ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.



 

7.1. ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РОЛИ ГОСУДАРСТВА

 

Важнейшим звеном совокупной экономики, как мы уже видели, является конкурентный рынок. Однако существует немало проблем, порожденных функционированием рынка, которые требуют государственного вмешательства в решение экономических проблем.

Строго говоря, даже в глубокой древности государство выполняло определенные функции в экономике. Традиционно сферами государственного регулирования были денежное обращение, налоговая система, таможенная политика. В конце XIX - начале XX веков государство начинает вмешиваться в распределительные отношения, заниматься предпринимательской деятельностью, проводить антимонополистическую политику. Но только после второй мировой войны государственное регулирование рыночной экономики становится постоянным и целенаправленным.

Пришло понимание того, что рыночный механизм развития необходимо дополнить мерами государственного регулирования.

Теоретическим обоснованием этого вмешательства стала работа английского экономиста Дж.М. Кейнса. "Общая теория занятости, процента и денег", вышедшая в 1936 г. Идеи этой книги надолго определили механизм государственного вмешательства в экономику, которое превратило ее в смешанную экономику, основанную на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании.

ПРИЧИНЫ, ФУНКЦИИ И ОГРАНИЧЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

В РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ

 

В современных условиях есть новые области экономической жизни, где механизм рынка не дает нужных обществу результатов. Именно они и явились причинами современного государственного регулирования.

1. Распределение доходов. В рыночной экономике справедливым является любой доход, полученный от продажи продуктов, услуг и факторов производства. Это означает, что с позиции рынка одинаково справедливым будет повышение доходов у тех, кто преуспел в конкуренции, и падение доходов тех членов общества, которые пострадали от некомпетентных действий, например, государственных органов.

Кроме того есть члены общества, не производящие товары, не располагающие факторами производства и, следовательно, не имеющие доходов, формирующихся на рынке - дети, инвалиды, пенсионеры.

В рыночном распределении доходов не участвуют занятые в системе государственного управления и в фундаментальной науке.

Следовательно, существуют такие группы населения, которым рыночное распределение или не дает вообще дохода, или не гарантирует необходимый для данной страны и для данного периода времени уровень жизни. В результате в обществе усиливается социальная напряженность, возникают политические конфликты. Решать эту проблему может только государство путем вмешательства в распределительные процессы.



2. Безработица. Ранее мы выяснили, что в рыночной экономике неизбежна длительная вынужденная безработица в структурной и циклической формах.

Регулировать рынок труда с целью поддержания полной занятости, обеспечить переподготовку безработных и материально поддержать их может только государство.

3. Научно-технический прогресс (НТП). Рыночный механизм стимулирует эффективное использование производственного потенциала, побуждает предпринимателей внедрять новую технику, технологию и т.д. Но в тех случаях, когда есть необходимость в крупных инвестициях с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенности в отношении будущей прибыли (фундаментальная наука, новейшие отрасли), механизма рынка не достаточно и без участия государства не обойтись.

4. Региональные проблемы. Эти проблемы возникают обычно под влиянием неэкономических факторов - исторических, демографических, национальных, природно-климатических. Для их решения требуется государственная региональная политика: контроль над миграцией рабочей силы и капитала, управление платежными балансами и др.

5. Монополизация экономики. Являясь результатом функционирования рыночной системы, она разрушает рыночный механизм. Для борьбы с ней необходима постоянная и последовательная государственная антимонопольная политика.

6. Цикличность развития. Она присуща любой экономике. Преодолеть кризисные явления, спады производства, сгладить циклические колебания может государство.

7. Инфляция. Это одна из хронических болезней современной экономики, которую не может самостоятельно преодолеть рыночный механизм.



8. Отрасли и объекты, необходимые для развития экономики в целом, но низкорентабельные или убыточные с позиций рыночного механизма. Взять на себя их развитие должно государство.

Эти проблемы определяют максимально допустимые пределы государственного вмешательства в рыночную экономику. Они достаточно широки для того, чтобы разумное сочетание государственного регулирования и рынка позволило решать основные социально-экономические проблемы современного общества. Если государство выходит за эти рамки, оно вмешивается уже в сам рыночный механизм, что приводит к сбоям в его функционировании, возникают негативные последствия не зависимо от целей такого вмешательства. Следовательно, в принципе исключены любые действия государства, разрушающие рыночный механизм. Нельзя использовать натуральное распределение, тотальное директивное планирование, административный контроль над ценами и т.д.

Государство в рыночной экономике выполняет следующие функции:

1. Создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, отношения между субъектами экономики и т.д., вводит стандарты для измерения веса и качества продукции, создает и регулирует денежную систему. Для контроля за соблюдением законов создаются специальные органы. Государство поддерживает общественный порядок, применяя, когда это необходимо, полицейские силы.

2. Стабилизация экономики. Правительство использует налогово-бюджетную и кредитно-денежную политику для того, чтобы преодолеть спад производства, уменьшить безработицу и инфляцию.

3. Защита конкуренции. Конкуренция является основным регулирующим механизмом в рыночной экономике. Государство проводит антимонопольную политику, направленную против монополистического роста цен, ограничения предложения, нерационального распределения ресурсов, нарушения интересов потребителя.

4. Перераспределение дохода и богатства. Используя перераспределительные механизмы, государство создает условия для развития сельского хозяйства, транспорта, благоустройства городов и т.д., выделяет средства на развитие фундаментальной науки, обороны, внешнюю политику, формирует программы развития образования и здравоохранения.

5. Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособия по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т.д.

 

7.3. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Можно выделить две группы методов государственного регулирования: прямые и косвенные. Границы между ними часто носят условный характер и поэтому некоторые методы являются методами смешанного типа.

Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования. Прямые методы шире используются в управлении государственной и муниципальной собственностью. Косвенные методы применяются в основном к объектам негосударственных форм собственности.

 

Методы прямого государственного регулирования.

К прямым методам относятся административные методы воздействия государственных органов на деятельность субъектов рыночных отношений. Примером административных прямых методов регулирования была социалистическая система хозяйствования. В условиях рыночной экономики возможности применения прямых методов регулирования резко сокращается.

Методы прямого государственного регулирования включают в себя:

1. финансовую поддержку (субсидии) государства отдельным фирмам, убыточность и банкротство которых могут иметь серьезные экономические и финансовые последствия для экономики страны;

2. проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и финансирование научно-технических, экономических и других государственных программ;

3. финансирование социальной сферы: образования, здравоохранения, бирж труда, переподготовки высвобождаемых работников и т.д.;

4. введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство применяет соответствующие санкции. Это, в основном, стандарты социального характера: экономические, санитарные и др.;

5. антимонопольные меры, направленные на предупреждение образования новых и контроль за деятельностью и ликвидация уже существующих монополий;

6. государственные закупки и заказы, которые влияют на распределение дохода и ресурсов;

7. государственное предпринимательство в областях, в которых требуются огромные инвестиции и риск, а будущая норма прибыли носит неопределенный характер.

 






Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.009 с.