Раздел 1. Техническое и программное обеспечение информационных технологий — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Раздел 1. Техническое и программное обеспечение информационных технологий

2017-12-22 611
Раздел 1. Техническое и программное обеспечение информационных технологий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Краткая теория

по дисциплине

«Компьютерные информационные технологии»

(специальности: Экономика и управление на предприятии,
Бухгалтерский учёт, анализ и аудит, Финансы и кредит)

Раздел 1. ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 2

Тема 1. Предмет и основные понятия дисциплины «Компьютерные информационные технологии». 2

Определение информации, данных знаний. Электронный документ. 2

Информационная технология. 4

Информатизация, информационное общество, госполитика в области информатизации. 6

Тема 2. Техническое обеспечение компьютерных информационных технологий. 12

Компьютер и его архитектура. 12

Центральный процессор. 13

Память компьютера. 14

Устройства ввода и вывода. 15

Тема 3. Сетевые информационные технологии. 16

Основные понятия и принципы построения. 16

Глобальная сеть Интернет. 19

Адресация в Интернет. 20

Наиболее популярные службы (сервисы) интернет. 21

Тема 4. Программное обеспечение компьютерных информационных технологий. 24

Программное обеспечение (ПО) и его классификация. Способы распространения программного обеспечения 24

Системное ПО, назначение и состав. 26

ОС Windows, ее общая характеристика. 29

Сервисные программы.. 33

Офисные пакеты.. 36

Общая характеристика Microsoft Office Word 2007. 37

Табличный процессор Ms Offise Excel 2007. 40

Компьютерная графика. 43

Работа в обычном режиме. 45

Раздел 2. ТЕХНОЛОГИИ БАЗ ДАННЫХ И ЗНАНИЙ.. 46

Тема 1. Организация экономической информации. 46

Экономическая информация. Свойства, особенности, виды. 46

Внемашинная организация экономической информации. Классификация и кодирование информации. Классификаторы. 46

Тема 2. Базы данных. 48

Общие понятия. 48

Таблицы.. 51

Запросы, выборка. 52

О формах и отчетах. 53

Раздел 3. КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ.. 53

Тема 1. Основные понятия корпоративных информационных систем.. 53

Понятие информационной системы (ИС). Классификация ИС. 53

Корпоративные информационные системы (КИС). Принципы организации КИС. 55

Базовые стандарты КИС: MRP, MRP II, ERP, ERP II и др. 55

Тема 2. Системы искусственного интеллекта. 56

Искусственный интеллект. 56

Экспертные системы.. 58

Системы поддержки принятия решений (СППР). 59

Тема 3. Обеспечение информационной безопасности КИС. 60

Основные понятия. 60

Обеспечение информационной безопасности. 62

Тема 4. Проектирование корпоративных информационных систем.. 65

Раздел 1. ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Тема 1. Предмет и основные понятия дисциплины «Компьютерные информационные технологии»

Информационная технология

Информационную технологию можно рассматривать как процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной инфор­мации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Цель технологии материального производства – выпуск продукции, удовлетворяю­щей потребности человека или системы.

Цель информационной технологии – производство информации для ее анализа чело­веком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия (удовлетворение информационной потребности)

Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресур­су, можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для техно­логии переработки информации.

Информационная технология (ИТ) – совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации (з-н «Об информации, информатизации и защите информации»).

В настоящее время термин "информационная технология" употребляется в связи с использованием компьютеров для обработки информации. Информационные технологии охватывают всю вычислительную технику и технику связи и, отчасти, — бытовую электронику, телевидение и радиовещание.

Этапы развития ИТ

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций (переворотов) — преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Перевороты в информационной сфере:

1. Появление языка как средства общения (несколько млн. лет назад – десятки тыс. лет назад). Язык и речь – природная информационная технология, самая древняя, которой каждый человек овладевает в первые годы после появления на свет. Для сознательных процессов в мозгу каждого человека эта технология является внутренней, а для передачи своих мыслей другим – внешней.

Первая информационная технология заключалась в передаче знаний устно по наследству. Хранители знаний - жрецы, духовенст­во. Профессиональные навыки передавались личным примером. Доступ к знаниям и информации был ограничен, поэтому знания не могли су­щественно влиять на производственный процесс. Уровень технологии обработки данных был ручным, производство ремесленным, уникаль­ным, мелкосерийным. Темпы роста производства и номенклатуры изде­лий невелики.

2. Возникновение письменности (ок.7 тыс. лет назад).

Речь закреплялась сначала в памяти человека и передавалась устно из поколения в поколение, а затем возникла письменность – знаковая система фиксации речи. Она позволила закреплять мысли во времени и передавать их на расстояние с помощью графических элементов, которые называются письменами. С возникновением письменности стало возможным передавать информацию не только устно или жестами. Умение читать и выражать свои мысли в письменной форме стало признаком грамотности людей. Она дала возможность не только передавать сведения и сообщения, но и накапливать человеческие знания в форме рукописей и рукописных книг и тем самым передавать произведения человеческой мысли от одного поколения к другому. Письмена - это графические знаки, придуманные людьми для того, чтобы запечатлеть и передать свои мысли. Зачатки письма - зарубки и метки, бирки, узелки на веревках, бусы, раковины.

Знания стали специфически фиксироваться и распространяться в пространстве и во времени. Появилась документированная информация и ее накопительные центры – архивы и библиотеки.

3. Появление книгопечатания (XI в. – Китай, XV в. – Западная Европа).

В средние века развитие торговли вызвало спрос на книги. Однако рукописные книги были слишком редки и дороги и не могли удовлетворить этот спрос. Нужда в книгах, которые можно было бы изготовлять целыми тиражами, привела к изобретению книгопечатания. Сначала печатали книги с целых деревянных досок, на которых вырезался рельефный текст. Первая такая ксилографическая книга появилась в Корее в IX веке. Опыты книгопечатания в Китае предпринял Би Шэн в 1041-1048 гг. Но деревянные доски для всех страниц любой новой книги приходилось делать заново. В 1438 г. Иоганн Гутенберг сделал первые оттиски с наборных литер.

Книжно-журнальная индустрия, индустрия документооборота. Знания стали тиражироваться. Они уже могли влиять на произ­водство. Появились станки, паровые машины, фотография, телеграф, радио. Производство стало промышленным, средне и крупно серийным. Темпы роста производства и номенклатуры изделий выросли. Если до конца XIX в. примерно 95 % трудового населения работало в сфере ма­териального производства и только 5 % - в сфере обработки информа­ции, то к середине XX столетия примерно 30 % трудового населения развитых стран занималось обработкой информации.

Появление телеграфа, телефона, радио, телевидения, авто- и воздушного транспорта привело к интенсификации информационных потоков и процессов коммуникации. Но возможности восприятия и обработки информации ограничивались физиологическими возможностями человека.

4. Противоречие было снято созданием новых ИТ, компьютеризированных в области переработки и использовании знаний: создание ЭВМ (40-е гг. ХХ в.) привело к перевороту в информационной сфере, ее индустриализации на базе ЭВМ. Впер­вые в истории человечества был создан способ записи и долговремен­ного хранения формализованных знаний, при котором эти знания могли непосредственно влиять на режим работы производственного оборудо­вания. Процесс записи ранее формализованных профессиональных зна­ний в готовой для непосредственного воздействия на машины и меха­низмы форме получил название программирования.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИТ (в зависимости от средств (инструментария) ИТ).

1-й этап (до второй половины XIX в.) — "ручная" информационная технология, инстру­ментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель тех­нологии — представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) — "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными сред­ствами доставки почта. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (40 – 60-е гг. XX в.) — "электрическая" технология, инструментарий ко­торой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электри­ческие пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Изменяется цель технологии: акцент в информационной технологии начинает переме­щаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 70-х гг. XX в.) — "электронная" технология, основным инструмента­рием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные сис­темы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжес­ти технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информа­ции для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.

5-й этап (с середины 80-х гг. XX в.) — "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стан­дартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия реше­ний определенными специалистами. Начинают широко использоваться в различных областях гло­бальные и локальные компьютерные сети.

Классификация ИТ

По отношению к предметным областям информационные технологии можно классифицировать на:

· обеспечивающие информационные технологии.

· функциональные информационные технологии.

Обеспечивающие информационные технологии -технологии обра­ботки информации, которые могут использоваться как инструмент в различных предметных областях для решения различных общих задач. Обес­печивающие технологии могут базироваться на разных платформах, что обусловлено различием видов компьютеров и операционных систем и программных сред.

Функциональные информационные технологии представляют специфическую технологий, при которой реализуется какая-либо из пред­метных технологий.

Например, в арсенале менеджера могут находиться как обеспечивающие технологии, с которыми он постоянно работает – текстовые и табличные процессоры, так и специальные функциональные технологии – базы данных, экспертные системы, реа­лизующие конкретные предметные технологии.

Большинство обеспечивающих и функциональных информационных технологий могут применяться обычными пользователями без посред­ников-программистов. При этом пользователь сам может устанавливать последовательность применения тех или иных технологий.

По виду обрабатывай информации ИТ могут классифицироваться:

Виды обрабатываемой информации

данные текст графика знания объекты
                   
СУБД, алгоритмические языки, табл. процессоры, статист. и финанс. пакеты Текстовые процессоры и гипертекст Графические процессоры Экспертные системы, СППР Средства мультимедиа
                   

 

Виды ИТ

Предлагаемая схема достаточно условна, поскольку большинство представленных ИТ позволяет обрабатывать и другие виды информации, а также объединяться в интегрированные технологии. Например, в текстовых процессорах преду­смотрены возможности выполнения расчетов, табличные процессоры могут обрабатывать не только цифровую, но и текстовую информацию, а также обладают встроенными средствами графической поддержки. Тем не менее, каждая из этих технологий в большей степени сосредото­чена на обработке информации определенного вида.

Информационное общество

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании информации и знаний и получившего название информационного общества.

Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой положили З. Бжезинский, Д. Белл, О. Тоффлер. Рассматривая общественное развитие как "смену стадий", сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием четвертого сектора экономики – информационного, следующего за тремя известными секторами: сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг.

Постиндустриальное общество – широко распространенный в западной социологии термин, применяемый для обозначения современного общества. В основе концепции постиндустриального общества лежит разделение всего общественного развития на три этапа: доиндустриальное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное.

В доиндустриальном обществе определяющей являлась сельскохозяйственная сфера, с церковью и армией как главными структурами общества; в индустриальном обществе – промышленность, с корпорацией и фирмой во главе; в постиндустриальномтеоретические знания с университетом как главным местом его производства и сосредоточения.

Человечество в конце XX в. вступило в новый этап своего развитияпереход к информационному обществу. Постоянно растет число людей, которые занимаются производством, распространением и потреблением информации. Во многих развитых странах подобной деятельностью занимается большинство трудоспособного населения. Совершенствуются средства передачи, хранения и преобразования информации.

Компьютеризация – процесс внедрения компьютеров, обеспечивающих автоматизацию информационных процессов и технологий в различных сферах человеческой деятельности.

Цель компьютеризации состоит в улучшении качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ – одно из важнейших направлений научно-технического прогресса, основанное на широком применении микроэлектронной вычислительной техники, средств связи, автоматизированных банков данных, взаимоувязанных между собой в информационно-вычислительные системы.

Информатизация – организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений (з-н «Об информации, информатизации и защите информации»).

Ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, ане материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

Информационное общество – концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Отличительными чертами информационного общества являются:

· увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

· возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

· нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

· создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

- эффективное информационное взаимодействие людей,

- их доступ к мировым информационным ресурсам и

- удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

· развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей;

Развитие информационного общества является одним из национальных приоритето в республики Беларусь и рассматривается как общенациональная задача, требующая объединения усилий государства, бизнеса и гражданского общества. При этом ИКТ отводится роль необходимого инструмента социально-экономического прогресса, одного из ключевых факторов инновационного развития экономики.

Формирование информационного общества обеспечивается наличием развитого человеческого капитала, высокого научного потенциала, системы государственной поддержки разработки ИКТ.

В настоящее время в республике завершилось формирование основ информационного общества. Заложена правовая основа информатизации. Успешно развивается национальная ИКИ (информационно-коммуникационная инфраструктура), позволяющая оказывать новые телекоммуникационные и информационные услуги на основе технологий широкополосного доступа.

На протяжении последних 15 лет в результате выполнения государственных программ разработан ряд общегосударственных и ведомственных информационных систем, создана национальная система формирования и регистрации информационных ресурсов. Республиканские органы государственного управления, облисполкомы и большинство райисполкомов представлены в сети Интернет. Республика обладает достаточно развитой собственной информационной индустрией, включающей разработку и производство средств вычислительной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения.

Электронное правительство

Электронное правительство (Electronic government, e-Government) – система государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации.

Электронное правительство — такой способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Электронное правительство – это правительство, в котором вся совокупность как внутренних, так и внешних связей и процессов поддерживается и обеспечивается соответствующими информационно-компьютерными технологиями. При этом под термином «правительство» понимают властные структуры всех уровней.

Необходимо понимать, что электронное правительство – это не механическое соединение информационных технологий и правительства. Это новая философия государственного управления, поэтому для реального воплощения этой идеи в жизнь необходима разработка соответствующей законодательной базы.

Электронное правительство – это концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу. Данная концепция основывается на возможностях информационно-теле­ком­му­ни­ка­ци­он­ных технологий и ценностях открытого гражданского общества. Во многих странах "электронное правительство" только создается, а в некоторых странах оно дано и успешно функционирует. Однако сегодня "электронное правительство", за редким исключением, пока еще не стало реальностью.

Компьютер и его архитектура

Компьютер (англ. computer — вычислитель)представляет собой программируемоеэлектронное устройство, способное обрабатывать данные и производить вычисления, а также выполнять другие задачи манипулирования символами.

Различают два основных класса компьютеров:

- цифровые компьютеры (компьютеры), обрабатывающие данные в виде числовых двоичных кодов;

- аналоговые компьютеры, обрабатывающие непрерывно меняющиеся физические величины, которые являются аналогами вычисляемых величин.

Фундаментальным решением при проектировании компьютера является выбор, будет ли он цифровой или аналоговой системой. Если цифровые компьютеры работают с дискретными численными или символьными переменными, то аналоговые предназначены для обработки непрерывных потоков поступающих данных.

Персональные компьютеры обычно проектируются на основе принципа открытой архитектуры.

Принцип открытой архитектуры заключается в следующем:

· Регламентируются и стандартизируются только описание принципа действия компьютера и его конфигурация (определенная совокупность аппаратных средств и соединений между ними). Таким образом, компьютер можно собирать из отдельных узлов и деталей, разработанных и изготовленных независимыми фирмами-изготовителями.

· Компьютер легко расширяется и модернизируется за счёт наличия внутренних расширительных гнёзд, в которые пользователь может вставлять разнообразные устройства, удовлетворяющие заданному стандарту, и тем самым устанавливать конфигурацию своей машины в соответствии со своими личными предпочтениями

При рассмотрении компьютерных устройств принято различать их архитектуру и структуру.

Архитектура компьютералогическая организация и структура аппаратных и программных ресурсов вычислительной системы. Архитектура заключает в себе требования к функциональности и принципы организации основных узлов ЭВМ.

Архитектурой компьютера, по-другому, называется его описание на некотором общем уровне, включающее описание пользовательских возможностей программирования, системы команд, системы адресации, организации памяти и т.д. Архитектура определяет принципы действия, информационные связи и взаимное соединение основных логических узлов компьютера: процессора, оперативного ЗУ, внешних ЗУ и периферийных устройств. Общность архитектуры разных компьютеров обеспечивает их совместимость с точки зрения пользователя.

Классическая архитектура (архитектура фон Неймана) — одно арифметико-логическое устройство (АЛУ), через которое проходит поток данных, и одно устройство управления (УУ), через которое проходит поток команд — программа. Это однопроцессорный компьютер.

Структура компьютераэто совокупность его функциональных элементов и связей между ними. Элементами могут быть самые различные устройства — от основных логических узлов компьютера до простейших схем. Структура компьютера графически представляется в виде структурных схем, с помощью которых можно дать описание компьютера на любом уровне детализации.

По своим функциональным возможностям компьютеры подразделяют на:

§ карманные компьютеры (pocket PC),

§ пере­носные компьютеры (notebook),

§ настольные персональные компьютеры,

§ рабочие станции, графические станции,

§ большие компьютеры (мэйн­фреймы),

§ суперкомпьютеры.

Первые ЭВМ были созданы в США в 40-е гг. ХХ в.

Персональный компьютер – универсальная техническая система. Функциональные возможности компьютера определяются его конфи­гурацией (составом оборудования) – совокупностью основных устройств: типом и моделью про­цессора, объемом оперативной памяти и жесткого диска, наличием устройств мультимедиа (звуковой карты, CD-ROMa, акустических систем, микрофона) и дисководов, типом и размером монитора, типом ви­деокарты. Конфигурацию ПК можно изменять в соответствии с классом решаемых задач. Тем не ме­нее, существует базовая конфигурация, в которой обязательно присут­ствуют следующие устройства: системный блок, монитор, клавиатура, мышь.

Основу компьютеров образует аппаратура (HardWare), построенная, в основном, с использованием электронных и электромеханических элементов и устройств. Принцип действия компьютеров состоит в выполнении программ (SoftWare) — заранее заданных, четко определённых последовательностей арифметических, логических и других операций.

Разнообразие современных компьютеров очень велико. Но их структуры основаны на общих логических принципах, позволяющих выделить в любом компьютере следующие логические части:

· Устройства ввода информации.

· Устройства вывода информации

· Устройство обработки информации и управления

· Устройство хранения информации

Центральный процессор

Обработка информации происходит в процессоре – основным элементе любого компьютера.

Центральный процессор (CPU, от англ. Central Processing Unit) — это основной рабочий компонент компьютера, который выполняет арифметические и логические операции, заданные программой, управляет вычислительным процессом и координирует работу всех устройств компьютера.

Подчеркнем, что работа процессора происходит под управлением программы.

Функции процессора:

· обработка данных по заданной программе путем выполнения арифметических и логических операций;

  • программное управление работой устройств компьютера.

Современные процессоры выполняются в виде микропроцессоров. Физически микропроцессор представляет собой интегральную схему — тонкую пластинку кристаллического кремния прямоугольной формы площадью всего несколько квадратных миллиметров, на которой размещены схемы, реализующие все функции процессора.

В вычислительной системе может быть несколько параллельно работающих процессоров; такие системы называются многопроцессорными.

Память компьютера

Хранением информации в ПК занимаются несколько разнотипных устройств.

Функции памяти:

· приём информации из других устройств;

  • запоминание информации;
  • выдача информации по запросу в другие устройства машины.

Различают два основных вида памяти — внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя память

В состав внутренней памяти входят оперативная память, кэш-память и специальная память.

Оперативная память (ОЗУ, англ. RAM, Random Access Memory — память с про­извольным доступом) — это быстрое запоминающее устройство не очень большого объёма, непосредственно связанное с хранением выполняемых в данный момент программ и данных, обрабатываемых этими программами.

Оперативная память используется только для временного хранения данных и программ, так как, когда машина выключается, все, что находилось в ОЗУ, пропадает.

В ОЗУ при включенном компьютере хранятся операционная система и те программы, которые выполняются в данный момент.

Кэш (англ. cache), или сверхоперативная память — очень быстрое ЗУ не­большого объёма, которое используется при обмене данными между микропроцессором и оперативной памятью для компенсации разницы в скорости обработки информации процессором и несколько менее быстродействующей оперативной памятью.

Кэш-памятью управляет специальный контроллер, который, анализируя выполняемую программу, пытается предвидеть, какие данные и команды вероятнее всего понадобятся в ближайшее время процессору, и подкачивает их в кэш-память.

К устройствам специальной памяти относятся постоянная память ПЗУ (ROM), ППЗУ перепрограммируемая постоянная память (Flash Memory), память CMOS RAM, питаемая от батарейки, видеопамять(VRAM) и некоторые другие виды памяти.

Постоянная память (ПЗУ, англ. ROM, Read Only Memory — память только для чтения) — энергонезависимая память, используется для хранения данных о конфигурации компьютераы, которые никогда (или почти никогда) не потребуют изменения. Комплект программ, находящихся в ПЗУ, образует базовую систему ввода-вывода (BIOSBasic Input-Output System). Основное назначение программ этого пакета состоит в том, чтобы проверить состав и работоспособность компьютерной системы и обеспечить взаимодействие с клавиатурой, монитором, жестким диском и дисководом гибких дисков. Программы, входящие в BIOS, позволяют наблюдать на экране диагностические сообщения, сопровождающие запуск компьютера, а также вмешиваться в ход запуска с помощью клавиатуры.

Внешняя память

ВНЕШНЯЯ ПАМЯТЬ (ВЗУ) – это энергонезависимая память, реализованная в виде внешних, относительно материнской платы, устройств с разными принципами хранения информации и типами носителя, предназначенных для долговременного хранения информации.

В частности, во внешней памяти хранится все программное обеспечение компьютера. Устройства внешней памяти могут размещаться как в системном блоке компьютера, так и в отдельных корпусах. В отличие от оперативной памяти, внешняя память не имеет прямой связи с процессором. Физически внешняя память реализована в виде накопителей.

Накопители – это запоминающие устройства, предназначенные для продолжительного (что не зависит от электропитания) хранения больших объемов информации. Емкость накопителей в сотни раз превышает емкость оперативной памяти или вообще неограниченная, когда речь идет о накопителях со сменными носителями. Накопитель можно рассматривать как совокупность носителя и соответствующего привода. Различают накопители с сменными и постоянными носителями.

Привод – это объединение механизма чтения-записи с соответствующими электронными схемами управления. Его конструкция определяется принципом действия и видом носителя.

Стример и стримерная библиотека
Носитель – это физическая среда хранения информации.

В состав внешней памяти компьютера входят:

· накопители на жёстких магнитных дисках (HDD);

  • накопители на гибких магнитных дисках (FDD);
  • накопители на оптических компакт-дисках (СD, DVD, Blu-Ray и т.п.);
  • накопители на магнито-оптических компакт-дисках (MO);
  • накопители на магнитной ленте (стримеры)

· полупроводниковые флэш-память, флэш-карты

· голографические многоцелевые диск (HVD),

· Universal Media Disc (UMD) — оптический накопитель до 1,8 Гб

· SSD диски ­− твердотельные накопители (без движ. частей, до 1 Тб)

· и др.

Устройства ввода и вывода

Устройства ввода информации

Цель функции ввода в компьютере – преобразование поступающей извне информации (образов, звуков, нажатий клавиш, положений указателя, напряжений термопар и т.д.) в двоичные числа.

§ Клавиатура (механические (под каждой клавишей расположена пружина) и пленочные).

§ Сканер — устройство для ввода в компьютер графических изображений. Создает оцифрованное изображение документа и помещает его в память компьютера.

Ручные сканеры, которые прокатывают по поверхности документа рукой, и планшетные сканеры.

§ Цифровые фотокамеры, веб-камеры

§ Микрофон

§ Манипуляторы (мышь, джойстик, трекбол, сенсорная панель, тачпойнт, тачпад и др.) – это специальные устройства, которые используются для управления курсором.

трекболы

§ Световое перо – устройство, напоминающее обычное перо, на кончике которого имеется светочувствительный детектор. Если прикоснуться таким пером к экрану дисплея, то в этом месте появится система прямоугольных координат с началом в точке прикосновения. Перемещение пера по экрану вызовет появление рисунка

§ Дигитайзер — устройство для преобразования готовых изображений (чертежей, карт) в циф­ро­вую форму.

§

Устройства ввода-вывода

§ Сенсорный экран. Сенсорными экранами оборудуют рабочие места операторов и диспетчеров, их используют в информационно-справочных системах и т.д.

§ Модем – устройство, обеспечивающее соединение одного компьютера с другим по телефонному каналу.

§ Факс-модем – устройство факсимильной передачи изображения по телефонной сети.

Основные понятия и принципы построения

Компьютерная сеть – группа компьютеров, объединенных каналами связи и обеспечивающих с совместное использование информационных и вычислительных ресурсов отдельных компьютеров.

Главная функция сети – предоставление возможности обмена информацией между пользователями сети.

Узел сети (абонент) – устройство, подключенное к сети и активно участвующее в информационном обмене (компьютер, принтер, др. периф. устр.)

Ветвь сети - это путь, соединяющий два смежных узла.

Сервер – в широком смысле – объект, предоставляющий сервис другим объектам (клиентам) по их запросам.

Сервер – в информационных сетях – компьютер, который служит для управления сетевыми ресурсами общего доступа (вычислительным мощност


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.123 с.