Этап «Описание ситуации выбора» — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Этап «Описание ситуации выбора»

2018-01-02 264
Этап «Описание ситуации выбора» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Главным итогом этого этапа является зафиксированное описание ситуации выбора, позволяющее перейти ко 2-му этапу – поиску альтернативных вариантов выбора.

Из всех рассмотренных технических приёмов фиксации ситуации выбора наибольшую эффективность показал способ фиксации в виде вопроса, например: «Куда мне пойти учиться?», «Какую зарплату назначить своему подчиненному?», «На какое время назначить совещание» и т.д.

Для более полной и точной фиксации ситуации выбора можно выделить и зафиксировать все ключевые элементы ситуации и их взаимосвязи и связать их с вопросом (дополнить вопрос контекстом, в котором осуществляется выбор).

Действия на этом этапе Турбины выбора описаны в таблице 7.

Таблица 7

Описание ситуации

Название действия Итог действия Пример
1. Повторное определение актуальной ситуации, подтверждение степени важности и принципиального решения о выборе в данной ситуации (при необходимости). Восстановлены границы ситуации, актуализировано намерение сделать выбор относительно её.     Некоторые мои подчиненные регулярно опаздывают на работу. Изменить эту ситуацию очень важно для меня. Я изменю эту ситуацию!
2. Углублённый анализ ситуации (при необходимости). Выделены дополнительные элементы ситуации и их взаимосвязи. Опаздывают сотрудники, которые работают давно, т.к. предыдущий руководитель относился к дисциплине халатно.
3. Постановка вопроса для выбора. Поставлен вопрос, относительно которого будут искаться и рассматриваться варианты. Что я могу сделать, чтобы все сотрудники приходили на работу вовремя?
4. Оценка результатов этапа, принятие решения о переходе к следующему этапу. Принято решения о переходе к следующему этапу. Вопрос поставлен, можно искать варианты выбора.

 

Может показаться, что первичный и углублённый анализ ситуации должен следовать после постановки вопроса, однако это не так.

Первичный анализ помогает правильно определить значимость ситуации и выделить для выбора ресурс, адекватный её значимости.

А углублённый анализ ситуации помогает правильно сформулировать вопрос, относительно которого осуществляется выбор. От формулировки вопроса напрямую зависит ход и результаты второго этапа выбора («Составление списка вариантов выбора»). В приведённом примере вопрос может быть поставлен по-разному: «Как сделать так, чтобы опоздания не влияли на эффективность работы?», «На кого заменить сотрудников, склонных к опозданиям», «Как мне перестать беспокоится по этому поводу» и т.д.

3.8. Этап «Составление списка вариантов выбора»

Главным итогом второго этапа Турбины выбора является сформированный список вариантов выбора, который удовлетворяет выбирающего.

Для достижения адекватного количества и качества вариантов выбора можно заранее определить критерии этого списка (сколько и каких вариантов в него войдёт), определить время на эту работу и, так же как на первом этапе, создать благоприятные условия.

Действия на этом этапе Турбины выбора описаны в таблице 8.

Таблица 8

Составление списка вариантов выбора

Название действия Итог действия Пример
1. Повторение вопроса для выбора. Актуализирован вопрос, относительно которого будут искаться и рассматриваться варианты. Что я могу сделать, чтобы все сотрудники приходили на работу вовремя?
2. Определение критериев списка вариантов и/или процедуры поисков Определено количество и качество вариантов выбора и/или процедура поисков. Я выбираю найти три варианта, которые реализуются без дополнительных финансовых затрат, эффект от которых достигается не более, чем за 7 дней. Для этого я пять минут буду записывать все варианты в режиме мозгового штурма.
3. Формирование первичного списка вариантов выбора Сформирован первичный список вариантов выбора. a) Назначить штрафы за опоздания. b) Провести воспитательную беседу. c) Ввести процедуру регистрации. d) Ввести ритуал утренней пятиминутки. e) Ввести звание «Самый пунктуальный». f) Скомбинировать варианты a-b. g) Скомбинировать варианты d-e.
4. Проверка найденных вариантов по выбранным критериям. Определены варианты, соответствующие выбранным критериям. a) Провести воспитательную беседу. b) Провести воспитательную беседу и назначить штрафы за опоздания. c) Ввести ритуал утренней пятиминутки и звание «Самый пунктуальный».
5. Оценка результатов этапа, принятие решения о переходе к следующему этапу. Принято решения о переходе к следующему этапу. Список сформирован, можно определять лучший вариант.

3.9. Этап «Определение приоритетного варианта выбора»

Главным итогом этого этапа Турбины выбора является определение приоритетного варианта.

Определение одного варианта из имеющихся часто называют выбором. Однако из онтологии выбора следует, что выбор – это определение мира, а не заявление об этом намерении (если только вопрос не стоит так «Что мне сказать про это?»). Поэтому в ряде случаев действия по определению лучшего варианта выбора можно называть «принятие решения», а последующие действия – «реализация решения».

Определение приоритетного варианта является центральным и, зачастую, самым драматическим этапом Турбины выбора. Поэтому использование на этом этапе дополнительных действий, таких, как определение критериев и процедуры выбора лучшего решения, выделение времени на эту работу, создание благоприятных условий и т.д. может упростить и облегчить эту процедуру.

Действия на этом этапе Турбины выбора описаны в таблице 9.

Таблица 9

Определение приоритетного варианта выбора

Название действия Итог действия Пример
1. Повторение текущей задачи. Актуализировано намерение. Какой вариант из выделенных я выберу для реализации?
2. Определение критериев выбора и/или его процедуры. Определены критерии выбора и/или его процедура. Для меня приоритетными являются надёжность (5 баллов), скорость (3 балла), влияние на отношения (3), экономичность (2 балла) решения. Я выберу вариант, который в сумме наберёт максимальное количество баллов.
3. Рассмотрение выделенных вариантов Составлен рейтинг вариантов a) Провести воспитательную беседу. 2+3+2+2=9 b) Провести воспитательную беседу и назначить штрафы за опоздания. 5+2+1+1=9 c) Ввести ритуал утренней пятиминутки и звание «Самый пунктуальный». 4+2+3+1=10
4. Определение лучшего варианта Определен лучший вариант Лучший вариант – это ввести ритуал утренней пятиминутки и звание «Самый пунктуальный».
5. Оценка результатов этапа, принятие решения о переходе к следующему этапу. Принято решения о переходе к следующему этапу. Определён лучший вариант, можно переходить к его реализации.

В приведённом примере рассмотрена процедура выбора лучшего решения с помощью такого приёма, как рейтингование. Тем не менее, необходимо отметить, что этот и все другие рассмотренные технические приёмы являются только способами определения приоритетного варианта, и приведены лишь в качестве примеров. В зависимости от ситуации, наличия ресурсов, особенностей самого выбирающего, могут быть использованы самые разные способы – от смыслового анализа альтернатив с помощью описанной ранее формулы смысла до интуитивной оценки («Что мне больше нравится?») и делегирования права выбора лучшего варианта другому человеку («Как скажешь, так я и сделаю!»).

На этом примере стоит акцентировать, что важен сам выбор, а технология выбора является лишь вспомогательным инструментом в случае возникновения затруднений. Более того, если человек в состоянии сделать выбор без использования технологии, так и следует поступать, за редким исключением – например, на этапе освоения технологии.

3.10. Этап «Реализация выбранного варианта»

Может показаться, что реализация выбранного варианта (принятого решения) не требует дополнительных приёмов. Однако принятое решение – это только решение, оно может быть и не реализовано.

Сравнивая Турбину выбора со схемой «Три уровня субъектности», можно увидеть дополнительные действия, такие как «Целеполагание» и «Планирование». Несмотря на то, что не во всех случаях при реализации принятого решения требуются эти действия, их можно использовать как дополнительные элементы. Еще один инструмент повышения вероятности реализации принятого решения – это сохранение его связи с актуальной ситуацией, т.е. его смысла.

Таким образом, основных приёмов можно выделить три:

1. Целеопределение («Что и какой ценой я намерен достичь?»).

2. Планирование («Что и как я буду делать?»).

3. Удержание актуальности/смысла действия («Зачем мне это?»).

Действия на этом этапе Турбины выбора описаны в таблице 10.

Таблица 10

Реализация выбранного варианта

Название действия Итог действия Пример
1. Повторение формулировки выбранного варианта Актуализировано намерение Я намерен ввести ритуал утренней пятиминутки и звание «Самый пунктуальный».
2. Постановка цели Определены ключевые параметры и/или критерии достижения цели. С понедельника я введу ежедневную практику утренних пятиминуток и звание «Самый пунктуальный». Критерием достижения цели будет роспись всех сотрудников в приказе.
3. Разработка плана действий Определены ключевые параметры и/или критерии достижения цели. · На понедельник я назначу пятиминутку. · К понедельнику я подготовлю Положение и приказ. · На первой пятиминутке сообщу о введении этой практики и ознакомлю сотрудников с Положением о звании «Самый пунктуальный».
4. Реализация плана Реализован план · Назначение в понедельник пятиминутки. · Подготовка Положения о звании «Самый пунктуальный». · Сообщение на пятиминутке о введении этой практики и ознакомление сотрудников с Положением о звании «Самый пунктуальный».
5. Оценка итогов (достижения цели). Зафиксировано, на сколько достигнута цель. Все сотрудники расписались в приказе.
6. Оценка результатов (изменение актуальной ситуации). Зафиксировано, как изменилась исходная ситуация. Во вторник все сотрудники пришли на 5-10 минут раньше начала рабочего дня.

 

В приложении описаны некоторые вспомогательные технологии, которые могут быть применены на 4-м этапе Турбины выбора, перечислим некоторые из них.

Технология целеполагания «Перекрёсток цели», позволяющая учесть при постановке цели как ситуацию выбора, так и имеющиеся ресурсы.

Технология целеопределения «КИРПИЧиК», фиксирующая параметры хорошо сформулированной цели.

Технология целеудержания «ЦЦЦ» (Цель-Ценность-Цена), которая заключается в том, что человек определяет и в каждый момент стремится удерживать три параметра действия: Цель – что он намерен достичь, Ценность – что ценного произойдёт, когда цель будет достигнута, Цена – какой ресурс он выделил под достижение этой цели.

Однако ещё раз напомним, что все технические приёмы – это вспомогательные элементы выбора, не стоит забывать, что их использование влечёт за собой дополнительные затраты.

Этап «Анализ»

Этап анализа является дополнительным, он направлен на извлечение опыта из процесса и результатов выбора.

Главным его итогом и показателем эффективности является принятие решений:

а) относительно себя;

б) относительно той части реальности, по отношению к которой осуществлялся выбор;

в) относительно самой техники и технологии выбора.

Этот этап можно концептуально и технически описать через модели и инструменты извлечения опыта.

Опыт здесь понимается как устойчивое интегральное образование, возникающее в сознании человека в результате его непосредственного контакта с какой-либо частью мира.

Структуру опыта можно описать через три основных объекта взаимодействия человека с миром:

- сам человек;

- объекты его деятельности;

- методы его деятельности (в данном случае – методы выбора).

В графическом виде эта модель представлена на рисунке 20.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.