Экономическая наука, как система. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Экономическая наука, как система.

2017-12-21 205
Экономическая наука, как система. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие социального института

Устойчивость социальной системы основывается на стабильности социальных связей и отношений. Наиболее устойчивыми социальными отношениями являются так называемые институционализированные отношения, то есть отношения, закрепленные в рамках определенных социальных институтов. Именно система социальных институтов обеспечивает в современном обществе воспроизводство социальной структуры. Для человеческого общества всегда жизненно важно было закреплять некоторые типы социальных отношений, делать их обязательными для всех своих членов или определенной социальной группы. В первую очередь в таком закреплении нуждаются значимые для обеспечения функционирования социальной системы отношения, например, снабжение ресурсами (продукты питания, сырье), воспроизводство населения.

Процесс закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов. Эти роли и статусы предписывают индивидам правила поведения в рамках определенных социальных отношений. Также вырабатывается система санкций для того, чтобы на ее основе обеспечивать соблюдение установленных нормативных требований. В процессе создания таких систем и возникают социальные институты.
Современный термин «институт» происходит от латинского institutum - установление, учреждение. Со временем он приобрел несколько значений. В социологии он в первую очередь применяется для обозначения комплексных социальных образований, призванных обеспечивать стабильность и удовлетворение потребностей социальной системы.

Социальный институт - это совокупность статусов и ролей, необходимых материальных, культурных и других средств и ресурсов, направленных на выполнение определенной социально значимой функции. В содержательном плане социальный институт - это определенная совокупность целесообразно ориентированных стандартов поведения в определенной ситуации. В процессе своего функционирования социальный институт на основе выработанных им правил, норм поведения и деятельности стимулирует соответствующие стандартам типы поведения, одновременно подавляя, корректируя любые отклонения от принятых норм. Таким образом, любой социальный институт осуществляет социальный контроль, то есть упорядочивает поведение членов социального института с целью максимально эффективного выполнения возложенных на данный институт задач.

 

Типология социальных институтов

Фундаментальных, то есть принципиально важных для существования всего общества, социальных потребностей не так много. Различные исследователи называют разное их число. Но каждой из этих потребностей обязательно соответствует один из основных социальных институтов, призванных удовлетворять эту потребность. Укажем здесь следующие социальные институты и соответствующие им социально значимые потребности:
1. Институт семьи и брака удовлетворяет социальную потребность в воспроизводстве и первичной социализации населения.
2. Политические институты удовлетворяет социальную потребность в обеспечении управления, координировании общественных процессов, социальном порядке и сохранении социальной стабильности.
3. Экономические институты удовлетворяет социальную потребность в материальном обеспечении существования общества.
4. Институт культуры удовлетворяет социальную потребность в аккумуляции и передаче знаний, структуризации индивидуального опыта, сохранении универсальных мировоззренческих установок; в современном обществе важной задачей становится вторичная социализация, чаще всего связанная с образованием.
5. Институт религии (церковь) удовлетворяет социальную потребность в обеспечении, структуризации духовной жизни.

 

Таблица 1. Ключевые структурообразующие факторы технологических укладов (1760-70гг.-2045-50гг.)

  Технологические уклады   Ключевые структурообразующие факторы
  первый – с 1760-70гг. по 1830-40гг.   - текстильные машины с паровым приводом: прядильная (периодического действия), мюльмашина Кокрилла, кольцепрядильная Аркрайта, льнопрядильная де Жерара, вращающая рама ткацкого станка, механический ткацкий станок   - усовершенствованная паровая машина (Дж.Уатта)
  второй – с 1830-40гг. по 1870-80гг.   - паросиловая установка и ее использование в станко-, паровозо-, пароходостроении
  третий – с 1870-80гг. по 1920-30гг.   - паровая турбина, электрогенератор и электродвигатель   - институциональный инновационный спрос на военную технику и продукты военной химии   - технологии производства стали, стальных легированных сплавов, технологически чистой меди электротехнического назначения   - волна разнонаправленных инноваций в химических технологиях
  четвертый – с 1920-30гг. по 1970-80гг.   - двигатели внутреннего сгорания, реактивные авиационные, ракетные двигатели, рост их разнообразия   - генераторные, приемно-усилительные радиолампы, полупроводники и полупроводниковые приборы, цифровые и аналоговые электронно-вычислительные машины и системы   - высокий устойчивый инновационный спрос на новые поступательные и оборонные технологии и вооружение, проекты атомной и водородной бомб   - вытеснение нефтяным топливом угольного, нефтепереработка. нефтехимия
  пятый – с 1970-80гг. по 2015-20гг.   - телекоммуникации и цифровые технологии передачи информации   - микро-, наноэлектроника и сопровождающие ее развитие технологии   - компьютеры малых размеров, высокой мощности, доступной ценовой позиции   -высокое разнообразие электронно-вычислительных устройств, направлений и способов их применения   - компьютерные информационные технологии, программное обеспечение   - глобальные сети общего пользования (Интернет) и специализированные сети (SWIFT и др.)   - аэрокосмическая техника и военно-космические технологии   - поиск конструктивных материалов с улучшенными свойствами   - технологии высокой отдачи нефтяных и газовых пластов, глубокой переработки углеводородного сырья   - инновационный спрос на технологии, обеспечивающие устойчивое эколого-промышленное и эколого-коммунальное развитие   - энергосберегающее развитие, экологически чистые энергетические технологии   - инновационный спрос на высокоэффективные медицинские технологии ранней диагностики и лечения, современные лекарственные препараты узкоцелевой направленности, тонкой «балансировки» иммунной системы   - системное мышление, современные управленческие технологии эффективного использования и воспроизводства человеческих ресурсов, роста человеческого капитала
  шестой – с 2015-20гг. по 2045-50гг.       - предложение инновационных технологий (в наноэлектронике, конструировании новых материалов, др.)   - инновации, обусловленные «спросом на производительность новых технологий», заметное снижение стоимости (удешевление) товаров и услуг по мере того, как они становятся все более традиционными и распространенными среди потребителей   - нанотехнологии и наноматериалы   - сверхскоростные информационные технологии передачи информации в интегрированных системах телефонной, радио-, телевизионной, космической связи   - развитие глобальных информационных и интеллектуальных систем, интеллектуализация информационного пространства   - энергосбережение, экологически чистые энергетические технологии   - технологии получения электрического тока на основе квантовых эффектов, возникающих в рамках принципиальной схемы «спин-электрона – поляризация света»   - гелиотермические (в комбинации с солнечным парусом), квантовые, коллоидные, твердофазные и газофазные ядерные, магнитоплазмодинамические ракетные двигатели   - био-, бионанотехнологии, основанные на методах и технологиях белковой, генной инженерии   - медицинские высокоточные технологии ранней диагностики, лечения   - бионанотехнологии в фармакологии   - потребность в институтах, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие и рост чистых валовых сбережений   - нанобиотехнологии эколого-промышленного и эколого-коммунального развития   - наноинструменты, наноманипуляторы, методы и технологии измерения, обработки данных, моделирования поведения вещества на атомно-молекулярном уровне и реализуемые с их помощью технологии промышленного конструирования наноматериалов с программируемыми характеристиками   - химические методы и технологии создания новых синтетических материалов, производства синтетических наночастиц, полимерных дисперсий, высокопрочных волокон, нанопористых катализаторов, тонкослойных покрытий, др. наноматериалов, химия фуллеренов   - образовательные технологии, решающие задачи формирования у обучающихся базовой многомерной матрицы изменяющихся знаний, ее спецификаций по профессиональным профилям   - высокая потребность в когнитивных моделях системного мышления, мышления стратегическими схемами, в параллельных плоскостях, «голографического», ассоциативного мышления   - системное мышление в рамках формирования, развития и реализации современных управленческих технологий эффективного использования и воспроизводства человеческих ресурсов, роста человеческого капитала

По Шейну

Типология Чарльза Хэнди

В теории американского социолога Чарльза Хэнди на основе применения принципов процесса распределения власти в организации, ценностных ориентаций личности, отношений между личностью и организацией, а также с учетом структуры организации на различных этапах эволюции выделяются четыре типа корпоративной культуры, характерных для коммерческих структур.

Культура власти, основные ценности которой — власть, контроль и признание. Все сферы деятельности компании находятся в зоне влияния сильного руководителя, который может ясно выразить свои ожидания. Он заботится о своих людях, награждая и защищая лояльных подчиненных, ставит цели и вдохновляет сотрудников на достижения. Подвижность, быстрая реакция на перемены позволяют быстро реагировать на рыночные изменения и опережать конкурентов. У властного руководителя достаточно авторитета, чтобы в тяжелой ситуации успокоить людей, создать у них ощущение уверенности. Основными целями является увеличение общего объема капитала и продаж.

Властная корпоративная культура ограничена рамками личностных особенностей руководителя, его ценностями, образованием, гибкостью. Как правило, в культуре такого типа сотрудники боятся принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность, поскольку власть сосредоточена в руках одного человека и нет необходимости вмешиваться в процесс принятия решения. Сотрудники боятся сообщать руководителю о плохих результатах, не спорят и не задают лишних вопросов. При таком управлении недостаточное внимание уделяется достижениям или взаимной поддержке. Информация, необходимая рядовым сотрудникам для успешного ведения дел, передается только друзьям и союзникам, что серьезно препятствует возможности компании развиваться быстро и эффективно.

Разновидностью властной культуры является семейная культура. В компаниях такого типа четко прослеживается ориентация на утверждение власти одного человека — руководителя. Как правило, такой тип корпоративной культуры наблюдается в коммерции, финансовой сфере, малом бизнесе. Отличается жесткой иерархией.

Культура роли (бюрократическая), ценностями которой являются безопасность, практичность, полезность, рациональность. Основные цели — долгосрочные разработки, стабильная прибыль. Эта культура рациональна, основана на четких правилах и распределении ролей. Такой тип организаций действует на основе системы правил, процедур и стандартов, соблюдение которых должно гарантировать ее эффективность. Рабочий процесс в ней хорошо спланирован, что обеспечивает равномерность деятельности. Основным источником власти является положение сотрудника, занимаемое им в иерархической структуре.

Такая организация способна успешно работать в стабильной окружающей среде. Но если бизнес организации находится в нестабильной среде, то она плохо справляется со своими задачами, так как очень инертна, консервативна и не может быстро реагировать на изменения рыночной ситуации.

Культура задачи (результативная), основные ценности которой практичность, полезность, накопление богатства. Главные цели — рост, прибыльность. Главная задача — реализация проектов. Эффективность деятельности организации с такой культурой во многом определяется высоким профессионализмом сотрудников и командным духом. Большими властными полномочиями в подобных организациях обладают те, кто в данный момент является экспертом в ведущей области деятельности и владеет максимальным количеством информации.

В результативной корпоративной культуре главная задача заключается в том, чтобы найти оптимальное соотношение между жесткой субординацией и предоставлением самостоятельности нижестоящим менеджерам. Это позволяет исключить возможные негативные тенденции: борьбу за сферы влияния, конфликты полномочий.

Культура личности (инновационная), основными ценностями которой являются инновационность, стремление к позитивным изменениям. Цели — разработки, внедрение, сверхприбыли. Такая культура приемлема для решения задач, результаты которых трудно прогнозировать. Персонал представляет собой группу, состоящую из специалистов разного профиля и квалификации, могущих работать совершенно самостоятельно, нацеленных на креативное решение инновационной задачи. Отношения между сотрудниками при этом неформальны.

Такая культура эффективна на динамично развивающихся рынках, требующих высококвалифицированных специалистов, например в IT-секторе и сфере услуг. В таком типе культуры контроль и иерархия невозможны, за исключением обоюдного согласия.

Экономическая наука, как система.

Экономика («искусство ведения домашнего хозяйства») — совокупность общественных наук, изучающих производство, распределение и потребление товаров и услуг.

Составные части экономической теории:

- микроуровень - изучает поведение институциональных единиц и их отдельных групп - потребителей, производителей, сбытовиков; предпринимательских и государственных управленческих структур; различных институциональных групп работников; до- машних хозяйств; отдельных, локальных рынков и т.д.

-Мезоуровень - исследует формы и соответствующие им типы систем их отраслевой и пространственной ор- ганизации экономической деятельности.

-Макроуровень -концентрирует свое внимание на экономических и институциональных факторах, отраслевых и региональ- ных особенностях, логике изменений важнейших воспроизводственных и макро- экономических параметров национальных экономик (доля заработной платы наем- ных работников, промежуточного, конечного продукта в валовом продукте, темпы экономического роста, удельный вес накопления и потребления в создаваемом чистом продукте, индексы цен и т.д.).

- Уровень мегаэкономики - охватывает всю мировую социально-экономическую систему в целом. При этом особое внимание уделяется как организации и функцио- нированию мировых рынков товаров - нефти, газа, электроэнергии, металлов, зерна и т.п., рынков инвестиций, денег, капиталов, вредных экологических выбросов, так и процессам и формам экономической и институциональной международной интегра- ции. При этом мегаэкономика исходит из того, что в мире существуют различные типы социально-экономических систем, модели институциональной организации национальных экономик (американская, китайская, японская, российская, француз- ская, немецкая, итальянская, шведская и др.).

В традиционной неоклассической микроэкономической теории проблемное поле микроэкономики можно условно разделить на четыре части.

1) Первая посвящена анали- зу потребительского спроса субъектов экономической деятельности.

2) Во второй части анализируется предложение отдельной фирмы во взаимосвязи с ее издержками и ры- ночными условиями.

3) Третья часть изучает проблемы соотношения спроса и предло- жения на отдельных рынках в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

4) в четвертой части объединены проблемы ценообразования на рынках факто- ров производства: труда, капитала, земли.

В институциональной экономической теории проблемное поле микроэконо- мики определяется иным образом. Исходными являются характеристики экономи- ческих агентов и характеристики социально-экономической среды. Экономическое поведение производителей, потребителей, продавцов, покупателей, иных экономи- ческих агентов основывается на принципе ограниченной рациональности, в связи с чем его теоретическое описание и исследование осуществляются в терминах тех- нологических и отношенческих "рутин", ценностей, ментальных моделей поведе- ния, норм и правил, институтов и отношений в рамках формируемых разнообраз- ных сетей и иерархических структур.

 

Являясь важнейшей системообразующей частью экономической и управленческой науки, экономическая теория выполняет следующие функции:

-теоретико- методологическую (теоретико-методологическая функция экономической теории заключается в разработке принципиальных подходов, схем и концептуальных моде- лей, позволяющих получать новые знания о динамично изменяющихся социально- экономических системах и определенным образом структурирующих имеющиеся факты, представления, экономическое сознание; Теоретико-методологическая функция экономической теории состоит также и в совершенствовании методов и инструментов установления экономических и институциональных зависимостей, экономических тенденций, закономерностей, логики в развитии социально-экономических процессов и явлений. При этом расширение границ познания осуществляется путем заимствования методов и других наук.)

-научно-познавательную ( Научно-познавательная функция экономической теории так же, как и в других науках, позволяет ученым-экономистам получать новые знания о системе социально-экономических отношений в обществе и их институциональной организации. В современных условиях полнота реализации этой функции тесно связана с исследованиями, проводимыми на стыке экономической теории и других наук.)

-критическую,( Критическая функция экономической теории заключается в профессиональ- ном критическом анализе существующих практик в социально-экономической системе с учетом развитых современных теоретических представлений и моделей. Выполнение этой функции позволяет выявлять, а затем и устранять (при наличии соответствующего понимания) разрыв между имеющимися возможностями и дей- ствительностью, постоянно двигаться в сторону более эффективной траектории экономического развития.)

-практическую,

- идеологическую,( Идеологическая функция экономической теории опирается на зависимость, в соответствии с которой та или иная доминирующая теория формирует у руководи- телей, в системе менеджмента, среди работников соответствующие базовые пред- ставления и идеологии. Именно эти идеологии лежат в основе осуществляемого стратегического менеджмента, определяют стратегические приоритеты развития (в том числе временные) и механизмы реализации стратегических программ. Данные идеологии демонстрируются региональными и отраслевыми элитами, а также во- площаются в практику государственного управления.)

- политическую ( Достижения экономической теории (разумеется, при отсутствии описанного выше феномена "теоретического нигилизма") служат основанием при разработке как общей политики государства, так и отдельных ее функциональных видов - ин- новационной, налогово-бюджетной, кредитно-денежной, аграрной, промышлен- ной, научной, структурно-инвестиционной, антимонопольной и др)

Функции экономической теории тесно связаны между собой и взаимодействуют, образуя единую систему. Дисбаланс в выполнении указанных функций в конечном счете ослабляет осуществление каждой из них, сдерживает развитие экономической теории, заметно снижает эффект ее воздействия на другие части и разделы экономической и управленческой науки.


2. Неоклассическая и институциональные парадигмы в экономичечкой науке

Институциональное направление Эконом-я теор. Классич/неоклассич теория

Экономические и институциональные потребности, блага, ценности.

«Престижные потребности»

Переход престижных потребностей в экономические.

 

Классическая/неоклассическая теория

1) Абсолютная рациональность (все экономические сегменты абсолютно рациональны – и могут достигнуть рациональности)

2) Индивидуализм (все экономические агенты индивидуальны и независимы)

3) Потребительские предпочтения неизменны

4) Полная спецификация прав собственности

5) Однородность товаров и услуг

6) Полная, современная информация

Проблема количества в этой теории не возникает, все определяется ценой и количеством товаров.

*график*

 

Институциональная модель

1) Ограниченная рациональность (ставятся не те цели и задачи)

–не доучились

- сложность возникающих проблем

-перенос решения задач во времени

-принцип линейной достаточности усилий, а не максимизации прибыли

2) образование сетей

3) оппортунистическое потребление (за счет других)

4)потребительские предпочтения изменяются в течение жизни под воздействием инновационного спроса

5) неполная спецификация прав собственности (возможность «отобрать» безнаказанно)

6) неполная ассиметричная информация

7) широкий спектр спецификации активов (те, что приносят доход «выше среднего»)

-биржевые рынки

-рынки потребит товаров

 

Институт – это базовое представление, формируется в процессе взаимодействия людей; совокупность определенных правил, а так же форм, принуждающих следовать этим правилам.

Модель организации экономического поведения, принятого в обществе.

Директив и рыночные институты

1) Смешанная рыночная экономика нелиберального типа

(Ф. Хайек)-США, Германия.

США: нет ЦБ, несколько банков имеют право эмиссии, антимонопольное законадательство.

Германия: современная экономика и социальный порядок. Земли в государстве «живут сами» по себе.

Социо-культурные типы в развитии человечества. Активно чувственный тип соответсует либерализму.

2) Неополитические системы (гос антиинституты «пронизывают» экономику

Франция: индикативное планирование, национализация экономики после мировой войны.

Италия:

Япония:

Великобритания: разные

Смешанная рыночная экономика с развитыми административными рынками (Россия)

Культурная ментальность- сфера разума, ценности смысла.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.