Проблема возраста в психологии. Различные подходы к периодизации развития. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Проблема возраста в психологии. Различные подходы к периодизации развития.

2017-12-22 1210
Проблема возраста в психологии. Различные подходы к периодизации развития. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Возраст – это категория в психологии, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. Существуют понятия возраста хронологического (или паспортного) и возраста психологического. Хронологический возраст показывает длительность существования индивида с момента его рождения. Психологический возраст указывает на достигнутый к определённому году жизни уровень психического развития.

В развитии каждого человека выделяют хронологические возрастные границы и уровни психического развития, которые могут не совпадать из-за целого ряда причин (органические поражения мозга, дефицит общения, дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности, и т. п.).

Каждый психический возраст, по Выготскому, характеризуется складывающейся к началу каждого возрастного периода социальной ситуацией развития. Социальная ситуация развития – это «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, неповторимое отношение между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Это понятие фиксирует взаимосвязи между внешней средой и внутренним миром ребёнка.

Психологический возраст характеризуется новообразованиями. Возрастные новообразования – это результаты, продукты возрастного развития и одновременно предпосылки дальнейшего развития. Психологические новообразования представляют собой новый тип строения личности ребенка, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребёнка, его отношение к среде. Весь ход его развития в данный период.

Периодизация психического развития имеет важное значение, так как от правильного решения этой проблемы во многом зависит стратегия построения системы воспитания и обучения детей. Разделение жизненного пути на периоды позволяет лучше понять закономерности развития и специфику отдельных возрастов. В процессе онтогенеза человек проходит через несколько возрастных периодов, имеющих свои характерные признаки. Содержание периодов, их временные границы определяются на основании важных и существенных критериев.

Л. С. Выготский выделял три группы периодизаций:

I. Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития кри­терия. Периодизации по биогенетическому принципу.

1. Периодизация Р. Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):

· 0 – 3 года – раннее детство;

· 3 – 5 лет – дошкольный возраст;

· 6 – 12 лет – начальное школьное образование;

· 12 – 16 лет – обучение в средней школе;

· 17 и старше – высшее, или университетское, образование.

2. П. П. Блонский— появление и смену зубов:

· 0 – 8 месяца – 2,5 года – беззубое детство;

· 2,5 – 6,5 лет – детство молочных зубов;

· 6,5 и старше – детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости).

3. К.Бюлер – инстинкт, дрессура, интеллект.

П. Вторая группа построена на основе одного, произвольно выбранного автором, внутреннего критерия. Ко второй группе относятся периодизации:

1. С. Колберг - основана на изучении уровня морального развития человека;

2. Э.Эриксон – выделяет восемь стадий человеческой жизни;

3. Зигмунд Фрейд: главный источником - бессознательное, насыщенное сексуаль­ной энергией.

Детская сексуальность - все, приносящее телесное удовольствие, — поглаживания, сосание,

освобождение кишечника и т. д.:

· 0–1 год – оральная стадия (эрогенная зона – слизистая рта и губ).

Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознатель­ного «Оно» формируется «Я»;

· 1 – 3 года – анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). Формируются опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция – «Сверх-Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цен­зура, совесть;

· 3 – 5 лет – фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся генита­лии. Дети начинают испытывать сексуальную привя­занность к взрослым людям: мальчики – к матери (Эдипов комплекс), девочки – к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я»;

· 5 –12 лет – латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вы­тесняются, и интересы ребенка направляются на общение с дру­зьями, школьное обучение и т. д.;

· 12 –18 лет – генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.

4. Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.

Процесс развития интеллекта представляет собой смену трех больших периодов, в течение которых происходит становление трех основных интеллектуальных структур. Сначала формиру­ются сенсомоторные структуры — системы последовательно вы­полняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций (стадия репрезентативного интеллекта) — системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происхо­дит становление формально-логических операций.

Основной критерий – интеллект.

· от 0 до 1,5 –2 года – сенсомоторная стадия. Ребенок начи­нает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание по­стоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не раз­вита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения.

· от 2 до 12 лет – репрезентативная стадия – мышление с по­мощью представлений. Сильное образное начало при недоста­точном развитии словесного мышления приводит к своеобраз­ной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребенок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребенок не ви­дит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ве­тер дует потому, что раскачиваются деревья.)

· от 12 лет – стадия формальных операций – формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.

III. Третья группа периодизаций выделяет периоды на основе су­щественных критериев,признаков.

1. Периодизация Л. С. Выготского. Он отмечал, что необходимо выделить объективные основания, указывающие на изменение возраста и перехода ребенка на новый этап развития. Он ввел понятие «психологические новообразования» и «социальная ситуация».

Социальная ситуация развития – это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка, и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Понятие «ведущая деятельность» было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.

Новообразование – те качественные особенности психики, ко­торые впервые появляются в данный возрастной период.

Периодизация Л. С. Выготского:

· кризис новорожденности 0 месяца;

· младенчество (2 месяца – 1 год);

· кризис одного года;

· раннее детство (1–3 года);

· кризис трех лет;

· дошкольный возраст (3–7 лет);

· кризис семи лет;

· младший школьный возраст (8–12 лет);

· кризис 13 лет;

· пубертатный возраст (14–17 лет);

· кризис 17 лет.

2. Периодизация Д.Б.Эльконина. Вся психическая жизнь ребенка рассматривается как процесс непрерывной смены деятельностей, причем на каждом возрастном этапе выделяется «ведущая деятельность», с усвоением которой связаны главнейшие психологические новообразования данного возраста. Ход движения определяется движением от системы «ребенок-общественный взрослый» к системе «ребенок-общественный предмет, сначала устанавливаюся отношения со взрослым, как носителем общественного опыта, а на этой основе осваиваются соответствующие виды деятельности.

· 1 эпоха – младенчество до 1 года – ВД – непосредственно-эмоциональное общение

Ранее детство – предметно-манипулятивная деятельность.

· 2 эпоха – дошкольный возраст ролевая игра.

Младший школьник – учебная деятельность.

· 3 эпоха – подросток – интимно-личностное общение.

Старший школьный возраст – учебно-профессиональная деятельность.

Каждая эпоха состоит из закономерно связанных между собой 2-х периодов. В первом периоде идет усвоение задач, норм человеческой деятельности и развитие мотивационно-потребностной сферы; во втором периоде – усвоение способов действий с предметами и формирование операционно-технических возможностей.
5. Понятие кризиса развития. Нормативные кризисы развития. Критические и стабильные периоды развития по Л. С. Выготскому.

Л.С. Выготский заложил основы возрастной психологии, разработав принципиально новый подход к явлениям психологического развития. Он предложил на первый план выдвинуть понятие «психологический возраст» и рассматривать возрастные периоды развития как «единицы» анализа детского развития. В работе «Проблема возраста» Выготский: «Возрасты представляют собой такое целостное динамическое образование, такую структуру, которая определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития».

Выготский различал два типа возрастных периодов, сменяющих друг друга: стабильные и критические. В стабильных возрастах развитие совершается внутри характерной социальной ситуации развития, медленно, эволюционно, такими небольшими шажками, появляется центральное психическое новообразования (ц.пс.н.). Возникает в конце периода и сохраняется на протяжении всей жизни.

В другие, критические периоды, напротив, развитие совершается бурно, стремительно. Центральное психическое новообразование является толчком для кризиса, они вносят вклад в развитие, но они не сохраняются, они преобразуются. Например, кризис 7лет центральное психическое новообразование – обобщение переживания, которая трансформируется по выходу из кризиса в интеллектуализацию переживания (аффета), ребенок уже может переосмыслить ситуацию, (не пойду не потому что мне там будет больно, а потому что буду играть с Вовокой, он играет хуже).Критический период имеет позитивные сдвиги – переход от одних форм поведения к новым формам. Он выделил в нем три этапа:

1. предкритический – отказ от прежних форм отношений и поведения;

2. критический – идет поиск новых форм поведения;

3. посткритический – отработка усвоенных форм поведения.

Кризисы отказ от старой социальной ситуации развития и образование новой составляет основное содержание кризисного периода. Кризисы – это появление нового самосознания. Он рвет старые отношения возникают новые, поэтому кризис – это взрыв. Человек может застрять в кризисе и это связано с тем, что он боится что-либо менять в своей жизни., Как правило кризис охватывает и биологический аспект и психологический (напр. Кризис 7лет - подключается вилочковая железа, начинается смена зубов)

Он выделил следую­щие критические периоды:

· Кризис новорождённости;

· Младенчество (2 мес-1 год);

· Кризис одного года;

· Раннее детство(1-3 года);

· Кризис трёх лет;

· Дошкольный возраст (3-7 лет);

· Кризис семи лет;

· Школьный возраст (8-12 лет);

· Кризис 13 лет;

· Пубертатный период;

· Кризис 17 лет;

Социальная ситуация развития (с.с.р.) - это «образование для данного возраста, исключительное, отношение между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Социальная среда она вокруг человека. С возрастом отношение человека к социальной среде будет меняться, т.к. он развивается. Стабильный период характеризуется гармонией между средой и отношением ребенка к ней, критический же период - дисгармонией, противоречием.

В том или ином возрасте движение силы развития неизбежно приводит к разрушению самой основы развития, социальной ситуа­ции развития, к окончанию данной эпохи развития и переходу на сле­дующую возрастную ступень.

Развитие в стабильный период способствует возникновению – новообразования. Возрастные новообразования – это результаты, продукты возрастного развития и одновременно предпосылки дальнейшего развития. Психологические новообразования представляют собой новый тип строения личности ребёнка, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Возникающее противоречие зада­ет условия для своего разрешения и, как следствие, преодоления кризиса. Взрывной, революционный характер развития в критические периоды. В кризисные пе­риоды ребенок в относительно короткий промежуток времени изменя­ется целиком, становится трудновоспитуемым.

Накапливаясь, психологические новообразования постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, ведут к её слому и построению новых отношений, открывающих новые возможности для развития ребенка в следующем возрастном периоде. Так происходит смена исторических возрастов. Ц.пс.н.-> дает освоение с.с.р., затем С.с.р. открывают новые горизонты, что требует –> ц.пс.н.

Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длят­ся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, об­разующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.

Л. С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассмат­ривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детс­кого развития. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоя­тельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бур­ные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Разви­тие может принять в это время катастрофический характер.

Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окру­жающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появ­лением «трудновоспитуемости». Ребе­нок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действо­вать. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конф­ликты с близкими людьми — типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У школьников падает работоспособность, ослабля­ется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.

Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится трудно переносимым, а второго почти не меняется.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.