Принцип комплексирования и гибкого зонирования — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Принцип комплексирования и гибкого зонирования

2017-12-22 287
Принцип комплексирования и гибкого зонирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При рассмотрении этого принципа следует учитывать, что он не только вплотную примыкает к предыдущему "принципу ста­бильности-динамичности", но и в какой-то степени перекрывает его, особенно в той его части, где представлена динамичность развивающей среды.

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу: физкульту­рой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблю­дениями и т.д.

Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием: с одной стороны — необходимость пространства для проявления свобод­ной активности детей, а с другой стороны — ограниченность по­мещения детского сада. Преодолению этого противоречия как раз и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования.

В детском саду должны быть следующие функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети:

физкультурные;

музыкальные;

театральные;

лаборатории;

"кабинеты" (с книгами, играми, головоломками, диафильма­ми, слайдами и т.д.);

творческие мастерские, конструкторские;

кухни;

прачечные;

"производственные" мастерские и др.

Эти помещения должны быть устроены так, чтобы они могли создавать разный эмоциональный настрой, т.е. становиться: "та­инственными", "страшными", "магическими", "смешными", "сказочными, волшебными", "загадочными", "фантастически­ми" и т.д.

Эти "пространства" строятся так, чтобы дети могли их исполь­зовать для освоения не только ценностей, но и всей палитры значимых отношений в мире — от ценностей до антиценностей. Иными словами, "пространство" позволяет ребенку не только искать и осваивать истину, но и "уходить" от нее в фантазию, в грезы, не только творчески строить, но и разбирать построенное, видеть не только прекрасное, но и безобразное.

Трансформация помещений может быть обеспечена раздвиж­ными легкими перегородками. Определенные возможности в этом плане представляют шкафные перегородки, когда с помо­щью перестановки мебели можно изменить площадь, пропорции и планировку помещений, расположение проемов, ниш, перего­родок.

Для гибкого зонирования могут быть с.успехом использованы пустующие плоскости здания. Так, плоскую крышу зданий во многих климатических районах страны возможно использовать для игр и занятий с детьми на открытом воздухе. С этой целью планируются разнофактурные настилы (газоны, плитка, асфальт, палас), ограждения и временные тенты, ширмы от непогоды и солнечных лучей, а также мелкие ванны с водой.

В архитектурно-художественном проектировании и строитель­стве предлагаются новые подходы к формированию структуры здания: принцип свободной планировки во взаимосвязи внутрен­ней и внешней среды, а также в системах безопорных пространств с дифференциацией зон посредством передвижных перегородок, а в будущем, может быть, подвесного к стенам и потолку обору­дования (ширмы,витрины, экраны, кроватки, столы со скамьями, художественно-визуальная информация и др.), движущегося по монорельсу и размещаемого с помощью закладных деталей при строительстве (в стенах, полу, потолке).

Возможна и кассетная система трансформирующегося обору­дования (встроенные и пристроенные шкафы, раздвижные, от­кидные, выдвижные и выкатные ленточные столы и полки, кро­ватки и др., универсальные мебельные системы гибких модуль­ных структур). Например, зигзагообразная планировка несущих и декоративных перегородок смежных помещений позволяет ис­пользовать их с двух сторон, что значительно освобождает пло­щади пола для игр и подвижных занятий детей.

Проектируя групповые комнаты дошкольных групп, следует предусматривать большие нормативы площадей на одного ребен­ка (сегодня это лишь 2 кв. м освобожденной от мебели площади) с левосторонним освещением для размещения зон наглядной информации и выставок детского творчества. Здесь не рекомен­дуется размещать элементы энергооснастки и сантехники (щиты, короба, трубы, провода, решетки и т.п.).

Залы для музыкальных и физкультурных занятий целесообраз­нее пристраивать к основному зданию, что позволит разнообра­зить его архитектуру и использовать плоскую кровлю крыши для солярия и аэрария. В овальных и прямоугольных по конфигура­ции залах прекрасно выглядят произведения монументального и декоративно-прикладного искусства (витражи, мозаики, росписи, гобелены и макраме с аранжировками из растений). Предлагают­ся зеркалные стенки для хореографии и гимнастики, ленточные, высоко поднятые окна, освобождающие стены для подвижных игр с мячом. Бассейн с душевыми и сауной важны для детей и профилактически, и эстетически.

Планируются также просторные светлые вестибюли (холлы), желательно с верхним естественным светом и зимним садом, с местами отдыха для детей и взрослых, широкие светлые переходы (коридоры, галереи) и лестничные клетки. Для педагогического и технического персонала рекомендуются удобные и красиво оформленные комнаты отдыха, кабинеты, гардероб, кафе-столо­вая, душевые и т.п.

Важно продумать размещение функциональных помещений. Так, комплект спортивного оборудования (пространственная рама из двух-трех кубических модулей, образованных опорами и перекладинами, в системе которых крепятся шведская стенка, канат, качели, турник, кольца, баскетбольное кольцо и т.п.) дол­жен быть доступен для детей. Они должны иметь возможность пользоваться им гораздо чаще, чем это предлагается традицион­ной программой дошкольного воспитания (2 раза в неделю).

При определении места для размещения такого оборудова­ния надо позаботиться о том, чтобы не было ощущения дисгар­монии — "рыбьего скелета" в жилом помещении. В современной практике, когда для организации игровой среды в здании до­школьного учреждения отводится только групповая, по существу нет выбора. Однако в практике эксплуатации зданий имеют место случаи разумной организации таких спортивных уголков в разде­валках. Удобно, если площадь раздевалки превышает 12-15 кв. м, а по современным нормам она должна быть не менее 18 кв. м. Подобное оборудование рекомендуется устанавливать и на участ­ках, принадлежащих детскому учреждению.

В качестве примера размещения спортивного оборудования приведем индивидуальный проект детского городка для детей-сирот в Ульяновской области. Там в жилой ячейке семейного типа спортивное оборудование размещено в рекреационной зоне — на антресоли второго уровня, выходящей в двусветную гостиную. Здесь удобно проводить утреннюю зарядку.

Среда должна представлять единый комплекс: цветовой, зву­ковой, кинестетической (движение, осязание, обоняние и др.) модальностей. Каждая из этих модальностей вносит свой вклад в построение среды, гармонически сочетаясь друг с другом.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.