Корректурные таблицы как одно из средств познавательной активности детей — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Корректурные таблицы как одно из средств познавательной активности детей



ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТАРЦИИ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ – САД № 405» ГОРОДА ДОНЕЦКА

 

 

«Корректурные таблицы как одно из средств экономического воспитания детей дошкольного возраста»

Учебно - методическое пособие

 

 

Донецк, 2017 г.

Утверждено на заседании педагогического совета муниципального дошкольного образовательного учреждения «ЯСЛИ – САД № 405 ГОРОДА ДОНЕЦКА» (протокол № 2 от 24.02.2016г.)

 

Согласовано с Методическим кабинетом отдела образования администрации Калининского района г. Донецка

(протокол № 7 от 27.04.2016г.)

Рецензенты:

Котова Л.Н. – методист дошкольного отдела ДРИДПО

Гараева С.В. - старший воспитатель МДОУ «ЯСЛИ – САД № 212 Г. ДОНЕЦКА».

Шевченко Н.А. – и.о.заведующего МДОУ «ЯСЛИ – САД № 21 Г. ДОНЕЦКА»

Составители:

Михайличенко Т.П. Заведующий МДОУ «ЯСЛИ – САД № 405 Г. ДОНЕЦКА».

Кладиева Э.А. Старший воспитатель МДОУ «ЯСЛИ – САД № 405 Г. ДОНЕЦКА», специалист высшей категории, имеет звание «Старший воспитатель».

Гармаш И.П. Воспитатель МДОУ «ЯСЛИ – САД № 405 Г. ДОНЕЦКА», специалист высшей категории.

Зюкина Г.Ш. Воспитатель МДОУ «ЯСЛИ – САД № 405 Г. ДОНЕЦКА», имеет звание «Воспитатель – методист».

 

Данное пособие содержит материалы по ознакомлению детей дошкольного возраста с экономическими понятиями с использованием принципа корректурных таблиц Н.Гавриш.

Представленные конспекты занятий по экономическому воспитанию с использованием корректурных таблиц и разнообразный практический материал по экономике (сказки, схемы, раздаточный и наглядный материал) поможет педагогам ДОУ организовать работу по социализации дошкольников, обеспечить деятельностный подход, реализовать работу в трёх направлениях: педагоги – дети – родители.

Методическое пособие может быть полезно педагогам – практикам дошкольных образовательных учреждений, которые работают в профильных группах экономического направления с детьми старшего дошкольного возраста

Содержание

 

Раздел I

Экономическое воспитание – современный вектор в дошкольном образовании

1.1. Теоретическая база экономического образования

и воспитания дошкольников…………………………………………………… 6

1.2. Пути реализации экономического образования при организации

учебно-воспитательного процесса…………………………………………….. 9

 

Раздел II

Корректурные таблицы как одно из средств познавательной активности детей



2.1. Использование корректурных таблиц в экономическом воспитании дошкольников…………………………………………………………………..15

2.2. Алгоритм работы по экономическим корректурным таблицам, составленным по принципу корректурныхтаблиц

Н.Гавриш…………………………………………………………....................17

2.3. Пример реализации алгоритма работы по корректурным таблицам, имеющим экономическую основу по теме «Семейная экономика»………………………………………………………………………20

Раздел III

Практический материал работы по тематическим блокам экономического содержания.

3.1. Тематический блок - «Семейная экономика»……………..........24

3.2. Тематический блок - «Потребности»…………………….......... 28

3.3. Тематический блок - «Валюта»………………………………….33

3.4. Тематический блок – «Ресурсы»………………………………....37

 

Приложения

Сказки экономического содержания

v Сказки к блоку «Потребности» …………………………………………42

v Сказки к блоку «Валюта. Деньги»………………………………………46

 

 

Литература……………………………...........................................................50

 

Введение

Государственный образовательный Стандарт дошкольного образования и Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (далее Программа) ориентируют нас:

- на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства,

- всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,

- формирование основ базовой культуры личности,

- подготовке к жизни в современном обществе, обучению в школе.

Для реализации этих направлений педагоги ищут различные пути, формы и методы, позволяющие обеспечить системно-деятельностный подходв образовании дошкольников. Одним из таких путей является использование технологий развивающего обучения, которые обогащены экономическими содержанием.



На сегодняшний день социально-экономическая ситуация в Донецкой Республике, разностороннее воспитание и образование дошкольников, в том числе и экономическое, приобретают особое значение. Появляется необходимость в формировании нового экономического мышления детей, соответствующего изменённым условиям жизни.

Актуальность данной темы обусловлена значимостью подготовки ребёнка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических процессах, необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.

Вопросами экономического воспитания детей в разных аспектах занимались социологи, философы, экономисты, психологи и педагоги. Проблемами вхождения личности в социальную жизнь занимались - Л.С.Выготский, О.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн.Степенью влияния трудового воспитания – З.Зайченко, Г.Могилевская; содержанием и методикой экономического воспитания детей – И.Барило, Л.Горина, Н.Грама, Р.Жадан, В. Кондратьев. Изучению отдельных экономических понятий хозяйственной деятельности посвящены труды - П.Матвеева, М.Ибрагимова. Формированию экономической грамотности у детей дошкольного возраста, подготовке педагогов к экономическому воспитанию детей уделяли внимание - Р.Жадан и Г.Григоренко.

В трудах Ж.-Ж. Руссо и И.Г.Песталоцци отображены идеи по воспитанию детей, которые имеют самое непосредственное отношение к экономическому воспитанию: обучение ремеслу с детских лет, умение трудиться, овладение практическими навыками, которые дают человеку независимость, жизненность.

В различных научных исследованиях, направленных на усовершенствование экономического воспитания детей в разных возрастных группах, наиболее разработанными являются проблемы формирования нравственных качеств: заботливости, экономности, рациональности, бережливости, воспитания уважения к традиционным ценностям.

Наилучший результат усвоения экономических знаний, может быть достигнут только через приобретение детьми первичного экономического опыта, формирование которого происходит при участии детей в разнообразных видах деятельности, что является личностно-ориентированным подходом и обеспечивает системно-деятельностное обучение,т.е. позволяет ребёнку находиться в постоянном поиске, делать выводы, анализировать, решать проблемные ситуации, задания, проводить поисково-исследовательскую деятельность.

Анализ изученной психолого-педагогической литературы по данной теме показал, что проблема содержания экономического воспитания дошкольников весьма сложна и неоднозначна. Действительно, экономическое воспитание в его традиционном понимании как процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, общественной активности и предприимчивости лишь отчасти применим к дошкольникам в силу возрастных особенностей их психического развития.

Поэтому экономическое воспитание в дошкольном образовании – это целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, ориентированного на усвоение доступных возрасту элементарных экономических понятий, формирование моральных чувств и морально-экономических качеств, необходимых для успешной экономической деятельности, развития интереса к экономической сфере жизни, формирование навыков социально-экономического поведения.

 

 

Раздел I

Экономическое воспитание - современный вектор в дошкольном образовании.

 

1.1. Теоретическая база экономического образования и воспитания дошкольников.

 

«Экономика» - такое сложное и вместе с тем интересное понятие! Что же оно означает?

Считается, что термин «Экономика» изобрёл ещё в VI веке до н. э. греческий поэт Геспод, соединив два слова: «Ойкос» - ДОМ и «Номос» - ЗАКОН, что дословно означает искусство, знание правил ведения домашнего хозяйства. В научный оборот этот термин ввёл представитель древнегреческой экономической мысли Ксенофонт в 4 веке до н. э., написавший труд под названием «Экономикос».

Изначально слово «экономика» употреблялось людьми в значении «искусство ведения домашнего хозяйства». Со временем понятие стало намного шире. Теперь этим словом называют многогранную хозяйственную деятельность целого государства или всего мира.

Впервые экономика была включена в содержание образования Я.А.Коменским. В своей книге «Материнская школа» он предлагает давать детям «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством: дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать её. Дети узнают, для чего людям нужны сундуки, шкафы, кладовые, подвалы, замки, ключи. Задача взрослых – «постепенно открывать детям глаза на… маленькие вещи, чтобы они не оставались слепыми в больших». Огромную роль Коменский отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкали «избегать ленивого досуга».[Ян Амос Коменский."Материнская школа", "Учпедгиз", Москва, 1947 г.]

На современном этапе кандидат педагогических наук, профессор А.Д. Шатова полагает, что «Смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь». [А.Д.Шатова «Тропинка в экономику» Москва, изд.центр «Вентана-Граф», 2015г]

Экономическое воспитание в старшем дошкольном возрасте направлено не на воспитание экономистов, а на развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Как сказано в Государственном образовательном Стандарте дошкольного образования - необходимо объединять обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Установлено, что наилучший период ознакомления с трудом взрослых и с окружающим миром – это младший дошкольный возраст, когда дети через сказки, общение с взрослыми и через средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребёнка и привития ему ценности труда, у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определённым видам деятельности.

Цели и задачи профориентационной работы складываются в процессе формирования первых умений и навыков труда на пользу людей, во время расширения знаний о труде человека, технике воспитания уважения к людям труда, пониманию значения труда в жизни человека.

Так же как и ранняя профориентация, приобщение детей к экономической культуре требует большого внимания.

Приобщение детей к экономике, первичное экономическое образование – это один из факторов экономической социализации, который оказывает большое влияние на становление личности ребёнка и его отношения к материальным и духовным ценностям.

Экономичекое образование и экономическое воспитание способствуют социализации ребёнка, облегчают способность ребёнка входить в мир взрослых, гармонично включаться в систему сложившихся в обществе социально-экономичеких отношений. Необходимо правильно понимать и различать определения экономического образования и экономического воспитания.

Экономичекое образование - это процесс формирвоания элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соотвествии с возрастными возможностями обучающихся.

Экономическое воспитание – это результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйского отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций.

Как неправы те, кто считает, что дошкольник и экономика понятия совершенно несовместимые!

Ведь ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Современная жизнь непредсказуема и очень интересна, она привлекает детей, и свои первые элементарные экономические знания они получают самостоятельно, на житейском уровне:

- просмотр телепередач, наблюдения за поведением взрослых, беседы и игры с друзьями;

- профессии родителей, покупка и продажа различных товаров, реклама по телевизору, интернет – и это ещё не весь список того, с чем ребёнку приходится сталкиваться каждый день.

Современный дошкольник – это будущий школьник, а потом студент и, конечно же, работник. Именно поэтому, знания, умения и навыки, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущей успешной экономической деятельности. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности именно в дошкольном возрасте.

Наилучший возрастной период, когда первичный экономический опыт ребёнка трансформируется в определённый уровень нравственно-этических ценностей – это старший дошкольный возраст. Ребёнок имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях; соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших. Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

Работа по экономическому воспитанию базируется на технологии развивающего обучения и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие.

По мнению Л.С. Выготского развивающее обучение - это обучение, построенное на двух уровнях развития: зона актуального развития (это, то что ребёнок может сам, без помощи взрослого) и зона ближайшего развития (это то, что ребёнок может с нашей помощью).

Принцип экономического обучения должен осуществляться на высоком уровне трудностей, от трудного к ещё более трудному, от абстрактного к ещё более конкретному, т.е. обучение должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития.

Технологии развивающего обучения позволяют воспитателю посмотреть на идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребёнка как на основную цель. Знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средой развития детей.

На первый план выдвигается становление ребёнка как субъекта разнообразных видов человеческой деятельности.

Главная задача педагогов – организация учебной деятельности, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции.


 

 

1.2. Пути реализации экономического образования при организации учебно-воспитательного процесса.

 

Экономическое образование необходимо вести в нескольких направлениях, которые включают в себя 4 взаимосвязанных блока: «Семейная экономика», «Потребности» (человека, растений, животных), «Валюта. Деньги», «Ресурсы».Между блоками существует связь, но каждый из них может быть реализован как самостоятельный, поскольку содержит разнообразный материал для проведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

Тематическое распределение в такой последовательности определено принципами дидактики: от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

1-й блок - «Семейная экономика».Семья – воспитывает в ребёнке культуру потребления, культуру общения, культуру познания, которая является основой для развития экономической культуры. И именно в семье ребёнок получает первичные экономические знания, сталкивается с экономическими проблемами, которые решают члены семьи: приобретение продуктов и товаров, составление меню, распределение семейного бюджета.

2-й блок - «Потребности».В последующем дети знакомятся с понятием «Потребность» как состояние нужды в определённых условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определённых социальных факторах, без которых данный человек испытывает состояние дискомфорта.

3-й блок - «Валюта. Деньги».Чтобы удовлетворять потребности членов семьи, необходимы средства – т.е. деньги. Дети узнают, что деньги – явление в первую очередь экономическое. Деньги могут культивировать в людях добро и зло, могут рассматриваться как средство выживания и процветания, как средство накопления и сбережения. Детей подводят к выводу, что не всё в жизни можно купить за деньги.

4-й блок - «Ресурсы».Чтобы зарабатывать и получать деньги необходимо трудиться. Все взрослые работают и производят всё то, что необходимо для жизни и удовлетворения потребностей взрослых и детей: продукты, вещи, игрушки, книги и т.д. И это носит экономическое понятие – «Ресурсы». Дети знакомятся с разнообразием природных, капитальных, трудовых ресурсов и о способах их использования.

Всё содержание тематических блоков взаимосвязано и дополняет друг друга.

Вся проводимая работа направлена на активизацию познавательных процессов у дошкольников, закрепление и уточнение знаний по той или иной теме, формирование умений устанавливать причинно - следственные связи между объектами и явлениями действительности; предоставление возможности почувствовать удовольствие от ощущения своей интеллектуальной способности, радости открытия.

Ориентируясь на задачи Типовой образовательной программы «От Рождения до школы», работа по экономическому воспитанию с детьми требует реализации таких целей:

1.Дать детям элементарные экономические представления о современной жизни.

2.Ввести ребёнка в мир элементарных представлений об экономических процессах и объектах, через ознакомление с семейной экономикой, продуктами труда и их производителями, с окружающим их миром вещей, людей, природы.

3.Обучать детей навыкам самопознания через общение с людьми и практическим взаимодействиям с предметным миром, при котором возникает особая форма самосознания: «Я – и мир экономических ценностей».

Одним из путей качественного и успешного решения поставленных задач, является создание предметно-пространственной среды, способствующей прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника, позволяющей через разнообразные формы деятельности знакомить детей с экономическими понятиями и категориями.

Правильно созданная предметно-пространственная среда позволяет:

· углубить практические знания воспитанников;

· выявить интересы и склонности детей;

· развивать интерес и умение совершать действия.

Использование игрового пространства позволяет:

ü индивидуализировать обучение посредством игрового пространства;

ü актуализировать знания и умения, имеющиеся у дошкольников;

ü позволяет каждому участнику участвовать в игровом процессе;

ü помогает выполнить игровую работу в собственном ритме;

ü использовать полученные знания в практическом применении;

ü принимать во внимание деятельность других детей.

ü предугадывать игровой замысел;

ü корректировать и развивать игровой сюжет.

Предметно-пространственная экономическая среда базируется на принципахвзаимодействия, активности, эстетичности, динамичности, с учётом возрастных особенностей детей и правом выбора деятельности.

Основными объектами предметно-пространственной экономической среды являются три зоны:познавательная зона, тематическая библиотека и экономическая игротека.

Познавательная зона- «Страна Экономика»,которая создаётся с учётом новых требований Типовой программы «От Рождения до школы», что

Позволит полноценно, всесторонне развить и обеспечить интересы ребёнка, удовлетворить его естественные потребности и стремления.

Тематическая библиотека – где должен быть представлен разнообразный художественный и демонстрационный материал экономического содержания, позволяющий знакомить дошкольников с миром экономики.

Экономическая игротека–где целесообразно подобрать серию разнообразных экономических игр, направленных на ознакомление и закрепление дошкольников с миром экономических понятий и категорий.

Поскольку различные виды игр играют важную роль в дошкольном периоде, и игра является ведущим видом детской деятельности, вся работа по экономическому воспитанию должна быть насыщена разнообразными играми и игровыми приёмами в рамках развивающего образования.

Реализовывая задачи Типовой программы, в работе с детьми необходимо отдавать приоритет принципу активности, где дошкольник является активным субъектом жизнедеятельности со своим индивидуальным опытом и особенным восприятием окружающего мира. При проведении учебной деятельности с детьми важно использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность детей.

Работа по экономическому воспитанию предполагает использование как традиционных, так и нетрадиционных форм работы:

§ традиционные, комплексные и интегрированные занятия,

§ творческое моделирование и проектирование,

§ трудовая деятельность и различные виды игр,

§ решение проблемных заданий и ситуаций,

§ наблюдения и экскурсии,

§ театрализованная деятельность,

§ тренинги, выставки, дискуссии,

§ чтение художественной литературы и беседы по ней,

§ ролевые проигрывания поведения в различных ситуациях,

§ изобразительная деятельность,

§ обдумывание и проигрывание заданных ситуаций,

§ разгадывание кроссвордов и загадок,

§ разработка и составление алгоритмов,

§ просмотр мультимедийных презентаций, фильмов о профессиях,

§ изготовление технологических карт,

§ аукцион экономических идей,

§ заседания бизнес-клуба «Маленький бизнесмен».

Использование традиционных и нетрадиционных форм работы является быстрым способом внедрения информационных технологий в образовательно-воспитательный процесс и позволяет точно, доступно, ярко передать воспитанникам необходимую информацию, способствует развитию эмоциональной сферы, формированию оптимистической жизненной позиции, формированию элементарной картины реального мира.

Должное внимание необходимо уделять работе с родителями, основная цель которой - помочь родителям осознать личностное и социальное значение отцовства, ответственности семьи за настоящее и будущее ребёнка; развитие родительских качеств; умение родителей познавать своего ребёнка, его способности, темперамент, страхи; научить поддерживать ребёнка во время преодоления трудностей.

И, наконец, самое главное для наших детей, в каком бы возрасте они не были – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что они не одни, что рядом находится взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придаёт уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем.

 

 

Раздел II

Й блок «Семейная экономика»

Й этап: (подготовительный)

§ Знакомство с теоретическим материалом с использованием наглядности (карточки, картинки, схемы)

§ Проведение занятий по темам: «Семья», «Взаимоотношения в семье»,

«Что такое Семейный бюджет, его составляющие, динамика (расход-доход),«Как правильно вести домашнее хозяйство»

§ Изготовление моделей семейного бюджета, карточек «Доход», «Расход».

Й этап:(основной)

§ Расширение и углубление знаний с использованием интеллектуально-сопроводительной карточки, где дети учатся ориентироваться на листе бумаги (над, под, слева, справа), устанавливаются разноплановые связи.

Й блок «Потребности»

Й этап: (подготовительный)

§ Проведение занятий по темам: «Потребности: человека, животных, растений», «Общие потребности».

§ Изготовление карточек «Возможности», «Основные – неосновные потребности», «Потребности девочек и мальчиков; взрослых и детей; школьников и дошкольников»

§ Составление морфологических таблиц «Потребности животных», «Потребности растений»

§ Проведение опытов, экспериментов с растениями.

Й этап:(основной)

§ Использование интеллектуально-сопроводительной карточки с заданиями экономического содержания.

§ Решение проблемных ситуаций.

Й блок «Ресурсы»

Й этап: (подготовительный)

§ Проведение интегрированных занятий по темам: «Природные ресурсы», «Капитальные ресурсы», «Трудовые ресурсы».

§ Изготовление морфологических таблиц:

«Чей инструмент», «Кому, что нужно для работы», «Кем быть?»

Й этап:(основной)

ü Использование интеллектуально-сопроводительной карточки с заданиями экономического содержания:

- по сказкам: «Белоснежка и семь гномов», «Колосок»;

- по произведениям: С. Маршак «Как печатали вашу книгу», А.Барков и Р.Сурьянинов- «Откуда пришла книга», С. Маршак «Откуда стол пришёл?», «От зёрнышка до хлебушка».

Й блок «Валюта»

Й этап: (подготовительный)

ü Проведение интегрированных занятий по темам: «Бартер. Что это?», «Где рождаются деньги?», «Где хранят деньги?», «Валюта – деньги разных стран»

ü Изготовление детской валюты – «Улыбчики», книги «Валюта».

ü Пополнение детской библиотеки «Со сказочными героями в мир экономики».

Й этап:(основной)

ü Использование интеллектуально-сопроводительной карточки с заданиями экономического содержания:

-назвать, что изображено в нижнем ряду в 1-ой клеточке слева и др.,

- предложи, используя рисунок, возможный бартер с товарищем в группе.

СЕМЬЯ. СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ.

ДОХОД - РАСХОД.

 

Конспект занятия

«Семья. Семейный бюджет. Доход - Расход»

(с использованием интеллектуально-сопроводительной карточки)

Программное содержание:

«Познавательное развитие»:

- дать детям знания о понятии«Семейный бюджет», его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия);

- углубить представления о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение), показать многообразие доходов;

- формировать познавательную активность дошкольников, побуждать к самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы;

- совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги.

«Речевое развитие»

- продолжать развивать речь как средство общения;

- учить (по плану и образцу) рассказывать о содержании сюжетной картины.

«Социально-коммуникативное развитие»:

- воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий, членам своей семьи;

- воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

«Художественно-эстетическое развитие»:

- развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать сюжетные картинки.

 

Материалы:гном Эконом, фишки ЗП, ЗМ, С, ПБ, ПД; картинки с изображением семьи, простые карандаши, интеллектуально-сопроводительная карточка «Семья. Семейный бюджет. Доход - Расход»

 

Ход занятия

Сюрпризный момент

Воспитатель: приносит в группу гнома эконома.

- Как вы думаете, что это значит? (мы будем изучать с гномом Экономом экономику)

Давайте вспомним стихотворение о гноме Экономе.

Я весёлый, добрый гном,

Добрый гном Эконом.

С вами рядом я живу,

С экономикой дружу,

Люблю денежки считать,

И хозяйство возглавлять.

Пословицы о труде.

Маленькое дело, лучше большого безделья.

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

Труд кормит, а лень портит…

11. Работа с таблицами.

Воспитатель задаёт детям вопрос:

- Как вы думаете, семейный бюджет это только – доход? Есть пословица - «Доход не бывает без хлопот».

Укажите, в какой клеточке изображена схема Дохода, а в какой схема Расхода.

- Прочитайте, что написано в клеточке № 8. Подчеркните, каким должен быть Доход? Почему?

В последнем нижнем ряду изображён цветок. Давайте прочитаем, что написано на его лепестках (доброта, вера, надежда, истина…) относятся ли эти слова к семье, семейному бюджету?

- В одном ряду с цветочком расположена клеточка под №…? Что там изображено? (скрипичный ключ и ноты) Это значит, что сейчас у нас музыкальный номер.

Песня «Экономическая»

Воспитатель сообщает детям, что занятие подошло к концу. Гном Эконом благодарит детей за трудолюбие, за внимание и правильно выполненные задания.

Итоги занятия.

 

Конспект занятия

«Потребности человека»

(с использованием интеллектуально-сопроводительной карточки «Потребности человека»)

 

Программное содержание:

«Познавательное развитие»:

- формировать представления о потребностях человека;

-учить выделять основные потребности человека;

- понимать разницу понятий «хочу» и «могу»;

- развивать воображение, самостоятельность мышления.

«Речевое развитие»

- ввести в активный словарь детей понятие «Потребности»;

- развивать связную речь.

«Социально-коммуникативное развитие»:

- воспитывать трудолюбие, желание заниматься любимым делом.

 

Материалы:гном Эконом, простые карандаши, сказка К.И.Чуковского «Телефон»; фишки, интеллектуально-сопроводительная карточка «Потребности человека».

 

 

Ход занятия.

Сюрпризный момент

В гости к детям пришёл гном Эконом и принёс сказку К.Чуковского «Телефон».

 

У меня зазвонил телефон.

— Кто говорит?

— Слон.

— Откуда?

— От верблюда.

— Что вам надо?

— Шоколада…

А потом позвонил

Крокодил

И со слезами просил:

— Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотоше…

А потом позвонили зайчатки:

— Нельзя ли прислать перчатки?

А потом позвонили мартышки:

— Пришлите, пожалуйста, книжки!

Беседа с детьми.

Воспитатель спрашивает у детей - что попросил слон? (крокодил, зайчатки, мартышки) А что попросили бы вы?

Гном Эконом говорит детям, что все желания детей, высказывания героев сказки - можно назвать одним словом «Потребности».

Беседа с детьми.

Воспитатель спрашивает у детей - что заказал сын маме? Как вы считаете, всё, что он заказал, относится к основным потребностям человека?

Итог занятия.

Воспитатель сообщает детям, что всё закончилось хорошо, всех спасли, и все возвратились домой, отправились на прогулку по родным местам; может, светит яркое солнце, а может неожиданно начались дожди.

- Найдите глазками, в какой клеточке изображены эти природные явления: дорисуй предметы, которые помогут удовлетворить потребности человека (зонтик, солнцезащитные очки…)

- Итак, ребята, мы узнали, что потребности у людей очень разнообразные и одну из них очень трудно заменить другой.

Конспект занятия

«Деньги. Валюта»

(с использованием интеллектуально-сопроводительной карточки «Валюта»)

Программное содержание:

«Познавательное развитие»:

- формировать у детей представление о деньгах, их видах;

- продолжать знакомить с денежными единицами разных стран;

- уточнить понятие «Бартер»;

- развивать логическое мышление, воображение, внимание и память.

«Речевое развитие»

- ввести в активный словарь детей понятие «Деньги. Валюта», «отчеканили»;

- развивать связную речь.

«Социально-коммуникативное развитие»:

- воспитывать бережное отношение к деньгам, культуру обращения с ними.

 

Материалы:гном Эконом, простые карандаши, кошелёк с разными купюрами и монетами, портфель со сказками: «Красная Шапочка», «Бременские музыканты», «Серебряная монета», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Ивасик-Телесик», Мена», «Золотой ключик или приключения Буратино», интеллектуально-сопроводительная таблица «Валюта».

Ход занятия.

 

Сюрпризный момент

В гости к детям пришёл гном Эконом с кошельком и портфелем с книгами («Красная Шапочка», «Бременские музыканты», «Серебряная монета», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Ивасик-Телесик», «Золотой ключик или приключения Буратино», Мена»)

Гном Эконом показывает кошелёк и спрашивает у детей – как они думают,что там находится? (деньги)

- Какие они? (бумажные, металлические, разного номинала)

- А какие бывают деньги, нам помогут узнать эти сказки (показывает книжки со сказками)

2. Воспитатель открывает сказку «Серебряная монета» и читает отрывок из неё:

«Жила-была монетка. Она только что вышла из чеканки, чистенькая, светленькая, покатилась и зазвенела. Ару! Теперь я пойду гулять по белу свету! И монетка покатилась дальше!...»

Воспитатель уточняет у детей, как они думают, а где монетку отчеканили? (на монетном дворе; на специальном заводе по изготовлению денег – там чеканят монеты и печатают денежные знаки)

Работа с карточкой.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть, что изображено в клеточке № 1, и указать стрелочкой, где рождаются деньги.

Работа с карточкой.

Воспитатель говорит, что деньги разных стран называются – «Валюта». Предлагает провести линии от сказочных героев к валюте той страны, где живут сказки.

- Слева от клеточки № 4 (клеточка № 3) изображены купюры разных стран, раскрасьте их нужным цветом.

- Назовите, что изображено под клеточкой № 3? Как вы думаете, чья стоимость купюр выше? Поставьте знаки больше, меньше, равно.

- Какие деньги были у Буратино? (золотые монеты)

- А какие деньги у других сказочных героев? (купюры). Давайте сравним, какие деньги удобнее в обращении? Из чего они изготовлены? Справа от клеточки № 5, рассмотрите, какие деньги изображены? Соедините стрелочкой, из какого материала их изготовили.

Работа с карточкой.

Воспитатель предлагает придумать и предложить, используя рисунок в клеточке № 8, возможный бартер с товарищами в группе.

- В последнем ряду, в клеточке слева, изображён кроссворд. Давайте его решим: 1-американская валюта, 2-денежная единица любой страны, 3-валюта Германии.

- Справа от клеточки № 9, находится клеточка, под каким номером? (№ 10) Какой товар, изображённый в клеточке, стоит д






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.075 с.