НОУ ВПО институт управления, — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

НОУ ВПО институт управления,

2017-12-22 166
НОУ ВПО институт управления, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,

БИЗНЕСА И ПРАВА

 

 

Мартынов Б.В.

 

 

Учебно-методическИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине

 

«Философия»

для студентов очной формы обучения

направлений подготовки

Психология

Менеджмент

Экономика

 

 

Ростов-на-Дону


 

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов, соответствующих направлений подготовки.

 

Учебно-методическое пособие рекомендовано к опубликованию кафедрой «Гуманитарные дисциплины» (протокол № 1 от 31.08.2012) и утвержден Учебно-методическим советом НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.

Учебно-методическое пособие содержит учебно-тематический план, учебную программу, содержание семинарских и интерактивных практических занятий, методические рекомендации к их подготовке, краткий конспект лекций в схемах, темы эссе и самостоятельной работы, требования к уровню освоения программы, примерные тестовые задания.

 

Рецензент: д.филос.наук, профессор Подопригора С.Я.

д.филос.наук, профессор Тазаян А.Б.

 

содержание

1 Рабочая программа дисциплины.. 4

1.1 Цель и задачи изучения дисциплины.. 4

1.2 Требования к уровню освоения дисциплины.. 4

1.3 Аудиторная работа. 6

1.3.1 Лекции. 6

1.3.2 Практические занятия……………………………………………………………….……………….10

1.4 Самостоятельная работа. 13

1.5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 14

1.5.1 Перечень основной литературы.. 14

1.5.2 Перечень дополнительной литературы.……………………………………………..….14

1.5.3 Информационное обеспечение дисциплины.. 15

2 лекционные занятия. 16

2.1 План и содержание лекционных занятий ……………………………………………………………….16

2.2 Краткий конспект лекций ……………………………………………………………………..…………….……19

3 Практические занятия. 32

3.1 План и содержание интерактивных практических занятий. …….….32

4 Контроль овладения компетенциями……………………………………………………..…………34

4.1 Перечень практических заданий для контроля степени

овладения компетенциями…………………..…………………………………………………………………...…34

4.2 Перечень тем эссе……………………………………………………………………………………………..….34

5 методические указания по выполнению практических работ....36

5.1 Методические рекомендации по выполнению учебных проектов.. 36

6 самостоятельнАЯ работА студентов......38

6.1 План и содержание самостоятельной работы……………………………………………….…..…. 38

6.2 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы……….…..38

7 аттестация 42

7.1 Примерные вопросы к промежуточному тестированию…………………………………….…42

7.2 Вопросы и задания к итоговой аттестации……………………………………………………………..43

Контактная информация преподавателя. 44


1. Рабочая программа дисциплины

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Главной целью изучения данной дисциплины является: освоение основных категорий, понятий, законов, направления развития философии; основных закономерностей и этапов исторического развития общества, умение применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; анализировать процессы и явления, происходящие в обществе, формирование навыков целостного подхода к анализу проблем общества; формирования общекультурных компетенций, выраженных в знании и понимании законов развития общества и умении оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности; способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы.

Задачи данной дисциплины состоят в подготовке к выполнению аналитической и научно-исследовательской профессиональной деятельности выпускника

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе изучения дисциплины студенты должны:

Овладеть компетенциями:

1. Знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

2. Умение анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);

3. Владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

Уметь: применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных наук в профессиональной деятельности; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции;

Знать: основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления;

Владеть: навыками целостного подхода к анализу проблем общества.

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

Лекции

 

 

№ п/п Тема лекции Краткое содержание Кол. Часов  
  Генезис философского знания Предметное определение философии. Причины возникновения и развития философского знания. Взаимосвязь философии с наукой. Понятие мировоззрения и его структура. Обыденно-практический и теоретический уровни мировоззрения. Формы мировоззрения: мифология, религия, философия. Соотношение философии и религии. Типы мировоззренческих систем: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм. Специфика философских проблем. Основной вопрос философии: материализм и идеализм. Философский плюрализм. Методы философии: метафизика, диалектика, догматизм, эклектизм, скептицизм. Основные разделы философии: онтология, гносеология, аксиология, антропология. Функции философии: мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, аксиологическая.  
  Философия бытия (онтология) Понятие бытия. Сущность и существование. Формы бытия. Бытие вещей. Бытие человека. Бытие духовного. Бытие социального. Бытие и небытие (Парменид). Актуальное и потенциальное бытие (Аристотель). Типы бытия: монизм, дуализм, плюрализм. Категории философии бытия. Идеализм и материализм. Движение как способ существования материи. Пространство и время как формы существования материи. Онтологические проблемы. Бытие и мышление. Бытие и время. Бытие и небытие. Бытие и познание. Процессуальность и фрагментарность как отличительные особенности восточной и западной онтологии.  
  Философия познания (эпистемология) Сущность процесса познания. Гносеология и эпистемология. Теории познаваемости мира. Гносеологический оптимизм. Агностицизм. Скептицизм. Солипсизм. Уровни познания: чувственный, рациональный, сверхчувственный. Эмпиризм. Рационализм. Иррационализм. Формы познания: наука, религия, искусство, идеология, здравый смысл. Категории эпистемологии: истина, смысл, мышление. Философский метод познания (диалектический) и его принципы: объективность, системность, историзм, диалектическая противоречивость. Способы получения знания: индукция, дедукция, интуиция, понимание, герменевтика, деконструкция. Направления современной эпистемологии: иррационализм и структурализм (джастификационизм, социология знания).  
  Философия отношений (этика) Предметное определение этики. Отношение человека к миру, обществу, самому себе. Категории этики. Основные проблемы этики. Основные направления: коллективизм и индивидуализм. Особенности восточной и западной философии в постановке и решении этических вопросов. Влияние религии, науки, экономики и политики на этику. Этические концепции: волюнтаризм, гедонизм, эвдемонизм, автономная этика, релятивизм.  
  Философия Древней Греции Социально-исторические условия возникновения античной философии. Космогонизм ранней греческой философии. Натурфилософия Милетской школы. Фалес. Анаксимен. Анаксимандр. Развитие античной диалектики. Гераклит. Атомизм Левкиппа и Демокрита. Учение о бытии Парменида. Элеатская школа. Софисты. Протагор. Учение о человеке в философии Сократа. Идеализм Платона. Учение о государстве. Философия Аристотеля. Стоицизм. Эпикуреизм.  
  Философия Древнего Востока Основные черты философии Древнего Востока. Причины возникновения и развития философии Древнего Востока. Взаимосвязь философии с религией и мифологией. Возникновение индийской философии. Веды. Упанишады. Религиозно-мифологическая идеология. Проблемы человека и бытия. Буддизм: добро и зло. Возникновение и развитие практической философии Древнего Китая. Даосизм. Конфуцианство: идея «срединного пути».  
  Современная западная философия: Человек и общество Предпосылки возникновения и развития, особенности современной западной философии. Основные направления: сциентизм и антропологизм. Социализация науки: формирование психологии (З. Фрейд), социологии (М. Вебер) и антропологии (Э. Дюркгейм). Объяснение природы человека и общества. Теория бессознательного. Теория архетипов К. Юнга. Теория коллективного сознания Э. Дюркгейма. Функционализм и структурализм. Философия прагматизма (У. Джемс, Д.Дьюи).  
  Современная западная философия: Человек и современность Предпосылки формирования и особенности философии постмодернизма. Сравнительная таблица категорий модерна и постмодерна. Постмодернистское решение онтологических, эпистемологических и этических вопросов. Социально-экономическая характеристика постмодерна. Концепция деконструктивизма (Ж. Деррида). Концепция нарратологии (Ж.Ф. Лиотар). Проблематика «знания-языка» М. Фуко.  
ИТОГО  

 

Практические занятия

 

№ п/п Тема занятия Краткое содержание Кол. Часов  
  Гносеологические методы философии 1. Материализм и идеализм 2. Эмпиризм и рационализм 3. Методы Р. Декарта и Ф. Бэкона 4. Диалектика и метафизика 5. Идеализм Платона и Гегеля 6. Дуализм Аристотеля и Р. Декарта 7. Скептицизм Пиррона и агностицизм И. Канта 8. Законы и категории диалектики  
  Проблема бытия и человека в античной и восточной философиях 1. Религиозно-мифологическая традиция Древней Индии 2. Конфуцианство и даосизм 3. Понимание бытия в учениях Гераклита и Парменида 4. Человек в учениях софистов и Сократа. 5. Учения Платона и Аристотеля. 6. Стоицизм и эпикуреизм 7. Гедонизм как принцип жизнедеятельности человека в ХХ1 веке 8. Буддизм и его путь совершенствования 9. Релятивизм софистов и современный человек 10. Метафизика и диалектика Древнегреческой философии  
  Философия Возрождения 1. Особенности социально-экономической и духовной жизни в Западной Европе ХIV – XVI вв. Истоки гуманизма. 2. Особенности мировоззрения и философии Возрождения. Образ человека эпохи Возрождения. 3. Научные идеалы Возрождения. Дж. Бруно. Н. Коперник. Г. Галилей. 4. Этические идеалы Возрождения. Н. Макиавелли. Т. Мор. Т. Кампанелла. Утопизм. Эстетика эпохи Возрождения. Данте. Петрарка. Сервантес. Шекспир. Л. да Винчи. Философия М. Монтеня.  
  Философия Нового времени 1. Причины возникновения и развития философии Нового времени. 2. Ориентация на науку и юридически-правовую сферу общественной жизни. Разработка теории познания и методологии научного знания. 3. Эмпиризм и рационализм. Индуктивный метод Ф. Бэкона. Рационально-дедуктивный метод Р. Декарта. Сенсуализм Т. Гоббса, Дж. Локка, Дж. Беркли. Субстанциолизм Б. Спинозы и Г. Лейбница. Механистический материализм И. Ньютона.  
  Немецкая классическая философия 1. Общая характеристика и специфика немецкой классической философии. 2. Философия и этика И. Канта. 3. Философия И. Фихте и Ф. Шеллинга. 4. Философия и диалектическая система Гегеля. 5. Антропологический материализм Л. Фейербаха  
  Космизм и богоискательство в русской философии 1. Русское богоискательство. Философия В. Соловьёва. 2. Персонализм Н. Бердяева. 3. Интуитивизм Н. Лосского. 4. Русский космизм. Н.Ф. Фёдоров. П.Л. Флоренский. 5. Ноосферогенез В.И. Вернадского 6. Славянофильство как источник русского богоискательства 7. Концепция соборности в русской философии 8. Концепция свободы в творчестве Н. Бердяева 9. Общество в творчестве С.Л. Франка  
  Рационализм и иррационализм западной философии 1. Сциентистское направление: позитивизм (О. Конт), неопозитивизм (Б. Рассел, Л. Витгенштейн), структурализм(К. Леви-Стросс, М. Фуко), герменевтика (Ф. Шлейермахер, Гадамер) 2. Антропологическое направление: философия жизни (Ф. Ницше), фрейдизм, экзистенциализм (Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер), феноменология (Э. Гуссерль). 3. Прагматизм Д. Дьюи 4. Роль пограничной ситуации в развитии человека 5. Философия жизни Ф. Ницше 6. Философия прагматизма и утилитаризма  
  Научное и ненаучное знание 1. Формы знания и познавательной деятельности. 2. Чувственное и рационалистическое познание. 3. Понятие истины. Истина и заблуждение. 4. Эзотерические направления познания. 5. Мифологическое и религиозное познание в современном обществе 6. Философское и нучное познание 7. Этос науки 8. Здравый смысл как культурная система  
  Постнеклассическая парадигма в науке и философии 1.Истоки развития постнеклассической парадигмы. Синтез постнеклассической науки, эволюционного глобализма и постмодернизма. 2.Идея самоорганизации и саморазвития. Синергетика И. Пригожина-Г. Хакена. 3.Принцип нелинейности. Порядок и хаос. 4. Хаос как источник развития и порядка 5. Личность как диссипативная структура 6. Основные принципы синергетики  
  Философия человека 1. Решение проблемы специфики человеческого бытия в философской антропологии. 2. Антропосоциогенез. Биологическое, социальное и психологическое в человеке. 3. Проблемы человеческого начала. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Смысл и назначение человеческого бытия. 4. Социально – философский анализ генезиса самореализации человека. Адаптация и индивидуализация человека. Идентичность и интеграция человека. Индивидуальные стратегии самореализации. Самореферентная модель. Способы реализации личностного потенциала.  
  Смысл жизни 1. Смысл жизни в Античной и Древневосточной философии 2. Религиозная и рациональная трактовки смысла жизни. Экзистенциализм 3. Концепция самореализации и самоактуализации человека 4. Восточный и Западный подходы к самосовершенствованию 5. Смысл жизни современного человека  
  Модернизация общества и постмодернизм 1. Системность общества 2. Общество модерна 3. Предпосылки постмодернизма 4. Личность и общество 5. Концепции общественного развития 6. Самоорганизация и управление в социальном развитии 7. Модернизм и постмодернизм 8. Личность и общество в ХХI веке  
ИТОГО:  

 

Самостоятельная работа

 

№ п/п Содержание самостоятельной работы Кол. часов Форма контр.
  Проблема свободы и ответственности человека     Тест, эссе практическое занятие 3,6,8
  Социальные и этические проблемы развития и использования достижений науки, техники и технологий   Тест, эссе практическое занятие 7
  Культура и цивилизация   Тест, эссе практическое занятие 8
  Условия формирования личности в современном обществе   Тест, эссе практическое занятие 8
ИТОГО:    

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.5.1 Основная литература

№ п/п Перечень литературы
  Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебник. – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2011. – 309 с.
  Канке В.А. Основы философии: учебник. – Москва: Логос, 2010. – 288 с.
  Сычёв А.А. Основы философии: учебное пособие. – Москва: Инфра – М, 2010. – 368 с.

1.5.2 Дополнительная литература

№ п/п Перечень литературы
  Бауман З. Индивидуализированное общество. – М.: Логос, 2005. – 390 с.  
  Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. – М.: Прогресс-традиция, 2003.
  Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: Синер­гетика и теория социальной самоорганизации. - СПб.: Лань, 1999. - 479 с.
  Горелова Е.В. Философское осмысление проблем техногенной цивилизации // Философские науки. – 2006. №9. – С. 5 – 21.
  Грязнова Е.В. Виртуальная реальность: анализ смысловых элементов понятия // Философские науки. – 2005. №12. – С. 125 – 143.
  Давыдов А.А. В преддверии нанообщества // Социс. – 2007.№3. – С. 119 – 125.
  Жуков В.Н. С кого начиналась русская философия? // Философские науки. – 2006. №2. – С. 53 – 70.
  Жуков В.Н. С кого начиналась русская философия? // Философские науки. – 2006. №3. – С. 27 – 40.
  Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Самореализация человека: Введение в человекознание. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. – 279 с.
  Имянитов Н.С. Объективные смыслы жизни и существования // Вопросы философии. – 2006. №7. – С.84 – 94.
  Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество, культура. М: ГУВШЭ, 2000. - 608 с.
  Кёглер Г.Г. Этика после постмодернизма // Вопросы философии. – 2006. №3. – С. 111 – 117.
  Клюзова М.Л. Этика как апология жизни (от рационализма к экзистенциализму) // Вопросы философии. – 2005. №10. – С. 55 – 67.
  Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. - 1991.№6. - С. 46 - 52.
  Семёнов В.С. О перспективах человека в ХХI столетии // Вопросы философии. – 2005. №9. – С. 26 – 37.
  Тульчинский Г.Л. О природе свободы // Вопросы философии. – 2006. №4. – С. 17 – 31.
  Федотова В.Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России // Вопросы философии. – 2005. №11. – С. 3 – 23.
  Франк С. Л. Духовные основы общества. – М.: «Республика», 1992. – 510 с.
  Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Прогресс, 1990. - 331 с.
  Чупахин Н.П. Смысл бытия // Философские науки. – 2005. №12. – С. 144 – 156.

 

1.5.3 Информационно-методическое обеспечение

№ п/п Перечень
  http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/
  http://www.polit.ru
  httphttp://velikanov.ru/philosophy/://filosof.historic.ru/
  http://old.kspu.ru
  http://www.gumfak.ru

 

2. краткий конспект лекций

3. КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ

Контроль овладения дидактическими единицами курса и компетенциями осуществляется в двух основных направлениях:

· оценка уровня освоения дисциплины

· оценка компетенций обучающихся

Оценка уровня освоения дисциплины осуществляется посредством промежуточной и итоговой аттестации, которая включает в себя решение заданий на практических занятиях, тестирование и экзамен.

Оценка компетенций осуществляется на основе защиты эссе по ключевым критериям, представленным ниже.

 

Перечень тем эссе

 

1. Отношение к бытию современного человека

2. Роль эпистемологии в жизни современного человека

3. Вопросы этики в деятельности современного человека

4. Роль философии в современном обществе

5. Софистика в современном мире

6. Идеализм Платона в современном мировоззрении

7. Телеология Аристотеля в современной теории развития

8. Принципы стоицизма в жизни современного человека

9. Принципы эпикуреизма в жизни современного человека

10. Принципы скептицизма в жизни современного человека

11. Вера и разум в мировоззрении современного человека

12. Принцип «бритвы Оккама» в современной философии и науке

13. Гедонизм как основа современного мировоззрения

14. Конфуцианство и индивидуализм

15. Философия буддизма и общество потребления

16. Рационализм и здравый смысл в поведении современного человека

17. Идеи прагматизма и утилитаризма в современном обществе

18. Влияние русской философии на развитие российского менталитета

19. Влияние идей экзистенциализма на развитие современного человека

20. Рациональная и иррациональная составляющие поведения современного человека

  1. Интуиция и здравый смысл в условиях постмодерна
  2. Свобода и ответственность личности
  3. Проблема человека в современном обществе
  4. Проблема определения смысла жизни
  5. Смысл существования человека
  6. Этические проблемы развития науки и техники
  7. Проблема самоактуализации человека в обществе потребления
  8. Социальные проблемы развития науки и техники
  9. Проблема развития и использования технологий
  10. Социальное и биологическое время жизни человека
  11. Концепция успеха в современном обществе
  12. Культура и цивилизация
  13. Доверие и сотрудничество в современном обществе
  14. Мифологичность мировоззрения современного человека
  15. Роль порядка и хаоса в жизни современного человека
  16. Онтология современного человека
  17. Эпистемология современного человека
  18. Этика современного человека
  19. Аксиология современного общества
  20. Проблема феномена инновации

Номер темы эссе выбирается студентом по его номеру в учебном журнале.

Требования: печатная форма, шрифт 14, Times New Roman, 1 интервал, 5-7 страниц.

 

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

4.1 Методические рекомендации по выполнению эссе

Эссе - сочинение, размышления на определённую тему. В отличие от реферата, эссе представляет собой набор собственных мыслей автора, изложение собственной позиции по теме. Эссе может включать обзор точек зрения других авторов. Содержание эссе включает в себя: вступление -10% от объема всей работы; основная идея -40% от объема всей работы; примеры, подтверждающие основную идею - 40% от объема всей работы; заключение -10% от объема всей работы.

Ключевые критерии: индивидуальная позиция, нестандартность, убедительность и доказательность, образность.

Введение

Должно включать краткое изложение вашего понимания и подход к ответу на данный вопрос. Очень полезно осветить и то, что вы предполагаете сделать в эссе (ваши цели), и то, что в ваше эссе не войдет, а также дать краткие определения ключевых терминов, например: "Под гендерными отношениями / капитализмом я подразумеваю следующее..." Однако постарайтесь свести к минимуму число определений (скажем, три или четыре) с кратким их изложением (достаточно одного предложения).

Если в вашем эссе даются исследования и оценки того, как (могут быть и почему?) учеными используются ключевые термины для различного обозначения понятий или придаются им различные значения (например, децентрализация), тогда вам необходимо отразить эти моменты во введении. Собственные же суждения следует привести в основной части эссе (например, дать это под отдельным подзаголовком).

Содержание основной части эссе

Данная часть предполагает развитие вашей аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание вашего эссе и это представляет собой главную трудность: именно в этих целях важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование вашей аргументации; именно здесь вы должны обосновывать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую вами аргументацию/анализ.

Наполняя содержанием разделы своей аргументацией (соответствующей подзаголовкам), ограничьтесь в пределах параграфа рассмотрением одной главной мысли.

Требования к фактическим данным и другим источникам

При написании эссе для того, чтобы оно было выполнено на хорошем уровне, чрезвычайно важно то, как используются эмпирические данные и другие источники (особенно качество чтения).

Все (фактические) данные соотносятся с конкретным временем и местом, поэтому прежде, чем их использовать, убедитесь в том, что они соответствуют необходимому для ваших исследований времени и месту. Даже если вы используете, скажем, таблицу данных по социальной мобильности в Британии, укажите время проведения этого исследования и т.д.

Соответствующая спецификация данных по времени и месту — один из способов, который может предотвратить чрезмерное обобщение, результатом которого может стать предположение о том, что все страны по некоторым важным аспектам одинаковы (если вы так полагаете, тогда это должно быть доказано это, а не быть голословным утверждением).

Всегда можно избежать чрезмерного обобщения, если помнить, что в рамках эссе используемые вами данные являются иллюстративным материалом, а не заключительным актом, т.е. они подтверждают ваши аргументы и рассуждения, и свидетельствуют о том, что вы умеете использовать данные должным образом.

Не забывайте также, что данные, касающиеся спорных вопросов, всегда подвергаются сомнению. От вас не ждут, что вы дадите определенный или окончательный ответ (никто и никогда не согласится с тем, что это есть единственно правильный ответ!). Но то, что вы можете сделать — это понять сущность фактического материала, связанного с этим вопросом и продемонстрировать это в своем эссе.

При написании эссе порой возникают трудности из-за незнания того, как должным образом использовать литературу, имеющуюся по данной теме. Вы можете избежать этих проблем, помня некоторые правила (отправные пункты): при цитировании (используя чьи-то слова) всегда берите текст в кавычки и давайте точную отсылку к источнику (включая номер страницы). Когда вы готовите резюме / сообщение о взглядах определенного автора или авторов, полемизирующих между собой, также необходима отсылка к источнику. Например; "Согласно Sen..." Не ссылайтесь на работы, которые не читали сами.

Заключительная часть эссе может включать краткое изложение ваших основных аргументов, но постарайтесь, чтобы оно было очень кратким.

Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) вашего исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами. Например: "Эссе в основном посвящено гендерным отношениям в сельскохозяйственном труде, но более полное рассмотрение (этой проблемы) потребовало бы также изучения классовых отношений", затем следует сказать несколько предложений, объясняющих, почему это было бы полезно, и коротко проиллюстрировать, как это может быть проделано.

ЧТО ЦЕНЯТ В ЭССЕ?

Способность построить и доказать вашу позицию по определенным проблемам на основе приобретенных вами знаний.

При выдвижении вашей собственной позиции в центре внимания оказывается ваша способность (возможность) критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргументацию других, способность понимания, оценки и установления связи между ключевыми моментами любых проблем и вопросов; умение дифференцировать (что является более, а что менее важным); понимать аналитические подходы и модели; дифференцировать противоположные подходы и модели и их применение к эмпирическому материалу, дискуссии о принципиальных вопросах. Необходимо писать коротко, четко и ясно.

ЧЕГО СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ

  1. То, что вы не можете ответить на вопрос.
  2. Плохая организация вашего ответа.
  3. Неумение придерживаться ответа на основной вопрос.
  4. Использование риторики (утверждение) вместо аргументации (доказательства).
  5. Небрежное оперирование данными, включая чрезмерное обобщение.
  6. Слишком обширная описательная часть, не подкрепленная аналитическим материалом.
  7. Изложение других точек зрения, без высказывания собственной позиции.
  8. Повторы без необходимости.

5. самостоятельная работа студентов

5.1 План и содержание самостоятельной работы

№ п/п Содержание самостоятельной работы Кол. часов Время выполнения
  Проблема свободы и ответственности человека Понятие свободы и ответственности как сознательной деятельности человека. Свобода и выбор. Виды ответственности. Бегство от свободы Э. Фромма. Самореализация А. Маслоу.   Тест, эссе практическое занятие
  Социальные и этические проблемы развития и использования достижений науки, техники и технологий Сциентизм. Философия техники. Человек и техника. Биоэтика. Интенциональность технологий.   Тест, эссе практическое занятие
  Культура и цивилизация Культура как предмет философского рассмотрения. Основные модели культуры. Основные подходы в понимании феномена культуры. Человек и культура. Культурные нормы и традиции. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Основные подходы в понимании феномена цивилизации.   Тест, эссе практическое занятие
  Условия формирования личности в современном обществе. Факторы формирования личности. Движущие силы развития личности. Культурно-историческая концепция развития личности. Субъект познания, общения и деятельности. Личностная зрелость.   Тест, эссе практическое занятие

5.2 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов выполняется студентами во внеаудиторное время. В процессе самостоятельной работы над заданными темами студенты ищут материал, пользуясь, в первую очередь, электронными ресурсами сети интернет. Усвоение материала проверяется преподавателем путем устного опрашивания на семинарском занятии соответствующей тематики, защиты эссе или в тестовой форме в рамках итоговой аттестации.

Контрольные вопросы для самостоятельной работы

Задание 1.

Прокомментируйте высказывание Б. Паскаля: «Человек - это мыслящий тростник». Согласны ли Вы с данным утверждением? В чём, на Ваш взгляд, сущность человека? Возможно ли окончательное и исчерпывающее определение этой сущности?

Задание 2.

Сопоставьте тезис Паскаля с высказыванием Бердяева:

Человек и очень ограничен и бесконечен, и мало вместителен и может вместить вселенную. Он потенциально заключает в себе все и актуализирует лишь немногое. Он есть живое противоречие, совмещение конечного и бесконечного. (Бердяев, Н.А.).

1. Почему, потенциально заключая в себе всё, человек актуализирует лишь немногое?

2. Что даёт основание рассматривать человека как совмещение конечного и бесконечного? Что в человеке является конечным, а что - бесконечным?

3. Сопоставьте предложенную Бердяевым характеристику человека с тезисом экзистенциализма:

«Человек никогда не есть то, что он есть, но всегда есть то, чем он может быть».

Задание 3.

Выбор

Однажды некто пришёл к Соломону и сказал ему:

— Царь, помоги мне! Каждый раз, когда мне приходится делать выбор, я не могу спокойно спать - мечусь и страдаю, и раздумываю, то ли я сделал, что должно. Что мне делать?

И ответил мудрый царь: — Выбора не существует.

И ещё спросил он: — Ты бы бросился в реку, увидев тонущего ребёнка?

Ответил ему проситель: — Конечно, царь!

Тогда изрёк Соломон: — И вчера, и сегодня, и завтра?

— Да, - был ему ответ.

И сказал Соломон: — Вот видишь - выбора не существует. Из чего выбирать, если всякий раз ты знаешь, как поступил бы, ещё до того, когда приходит черёд действий? Представив себе в подробностях любое событие, ты сразу знаешь, что делать. Всякий раз ты будешь выбирать наилучшее для тебя, и при одинаковых обстоятельствах ты всегда будешь действовать одинаково - и вчера, и сегодня, и завтра.

И ещё сказал Соломон: — Единственное, где мы действительно можем делать выбор - это в своём сердце. Измени себя, и то, что ты, не задумываясь, сделал бы вчера, завтра уже не покажется тебе наилучшим. Тогда, и только тогда, сможешь ты поступить по-другому. Так что иди с миром и знай, что всё, что ты ни делал, было для тебя лучшим действием из возможных.

Проситель поклонился до земли и вышел, и с тех пор спал спокойно.

1. Почему у человека нет выбора в поступках? Что является условием отсутствия такого выбора?

2. В чём остаётся возможность выбора для человека?

3. Сопоставьте данную притчу с хрестоматийным тезисом экзистенциализма: «Существование предшествует сущности». Что человек может выбирать: сущность или существование? (Сформулируйте ответ в рамках классической и неклассической («новой») метафизики).

Задание 4.

Свобода есть выбор своего бытия, но не основание его. <…>

Как бы ни казалось, что человек «делает себя», он представляет собой «бытие сделанное», сделанное климатом и почвой, расой и классом, языком, историей общности, частью которой он является, наследственностью, индивидуальными обстоятельствами своего детства, приобретёнными привычками, большими и малыми событиями своей жизни. Этот довод никогда глубоко не затрагивал защитников человеческой свободы. Декарт первый одновременно признал, что воля бесконечна и что нужно «стараться победить скорее себя, чем фортуну». Именно здесь нужно провести различия; многие из фактов, приводимые детерминистами, не могут быть приняты в расчёт. Коэффициент враждебности вещей в особенности не может быть признан аргументом против нашей свободы, так как именно нами, то есть предварительной позицией цели, вызывается этот коэффициент враждебности. Так, скала, которая оказывает огромное сопротивление, если я хочу её переместить, будет, напротив, мне ценной опорой, если я хочу на неё забраться, чтобы любоваться пейзажем. Сама по себе скала… нейтральна, то есть она ожидает быть прояснённой целью, чтобы обнаружиться или как противник или как помощник. (Сартр, Ж.П. Бытие и ничто).

1. Что ограничивает свободу выбора человеком своего бытия? К чему они относятся: к существованию или к сущности?

2. Почему эти ограничения не являются доводом против свободы человека? Что является источником этой свободы? Как проясняет мысль автора пример со скалой?

3. Что же может выбирать человек?

Тема 2 Философия техники

1. Что есть «техника»?

2. В чем негативные результаты технической ориентации прогресса человечества?

3. В каком соотношении находятся «наука» и «техника»?

4. В чем преимущество науч


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.