Психологическая характеристика периода младенчества. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Психологическая характеристика периода младенчества.

2017-12-22 553
Психологическая характеристика периода младенчества. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Социальная ситуация развития на первом году жизни (с.с.р.):

· младенец биологически — беспомощное существо. Жизнь младенца целиком и полностью зависит от ухаживающего за ним взрослого: питание, перемещение в пространстве, переворачивание с боку на бок Такая опосредованность позволяет считать ребенка максимально социальным существом его отношение к действительности изначальносоциально.

· ребенок лишен основного средства общения — речи. Всей организацией жизни ребенок принужден к максимальному общению со взрослым, но это общение своеобразное — бессловесное.

В противоречии между максимальной социальностью и минимальными возможностями общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

Начало младенческого возраста совпадает с окончанием кризиса новорождённости. Поворотный пункт находится между 2-м и 3-м месяцами жизни ребенка и знаменуется выделением взрослого человека как центрального элемента окружающей действительности.

Первая специфическая форма реагирования именно на человека появляется к 2—3 месяцу - «комплекс оживления». Он включает в себя 3 компонента:

- улыбка;

- вокализации: ребенок гулит, гукает, лепечет, вскрикивает навстречу взрослому;

- двигательные реакции, оживление.

Примерно к 6 месяцам «комплекс оживления» отмирает как единая комплексная реакция, но его компоненты начинают трансформироваться: улыбка — в мимику, гуление — в речь, двигательное оживление — в хватание.

2. Центральной психической функцией этого возраста является развитие моторики (локомоторики, хватательный рефлекс и т.д.) и сенсорики (зрение, слух),

Общий принцип, которому подчинено развитие младенца, такой: сенсорное развитие опережает моторное, и это существенно отличает младенца от детенышей животных, у которых все наоборот: сенсорика отстает от моторики.

· Развитие моторики младенца подчинено определенной схеме: движения совершенствуются от грубых, крупных, размашистых к более мелким и точным, причем сначала совершенствуются движения ручек и верхней половины тела, затем — ножек и нижней части тела.

Психологически наиболее важным является развитие акта хватания — это предтеча предметно-манипулятивной деятельности ребенка. Во втором полугодии появляются повторные, цепные реакции и реакция подражания.

· Сенсорное развитие. Ранние сроки образования условных рефлексов, что свидетельствует о ранней готовности «чувствующего прибора тела»

· Зрение. В течение первых 2 месяцев жизни у ребенка интенсивно развивается зрение. К 5 мес. формируется хватание, которое связано с образованием зрительно-двигательных координации. Далее развитие движется в сторону совершенствования зрительно-двигательных координации.

· Слух. На 10—12-й день у младенца появляется реакция на звуки человеческого голоса. На 2-м мес. – реакция на звук голоса может вызвать торможение пищевого и двигательного рефлекса. На 4-м мес. младенец может локализовать их в пространстве. После 4—5 мес. ребенок различает голоса близких людей. В конце 1-го года жизни младенец различает звуки человеческой речи. Это — предпосылки будущего развития речи.

Младенец проявляет активный интерес к миру, и эта активность делает возможным развитие восприятия, памяти, внимания и т.д. Многие авторы считают, что моторика аффективного типа в младенческом возрасте сменяется сенсомоторной активностью (стадия сенсомоторного интеллекта по Ж.Пиаже). Л. С. Выготский пишет, что к началу этого периода у ребенка возникает возможность выйти в своей активности за пределы непосредственных влечений и инстинктивных тенденций. Для него как бы возникает внешний мир.

Между 5-м и 6-м мес., по наблюдениям многих психологов, появляется подражание, а к 10 мес. — первые применения орудий (ребенок начинает выделять предметы,игрушки) и употребление слов, выражающих желание. Исходя из всего этого весь младенческий период условно делят на 3 стадии: период пассивности (до 2-3 мес.), период рецептивного интереса (до 5-6 мес.) и период активного интереса (он начинается с 5—6 мес, а заканчивается далеко за пределами младенчества). С 10-го мес можно ожидать проявлений кризиса 1-го года, который служит соединительным звеном между младенчеством и ранним детством.

Ребенок в период младенчества демонстрирует манипулятивную деятельность как неспецифические действия с предметами, без освоения их культурной функции.

3. Основное новообразование младенческого возраста — это сознание психической общности со взрослым, с матерью, сознание «Пра-мы»; хватание. Хорошо прожитая ситуация «Пра-Мы» дает начало личностному развитию.

4. Ведущей деятельностью является общение.

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности непосредственного эмоционального общения ребенка и матери.

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности.

Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно?

Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии, даже при хорошем гигиеническом уходе. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Во втором полугодии это общение приобретает двусторонний характер (ребенок делает попытки привлечь к себе внимание взрослого).

Развитие понимания речи и говорения. Во втором полугодии интенсивно развивается понимание ребенком речи окружающих взрослых. Особый интерес как предпосылки будущего развития речи представляют вокализации. К концу 1-го года вокализации используются для общения со взрослыми с целью привлечь их к себе, удержать возле себя.

В совокупности слушание речи взрослых и вокализации М. И. Лисина именовала голосовым общением. При развитии голосового общения формируется речевой слухи отрабатываются речевые артикуляции. Младенец выделяет словесную речь из всех других звуков иболее эмоционально реагирует на нее.

С 5—6-го мес. постепенно появляются подражательные голосовые реакции. При виде кошки ребенок говорит «ки», при виде матери — «ма» и т.д. Это — первые попытки называния.

К 8-9 мес. могут появиться подражания называнию действия («пи-пи», «бо-бо», «ням-ням»).

На первом году ребенок может активно использовать от 1—5 до 7—16 слов.

Детскую речь этого периода называют автономной.

Особенности автономной речи:

1) общение оказывается возможным только между ребенком и теми людьми, которые понимают значение его слов;

2) здесь есть определенные речевые искажения (например, ребенку часто говорят «бо-бо» вместо «больно»);

3) общение с детьми в это время возможно только в конкретной ситуации;

4) возможные связи между отдельными словами весьма своеобразны: этот язык аграмматичен, не имеет предметного способа соединения отдельных слов и значений в связную речь (у взрослых это делается с помощью синтаксиса и этимологии).

Автономная детская речь — необходимый период в речевом развитии каждого нормального ребенка. Она является мостом, по которому ребенок переходит от безъязычного периода к языковому. Начало и конец автономной речи знаменуют собой начало и конец кризиса первого года жизни. Ц.пс.н. – возникновение сознания «Пра-мы». С.с.р. – без речевое общение Центральная пс. Функця – развитие моторики и сенсорики В.Д. - непосредственного эмоционального общения ребенка и матери.


16. Психологическое содержание кризиса одного года.

Между младенческим возрастом (0-1) и ранним дет­ством (1 -3) существует переходный период, который на­зывается «кризис первого года».

Развитие восприятия, становление эмоцио­нальных контактов с окружающими изменяют социальную ситуацию развития младенца, который переходит на но­вый уровень. В конце первого года жизни социальная ситуация полной слитно­сти ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней по­являются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: по­являются первые слова, ребенок начинает ходить, разви­ваются действия с предметами.

Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребенок становится беспо­койным, появляются проявления самостоятельности.

Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей.

· речь носит автономный характер: слова ситуативны, они лишь осколки наших слов, слова многозначны. К тому же в самой автономной речи содержится противоречие. Эта речь - средство общения, обращенная к другому, но она, как правило, пока еще лишена постоянных значений.

· почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присутствует взрослый человек. И прежде всего он присутствует путем конструирования предметов, с которыми ребенок манипулирует. Манипулируя с предметами, ориентируясь на их физические свойства, ребенок, однако, сам не может открыть общественно выработанных способов употребления предметов. Это противоречие разрешается в раннем детстве в совместной (ребенка и взрослого) предметной деятельности.

Содержание кризиса первого года жизни связано с несколькими моментами.

Первыйразвитие ходьбы.

Главное в обретаемом акте ходьбы, по Д. Б. Эльконину, — не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Пра-Мы»: теперь не мать ведет ребенка, а ребенок ведет мать, куда захочет. Ходьба поэтому — важное основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.

Второй момент относится к речи, к появлению первого слова. Вконце первого года жизни ребенка нельзя сказать, является ли он говорящим или еще нет. Во-первых, речь носит автономный характер: слова си­туативны, они лишь осколки наших слов, слова много­значны, полисемантичны. К тому же в самой автономной речи содержится противоречие. Эта речь - средство об­щения, обращенная к другому, но она, как правило, пока еще лишена постоянных значений.

О ребенке, имеющем автономную, ситуативную, эмоционально окрашенную речь, понятную только близким, действительно невозможно сказать, есть у него речь или нет, но и нет бессловесного периода, поскольку он говорит.

Особенности автономной речи:

1) общение оказывается возможным только между ребенком и теми людьми, которые понимают значение его слов;

2) здесь есть определенные речевые искажения (например, ребенку часто говорят «бо-бо» вместо «больно»);

3) общение с детьми в это время возможно только в конкретной ситуации;

4) возможные связи между отдельными словами весьма своеобразны: этот язык аграмматичен, не имеет предметного способа соединения отдельных слов и значений в связную речь.

Автономная детская речь — необходимый период в речевом развитии каждого нормального ребенка. Для нормального ребенка автономная речь всегда является мостом, по которому ребенок переходит от безъязычного периода к языковому.

Третий момент кризиса, по Л. С. Выготскому, относится к сфере аффектов и воли. В связи с кризисом у ребенка возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим. Такие реакции выявляются с большей силой и закрепляются как формы поведения при неправильном воспитании. Особенно они выявляются, когда ребенку в чем-то отказано, что-то запрещено: он кричит, бросается на пол, отказывается ходить (если уже ходит), бьет ногами об пол, отталкивает взрослых и т.д.

К кризису ребенок приходит со следующим:

- Он должен выделять человека, как единицу из общего

- Он умеет выделять лицо и глаза

В кризисе:

–изменение сознания «Пра-Мы». Из пассивного члена он становиться активным. Прямохождение появляется «Намерения Я».

Выход из кризиса:

- Непослушание, впервые у ребенка возникает образ, контекст. «Уж если я что-то решил, то это сделаю, «хочу»»

 



Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.