Практические работы по курсу — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Практические работы по курсу

2017-12-22 608
Практические работы по курсу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ю.А. Гончарова

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО КУРСУ

«ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»

Учебно–методическое пособие для вузов

Воронеж 2009


Утверждено Научно–методическим советом факультета философии и психологии, протокол № от.

Рецензент канд. психол. наук, доцент Н.М. Пинегина

Пособие подготовлено на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.

Рекомендуется для студентов 1 курса отделения социальной педагогики факультета философии и психологии.

 

Для специальности 050711 – Социальная педагогика.

ОПД.Ф.04


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Курс «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» входит в структуру общепрофессиональных дисциплин и является обязательным для студентов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». Данная дисциплина читается на 1 курсе дневного отделения. В соответствии с Государственным образовательным стандартом, она включает в себя широкий круг проблем, касающихся анатомо-физиологических особенностей и гигиенических аспектов воспитания детей различного возраста. Курс включает теоретическую и практическую части. Предлагаемые практические работы выполняются за счет часов, предназначенных для самостоятельной работы студентов (46 часов).

В качестве базовой цели выступает общетеоретическая подготовка специалиста в области анатомии, физиологии и гигиены человека вообще и специфики детского организма на разных возрастных этапах, в частности.

Задачами пособия являются:

· формирование у студентов системы знаний об особенностях строения и функционирования организма на различных возрастных этапах;

· изучение требования Государственного образовательного стандарта к содержанию и уровню подготовки специалистов – социальных педагогов в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены;

· формирование у будущих специалистов устойчивых гигиенических навыков, умения организовать окружающую среду и быт в соответствии с гигиеническими требованиями;

· выявление особенностей и специфики развития детского организма на разных этапах;

· овладение студентами основами простейшей диагностики здоровья, навыками оказания первой помощи;

· подготовка студентов к освоению последующих учебных дисциплин и прохождению практики.

Пособие включает в себя восемь тем, в рамках каждой из которых студентам предлагается выполнить ряд практических работ. В рамках первой темы «Опорно-двигательный аппарат» студентам предлагается: определить гармоничность физического развития по антропометрическим данным; оценить показатели физического развития с помощью расчетных формул; определить пропорции телосложения; определить правильность осанки.

В рамках второй темы «Сердечно-сосудистая система» студенты должны научиться: подсчитывать пульс; измерять артериальное давление; определять частоту сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физической нагрузки; проводить функциональные пробы на реактивность сердечно-сосудистой системы; изучать работу сердца; выполнять ортостатическую пробу.

Тема «Дыхательная система» включает работы, изучающие: дыхательные движения; определение жизненной емкости легких; задержку дыхания в покое и после дозированной нагрузки; специфику голоса.

В теме «Работоспособность человека» студенты могут: определить физическую работоспособность по отдышке (в частности, если работа лимитируется временем); провести пробу Руфье-Диксона; выполнить Гарвардский степ-тест; определить физиологическое состояние методом регрессии; выявить влияние позы на результат деятельности.

Тема «Обмен веществ и энергии» позволить студентам овладеть навыками: составления пищевого рациона; определения энергозатрат по состоянию сердечных сокращений; контроля температуры тела в течение дня; определения нормальности веса.

В теме «Пищеварительная система. Продукты питания» студентам предлагается определить: качество коровьего молока и доброкачественность свежего мяса; свойства натурально меда; влияние никотина на ферменты слюны.

Выполнение практических работ по теме «Кожа, ее строение и свойства» поможет студентам: определить типы кожи на разных участках лица; чувствительность кожи; провести исследование ногтей.

Тема «Нервная система. Высшая нервная деятельность» посвящена исследованию: рефлекторных реакций человека; объема кратковременной памяти; образной памяти; внимания; логического мышления; смысловой памяти; объемам памяти при механическом и логическом запоминании.

Завершается пособие Дневником самоконтроля, при помощи которого студенты смогу оценить субъективные показатели самоконтроля, среди которых: самочувствие, настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражне­ниями, переносимость нагрузки, потоотделение, нарушение режима.

Результатом выполнения практических работ должны явиться следующие умения студентов: выявлять анатомо-физиологические особенности функционирования различных систем органов простейшими доступными способами; организовывать окружающую обстановку в соответствии с гигиеническими требованиями.

Критерием успешного выполнения практических работ является умение применить полученные навыки на практике.


Форма отчетности.

1. Определите экскурсию грудной клетки. Экс­курсия грудной клетки – это разница между ве­личинами окружностей на вдохе и выдохе. Полученный результат зафиксируйте.

2. Заполните таблицу.

Таблица 1.

С помощью расчетных формул

Цель работы: научиться с помощью формул рассчитывать свое физическое развитие.

Ход работы: рассчитайте собственный рост, ок­ружность грудной клетки и вес, используя для этого предложенные формулы.

1. Теоретический расчет среднего роста для лю­дей в возрасте от 3 до 14-16 лет по формуле:

для девочек среднего типа телосложения

Рост = 6 • возраст + 76;

для мальчиков среднего типа телосложения

Рост = 6 • возраст + 77.

Оценка результатов: отклонение от средних физических величин не должно превышать ± 2,5 см для мальчиков и ± 3,5 см для девочек. Ес­ли полученный при расчете рост на 20% больше или меньше среднего, то это может указывать на эндокринные нарушения.

2. Теоретический расчет окружности грудной клетки (ОГ) для лиц, не занимающихся спортом, по формуле:

ОГ мальчиков 1-12 лет = 1,6 • возраст + 48;

ОГ мальчиков 13-17 лет = 4,1 • возраст + 20;

ОГ девочек 1-12 лет =1,7 • возраст + 47;

ОГ девочек 13-18 лет = 2,2 • возраст + 45.

3. Теоретический расчет массы тела у детей и подростков (до 12-13 лет) по формуле:

А = 10 + 2п,

где А – масса в кг, п – возраст ребенка или подро­стка.

Теоретический расчет массы тела подростков с 13-14 лет и взрослых рассчитывается по формуле:

А = [ Рост (см) х Окружность грудной клетки (см)] / 240

Форма отчетности: сравните расчетные дан­ные с результатами антропометрических измерений. Сделайте вывод о развитии собственного организма.


Вариант I

Ход работы: работа проводится в группах или парах. У испытуемого определяют рост стоя и си­дя.

Форма отчетности: для оценки пропорциональ­ности телосложения определите процентное отно­шение длины ног к длине туловища (А) по формуле:

А = [Рост стоя – Рост сидя] / Рост сидя х 100%,

где А – показатель пропорциональности телосло­жения.

Сравните полученные вами результаты со среднестатистическими.

Оценка полученных результатов: при величине этого показателя в пределах 87–92% физическое развитие оценивается как пропорциональное; ес­ли показатель пропорциональности меньше 87%, то это указывает на относительно малую длину ног; величина показателя 92% и более – на боль­шую длину ног.

Вариант II

Ход работы: у испытуемого определяют ок­ружность грудной клетки и рост.

Форма отчетности: для оценки гармонично­сти телосложения может быть использовано сле­дующее соотношение:

окружность грудной клетки в паузе / рост х 100%

Оценка полученных результатов: при нормаль­ном телосложении это соотношение составляет 50-55%. Если это соотношение меньше 50%, то развитие слабое, а если более 55% – высокое.

 

Форма отчетности

1. Сравните полученные данные в эксперимен­те со среднестатистическими табличными данными по артериальному давлению для вашего воз­раста. Сделайте вывод.

У детей школьного возраста

Возраст, лет Мальчики Девочки
7–8 88/52 87/52
9–10 91/54 89/53
11–12 103/60 94/60
13–14 108/61 106/62
15–16 110/62 108/62

 

2. Определите пульсовое давление (ПД) по фор­муле:

ПД = АД сист. – АД диаст.

В норме у здорового человека пульсовое давле­ние составляет примерно 45 мм рт. ст.

3. Вычислите среднее артериальное давление по формуле:

АД ср. = (АД сист – АД диаст.) / 3 + АД диаст.

4. Вычислите ваше артериальное давление по формуле:

АД сист = 1,7 х возраст + 83;

АД диаст = 1,6 х возраст + 42.

Сравните расчетные данные с полученными в эксперименте.

Ответьте на вопросы. Какую опасность для че­ловека представляет постоянно высокое давле­ние? В каких сосудах нашего организма максимально низкое давление и почему? Вы хорошо знаете о давлении в большом круге кровообраще­ния, а каково давление крови в малом (легочном круге)?

 

Физической нагрузки

Цель работы: определить зависимость пульса от физических нагрузок.

Ход работы: измерьте пульс в состоянии покоя (проделайте это 5-6 раз и найдите среднее ариф­метическое). Результат зафиксируйте.

Сделайте 20 приседаний в среднем ритме. Быст­ро сядьте на стул и подсчитайте число пульсовых ударов за 10 с сразу после нагрузки, затем спустя 30, 60, 90, 120, 150, 180 с. Все результаты занесите в таблицу,

Таблица 2.

Динамика восстановления ЧСС

Пульс сразу после работы Пульс через интервалы, с
               
               

Форма отчетности.

1. На основании полученных данных построй­те график; на оси абсцисс отложите время, на оси ординат – ЧСС.

2. Найдите на графике среднее значение ЧСС в состоянии покоя. Через точку проведите горизон­тальную линию, параллельную оси абсцисс.

3. Определите, во сколько раз увеличится часто­та сердечных сокращений после 20 приседаний.

4. Определите по графику, за сколько времени ЧСС возвращается к норме.

Оценка полученных результатов: если частота сердечных сокращений 30% и меньше – хорошо; если частота сердечных сокращений выше чем 30% – плохо, сказывается недостаточная трениро­ванность. Если ЧСС возвращается к норме за 2 мин и меньше – хорошо, если за время от 2 до 3 мин – удовлетворительно, если свыше 3 мин – плохо.

 

Таблица 3.

Таблица оценки результата

Частота пульса Состояние организма
Частота пульса увеличи­лась не более чем на 4 удара в минуту Реакция организма очень бла­гоприятная, организм спосо­бен выполнять большую физи­ческую нагрузку
Частота пульса увеличи­лась в интервале от 4 до 40 ударов в минуту Реакция организма в целом благоприятная
Частота пульса увеличи­лась на 40 и более ударов в минуту Реакция организма неблагопри­ятная, что говорит о невозмож­ности организма выполнять фи­зическую нагрузку

 

ТЕМА 3. ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Дыхание – совокупность физиологических процессов, обеспечивающих газообмен между ор­ганизмом и внешней средой (внешнее дыхание) и окислительными процессами в клетках, в ре­зультате которых выделяется энергия (клеточное дыхание). Дыхание человека постоянно приспо­сабливается к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, что обеспечивается процесса­ми нервной и гуморальной регуляции. Предлагае­мые работы в некоторой степени позволяют озна­комиться с особенностями внешнего дыхания и его регуляции.

 

Показатели ЖЕЛ подростков

Возраст, лет ЖЕЛ мальчиков ЖЕЛ девочек
  2,1 1,8
  2,2 2,0
  2,3 2,2
  2,8 2,5
  3,3 2,7
  3,8 2,8

 

Вариант I. Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком вдохе

Ход работы: работа проводится в парах. Испы­туемый в течение 3-4 мин в положении сидя спо­койно дышит, а затем по команде, после обычного выдоха делает глубокий вдох и задерживает дыха­ние насколько сможет, зажав при этом нос. Экспе­риментатор, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется. Для определения времени максимальной задержки дыхания используют данные трех попыток и бе­рут среднее арифметическое.

Оценка полученных результатов: для здорово­го ребенка (6-18 лет) время задержки дыхания на глубоком вдохе составляет в среднем от 16 до 55 с, для взрослого – 40-60 С.

Вариант II. Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком выдохе

Ход работы: испытуемый в течение 34 мин в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий выдох и задерживает дыхание насколько сможет, зажав при этом нос. Испытатель, пользуясь се­кундомером, определяет время от момента за­держки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется. Для определения време­ни максимальной задержки дыхания используют данные трех попыток и берут среднее арифмети­ческое.

Оценка результата: для здорового ребенка (6-18 лет) время задержки дыхания на выдохе составляет 12-13 с, для взрослого – 25-30 с.

Вариант III. Определение времени максимальной задержки дыхания после искусственной гипервентиляции легких (учащенного дыхания)

Ход работы: исследуемый в течение 1-2 мин дышит с наибольшей глубиной (а не частотой), а затем по команде задерживает дыхание на мак­симальном вдохе или на максимальном выдохе. Результат фиксируется. Для определения времени максимальной задержки дыхания используют данные трех попыток и берут среднее арифметиче­ское значение.

Форма отчетности: сравните полученные ре­зультаты с предыдущими и сделайте вывод.

Вариант IV. Определение времени максимальной задержки дыхания после дозированной нагрузки

Ход работы: в положении сидя испытуемый задерживает дыхание на максимальный срок на спокойном выдохе. Время задержки регистрирует экспериментатор. После отдыха (около 5 мин) ис­пытуемый делает 20 приседаний за 30 с. По окон­чании работы он садится на стул и задерживает дыхание. Время задержки вновь регистрирует экспериментатор. После отдыха (1 мин) испытуемый повторяет упражнение с задержкой дыхания на спокойном вдохе.

Форма отчетности: вычислите процентное от­ношение результатов после нагрузки относитель­но первого (задержка дыхания в спокойном со­стоянии) по формуле:

А = (Б – В) / Б х 100%,

где Б – время задержки дыхания в спокойном со­стоянии; В – время задержки дыхания после до­зированной нагрузки.

Оценка полученного результата: при дозиро­ванной физической нагрузке за норму принимает­ся уменьшение времени задержки дыхания на вы­дохе не более чем на 50%.

Сравните полученные данные со среднестати­стическими табличными.

Сделайте вывод. Ответьте на вопросы: Что луч­ше производить при сгибании туловища: вдох или выдох? Чем отличается тканевой газообмен от ле­гочного? Как участвуют органы дыхания в под­держании постоянства внутренней среды?

Скороговорки

У перепела и перепелки пять перепелят.

Вставай, Архип, петух охрип.

У воза – овца, на возу – пуд овса.

У Сашки в кармашке шишки и шашки.

Колотил Клим клин, колотил, да не выколотил.

Не прибирает Домна дом, а у Домны дом вверх дном.

Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.

Есть Кирилл присел, да кисел кисель.

Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры – для бобрят добры.

Ход работы.

1. Измерьте давление и вычислите среднее артериальное давление. Среднее артериальное давление вычисляется на основе систоли­ческого (верхнего) и диастолического (нижнего) артериального давления. Верхнее артериальное давление, как известно из основ­ного курса, — это максимальное давление крови на стенки арте­рий в конце сокращения желудочков, когда вся кровь из левого же­лудочка сердца переходит в аорту, а нижнее давление — это дав­ление крови во время паузы, когда оно минимально. Среднее дав­ление определяется по формуле:

АД ср. = (АД сист. – АД диаст) / 3 + АД диаст

Если у человека АД сист. = 120, АД диаст = 60, то

АД ср = (120 – 60) / 3 + 60 = 80 мм рт.ст.

2. Измерьте рост и массу тела испытуемого, запишите полученные данные.

3. Сосчитайте частоту сердечных сокращений (ЧСС) в 1 минуту.

4. Вычислите уровень физиологического состояния человека. Мате­матическое выражение уровня физиологического состояния (УФС) человека имеет следующий вид:

УФС = (700 – 3 х ЧСС – 2,5 х АДср – 2,7 х возр. + 0,28 х масса) /

(350 – 2,6 х возр + 0,21 х рост)

где: УФС – уровень физиологического состояния; ЧСС – частота сердечных сокращений в 1 мин; АДср – среднее артериальное давление (мм рт. ст.); возраст (число полных лет); рост (см); масса тела (кг).

5. Полученные данные оцените по следующей таблице:

По шкале регрессии

УФС Шкала регрессии
Юноши Девушки
Низкий 0,225-0,375 0,157-0,260
Ниже среднего 0,376-0,525 0,261-0,365
Средний 0,526-0,675 0,366-0,475
Выше среднего 0,676-0,825 0,476-0,575
Высокий 0,826 и более 0,576 и более

Этим уравнением могут пользоваться здоровые люди, не имеющие избыточной массы тела.

Таблица 4. Влияние позы на результат деятельности

Поза Решаемые примеры Время ре­шения, с Правиль­ность ре­зультата
Стоя на одной ноге      
       
       
Сидя      
       
       

Сравните полученные результаты и сделайте вы­вод.

Ответьте на вопросы. Как влияет поза человека на быстроту и правильность решения логических заданий? Почему это происходит?

Различного возраста (кДж)

Возраст, лет Всего из расчета на среднюю массу тела
3-4 6720000 – 7560000
5-7 7560000 – 9660000
8-11 9450000 – 12180000
12-14 11760000 – 13860000
15-16 13440000 – 14700000

Ход работы: пищевой рацион составляют, используя специальные таблицы

Вариант I

Составьте суточный пищевой рацион для двух групп. Первая группа – дети 5-7 лет, вторая – подростки 15-17 лет.

Форма отчетности: результаты расчетов занесите в таблицу.

Таблица 5. Состав суточного пищевого рациона

Режим питания Название продукта Масса, г Содержание в продукте, г Калорийность, дж
белков жиров углеводов
1-й завтрак            
2-й завтрак            
Обед            
Ужин            

 

Вариант II

У человека общий обмен складывается из ос­новного обмена и рабочей прибавки:

П = Р + К,

где П – общий обмен; Р – основной обмен; К – рабочая прибавка.

Основной обмен — это количество энергии, ко­торое тратит человек, находящийся в состоянии возможного полного мышечного покоя: лежа с расслабленной мускулатурой, натощак, при тем­пературе комфорта (21 °С). Расход энергии в этом случае составляет примерно 1700 ккал в сутки.

Ход работы: составление суточного пищевого рациона для покрытия основного обмена.

Форма отчета: ответьте на вопросы: Как из­меняется расход энергии в зависимости от работы? На что расходуется энергия в условиях основного обмена? Какие функции в организме выполняют белки, жиры, углеводы, витамины, поступающие к нам с пищей?

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

Оценка качества мяса

Качество мяса Цвет и форма поверхности Цвет жира Выравни­вание ямки Запах
Хорошее Поверхность темно–красная, блестящая, корочка коричневая Белый с жел­тым оттенком Ямка быстро выравни­вается Гнилостный запах отсутствует
Удовлет­воритель­ное Цвет слегка изменен, есть незначительное ослизнение. Корочка заветрившаяся Слегка изменен Ямка вырав­нивается медленно Незначитель­ный гнилост­ный запах
Неудовлетво- ри­тельное Серый. Поверхность сильно подсохшая, на разрезе мясо темное, дряблое Серый Ямка не вы­равнивается Резко гнилостный
Опасное для упот­ребления Серая или зеле­ная поверхность Зеленоватый с грязным оттенком Ямка не вы­равнивается Затхлый

 

Ход работы.

1. Растворить 1/2 чайной ложки меда в 100 мл воды и оставить на 3–4 минуты. Мед без примесей образует мутный раствор без осадка. При наличии примесей на дне виден осадок.

2. Добавьте к 10 мл полученного раствора несколько капель йодно­го раствора. Если в мед добавлен крахмал, то он окрашивается в синий цвет.

3. Отфильтруйте осадок. Стеклянной палочкой капните на осадок не­сколько капель уксусной кислоты. Если происходит вспенивание и выделение пузырьков газа, то в мед добавлен мел.

Форма отчетности: произведите анализ меда. Сделайте выводы.

 

Ход работы.

1. Намотайте на спичку вату, смочите ее слюной и напишите на бин­те первую букву имени.

2. Подержите бинт между ладонями для того, чтобы его согреть.

3. Опустите бинт в блюдце с раствором йода, расправьте его стек­лянной палочкой и объясните, что произошло.

4. Опыт повторите в следующем варианте: намотайте на спичку вату и попросите курильщика смочить ее своей слюной; напишите вто­рую букву своего имени; проделайте те же операции, что и в пре­дыдущем опыте.

Форма отчетности: объясните, почему во втором случае опыт не всегда удается. Какое значение имеет нагревание бинта между ладонями?

На какое органическое вещество крахмал является реактивом?

 

Ход работы.

1. Рассматривая лицо в зеркале, определите величину пор:

а) поры не заметны; б) поры крупные, отдельные участки лица на­поминают корку апельсина.

2. Приложите к лицу мягкую бумажную салфетку и поочередно при­жмите ее к разным участкам лица. Определите, где цвет салфет­ки изменился больше.

3. Результаты наблюдений оформите следующим образом:

Таблица 6. Результаты наблюдений за кожей лица

Участки лица Величина пор (крупные, мел­кие, незаметные) Изменение цвета бумаж- ной салфетки Тип кожи (жир- ная, нормаль­ная, сухая)
1. Лоб у висков 2. Середина лба 3. Нос 4. Щеки 5. Область под глазами 6. Подбородок    

4. Ответьте на вопрос: каковы правила ухода за жирной, нормальной и сухой кожей?

 

Требование безопасности.

Во избежание травмы экспериментатор должен предупреждать испы­туемого, на каком участке тела будет проводиться опыт.

Ход работы.

1. Раздвиньте ножки циркуля на 3-4 мм и поставьте их одновремен­но на ладонную сторону конца указательного пальца. Сведите нож­ки циркуля на 1,5 мм и прикоснитесь к тому же месту.

2. Проделайте такие же испытания с разными участками тела: крас­ная часть губ, щеки, кончик носа, затылок, плечо. Проделайте несколько опытов (3-4 раза), каждый раз раздвигая ножки циркуля на 1-3 мм больше.

3. Сравните результаты двух вариантов опыта и сделайте вывод о расположении чувствительных точек на коже.

4. Возьмите тонко отточенный карандаш (или циркуль) и проводите им по разным участкам кожи сначала на тыльной стороне руки, а потом на ладони. Отметьте красным фломастером точки, где вы ощутили тепло, и синим – где ощутили холод. Схематично зари­суйте опыт в тетради.

 

Ход работы

1.Посмотрите на свои ногти. Сравните с данными таблицы.

Признак Вывод о здоровье или заболевании
Гладкие бледно-розовые Бледный цвет Желтизна Синий цвет Вогнутая и выпуклая форма Длинные линии на ногтях   Белые пятна на ногтях   Поперечные борозды Здоровье Заболевание Болезни печени Сердечная недостаточность Недостаток железа в организме Сердечная и легочная недостаточность Плохая всасываемость в системе пищева­рения Признак стресса. Плохое питание или запущенная болезнь  

2. Сделайте вывод о состоянии своего здоровья.

ТЕМА 8. НЕРВНАЯ СИСТЕМА

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Центральная нервная система связывает функ­ционально в единое целое все клетки, ткани и ор­ганы человеческого организма. ЦНС воспринима­ет многообразные изменения, возникающие во внешней среде или внутри организма, с помощью огромного количества рецепторов. Нервная систе­ма играет ведущую роль в регуляции и координа­ции всех сторон жизнедеятельности, обеспечивая взаимодействие организма со средой. Это взаимо­действие осуществляется благодаря формирова­нию как простейших рефлекторных реакций, так и сложных поведенческих актов, включая психи­ческую деятельность человека.

Нервная система сложно организована и высоко­специализирована, ее основной структурной едини­цей является нервная клетка – нейрон. Главное свойство отдельных элементов нервной системы – возбудимость, т.е. способность в ответ на раздраже­ние формировать специализированный процесс воз­буждения. Возбуждение лежит в основе механизмов приема, передачи и переработки информации, а также формирования ответных реакций организма.

 

РАБОТА 3. Образная память

Цель работы: изучение кратковременной па­мяти.

Оборудование: секундомер либо часы с секунд­ной стрелкой, таблица с 16 разнообразными ри­сунками (готовится заранее).

Ход работы: работа проводится в парах. В каче­стве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается за 20с запом­нить максимальное количество образов из предъ­являемой таблицы. Затем в течение 1 мин он дол­жен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать). Форма отчетности: экспериментато­ром подсчитывается количество правильно воспро­изведенных образов.

Оценка полученных результатов: в норме – это 6 и более правильных ответов.

 

РАБОТА 4. Внимание

Цель работы: определить ус­тойчивость внимания.

Оборудование: часы, лист бу­маги с нанесенным на него изо­бражением определенной фор­мы.

Ход работы: работа проводится в парах. При рассмотрении предложенного рисунка изобра­женные на нем фигуры кажутся то выпуклыми, то вогнутыми. Испытуемый представляет, что это крыша дома или коридор. Од старается зри­тельно удержать одну из представляемых фигур в течение 60с, как только она «уплывает», сооб­щайте об этом экспериментатору. Он должен фиксировать время, когда это произошло.

 
 

 

 


Оценка полученных результатов: сравните полученные данные со среднестатистическими табличными.

Таблица оценки устойчивости внимания

Частота исчезновения изображения в течение 60 с Характеристика внимания изобра­жения в течение 60 с
1. Не более 11 раз Ваше внимание очень устойчи­вое
2. 12-20 раз Ваше внимание средней устой­чивости
3. Более 20 раз Ваше внимание недостаточно устойчивое

 

РАБОТА 5. Объем внимания

Цель работы: определение объема внимания.

Оборудование: заготовленная таблица, секундомер либо часы с секундной стрелкой, карандаш.

Ход работы: работа проводится в парах или группах. Испытуемому дается инструкция с зада­нием: в каждом квадрате в случайном порядке «разбросаны» числа от 101 до 136. Найдите эти числа в порядке возрастания – сначала 101, за­тем 102,103 и т. д. до 136. Каждое число зачерки­вайте карандашом. Работу начинайте по команде экспериментатора.

Примечание: таблица с произвольно располо­женными цифрами от 101 до 136 изготавливается на листе бумаги (формат А4).

Форма отчетности: определите объем внимания по формуле:

В = 648: t,

где В – объем внимания; t – время работы в секун­дах.

Оценка полученных данных: сравните полу­ченные данные с табличными. Сделайте вывод.

 

Показатель объема внимания Оценка показателя
Более 6 Высокий показатель
4–6 Средний
Менее 4 Низкий

 

РАБОТА 7. Смысловая память

Все психические процессы связаны между со­бой. Долговременная память предполагает отбор полезной информации и ее длительное сохранение с возможностью последующего воспроизведения. В этом процессе, кроме непосредственного воспри­ятия, участвуют также представление, воображе­ние, мышление.

Цель работы: определить объем смысловой памя­ти.

Оборудование: перечень из заранее заготовлен­ных 18 отвлеченных понятий. Примерный перечень понятий: 1. Вкусный ужин. 2. Веселый праздник. 3. Печаль. 4. Дружба. 5. Сильное желание. 6. Ра­дость. 7. Совместная работа. 8. Утренняя зарядка. 9. Воскресный вечер. 10. Торжественная встреча. 11. Теплый прием. 12. Книжный магазин. 13. Фут­больный матч. 14. Газетный обзор. 15. Любимый урок. 16. Центральная улица. 17. Родной очаг. 18. Заграничная поездка.

Ход работы: работа проводится в группах или парах. Испытуемому дается инструкция: вам бу­дет представлен ряд понятий. Для того чтобы их лучше запомнить, делайте на листе бумаги какие–либо зарисовки или пометки (но не слова), фикси­руя таким образом те ассоциации, которые они у вас вызывают. При воспроизведении понятий вы будете пользоваться вашими пометками. Старай­тесь точно воспроизводить понятие.

Экспериментатор громко и отчетливо один раз за­читывает 18 понятий с интервалом, достаточным для того, чтобы испытуемый сделал нужные ему по­метки. Через 30-60 мин испытуемый под каждой из своих пометок подписывает все 18 понятий.

Форма отчетности: проанализируйте количе­ство ошибок и сравните с результатами других ис­пытуемых.

 

ДНЕВНИК САМОКОНТРОЛЯ

Первая страница дневника отводится для записи фамилии, имени, отчества, даты рождения, дли­тельности занятий физической культурой и достиг­нутых результатов. Далее по порядку ведется за­пись показателей самоконтроля (см. далее форму дневника).

Основные требования к проведению самонаблю­дений:

1. В одни и те же часы.

2. Одним и тем же методом.

3. В одних и тех же условиях.

4. Все данные регистрировать в тетради (днев­нике).

Дневник самоконтроля

Показатели Дата исследования (день занятий физ­культурой) 10.03.97 Дата исследования (день отдыха) 16.03.97
Настроение Хорошее Удовлетворитель­ное
Самочувствие Хорошее Удовлетворитель­ное
Аппетит Хороший Хороший
Желание зани­маться физ­культурой Большое Нет
Переносимость нагрузки Удовлетворительная
Потоотделение Во время занятий большое
Сон 8 ч 15 мин, крепкий 7 ч 5 мин, поверх­ностный, часто просыпался
Нарушения режима Нет Нет
Болевые ощу­щения Отсутствуют Болят мышцы ног
Пульс Утром – 65 уд/мин, перед тренировкой – 78, после трениров­ки – 116 уд/мин, ритмичный Утром – 74 уд/мин, рит­мичный
Масса тела До тренировки – 65 кг, после – 63 кг 64,5 кг

Форма отчетности: оцените свое состояние, используя данные дневника самоконтроля.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: программа курса и планы семинарских занятий: специальность 031300 (050711) – Социальная педагогика. ОПД.Ф.04 / Воронеж. гос. ун-т; сост. Ю.А. Гончарова. – Воронеж: ВГУ, 2007. – 19 с.

2. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учеб. пособие: специальность 050711 – Социальная педагогика. ОПД.Ф.04 / Воронеж. гос. ун-т; сост. Ю.А. Гончарова. – Воронеж: ВГУ, 2008. – 88 с.

3. Громова З.П. Гигиена и физическое воспитание школьника в семье / З.П. Громова. – Мн.: Высш. шк., 1973. – 143 с.

4. Ежова Н.В. Педиатрия: учеб. пособие / Н.В. Ежова, Е.М. Русакова, Г.И. Кащеева. – Мн.: Высш. шк., 1999. – 524 с.

5. Матвеев Н.И. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека: пособ. для учащ. / Н.И. Матвеев.– М.: Просвещение, 1986. – 112 с.

6. Никишов А.И. Дидактический материал по анатомии, физиологии и гигиене: пособ. для учителей биологии и уч-ся / А.И. Никишов. – М.: РАУБ: Топикал, 1995. – 117 с.

7. Обреимова Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособ. для студ. дефектологических фак. высш. пед. учеб. заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – М.: Academia, 2000.– 373 с.

8. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – М.: ACADEMIA, 2002. – 453 с.

9. Фарбер Д.А. Физиология школьника / Д.А. Фарбер, И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин. – М.: Педагогика, 1990. – 61 с.

10. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.

11. Чабовская А.П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: учебник для студентов пед. институтов / А.П. Чабовская. – М.: Просвещение, 1980. – 222 с.

 

Учебное издание

Гончарова Юлия Адольфовна

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО КУРСУ

«ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»

Учебно-методическое пособие для вузов

 

 

Ю.А. Гончарова

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.181 с.