Как потребности влияют на интеллектуальную реальность — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Как потребности влияют на интеллектуальную реальность

2017-12-22 180
Как потребности влияют на интеллектуальную реальность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Интеллектуальная реальность – это субъективная реальность, состоящая из заряженных понятий, где заряд перетекает по причинно-следственным связям от следствия к причине. Положительный заряд привлекает к себе внимание, отрицательный заряд заставляет внимание избегать данного понятия. Потребности проявляют себя в том, что заряжают понятия, но процесс зарядки имеет некоторые отличия для различных потребностей.

Физиологические потребности.

Физиологические потребности, в том числе сексуальная, заряжают характерные для них объекты. Голод может заряжать конкретный запах, вид еды, конкретный вкус. Даже после того, как мы насытимся, мы будем узнавать эти запахи, вкусы, образы, сосредотачивать на них некоторое внимание. Это происходит потому, что источник заряда иссяк, но заряд на некоторых понятиях остался, и привлекает наше внимание.

Только не перепутайте, под конкретным запахом, или вкусом я понимаю не ощущение, а понятие, составленное об этом ощущении. Заряжаются не ощущения, а понятия. Как можно сказать, где есть понятие, а где его нет? Если вы, например, стали отличать один запах от другого, то это означает то, что у вас сформировались понятия о конкретных запахах. То есть, запах как бы превратился в объект и ему можно даже дать имя. Когда что-то превращается в объект, это означает, что сформировалось понятие. А сам объект и есть понятие.

Потребность способна заряжать не только положительно, но и отрицательно. Отрицательный заряд даётся тому, что отвлекает внимание от важного для потребности объекта. Если отвлекать голодного (или сексуально голодного) человека, то это может вызвать у него раздражение. В этот момент понятие (объект), которое отводит внимание, заряжается отрицательно. Впоследствии внимание будет стараться избегать отрицательно заряженные понятия. И избегает двумя способами: страхом (перемещение себя от негативно заряженного объекта) или злобой (уничтожение негативно заряженного объекта).

Итак, потребность заряжает понятия. После того, как потребность успокаивается, заряды остаются и могут перетекать по причинно-следственным связям. Понятия, связанные с едой остаются важными для нас и после утоления голода. И чем сильнее был голод, тем важнее будут эти понятия. Далее, если мы узнаем причину появления еды, то объект, являющийся причиной станет для нас важным. И чем больше мы будем узнавать причин, тем важность понятия еды будет уменьшаться (понятие разряжается).

Поупражняться в понимании теории можно на следующем примере. Если нам хочется писать, и негде, то удачное место будет причиной для удовлетворения. Эти удачные места начнут заряжаться. И даже после того, как мы удовлетворили свою потребность, мы будем продолжать обращать внимание на те места. Человек, не побывавший в нашей ситуации, не сможет понять реальности, в которой мы живём. И заряженность мест будет сказываться на наше дальнейшее мышление. Если мы вдруг узнаем причины появления места для туалета, то эта причина станет заряженной. В итоге это может дойти до построения сети туалетов. Но сначала надо было испытать потребность...

Страх смерти

Страх смерти и боли заряжает свои специфические понятия отрицательно, так что внимание старается избегать их. Мы мало думаем об этих вещах, разговор о них может вызывать страх, или раздражение. Если мы когда-то пережили опасность, то впоследствии мало думаем о ней, если нам ничего не грозит. То есть, если человек думает об опасности, которую когда-то пережил, то он считает, что эта опасность может повториться, и лишь поэтому его внимание не может отойти от этих мыслей. При этом мысли об опасности достаточно парадоксальны. С одной стороны, страх не даёт о них забыть, а с другой стороны, внимание избегает объектов, связанных с опасностью. Вот поэтому страх и приводит к безрассудству. Чтобы справиться с опасностью, нужно смириться с ней и посмотреть на неё положительным образом.

Страх смерти может заряжать понятия не только отрицательно, но и положительно. Всё, что не несёт смерти, не несёт боли, всё, что помогает отвлечь внимание от этих вещей, заряжается положительно. Например, многие люди впадают в тотальное счастье, чтобы не страдать. Если бы кругом них не было смерти, боли и страдания, то они бы не были так счастливы. Негативность окружающего мира заряжает то место, где они прячутся, положительно. Всё связанное внешним миром они отрицают. Существуют такие счастливчики, которые проповедуют своё счастье, но эта проповедь есть критика, попытка уничтожить окружающую негативную реальность. Люди, не испытавшие страхов тех счастливчиков, не смогут быть такими же счастливыми – они не видят ценности в таком поведении.

Существуют люди, тянущиеся к смерти, мучители. Как можно объяснить это явление исходя из рассматриваемой здесь теории? Вот как. Мучители могли пережить, хотя бы в своём воображении, сцены пыток, или что-то вроде того. Жертвой быть совсем не хочется. Самая безопасное положение – это роль мучителя. Роль мучителя уводит от смерти и заряжается положительно, так что мучитель будет испытывать радость, что он далёк от смерти. Если человек представляет смерть как объект, несущий гибель, как мучителя, то выход из положения – стать самому смертью. То есть, стать либо убийцей, либо самоубийцей.

Страх смерти ведёт к созданию идеи рая. И это мы можем наблюдать в различных религиях, где после смерти можно попасть в рай. Утописты, создававшие утопии, пытались создать устойчивое (бессмертное) общество, где человек был бы убережён опасностей. Для примера можно привести философствующих психологов XX века: Фромма и Маслоу. Они оба ненавидели войну и старались объяснить природу агрессии, её порождающую, чтобы можно было сделать что-то. И у каждого из этих двух мыслителей были свои утопические проекты идеального общества.

Также в качестве примера я могу привести себя (только сейчас допёрло). Лично я подсел на идею психического прогресса человека. Я стал разрабатывать психонавтику – науку об изменении субъективной реальности (почти то же самое, что изменение сознания). Я надеялся (и надеюсь), что это может помочь решить проблемы, которые до этого казались нерешаемыми. Ну, и приведёт к моей модели утопического общества, где каждый человек обладает большими возможностями, так что никому не надо опускаться до беспредела, чтобы выжить. Плюс ко всему, эта психонавтика может устранять недопонимание друг друга (моя реальность субъективна, и мне не надо за неё держаться, я могу перейти в другую, в реальность другого человека, например), что даст возможности решать конфликты.

Общение.

Ещё одна форма зарядки понятий – это общение с другими людьми. При общении люди производят оценки – это является отличным способом передачи друг другу собственной системы ценности, обучением. Люди говорят, что важно, а что неважно, что хорошо, а что плохо. Если мы слушаем своего друга, то наша система ценностей будет копироваться. И чем больше друзья общаются друг с другом, тем они становятся более похожи, тем больше становится у них общего. На мир они начинают реагировать одинаково, приходить к одним и тем же мыслям. Если же свою систему ценностей сообщает враг (враг – это негативно оцениваемый человек), то наша система ценностей становится противоположностью системы ценностей врага. Всё, что для врага положительно, для нас становится отрицательным и наоборот.

Возможна ситуация, когда система ценностей переходит при общении от одного человека к другому, но в обратную сторону такого не происходит. Это может происходить из авторитаризма. Одного из двух людей можно назвать авторитетом, а второго – послушником. Послушник положительно оценивает авторитета, а авторитет оценивает послушника отрицательно (презирает). Авторитет может считать послушника глупым и отрицать все его ценности. Такое часто происходит в нашей системе образования. Здесь выделяются умники и глупцы, и умники обучают глупцов.

Но обучение такого же типа может иметь и не авторитарный механизм. Давайте назовём двух людей компетентным и новичком. Компетентный человек знает, как нужно достигать нужные цели, то есть он знает нужные причинно-следственные связи (что из чего получается). Если новичок скажет что-то не то, то компетентный человек прислушается к нему и подумает, а можно ли достичь таким образом желанных целей? Если нет, то такое мнение он воспримет отрицательно. Обратите внимание, что мнение воспримется отрицательно не из-за ненависти к новичку, а из-за того, что это мнение противно желаниям обоих. Конечно, при несогласии может возникать конфликт, поэтому компетентный человек будет объяснять гуманным образом, чтобы избежать конфликта и остаться с новичком в друзьях.

Познавательные потребности.

Существуют также познавательные потребности. Эти потребности близки к физиологическим. Познавательный процесс происходит естественно, спонтанно, также, как сердцебиение и дыхание. И если познавательный процесс нарушится, то возникнет потребность. То, что мы не можем узнать, понять, становится для нас ценным. И понимание какой-либо вещи после того, как оно было некоторое время затруднено, доставляет удовольствие. Интерес к интеллектуальной деятельности держится лишь на трудных для понимания вещах, то есть там, где возникают затруднения.

Но одной трудности для возникновения познавательного интереса недостаточно. Необходимо, чтобы мы изначально обращали внимание на изучаемый объект. Мы изучаем лишь то, на что обращаем внимание, а обращаем внимание мы на понятия, заряженные положительной ценностью. А это означает, что объекты познания уже должны быть заряжены некоторой ценностью.

Ситуация, где люди изучают объекты, которые не представляют какой-либо ценности, является не совсем естественной. Такое может происходить из честолюбия, гедонизма, или страха смерти. Из честолюбия занимаются познанием, потому что умных людей положительно оценивают. Из гедонизма занимаются познанием бесполезных вещей для того, чтобы ничего другого не отвлекало от процесса познания. Из страха смерти познанием можно заниматься для того, чтобы перейти в такое существование, где можно обрести бессмертие. Либо символическое, когда нас долго помнят после смерти, либо утопическое, когда мы создаём безопасное общество, основанное на знаниях.

Эстетические потребности.

Итак, есть заряженные понятия и не очень заряженные. Ценностный заряд может быть положительным и отрицательным. На определённом этапе жизни человек может осознать, что одни вещи он ценит больше, а другие – меньше. И ему хочется, чтобы его окружали только вещи, заряженные положительной ценностью. Можно быть ценителем таких вещей и коллекционировать их, а можно быть художником (в общем смысле). Задача художника – создавать объекты, которые будут обладать высокой ценностью. Исходя из этого положения получается, что искусство напрямую зависит от системы ценностей общества. То есть, то, что мы увидим в качестве творений, зависит от конкретной культуры.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.