ТЕМА 2.2.2.: Сенситивные и критические периоды развития. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

ТЕМА 2.2.2.: Сенситивные и критические периоды развития.

2018-01-03 218
ТЕМА 2.2.2.: Сенситивные и критические периоды развития. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Адаптивный характер развития организма определяет необходи­мость учета в возрастной периодизации не только особенностей морфофункционального развития физиологических систем организма, но и их специфической чувствительности к различным внешним воздействиям. Физиологическими и психологическими исследова­ниями показано, что чувствительность к внешним воздействиям носит избирательный характер на разных этапах онтогенеза. Это легло в основу представления о сенситивных периодах как периодах наиболь­шей чувствительности к воздействию факторов среды.

Выявление и учет сенситивных периодов развития функций организма является непременным условием создания благоприятных адекватных условий эффективного обучения и сохранения здоровья ребенка. Высокая подверженность определенных функ­ций влиянию факторов среды должна быть, с одной стороны, использована для эффективного целенаправленного воздействия на эти функции, способствующего их прогрессивному развитию, а с другой стороны, влияние негативных внешне средовых факто­ров должно контролироваться, ибо может привести к нарушению развития организма.

Следует подчеркнуть, что онтогенетическое развитие сочетает периоды эволюционного (постепенного) морфофункционального созревания и периоды революционных, переломных скачков развития, которые могут быть связаны как с внутренними (био­логическими), так и с внешними (социальными) факторами раз­вития.

Важным и требующим специального внимания является воп­рос о критических периодах развития. В эволюционной биологии принято считать критическим периодом этап раннего постнатального развития, характеризующийся интенсивностью морфофункционального созревания, когда из-за отсутствия средовых воздей­ствий функция может не сформироваться. Например, при отсут­ствии определенных зрительных стимулов в раннем онтогенезе восприятие их в дальнейшем не формируется, то же относится к речевой функции.

В процессе дальнейшего развития критические периоды могут возникать как результат резкой смены социально-средовых фак­торов и их взаимодействия с процессом внутреннего морфофункционального развития. Таким периодом является возраст начала обучения, когда качественные перестройки морфофункционального созревания базовых мозговых процессов приходятся на пе­риод резкой смены социальных условий.

Пубертатный период — начало полового созревания — харак­теризуется резким повышением активности центрального звена эндокринной системы (гипоталамуса), что приводит к резкому же изменению взаимодействия подкорковых структур и коры боль­ших полушарий, результатом чего является значительное сниже­ние эффективности центральных регуляторных механизмов, в том числе определяющих произвольную регуляцию и саморегуляцию. Кроме того, повышаются социальные требования к подросткам, возрастает их самооценка. Это приводит к несоответствию соци­ально-психологических факторов и функциональных возможнос­тей организма, следствием чего могут явиться отклонения в здо­ровье и поведенческая дезадаптация.

Таким образом, можно полагать, что критические периоды развития обусловлены как интенсивным морфофункциональным преобразованием основных физиологических систем и целостно­го организма, так и спецификой усложняющегося взаимодействия внутренних (биологических) и социально-психологических фак­торов развития.

При рассмотрении вопросов возрастной периодизации необ­ходимо иметь в виду, что границы этапов развития весьма ус­ловны. Они зависят от конкретных этнических, климатических, социальных и других факторов. Кроме того, «актуальный» физио­логический возраст часто не совпадает с календарным (паспорт­ным) в связи с различиями темпов созревания и условий разви­тия организмов разных людей. Отсюда следует, что при изучении функциональных и адаптивных возможностей детей разного воз­раста необходимо обращать внимание на оценку индивидуаль­ных показателей зрелости. Только при сочетании возрастного и индивидуального подхода к изучению особенностей функцио­нирования ребенка можно разработать адекватные гигиенические и педагогические меры, обеспечивающие сохранение здоровья и прогрессивное развитие организма и личности ребенка.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.