В том числе путем развития форм присмотра и ухода за детьми — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

В том числе путем развития форм присмотра и ухода за детьми

2017-12-22 220
В том числе путем развития форм присмотра и ухода за детьми 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» в части принятия мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организации профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, Минтрудом России с 2013 года в субъектах Российской Федерации организована работа по утверждению и реализации комплексов мер (планов мероприятий, программ) по созданию условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью (далее – комплексы мер).

Мероприятия, предусмотренные комплексами мер, направлены на:

обеспечение доступности дошкольных образовательных учреждений, детских оздоровительных учреждений, иных организаций, предоставляющих услуги в области досуга и развития несовершеннолетних детей;

информирование о содержании мероприятий и ходе их реализации;

применение гибких форм занятости и дистанционной занятости;

содействие трудоустройству женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, в том числе содействие самозанятости;

организацию профессиональной ориентации и профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

по созданию условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью.

Минтрудом России разработаны методические рекомендации, утвержденные приказом Минтруда России от 18 февраля 2013 г. № 64.

Оценка эффективности реализации указанных мер проводится в соответствии с методическими рекомендациями методом сравнительного анализа изменений значений следующих показателей:

уровень занятости женщин в возрасте 25 - 44 лет;

уровень обеспеченности детей местами в дошкольных образовательных организациях;

удельный вес детей, прошедших оздоровление в организациях отдыха детей и их оздоровления, в общей численности детей, нуждающихся в оздоровлении;

наличие в коллективных договорах организаций и региональных соглашениях льгот и преимуществ для женщин, имеющих детей до 18 лет, сверх установленных законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями;

наличие преференций для женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, предусматривающих меры по содействию самозанятости населения и поддержке предпринимательства;

удельный вес вакансий, предусматривающих возможность установления неполного рабочего дня, неполной рабочей недели, гибкого графика работы, посменной и надомной работы, в общем количестве вакансий, заявленных в органы службы занятости.

 

О реализации мер по созданию условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью

В субъектах Российской Федерации в целях активизации информационно-разъяснительной работы по реализации мер, направленных, в том числе на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, в соответствии с приказом Минтрудом России от 30 апреля 2013 года № 185, организовано:

проведение кампании в средствах массовой информации, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на официальных сайтах органов власти субъектов Российской Федерации и органов службы занятости, а также посредством социальной рекламы, организации «горячих линий», изготовления и распространения буклетов по информированию женщин о возможностях совмещать обязанности по воспитанию детей с трудовой занятостью;

взаимодействие с общественными палатами субъектов Российской Федерации, объединениями работодателей и общественными организациями, в том числе социально ориентированными некоммерческими организациями для оценки эффективности принимаемых мер и выработки предложений по созданию условий для расширения возможностей трудоустройства указанных категорий женщин, и определены лица, ответственные за реализацию данного направления работы;

регулярное (ежеквартально) рассмотрение вопросов трудоустройства женщин в рамках работы межведомственных координационных комиссий (рабочих групп).

Минтруд России организовал мониторинг проведения в субъектах Российской Федерации информационно-разъяснительной кампании по реализации мер, в том числе направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью в части:

издания информационно-справочных, аналитических и тематических материалов (брошюры, проспекты, плакаты и т.д.) по деятельности органов службы занятости в части трудоустройства инвалидов;

размещения информации в печатных средствах массовой информации, на официальных сайтах органов службы занятости и производства специальных программ и роликов на телевидении.

По результатам мониторинга в 2015 году в субъектах Российской Федерации общее количество информационно-справочных, аналитических и тематических материалов составило 188,9 тыс. единиц, из них: произведено специальных программ и роликов на телевидении – 8,1 тыс. единиц; размещено статей в печатных средствах массовой информации – 12,9 тыс. единиц; издано брошюр, проспектов, плакатов – 13,9 тыс. единиц; размещено материалов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая официальные сайты органов власти субъектов Российской Федерации – 30,4 тыс. единиц, в иных средствах информирования – 123,6 тыс. единиц.

Для распространения среди субъектов Российской Федерации положительного опыта в части реализации мер по созданию условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, соответствующие материалы (кино-, теле- и видеофильмы, слайд-фильмы, диафильмы и другие телепроизведения), а также фотоколлажи, буклеты, брошюры в виде скан-образов, размещаются на официальном сайте Минтруда России.

 

Применение гибких форм занятости и дистанционной занятости

В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «Об электронной подписи», предусматривающим правовое регулирование труда работников, выполняющих работу вне места расположения работодателя (дистанционная работа), все большее распространение получают вакансии с гибкими формами занятости.

Гибкие формы занятости расширяют возможности трудоустройства женщин, имеющих несовершеннолетних детей, и применяются, в основном, в сельском хозяйстве, на перерабатывающих предприятиях, в сфере оказания услуг населению, рекламной деятельности, оптовой и розничной торговле, в производстве изделий народно-художественного промысла.

По состоянию на 25 марта 2016 года удельный вес свободных рабочих мест с гибкими формами занятости, размещенных на информационном портале Федеральной службы по труду и занятости «Работа в России» в сети Интернет, составил около 9% от общего числа свободных рабочих мест, заявленных работодателями в органы службы занятости (98,5 тыс. рабочих мест).

В субъектах Российской Федерации в целях развития занятости женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, в коллективных договорах организаций и региональных отраслевых соглашениях предусмотрены льготы и преимущества для указанной категории женщин, сверх установленных законами.

Так, в Белгородской области реализовывалось трехстороннее соглашение между областным объединением организаций профсоюзов, объединениями работодателей и Правительством Белгородской области (утверждено постановлением Правительства Белгородской области от 9 декабря 2013 года № 499-пп), в котором предусматривались дополнительные льготы и преимущества для женщин, имеющих детей, сверх норм, установленных трудовым законодательством.

При этом в 85,1% коллективных договоров содержатся нормы, предусматривающие обязательства по оказанию материальной поддержки женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 и 3 лет.

В Калининградской области 82% заключенных соглашений и коллективных договоров от общего числа содержат дополнительные гарантии женщинам, воспитывающим несовершеннолетних детей: установление дополнительного оплачиваемого выходного дня, обеспечение преимущественного права на оставление на работе при сокращении численности или штата, предоставление преимущественного права на отпуск в летнее время, предоставление дополнительного оплачиваемого выходного дня 1 сентября, сокращение продолжительности рабочего дня, предоставление льготных путевок в детские оздоровительные учреждения.

В ряде субъектов Российской Федерации (Республика Алтай, Алтайский край, Астраханская, Курская, Смоленская, Саратовская, Волгоградская, Ленинградская, Пензенская области) отмечается положительный опыт развития социального партнерства.

Так, в Курганской области в рамках заключенного трехстороннего соглашения, стороны социального партнерства предусматривали:

при заинтересованности работодателя в выходе работницы из декретного отпуска после 1,5 лет, но невозможности обеспечения путевкой в дошкольную образовательную организацию (либо предоставления услуг для дошкольной образовательной организации), оказывать женщине ежемесячную материальную помощь в размере прожиточного минимума трудоспособного населения (либо в размере, установленном для детей) для оплаты месячного содержания ребенка в частной дошкольной образовательной организации, включать данную норму при заключении коллективных договоров;

предоставлять возможность выбора сокращенного графика работы в организациях внебюджетной сферы одиноким женщинам, приступившим к работе по исполнению ребенку 1,5 лет, до достижения им школьного возраста с оплатой за полный рабочий день (смену), но не менее прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в Курганской области, включать данную норму при заключении коллективных договоров.

 

Содействие трудоустройству женщин, имеющих детей, в том числе содействие самозанятости

Одним из приоритетных направлений поддержания занятости данной категории граждан является развитие предпринимательской деятельности и самозанятости. Особо следует отметить, что в рамках предпринимательской деятельности для женщин с высокой семейной нагрузкой создаются условия, позволяющие в наибольшей степени соблюсти баланс между работой и воспитанием ребенка.

В 2015 году численность безработных женщин, получивших государственную услугу по содействию самозанятости, возросла на 7,9% и составила 42,1 тыс. (2014 г. - 39,0 тыс. человек). Из них 1,1 тыс. женщин имеют трех и более детей (2,6% от численности женщин, получивших данную услугу), 1,4 тыс. женщин воспитывают детей одни (3,4%), 47 женщин воспитывают детей-инвалидов (0,1%).

Спектр видов предпринимательской деятельности среди женщин достаточно широк: предоставление фотоуслуг, бытовых услуг по пошиву и ремонту одежды, парикмахерские и салоны красоты, организация праздников, услуги ксерокопирования, разведение птиц, овощеводство и растениеводство.

В отдельных субъектах Российской Федерации предоставляются гранты на создание собственного бизнеса. В качестве приоритетной категориии получателей грантов выделены работодатели, принимающие на работу женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.

В результате реализации комплексов мер по созданию условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью были достигнуты следующие показатели:

уровень занятости женщин в возрасте 20 - 49 лет, имеющих детей в возрасте до 18 лет, ежегодно составлял 76,0% от общей численности женщин данного возраста, что превышает аналогичный показатель для всего населения на 10,7 п.п.;

уровень безработицы среди женщин в возрасте 20 - 49 лет, имеющих детей в возрасте до 18 лет, составил 5,0% от численности экономически активного населения, что на 0,6 п.п. ниже аналогичного показателя для всего населения;

уровень доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет по состоянию на 1 февраля 2016 года составил 99,23%, что на 23,9 п.п. выше аналогичного периода 2013 года (на 1 февраля 2013 г. - 75,3%);

численность женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, и прошедших в 2015 году профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, составила 17,8 тыс. человек, что на 35,9% больше, чем в 2013 году (13,1 тыс. человек);

численность безработных женщин, получивших услугу по самозанятости, в 2015 году составила 42,1 тыс. человек, что на 10,2% больше, чем в 2013 году (38,2 тыс. человек).

В 2016 году органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации продолжают реализацию мероприятий, способствующих развитию занятости женщин, воспитывающих детей, в том числе организацию профессионального обучения (переобучения) в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.

Минтрудом России в рамках полномочий осуществляется мониторинг реализации указанных мер в субъектах Российской Федерации.

 


 

9. ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ, СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
С ДЕТЬМИ

Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2008 г. № 404 создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, (далее Фонд, на который возложена задача по реализации комплекса мер по оказанию поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, составной частью которой являются мероприятия по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства и жестокого обращения с детьми.

В соответствии с названным Указом в 2015 году Фондом разработан и исполнялся комплекс мер по оказанию поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Комплекс мер ориентирован на решение задач, определенных в Национальной стратегии действий в интересах детей
на 2012 - 2017 годы и Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, а также в Указе Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В целях выполнения указанного комплекса мер Фонд уделял основное внимание поддержке реализации в субъектах Российской Федерации региональных инновационных социальных программ, инновационных социальных проектов муниципальных образований, учреждений, общественных и некоммерческих организаций, направленных на решение проблем детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, соответствующих идеологии Фонда и отбираемых им на конкурсной основе.

В 2015 году в рамках программ Фонда выполнялись мероприятия 73 региональных инновационных социальных программ в 36 субъектах Российской Федерации и 186 инновационных социальных проектов государственных и муниципальных учреждений, некоммерческих организаций и общественных объединений в 73 регионах, а также 2-х пилотных проектов Фонда в 9 субъектах Российской Федерации.

Реализация программ Фонда направлена на формирование и определение нового качество и новых форматов предоставления социальных услуг детям и семьям с детьми, которые ориентированы на удовлетворение их насущных потребностей и способствуют достижению приоритетных государственных задач в сфере социальной поддержки семьи и детства.

Работа по своевременному выявлению семейного неблагополучия, в том числе на ранних его стадиях, выявлению семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, профилактике социального сиротства, а также созданию условий для повышения доступности социальных услуг по участковому (территориальному) принципу, осуществлялась в рамках программ Фонда «Право ребенка на семью», «Лига помощи», «Новая семья», «Никому не отдам» и «Защитим детей от насилия» – реализовывались региональные инновационные социальные программы в 32 субъектах Российской Федерации (Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия-Алания, Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Ставропольский, Пермский и Приморский края, Астраханская, Амурская, Владимировская, Вологодская, Воронежская, Иркутская, Калужская, Костромская, Курская, Курганская, Липецкая, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Тверская, Тамбовская, Тульская, Тюменская и Ульяновская области, Ямало-Ненецкий автономный округ). Фондом поддерживалось выполнение 96 инновационных социальных проектов государственных и муниципальных учреждений, некоммерческих организаций и общественных объединений, а также реализовывался пилотный проект Фонда (на основе модельной программы) по внедрению социального сопровождения семей с детьми.

В ходе выполнения региональных инновационных социальных программ активно внедрялись и применялись инновационные технологии, направленные на раннее выявление семейного неблагополучия и оказание поддержки семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, включающие в себя: непрерывное социальное сопровождение семей; социальную реабилитацию детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств; профилактику отказов матерей от новорожденных детей; социальную адаптацию воспитанников и выпускников интернатных учреждений.

Реализация региональных инновационных социальных программ способствовала модернизации инфраструктуры в сфере поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, созданию новых и поддержке деятельности ранее созданных эффективных служб.

При поддержке Фонда в 2015 году в субъектах Российской Федерации, реализующих программы Фонда, направленные на профилактику семейного неблагополучия, социального сиротства и жестокого обращения с детьми, работали:

74 участковые социальные службы, осуществляющие социальное сопровождение семей по участковому (территориальному) принципу, а также более 30 служб (отделений) сопровождения семей, нуждающихся в социальном сопровождении, что позволило предоставить социальное сопровождение 15 тыс. семей и 3,8 тыс. детей, находящимся на ранних стадиях семейного неблагополучия;

28 мобильных служб и бригад, из которых десять созданы в 2015 году (Республика Саха (Якутия), Алтайский край, Липецкая и Новосибирская области), осуществляли ранее выявление детского и семейного неблагополучия, в том числе в отдаленных районах. Деятельность служб позволила получить помощь специалистов по месту своего проживания
9 тыс. детей. Своевременно предоставленная службами поддержка позволила в 6 тыс. семей предотвратить изъятие детей и сохранить для них возможность воспитываться в родной семье;

71 специализированная служба помощи несовершеннолетним и семьям с детьми, в том числе помощи детям, пострадавшим от насилия и преступных посягательств (в 2015 г. было создано 25 служб), работали в 29 субъектах Российской Федерации, что позволило предоставить необходимую комплексную помощь 11 тыс. семей, в которых родители не выполняли надлежащим образом свои обязанности или пренебрегали нуждами детей, а около 20 тыс. детей получить медико-социальную психолого-педагогическую, психокоррекционную, психотерапевтическую, игротерапевтическую и другие виды специализированной помощи;

56 специализированных служб по профилактике отказов от детей (в 2015 году начали свою работу 28 служб) осуществляли профилактику отказов от новорожденных, работу с женщинами группы риска, в том числе с несовершеннолетними матерями, оказание им экстренной помощи и социальной поддержки. Специалистами служб в 2015 году проведена профилактическая работа, направленная на предотвращение отказа от детей с 4 572 беременными женщинами и матерями с детьми в возрасте до 3-х лет. Деятельность служб позволила: предоставить социальное и медико-психологическое сопровождение 500 беременным женщинам и женщинам с новорожденными детьми, а также более чем 700 семьям с риском отказа от детей, включая неполные замещающие семьи и семьи с несовершеннолетними родителями; провести работу по формированию ценностей осознанного родительства, профилактике ранних беременностей с 2 500 подростками;

38 служб семейного устройства детей (25 служб создано в 2015 году) обеспечили подготовку к устройству в замещающие семьи около 3,4 тыс. детей, предоставили профессиональное психолого-педагогическое сопровождение 1,5 тыс. кандидатам в замещающие родители, осуществляли поддержку и сопровождение 12 тыс. замещающих семей;

40 кабинетов (классов, мастерских) социально-бытовой ориентации, социально-средовой адаптации, профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки (20 было создано в 2015 году) осуществляли подготовку к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Обучение прошли 4 тыс. воспитанников;

104 клубных семейных сообществ (организаций взаимопомощи и взаимной поддержки семей с детьми), из которых 61 создано в 2015 году, осуществляли деятельность, направленную на профилактику детской безнадзорности и беспризорности, социального сиротства, лишения родителей родительских прав и организацию взаимопомощи и взаимной поддержки семей с детьми в 12 субъектах Российской Федерации. В работе клубов приняли участие 3 тыс. семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В рамках региональных инновационных социальных программ (Республика Алтай, Забайкальский край, Камчатский край, Астраханская, Вологодская, Костромская, Курганская, Нижегородская, Тамбовская области) реализовывались комплексные программы медико-социальной реабилитации родителей с алкогольной зависимостью, направленные на сохранение для ребенка возможности воспитываться в родной семье и предусматривающие профессиональное психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей из таких семей в течение всего периода реабилитации родителей. В 2015 году в реализацию таких специальных социально-реабилитационных программ было включено 859 семей. Необходимую квалифицированную реабилитационную помощь получили 1 680 детей и 837 родителей.

В 2015 году Фонд завершил реализацию пилотного проекта (на основе модельной программы), посвященного социальному сопровождению семей с детьми, в том числе приемных и замещающих семей (проект выполнялся на территории Астраханской, Калужской, Новгородской, Псковской, Тверской областей и г. Москвы).

В выполнении пилотного проекта участвовали 904 специалиста из 158 учреждений социального обслуживания населения пилотных регионов.

За период реализации пилотного проекта (ноябрь 2014 г. - ноябрь 2015 г.) в пилотных регионах помощь специалистов в форме социального сопровождения получили 10 177 семей с детьми. По состоянию на 1 декабря 2015 года на социальном сопровождении находилось 11 023 семьи.

Результатом реализации пилотного проекта стала модельная программа социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи, и методические рекомендации по ее применению.

В ходе реализации пилотного проекта в субъектах-участниках:

апробированы, доработаны с учетом результатов апробации и утверждены нормативно-правовая и организационная базы, обеспечивающие социальное сопровождение семей с детьми;

открыто 10 ресурсных центров, на базе которых проведено обучение 926 специалистов;

издано более 2,5 тыс. единиц информационных и методических материалов, обеспечивающих внедрение социального сопровождения;

созданы (модернизированы) информационные ресурсы, позволяющие аккумулировать данные о семьях с детьми, находящихся на социальном сопровождении, в целях обеспечения эффективного межведомственного взаимодействия, координации работы по выполнению индивидуальных программ сопровождения, оценки эффективности такого вида помощи и др.

В субъектах Российской Федерации, участвующих в пилотном проекте, произошли положительные изменения: увеличилась численность семей с детьми, получивших помощь в форме социального сопровождения и преодолевших кризисную ситуацию; уменьшилось число отказов от детей, лишений родительских прав, возвратов детей из замещающих семей в организации для детей-сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей; повысилась доступность социальной поддержки семей с детьми и информированность семей о существующих видах помощи; сформировались комплексные системы социального сопровождения, включающие региональный уровень, муниципальный уровень и уровень организаций, каждый из которых обеспечен необходимыми нормативными правовыми актами, методическими материалами, информационно-технологическими ресурсами.

Реализация Фондом пилотного проекта доказала актуальность внедрения социального сопровождения семей с детьми, нуждающимися в социальной помощи, как эффективного механизма профилактики семейного неблагополучия.

Важным итогом успешного выполнения пилотного проекта стало тиражирование эффективных практик социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной поддержке. Публичное обсуждение модельной программы социального сопровождения семей с детьми и методических рекомендаций по ее внедрению состоялось в рамках Всероссийской выставки-форума «Вместе – ради детей!» (г. Ставрополь, сентябрь 2015 г.), а также на Всероссийской конференции «Социальное сопровождение как новый вектор государственной помощи семьям с детьми» (г. Москва, ноябрь 2015 г.).

По результатам пилотного проекта подготовлен сборник материалов, обеспечивающих тиражирование эффективных практик регионов-участников пилотного проекта. Сборник направлен в адрес высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также размещен в открытом доступе на сайте Фонда.

В 2015 году при поддержке Фонда осуществлялась реализация 96 инновационных социальных проектов муниципальных образований, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, российских некоммерческих организаций и общественных объединений, направленных на внедрение и распространение эффективного опыта в сфере профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства.

В ходе их выполнения отрабатывались и внедрялись эффективные методики и технологии, направленные на профилактику и раннее выявление семейного неблагополучия, организацию экстренного реагирования на кризисную ситуацию в семье (кризисная помощь); обеспечение социального сопровождения семей в ситуациях семейного неблагополучия в целях предотвращения их распада и лишения родителей родительских прав; проведение комплексной реабилитации несовершеннолетних, ставших жертвами насилия и преступных посягательств, коррекционной работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с проявлениями жестокого обращения с детьми; на профилактику отказов от детей, сопровождения и поддержки матерей, в том числе одиноких и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; и другое.

Поддержка Фонда позволила создать в рамках проектов новые службы, способствующие развитию социальных услуг для семей с детьми: службы кризисной помощи молодым семьям с детьми (мобильные бригады), службы профилактики семейного неблагополучия и сопровождения семей с детьми, молодых матерей с детьми до 1,5 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; службы примирения (оказание социально-психологической помощи семьям); консультационные пункты для семей, в том числе замещающих; семейные клубы, участковые социальные службы, в том числе для оказания помощи детям, которые воспитываются в неполных семьях; службы комплексного постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников интернатных учреждений; отделения для временного проживания женщин с несовершеннолетними детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, и другие.

В результате реализации проектов в 2015 году комплексную помощь получили более 9 тыс. детей и более 5,5 тыс. семей.

Для привлечения к поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, добровольческих ресурсов в 2015 году проведена IV Всероссийская акция «Добровольцы – детям» под девизом «Добровольцы в поддержку семьи и детства, за социальную солидарность и взаимопомощь».

В акции приняли участие 70 субъектов Российской Федерации. Высокую активность проявили все федеральные округа, а Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа участвовали в акции в полном составе.

Участниками акции стали более 2,8 млн. человек. Различные виды помощи и поддержки получили около 1,5 млн. человек – детей и родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На оказание помощи детям и семьям с детьми, а также на проведение мероприятий акции было привлечено более 70 млн. рублей благотворительных средств.

Отличительной особенностью акции 2015 года стало более активное участие в ней волонтерских организаций, объединений, отрядов межрегионального, регионального и муниципального уровней. Добровольческий корпус акции в 2015 году превысил 500 тыс. человек, более половины из них – дети (в 2014 г. соответственно, более 250 тыс. человек и почти половина – дети).

С целью активизации работы органов местного самоуправления по профилактике детского неблагополучия, оказанию всесторонней социальной поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, содействию их интеграции в среду сверстников, Фондом совместно с Ассоциацией малых и средних городов России в 2015 году проведен VI конкурс городов России «Дети разные важны!».

Участниками конкурса стал 131 город, представляющий 51 регион России, в т.ч. 19 городов – административные центры субъектов Российской Федерации. В рамках конкурса впервые в отдельную категорию участников были выделены города с населением менее 20 тысяч человек (в конкурсе участвовало 25 таких городов).

В целях оказания социальной поддержки детям-инвалидам и их семьям, обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество в 2015 году по программам Фонда «Право быть равным», «Раннее вмешательство», «Смогу жить самостоятельно», «Ты не один!» реализовывались 20 региональных инновационных социальных программ в 19 субъектах Российской Федерации, 72 инновационных социальных проекта государственных и муниципальных учреждений, некоммерческих организаций и общественных объединений в 47 субъектах Российской Федерации, а также пилотный проект по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра в 3 субъектах Российской Федерации.

Указанные программы носят межведомственный характер, поддерживают различные формы и технологии работы с детьми-инвалидами и семьями, в которых они воспитываются.

В 2015 году в 20 субъектах Российской Федерации (Забайкальском, Камчатском, Приморском, Ставропольском краях, Республике Коми, Республике Бурятия, Республике Хакасия, Удмуртской Республике, Амурской, Архангельской, Астраханской, Владимирской, Воронежской, Кировской, Курганской, Тамбовской, Томской, Ульяновской областях, Еврейской автономной области и в г. Москве), участвующих в выполнении программ Фонда, созданы 24 специализированные службы для семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также продолжили свою работу 87 ранее созданных служб.

Это службы:

сопровождения и домашнего визитирования, специалисты которых посещают семьи с детьми-инвалидами по месту жительства и оказывают им реабилитационные услуги;

комплексной реабилитации, специалисты которых разрабатывают для ребенка комплекс мероприятий, корректирующих его развитие и обеспечивают взаимодействие разнопрофильных специалистов;

психологической поддержки и педагогической помощи родителям; «социальное такси», доставляющие детей, испытывающих значительные трудности в передвижении, до реабилитационных учреждений, школ; пункты проката технических средств реабилитации и др.

Специалистами служб осуществляется помощь и контроль в своевременном выполнении мероприятий реабилитационных программ, получении реабилитационных услуг, привлечении семьи к социокультурным мероприятиям, консультационная помощь.

Поддержку таких служб получили более 7,3 тыс. детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и около 6 тыс. семей, воспитывающих таких детей.

В 2015 году в 5 субъектах Российской Федерации (Республика Хакасия, Ставропольский край, Курганская, Тюменская и Ульяновская области) на базе учреждений социальной защиты населения, образования и здравоохранения созданы 23 мобильных службы (бригады) и продолжили работу 15 ранее созданных служб.

Деятельность указанных служб направлена на повышение доступности помощи семьям, проживающим в отдаленных районах и не имеющим возможности посещать реабилитационные учреждения. Бригады специалистов выезжают по месту жительства семей с детьми-инвалидами, оказывают необходимую помощь или при необходимости доставляют ребенка в учреждение.

В 2015 году мобильные бригады предоставили необходимую помощь более чем 1,8 тыс. семей.

Повышению доступности помощи для детей-инвалидов способствовала также деятельность групп (отделений) кратковременного пребывания таких детей. В 2015 году были созданы 18 и продолжали свою работу 12 групп кратковременного пребывания (отделений) детей в 10 субъектах Российской Федерации (Республика Коми, Республика Хакасия, Забайкальский край, Ставропольский край, Астраханская, Владимирская, Вологодская, Курганская, Свердловская и Тамбовская области).

Работа таких групп позволяет создать особую предметно-развивающую среду, обеспечивающую положительное коррекционно-развивающее воздействие на детей, проведение реабилитационных мероприятий, способствующих компенсации дефекта, оказание консультационной помощи родителям.

В 2015 году деятельность групп кратковременного пребывания обеспечила предоставление 794 детям-инвалидам квалифицированной медицинской (лечебная физкультура, лечебный массаж, ультразвук, электростимуляция мышц, электрофорез, светолечение, компьютерные сеансы биологической обратной связи (БОС) и другое) и коррекционно-развивающей помощи.

В 2015 году поддержка Фонда обеспечила возможность организовать предоставление ранней комплексной помощи, направленной на компенсацию отклонения в психофизическом развитии ребенка в результате коррекции в раннем возрасте, максимальную социализацию ребенка и его подготовку к включению в образовательную среду, максимально возможную интеграцию ребенка в социум, в 13 субъектах Российской Федерации (Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Амурская, Архангельская, Астраханская, Вологодская, Владимирская, Курганская, Новосибирская, Омская, Тверская области, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Санкт-Петербург).

В рамках реализации региональных инновационных социальных программ, поддержанных Фондом, осуществлялось: создание служб ранней помощи, внедрение технологий раннего вмешательства (включая комплексную диагностику, реабилитацию и абилитацию детей), активная поддержку родителей в целях активизации реабилитационного потенциала семей, создание условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья; обучение специалистов новым технологиям и методам работы, в том числе с использованием приобретаемого оборудования.

Поддержка Фонда позволила включить в единую систему ранней помощи, профилактики и минимизации инвалидности 4,3 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 0 до 3 лет и семьи, в которых они воспитываются.

Для оказания ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, подготовки их к школе, в 2015 году Фондом в рамках программ Забайкальского края, Камчатского края, Республики Адыге<


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.