское учение о ценностях и их природе называется…

а. теологией

в. онтологией

с. аксиологией

d. гносеологией

7. Проблемы, решаемые философией…

а. имеют отношение к сверхъестественному, нереальному миру

в. не имеют ничего общего с жизнью обычных людей

с. могут быть решены в рамках конкретной научной дисциплины

d. имеют всеобщий, предельный характер

8. Первым кто называл себя любомудром, т.е. философом был…

а. Сократ

в. Аристотель

с. Платон

d. Пифагор

9. Характерной чертой мифологической картины мира является (-ются)…

а. теоретический характер познания

в. стремление познать причинно-следственные связи между явлениями

с. философские размышления

d. перенос основных черт человеческого рода на мироздание

10. Философия отличается от религии тем, что она…

а. исследует проблему смысла жизни человека

в. является формой мировоззрения

с. вырабатывает определенную систему ценностей

d. является теоретической формой освоения мира человеком

11. Функция философии связана с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется…

а. критической

в. аксиологической

с. прогностической

d. методологической

12. Гносеологическая функция философии состоит в том, что философия…

а. помогает человеку понять смысл своей жизни

в. способствует приобщению человеку к культурным ценностям

с. прогнозирует общее направление развития общества

d. накапливает, обобщает и транслирует новое знание

13. Миропонимание, мировосприятие, мироотношение в своей совокупности образуют…

а. концепцию

в. картину мира

с. теорию

d. мировоззрение

14. Философия первоначально понималась как…

а. наука о человеке

в. учение об абсолютной истине

с. душа культуры

d. любовь к мудрости

15. Религиозная картина мира строится, в первую очередь, на основе…

а. философских идей

в. данных научных исследований

с. мифологических представлений

d. священного писания

16. К историческим типам мировоззрения относятся:

а. стоицизм

в. феноменология

с. мифология

d. экзистенциализм

е. философия

17. Выберите типы философского мировоззрения

а. монотеизм

в. идеализм

с. христианство

d. политеизм

е. материализм

18. Из представленных научных методов выберите философские

а. диалектика

в. герменевтика

с. анализ

d. синтез

е. аналогия

19. Выберите из списка философские дисциплины:

а. физика

в. эпистемология

с. филология

d. биология

е. онтология

Тема 8. Философия бытия

Философия бытия и онтологические проблемы философии. Проблема единства и многообразия мира (монизм, дуализм, плюрализм). Представления о бытии в истории философских учений. Категория бытия: сущность и формы бытия. Бытие вещей, процессов и состояний.

Материя – ведущая проблема философского познания. Метафизические представления об устройстве мира. Организация, самоорганизация и системность материального мира. Основные формы и уровни организации материи. Движение как способ существования материи. Основные формы движения. Движение и покой. Пространство и время. Единство материи, движения, пространства и времени. принцип системности.

Диалектика как учение об универсальных связях и развитии. Основные законы диалектики. Категории диалектики в истории философии. Развитие идеи детерминизма в истории философии и науки. Научная, религиозная и философская картины мира. Понятие «картина мира».

 

Вопросы:

1.Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Основные виды и формы бытия.

2. Понятие материи как субстанции: виды, свойства и формы существования материи. Материальное и идеальное. Структура материального мира.

3. Движение как способ существования материи. Движение, развитие, саморазвитие.

4. Пространство и время как формы бытия материи. Субстанциальная и атрибутивная концепции пространства и времени в философии.

5. Диалектика как учение об универсальных связях и развитии.

6.Законы и категории диалектики как отражение всеобщих связей объективного мира. Детерминизм и индетерминизм. Основные закономерности бытия

 

Ключевые понятия: «бытие», материя, атрибуты бытия материи, принцип системности; универсальные связи, законы, категории диалектики, качество, количество, единство, борьба, противоположности, диалектическое противоречие, тезис, антитезис, синтез, необходимость и случайность; возможность и действительность.

 

1.Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Основные виды и формы бытия.

 

Проблема бытия крайне значима для философии. Она всегда была проблемой дискуссионной. Это объясняется ее сложностью и неоднозначностью понимания.

С помощью категории бытия интегрируются основные идеи о существовании мира:

1) мир есть и существует как беспредельная и непреходящая целостность;

2) природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах;

3) в силу объективной логики существования и развития мир образует совокупную реальность, предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов.

Целесообразно выделить следующие взаимосвязанные основные формы бытия:

1) бытие вещей, процессов, которое подразделяется на а) бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого; б) бытие вещей и процессов, произведенных человеком;

2) бытие человека, которое подразделяется на а) бытие человека в мире вещей и б) специфически человеческое бытие;

3) бытие духовного (идеального). которое делится на а)индивидуализированное духовное и б)объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

4) бытие социального, которое делится на а) индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и б) бытие общества.

Проблема субстанции определила в философии разные подходы в понимании бытия: монистический подход (милетская школа) вырабатывает монистическую концепцию бытия, имеющее одно начало, одну субстанцию. Плюралистический подход (Анаксагор) определяет плюралистическую концепцию, когда в основе бытия лежит множество начал (гомеомерии или материальные частицы у Анаксагода).

 

2. Понятие материи как субстанции: виды, свойства и формы существования материи. Материальное и идеальное. Структура материального мира.

Понятия материального и идеального – основные категории в философии. Их разграничение имеет значение только в гносеологических границах определения. С точки зрения материалистической философии, материя является субстанцией всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения, основой всех духовных явлений. Однако при этом следует учитывать, что материя существует в виде бесконечного многообразия конкретных систем и образований. В природе существует бесконечное множество качественно различных структурных уровней материи, на каждом из которых материя обладает различными свойствами, строением и подчиняется разным специфическим законам движения. Таким образом, в основе многообразия мира лежит движение единой материи.

 

3. Движение как способ существования материи. Движение, развитие, саморазвитие.

Движение – способ существования материи, неотъемлемое ее свойство, внутренне присущий материи атрибут. Материи неподвижной, неизменной нет. Все в окружающем нас мире движется, развивается, изменяется. Благодаря движению материальные тела, воздействуя на наши органы чувств, обнаруживают себя. Движение – это вечное, абсолютное свойство материи, но в бесконечном процессе движения наблюдаются моменты устойчивости, относительного покоя. Формы движения: физическая форма, химическая (молекулярная), биологическая (живые организмы), социальная форма движения материи связана с развитием человеческого общества.

Движение материи происходит в пространстве и во времени, которые формами существования движущейся материи.

 

4. Пространство и время как формы бытия материи. Субстанциальная и атрибутивная концепции пространства и времени в философии.

 

Пространство и время - формы координации материальных объектов и явлений, которые не существуют вне материи и независимо от нее.

- Пространство – это категория, выражающая объем материального явления, его протяженность в длину, ширину и высоту, его внешнюю форму, порядок расположения тел, предметов и явлений относительно друг друга их рядоположенность.

- Время – категория, выражающая последовательность развертывания материальных процессов порядок следования явлений друг за другом, длительность процессов и явлений, которые существуют не только в пространстве, но и во времени, не только рядоположены относительно друг друга, находятся в определенном месте, но и существуют в определенное время, в определенной последовательности.

В отличие от материалистических концепций, идеалистические учения рассматривают проблемы пространства и времени с иных мировоззренческих позиций. С точки зрения субъективного идеализма, пространство и время являются продуктами человеческого сознания. С точки зрения объективного идеализма, пространство и время – порождения духовного начала.

Специфика социального пространства тесно связана со спецификой социального времени, которое является внутренним временем общественной жизни. Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей. На ранних стадиях общественного развития ритмы социальных процессов были замедленными. Современной эпохе свойственно ускорение социальных процессов. Таким образом, социально-историческое время течет неравномерно. Оно ускоряется и уплотняется по мере общественного прогресса.

5. Диалектика как учение об универсальных связях и развитии.

 

Выделяют следующие основные подходы к развитию:

- Метафизический, в соответствии с которым, развитие рассматривается как движение по кругу, как постоянное повторение уже пройденных циклов или как стремление к равновесию противоположно направленных сил (Спенсер);

- Диалектический, в соответствии с которым, развитие понимается как повторение пройденного, но на более высоком уровне (Гегель).

Диалектика есть учение об универсальных связях и развитии.

Представления о развитии сложились в процессе длительного развития философской мысли. Наивысшего расцвета диалектика - учение о развитии - достигло в философии Гегеля.

В учении о развитии выделяют два раздела: 1) диалектику объективную и 2) диалектику субъективную. Объективной диалектикой называют диалектику природных и общественных процессов, протекающую независимо от сознания. Субъективной диалектикой называется процесс познания.

В основе предметно-практической деятельности человека лежат основополагающие принципы: 1) принцип всеобщей взаимосвязи явлений и 2) принцип развития.

Следует иметь в виду, что все предметы и явления окружающего нас мира изменяются не сами по себе, а во взаимосвязи с другими явлениями и процессами. Развитие, таким образом, является результатом взаимодействия вещей и явлений, результатом взаимосвязей между ними.

Категории – это понятия, представляющие собой всеобщие формы мышления и отражающие наиболее существенные связи, присущие всем объектам объективной реальности. Выявление всеобщих, повторяющихся связей приводит к открытию законов окружающего мира.

В окружающем нас мире действует множество законов, отражающих реальные связи объективной реальности, существующие независимо от сознательной деятельности людей. Выделяют законы статистические (физические закономерности) и динамические. При этом каждая область природы, общества и мышления имеет свои собственные законы развития. Наряду с этими законами в окружающем нас мире действуют законы, которые распространяются на все области бытия и мышления.

Наиболее общими законами развития являются: закон взаимного перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания; закон единства и борьбы противоположностей. Эти три закона выражают универсальные формы движения и развития материального мира.

 

6. Законы и категории диалектики как отражение всеобщих связей объективного мира. Детерминизм и индетерминизм. Основные закономерности бытия.

 

Закон единства и борьбы противоположностей – один из основных законов развития, выражающий источник развития социальных и природных явлений.

Закон перехода количественных и качественных изменений в новое количество-качество раскрывает механизм развития. Категория «качество» выражает неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой, он и является именно этим, а не иным объектом. Количество – это характеристика вещи (явления, процесса) с точки зрения их относительного безразличия к конкретному содержанию и качественной природе. Качество и количество неразрывно связаны между собой и образуют меру.

Мера – выражение единства количественных и качественных характеристик объекта.

Направленность развития раскрывает закон отрицания отрицания. Чтобы понять сущность закона отрицания отрицания, необходимо осознавать содержание понятий, характеризующих этот закон. Основными понятиями, характеризующими этот закон, являются: отрицание, преемственность, развитие.

Закономерности развития природного и социального мира отражают не только основные законы развития, но и категории. Категории – это наиболее общие понятия, отражающие наиболее существенные связи в той или области действительности. Категории являются своеобразным результатом обобщения познания и предметно-практической деятельности. Категории, отражая всеобщие стороны и связи в объективном мире, являются узловыми пунктами познавательной деятельности, ступенями развития познания.

С осознанием изменчивости природного мира осуществилось и осознание других сторон и взаимосвязей действительности – вследствие чего появились новые элементы категориального аппарата: единичное, общее, количество, качество, тождество, различие и пр.

Изучая предметный мир, можно обнаружить, что все явления и процессы обладают определенной формой и содержанием. Категория содержание обозначает совокупность всех составных элементов данного объекта, а категория форма обозначает определенную организацию элементов и связь между ними.

В процессе познавательной деятельности появляются новые категории (например, система, элемент, структура и др. Эти новые категории являются результатом исследования новых сторон и взаимосвязей. Одной из форм всеобщей взаимосвязи явлений выступает причинно-следственная (каузальная) связь. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает другое явление следствие. Объективную всеобщую и необходимую последовательность явлений называют причинной цепью, которая не имеет ни начала, ни конца. Причинность является центральным моментом детерминизма – философского учения об объективной и закономерной взаимообусловленности явлений. Философское учение отрицающее причинную обусловленность явлений называется «индетерминизм».

Чтобы углубить знания об изучаемой целостности, рассмотрим категории часть и целое, выражающие отношения между элементамиИзучение необходимых связей в развитии общества и природы является теоретической основой практической деятельности. Из соотношения практической деятельности и объективной необходимости вытекает проблема взаимосвязи свободы и необходимости. Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Иначе говоря, категории являются не только этапами развития познавательной деятельности, но и формами мышления. При помощи категорий осмысливается материал, получаемый на основе взаимодействия человека с окружающим миром в процессе научных разработок и предметно-пре6образующей деятельности. В целом основные законы и категории диалектики - суть отражение всеобщих связей объективного мира.

 

Проблемные вопросы:

1.Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Основные виды и формы бытия.

2. Понятие материи как субстанции: виды, свойства и формы существования материи. Материальное и идеальное. Структура материального мира.

3. Движение как способ существования материи. Движение, развитие, саморазвитие.

4. Пространство и время как формы бытия материи. Субстанциальная и атрибутивная концепции пространства и времени в философии.

5. Диалектика как учение об универсальных связях и развитии.

6.Законы и категории диалектики как отражение всеобщих связей объективного мира. Детерминизм и индетерминизм. Основные закономерности бытия

Тренировочные тесты

1. Понятия «бытие» и «небытие» ввел древнегреческий философ

а. Аристотель

в. Сократ

с. Эпикур

d. Парменид

2. Истинное бытие по Платону есть…

а. мир эйдосов

в. человеческое существование

с. Космос

d. разум человека

3. Проблему существования в ее общем виде выражает философская категория…

а. бытие

в. экзистенция

с. явление

d. сущность

4. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу, все философы делятся…

а. диалектиков и метафизиков

в. материалистов и идеалистов

с. монистов и дуалистов

d. сенсуалистов и рационалистов

5. Древнегреческие натурфилософы VI-V вв. до н.э. отождествляли материю (субстанцию) с…

а. телесными вещами

в. различными природными стихиями

с. обществом

d. объективной реальностью

6. Категория «субстанция»…

а. выражает идею единства бытия

в. обозначает духовный мир человека

с. обозначает чувственно-воспринимаемый мир

d. обозначает совокупность всего существующего

7. Безусловное отождествление материи и субстанции характерно для…

а. пантеизма

в. солипсизма

с. материализма

d. панлогизма

8. Пространство и время рассматриваются в качестве форм человеческого созерцания с позиции…

а. эмпириокритицизма

в. объективного идеализма

с. субъективного идеализма

d. диалектического материализма

9. Представление о времени и пространстве как абсолютных, универсальных, однородных формах бытия было высказано…

а. Н. Кузанским

в. Ф. Бэконом

с. И. Ньютоном

d. К. Марксом

10. Реляционная концепция пространства и времени находит подтверждение в…

а. теории относительности А. Эйнштейна

в. геометрии Евклида

с. атомизме Демокрита

d. классической механике И. Ньютона

11. Согласно диалектике, источником развития выступает…

а. любое изменение объекта

в. внешнее воздействие на объект

с. покой и равновесие

d. разрешение внутренних и внешних противоречий

12. Впервые термин «диалектика» применил…

а. П. Абеляр

в. Сократ

с. Ф. Аквинский

d. Дж. Бруно

13. Развитие…

а. наблюдается только в живых системах

в. характерно только для материальных систем

с. присуще природе и сознанию

d. характерно только для социума

14. Первыми материалистами считаются…

а. Демокрит, Левкипп, Эпикур

в. Тертуллиан, Ориген, Климент Александрийский

с. Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс

d. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин

15. К диалектическим законам Гегеля не принадлежит

а. закон исключенного третьего

в. закон единства и борьбы противоположностей

с. закон отрицания отрицания

d. закон перехода количественных изменений в качественные

16. К формам существования материи относятся:

а. движение

в. структурность

с. время

d. общество

е. пространство

17. Укажите формы бытия:

а. познание

в. природа

с. религия

d. искусство

е. общество

18. Выберите представителей субстанциональной концепции:

а. Ньютон

в. Демокрит

с. Кант

d. Эйнштейн

е. Юм

19. Учение о бытии – это …

20. … ‑ это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отраженная им.

21. Древнегреческий мыслитель … написал работу «Метафизика».

22. …– это философская концепция, утверждающая естественную причинную обусловленность всех явлений объективного мира

23. …– это философская концепция, исходящая из признания множества самостоятельных, несводимых друг к другу начал бытия и форм знания.

24. … - учение о существовании двух начал, лежащих в основе мира.

25. …– учение о существовании одной первоосновы мира.


Тренировочные тесты

1. Впервые грань между присущим человеку сознанием и материальными явлениями была намечена…

а. Аристотелем

в. софистами и Сократом

с. Пифагором

d. Гераклитом

2. Вульгарный материализм считает, что сознание…

а. имеет вещественную природу

в. идеально

с. является творением Божьим

d. существует независимо от материального мира

3. Способность субъекта оценивать свой внутренний мир и поведение есть…

а. самосознание

в. психика

с. воля

d. эмоции

4. «Бессознательное» по З. Фрейду, функционирует на основе…

а. архетипов

в. импульсов, исходящих из области сознания

с. первичных влечений с целью получения наибольшего удовольствия

d. интеллектуальной интуиции

5. В структуру сознания включается…

а. темперамент

в. рефлексы

с. инстинкты

d. воля и эмоции

6. Присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием…

а. интроспекция

в. ощущение

с. сознание

d. психика

7. Истолкование сознания как свойства высокоорганизованной материи, высшей формы отражения мира, продукта эволюции природы, человека и общества характерно для материализма:

а. вульгарного

в. диалектического

с. метафизического

d. наивного

8. Структура сознания согласно З. Фрейду состоит из…

а. Я и Не-Я

в. интерпретации, толкования, сопротивления

с. Сверх-Я, Я, Оно

d. либидо, сублимация

9. Родоначальником иррациональной философии и философии жизни в XIX в. считается…

а. А. Шопенгауэр

в. С. Кьеркегор

с. Ф. Ницше

d. Ф. Шеллинг

10. Мышление и бытие являются независимыми друг другу субстанциями, - утверждает…

а. материализм

в. идеализм

с. дуализм

d. пантеизм

11. Присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием…

а. интроспекция

в. ощущение

с. сознание

d. психика

12. Единица мысли, фиксирующая общие и существенные свойства и отношения предметов и явлений называется…

а. знаком

в. переживанием

с. понятием

d. словом

13. Автором книги «Роль труда в превращении обезьяны в человека» является

а. Ч. Дарвин

в. Т. Гексли

с. Э. Мах

d. Ф. Энгельс

14. Укажите элементы сознания, выделяемые З. Фрейдом:

а. Я

в. Ты

с. Они

d. Оно

е. Сверх-Я

15. Установите соответствие

1. небытие 2. бытие-становление 3. абсолютное бытие 4. экзистенция

а. возникающее

в. совершенное

с. конечное

d. несуществующее

16. Установите соответствие между атрибутами материи и их содержанием

1. структурность 2. движение 3. пространство 4. время

а. изменение

в. длительность

с. внутреннее строение

d. протяженность

17. Установите соответствие между формами движения материи и примерами, раскрывающими их содержании

1. физическое 2. химическое 3. биологическое 4. социальное

а. образование наций

в. обмен веществ

с. щелочные реакции

d. электромагнитные взаимодействия

18. Установите соответствие между онтологическими идеями Платона и понятиями их обозначающим

1. первоматерия 2. эйдос 3. вещь

а. бытие-становление

в. небытие

с. истинное бытие

19. … ‑ способность создания новых образов в сознании на основе преобразования полученных от действительных впечатлений

20. … ‑ понятие, используемое З. Фрейдом для обозначения процессов в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение»

21. Карл Густав … разработал учение об архетипах коллективного бессознательного

22. …– знаковая система, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности

23. Немецкий мыслитель Эдмунд … является основателем феноменологии как направления современной западной философии

24. … ‑ материальный объект, который для некоторого интерпретатора (человека) выступает в качестве представителя какого-то другого объекта

25. …– активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п., связанный с обобщением и способами опосредованного познания действительности


Тренировочные тесты

1. Источник целеполагающей активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания есть…

а. субъект познания

в. Бог

с. труд

d. ноумен

2. Формой рационального познания является…

а. ощущение

в. восприятие

с. представление

d. понятие

3. Все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума, - утверждают сторонники…

а. сенсуализма

в. солипсизма

с. рационализма

d. интуитивизма

4. Главным средством познания мира является разум, считают…

а. интуитивисты

в. сенсуалисты

с. рационалисты

d. спиритуалисты

5. Чувственной формой познания является…

а. гипотеза

в. восприятие

с. понятие

d. суждение

6. Отображение отдельного свойства материального объекта, непосредственно взаимодействующего с органами чувств, называется…

а. представлениями

в. эмоциями

с. ощущениями

d. восприятием

7. Опосредованно-чувственный образ предмета, создаваемый на основе восприятия, называется…

а. понятием

в. интуицией

с. умозаключением

d. представлением

8. Постижение сознанием многообразных сторон и связей бытия представляет собой…

а. познание

в. практику

с. творчество

d. инициацию

9. Вся совокупность достоверных сведений о внешнем и внутреннем мире человека, которым располагает общество или отдельный индивид, есть…

а. представление

в. знание

с. познание

d. концепция

10. Знание, соединенное с верой в него, есть…

а. рассужде<


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.344 с.