Механизм правового регулирования: понятие, основные элементы, значение — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механизм правового регулирования: понятие, основные элементы, значение

2017-12-21 262
Механизм правового регулирования: понятие, основные элементы, значение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Механизм правового регулирования можно определить как систему юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права. Также средства различны по своей природе и функциям. Названный механизм есть комплекс правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и функциям, а с другой - все же взаимосвязанных общей целью в единую систему. Механизм правового регулирования показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех иных. Механизм правового регулирования также следует рассматривать как организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т.е. результативности, эффективности права.

К особенностям механизма правового регулирования обычно отно­сят то, что этот механизм:

- по своему характеру является государственным, поскольку осуществляется при помощи общеобязательных норм, исходящих от го­сударства;

- опирается на возможность применения принудительной силы государства;

- имеет пределы воздействия на общественные отношения;

- на­правлен на: упорядочение и закрепление сложившихся общественных
отношений; содействие развитию и утверждению новых обществен­ных отношений, в которых заинтересованы общество и государство;

- осуществляется при помощи системы правовых средств, спосо­бов и методов правового регулирования, в том числе таких, как дозволения, запреты, обязывания, императивные и диспозитивные методы регулирования и т.д.

Некоторые ученые-правоведы, рассматривая структуру механизма правового регулирования, выделяют два ее элемента:

- нормативную основу или нормы права, выражающие главные спо­собы воздействия права - дозволение, запрет, обязывание;

- способы реализации, которые проявляются в фактическом поведе­нии людей, совершении действий или в воздержании от действий (бездействии), т.е. результативную сторону механизма.

Между этими двумя элементами существуют промежуточные зве­нья - юридические факты, правоотношения.

С.С. Алексеев к элементам механизма правового регулирования относит: юридические нормы; правоотношения; акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей; индивидуальные предписания, акты применения права как факультативный элемент. В юридической литературе чаще всего называют именно эти четыре элемента механизма правового регулирования. Они же одновременно являются стадиями механизма.

Первая стадия - формирование нормативной основы включает процесс создания и общее действие юридических норм. Но норматив­ная основа включает не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и приемы юридической техники, иные инструменты правового регулирования. Наибольшее значение в нормативной основе имеют такие юридические средства, как позитивные связывания, дозволения и запреты, по­скольку они проявляют себя именно в действии права.

Вторая стадия включает правоотношения, возникающие на основе юридических фактов (или фактического состава) и в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обязанности как меру индивидуального поведения субъектов. Этой стадии нередко предшест­вует факультативная стадия - применение права, без которой не могут возникнуть правоотношения. Правоприменительный акт служит тем юридическим фактом, без которого не может быть правоотношения. Например, право гражданина на высшее образование неосуществимо без вынесения соответствующего правоприменительного акта - при­каза ректора о зачислении данного лица в вуз. Это главный юриди­ческий факт, но он, в свою очередь, не может быть принят, пока абитуриент не представит требуемые документы, не сдаст вступительные экзамены и не пройдет по конкурсу.

В рамках правоотношений устанавливается конкретная юридичес­кая связь между субъектами, при этом субъекты вполне определенно разделяются на управомоченных и обязанных. Именно здесь выявляет­ся, какая из сторон правоотношения имеет интерес и соответствую­щие субъективные права, а какая обязана не препятствовать удовле­творению этого интереса либо осуществлять конкретные активные действия в интересах управомоченного.

Третья стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии достигаются цели правового регулиро­вания. При этом реализация осуществляется в формах актов: соблю­дения (запретов), исполнения (обязанностей), использования (прав) и применения права.

Акты реализации представляют собой основное средство, при по­мощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осу­ществляются в поведении тех или иных субъектов. Если на этой ста­дии не создается препятствий для реализации прав и обязанностей, то не возникает необходимости в четвертой (факультативной) стадии - контроля за использованием прав и исполнением обязанностей или защиты прав субъектов правоотношений.

Четвертая стадия характеризуется наступлением определенных юридических последствий при невыполнении субъектом возложенных на него обязанностей или при совершении правонарушения. Данная стадия наступает только при конфликтной ситуации и свидетельствует о невозможности обычными средствами разрешить кон­фликт. Поэтому на этой стадии возникает необходимость в правоотношениях другого рода - правоохранительных, а также в правоприменительной деятельности обеспечительного характера.Здесь управомоченныйприобретает право на защиту, с помощью которого он или специальные органы возбуждают правоприменительный процесс, и с помощью юрисдикционных органов имеет возможность в отношении обязанного лица применить меры государственного принуждения. Нарушившая свои обязанности сторона в рамках охранительных пра­воотношений приобретает новый статус, где на первый план выдвига­ется юридическая ответственность. Поэтому охранительное правоот­ношение строится по типу властеотношения, в котором юрисдикционный орган использует власть для восстановления справедливости, укрепления законности. Таким образом, главным элементом на дан­ной стадии являются охранительные правоприменительные акты.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.