Понятие и черты нормы права. Структура нормы права. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Понятие и черты нормы права. Структура нормы права.

2018-01-03 450
Понятие и черты нормы права. Структура нормы права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Соотношение нормы права и статьи (пункта) нормативного акта

Правовая норма – это исходный элемент права. В ней присутствуют все основные черты права: она выражает волю социальных сил, стоящих у власти; устанавливается государством; формулируется в правовых актах; обязательна для исполнения; охраняется от нарушений принудительной силой государства. В то же время ей присущи и особые черты.

Назначение нормы права состоит в регулировании отношений, которое выражается в том, что субъект действует в соответствии с ее предписаниями и требует от других лиц соответствующего поведения, а также в том, что нарушение нормы вызывает применение мер воздействия к правонарушителю.

К признакам нормы права относят:

1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей);

2) формальную определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);

3) связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия – принуждением и стимулированием);

4) предоставительно-обязывающий характер (норма не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);

5) многократность применения и длительность действия;

6) строгая соподчиненность и иерархичность (каждая норма права существует не сама по себе, не в изоляции от других норм, а в тесной взаимосвязи и взаимодействии, в единой системе с другими правовыми нормами;

7) охрана норм права государством и применение государственного принуждения в случае нарушения содержащихся в нормах права велений;

8) микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимосвязанных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

Таким образом, норма праваэто государственное веление, имеющее категорический характер, предписание, как люди должны вести себя в конкретной жизненной ситуации. Любая норма является велением в силу того, что установлена властным органом, олицетворяющим государственную волю. За ней стоят сила и авторитет государства.

Структура нормы права – это ее внутреннее строение, деление на составные части и связь этих частей между собой. Норма права состоит из трех взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов.

Первым элементом является гипотеза. Это часть нормы права, содержащая в себе условие ее применения, определяет сферу действия. Спектр жизненных обстоятельств и всякого рода условий весьма широк и разнообразен. Например, в нормах ст. 59 (ч. 2) и 60 Конституции РФ[7], предусматривающих, что «гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом» и что «гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет», гипотезой является факт принадлежности лица к конкретному государству. Гипотеза указывает, что данные нормы касаются лишь граждан РФ и не относятся ко всем другим лицам, проживающим на её территории.

Второй элемент нормы права – диспозиция. Она формулирует права и обязанности субъектов правоотношения в условиях, предусмотренных гипотезой и содержит собственно само правило поведения. Диспозиция является основой, ядром нормы права.

Четкое определение диспозиции и указание на права и обязанности сторон содержится, например, в ст. 359 Гражданского кодекса РФ[8], регулирующей отношения залога: «Кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику…, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещения кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено». Диспозиция в данном случае четко и целенаправленно определяет права кредитора (удерживать вещь «до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено») и обязанности должника (добросовестно исполнить лежащее на нем «соответствующее обязательство»).

Санкция является третьим элементом структуры нормы. Санкция всегда выражает реакцию государства в лице его судебных, правоохранительных и иных органов на противоправное поведение. Именно санкция придает юридическим нормам общеобязательный характер. Это, как правило, меры «штрафного», карательного свойства, состоящие в лишении правонарушителя каких-либо благ (лишение свободы), наложении на него особых обязанностей (штраф), властном осуждении или порицании (выговор, общественное порицание). Так же санкция может содержать и поощрение за совершение рекомендуемых действий.

В действующем законодательстве РФ и других стран полное совпадение структуры нормы права и статьи имеет место далеко не всегда. При этом возможны самые различные варианты-комбинации. По способам изложения выделяют три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта:

1) прямой способ имеет место тогда, когда норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта;

2) отсылочный (ссылочный) способ имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта;

3) бланкетный способ имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду каких-то нормативных актов, правил.

Право направлено на выполнение двух основных задач: регулирование отношений и охрану правовых предписаний от нарушений.

Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности, регулируют правомерное поведение (право на предпринимательскую деятельность, труд, пенсионное обеспечение, обязанность платить налоги).

Правоохранительные нормы, будучи отрицательной реакцией государства на неправомерное поведение, предусматривают меры государственного принуждения к правонарушителям.

Указанные виды норм, выполняя разные функции в правовом регулировании, имеют различную структуру. Регулятивные нормы состоят, как правило, из гипотезы и диспозиции. Правоохранительные нормы состоят из диспозиции (указание на правонарушение, его признаки) и санкции (меры ответственности за правонарушение, предусмотренное в диспозиции).

Источники (формы) права

Право как модель социальной организации для того, чтобы стать регулятором общественных отношений, должно получить внешнее выражение. В правовой науке формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обозначаются источниками права.

Форма права показывает как организовано и выражено вовне содержание права. А понятие «источник права» охватывает истоки форматирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения. По мнению В.Е. Чиркина: «Источники права в материальном смысле – это материальные условия жизни общества, потребности которого ведут к появлению новых правовых норм, правовых институтов, отраслей права, правовых систем. Юридические источники права – различные публикуемые акты, в которых содержатся нормы, а также неписаные правовые обычаи, содержащие одну или несколько норм права»[9].

В странах мира существуют самые разные источники права. Рассмотрим основные из них:

1. Правовой обычай – это правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

Обычай был основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального государства. По мере развития централизации и укрепления власти сфера применения обычая сужается. В современных условиях роль обычая невелика. Как источник права он сохраняет значимость в той мере, в какой полезен для применения закона или в тех случаях, когда сам закон отсылает к нему.

2. Юридический (судебный или административный) прецедент – письменное или устное решение судебного или административного органа, ставшее нормой, эталоном, образцом (правилом поведения) при рассмотрении аналогичных дел в будущем. Характерной особенностью прецедента является то, что все последующие решения могут вносить изменения в ранее сформировавшийся прецедент, которые в свою очередь также становятся нормой права. Так, Верховный Суд США и верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям и могут изменять свою практику. Штаты независимы, и правило прецедента относится к компетенции штатов лишь в пределах судебной системы конкретного штата.

Судебный прецедент – один из источников права в Англии, США, Канаде, Австралии, т.е. там, где воспринята система общего права. В этих странах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах.

3. Нормативный договор представляет собой содержащее правовые нормы соглашение между различными субъектами права. Договоры не только устанавливают права и обязанности сторон, но могут быть направлены на установление норм права, которым обязуются на будущее время подчиняться субъекты.

Договор выступает источником права только при удовлетворении следующим критериям: он представляет собой соглашение, основанное на добровольном согласовании волеизъявлений сторон; множественность субъектов или наличие хотя бы двух субъектов, заключающих нормативный договор и обладающих полномочиями на правотворчество; наличие правовых норм; его субъектами могут выступать только субъекты правотворчества, обладающие полномочиями на создание, изменение и прекращение норм права, т.е. государственные органы, должностные лица или субъекты (с делегированными полномочиями); обязательность наличия публичного интереса, который свое конкретное проявление находит в том, что: а) сторонами нормативно-правового договора выступает в основном государство в целом или его отдельные органы; б) в нем, как правило, всегда проявляется и закрепляется не частная, а общая, публичная воля, суть которой состоит в выражении и удовлетворении публичных интересов – урегулировании общественных отношений.

4. Общие принципы права – отправные, исходные начала правовой системы. При отсутствии законодательной нормы происходит отсылка на принципы справедливости, доброй совести, социальной направленности права.

Им уделяется повышенное внимание во Франции, где они нашли законодательное закрепление как в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., так и в последующих конституционных актах. Речь идет о таких принципах, как принципы «приверженности правам человека», «национального суверенитета», принцип выражения в законе общей воли, принцип признания «воспрещенными» лишь тех деяний, которые «вредны для общества», принцип свободы действий («возможность делать все, что не приносит вреда другому»), принцип «отчетности каждого должностного лица по вверенной ему части управления» перед обществом и др.

5. Идеи и доктрины, как источники права, представляют собоймнения ведущих ученых-юристов по проблемам права, которые считаются общепризнанными научным сообществом, цитируются как образец научного подхода и используются политиками и юристами как теоретическая основа политических и правовых институтов. В англоязычных странах судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на труды английских ученых. Мусульманское право основано на принципе авторитета, в связи с этим заключения древних юристов, знатоков ислама, имеют официальное юридическое значение.

6. Религиозные воззрения, как правило, являются источниками мусульманского права. Они выражены в виде догм, уточняющих, во что должен верить мусульманин, и предписывающих верующим, что они должны и чего не должны делать. Шариат – «путь следования» – составляет то, что называют мусульманским правом, указывает, как нужно вести себя в соответствии с религией.

В основе мусульманского права лежат четыре источника: священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету; Сунна – сборник традиционных правил, содержащий высказывания Магомета, воспроизведенные рядом посредников; Иджма – конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых, Кияс – рассуждения по аналогии о тех явлениях, которые не охватываются предыдущим толкованием трех первых источников.

7. Правовой акт – это официальный письменный документ, имеющий обязательную силу, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), выражающий властные веления, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений.

Для системы российского права основным источником является правовой акт. Однако кроме правовых актов «определенное нормоустановительное значение, – по определению М.Н. Марченко, – имеют правовой обычай, судебная практика и внутригосударственные договоры и соглашения нормативного содержания, а также международные договоры РФ и общепризнанные принципы и нормы международного права»[10].


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.