Лекция 4. Основы теории потребления. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Лекция 4. Основы теории потребления.

2017-12-22 166
Лекция 4. Основы теории потребления. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция 4. Основы теории потребления.

Предпочтения потребителя и полезность.

В основе формирования рыночного спроса лежат решения отдельных потребителей отдельных благ. Чаще всего блага потребляются не по отдельности, а в определенных наборах («корзинах»).

Экономические решения при выборе благ продиктованы желанием покупателя, достичь максимальной выгоды при имеющихся возможностях. Эта выгода, представляющая собой степень удовлетворения потребностей называется полезностью.

Аксиомы теории потребительского выбора:

1. Принцип сопоставимости. Потребитель может ранжировать свои альтернативы. [А>В; А<В; А = В]

2. Принцип транзитивности. Потребитель может последовательно переносить предпочтения с одних благ на другие. [Если А>В, а В>С, то А>С];

3. Принцип рефлективности. Каждый набор благ должен быть не хуже и не лучше себя самого. [Если А≥А, А<А, → А = А]; Отношение потребителя к данному набору благ не должно меняться в течение всего процесса выбора.

Предположения:

a) О ненасыщаемости потребностей. Большее количество благ всегда предпочитается меньшему. (Исключение составляют антиблага)

b) О непрерывности. Между лучшим и худшим наборами по отношению к данному набору всегда найдется более или менее равноценный ему.

Функция полезности.

Функция полезности – это соотношение между объемами потребляемых благ и уровнем полезности, достигаемой при этом потребителем:

U = f(X1,X2,…..,Xn)

Полезность - это целевая функция действий потребителя в процессе выбора, количественное значение которой, он стремится максимизировать.

Полезность обладает свойством порядковой измеримости, когда альтернативы могут быть ранжированы – порядковая (ординалистская) функция полезности.

Потребитель всегда может сказать, что чему он предпочитает, но не может определить, насколько один набор лучше другого.

Количественная (кардиналистская) функция полезности – функция, возникающая в том случае, когда можно количественно оценить разность в уровнях благосостояния данного потребителя. Используя эту функцию, можно охарактеризовать не только общую полезность (TU), но и предельную полезность (MU).

Предельная полезность – это полезность, получаемая от потребления каждой дополнительной единицы блага.

Принцип убывающей предельной полезности – с потреблением каждой последующей единицы данного блага, предельная полезность этого блага будет уменьшаться.

Кривые безразличия.

Графически предпочтения потребителя можно представить в виде кривых безразличия.

Кривая безразличия отображает совокупность наборов благ, между которыми потребитель не делает никакого различия, т.е. они приносят ему одинаковую полезность. Другими словами, наборы М1 и М3 приносят потребителю одинаковую полезность.

Кривая безразличия будет иметь отрицательный наклон исходя из предположения о ненасыщаемости потребностей. [спускаясь вниз по кривой от т.М3 к т.М4, потребитель теряет некоторое количество товара Y, тем самым попадая в т.М5. Для того, чтобы остаться на данной кривой безразличия потерянное количество товара Y (-∆Qy) должно быть компенсировано каким-то количеством товара X (+∆Qx). Таким образом наклон (-∆Qy) / (∆Qx) будет отрицательное число, т.к. числитель и знаменатель всегда будут с разными знаками ].

Карта кривых безразличия – способ описания предпочтений человека.

Свойства кривых безразличия:

1. Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, предпочитаются наборам на менее удаленных кривых [т.к. они обеспечивают потребителю большую полезность ].

2. Кривые безразличия не пересекаются [доказательство от противного].

Набор, представленный т.А принадлежит кривым U2 и U1, а, следовательно, потребитель не делает разницы между наборами А, В и С. Но набор С > В, т.к. U2 > U1. Исходя из этого и набор А должен предпочитаться набору С, а это есть противоречие.

Форма кривой безразличия.

По мере того, как X замещает Y вдоль кривой безразличия, она становится менее крутой.

Бюджеты и цены.

Бюджет дает информацию о том, какое количество денег доступно для расходования в данный период.

Бюджетное ограничение определяется доходом потребителя и покупательной силой денег.

I = PxQx + PyQy

Доход расход

2.1. Экономический смысл пересечения бюджетной линии с осями координат.

Каждое пересечение показывает максимальное количество одного из товаров, которое может быть куплено на располагаемый доход при текущих ценах, когда потребитель не покупает ни одной единицы другого товара.

Если Qx = 0, то [Qy = I/Px]

Экономический смысл наклона бюджетной линии. Наклон бюджетной линии – количество товара Y, получаемое за счет отказа от покупки единицы товара X. [-(∆Qy/∆Qx) = Px/Py]

Изменение в доходе и ценах.

1. Изменение в доходе вызовет сдвиг бюджетной линии параллельно самой себе;

2. Изменение в цене одного из товаров приведет к повороту бюджетной линии, (н/п уменьшение цены товара Х вызовет поворот бюджетной линии против часовой стрелке, а повышение цены на этот товар приведет к повороту бюджетной линии по часовой стрелке); Пропорциональное изменение цен на два товара вызовет сдвиг бюджетной линии параллельно самой себе;

Принцип равной полезности.

Потребитель в равновесии распределяет расходы на все товары таким образом, чтобы уравнять предельную полезность, приходящуюся на доллар, затрачиваемый на каждый из товаров.

Px/Py = MUx / MUy или MUx / Px = MUy / Py

П.2.2. Кривая Энгеля.

 

Показывает соотношение между денежным доходом покупателя и количеством приобретенного товара Х. Кривая Энгеля выводится из кривых «доход – потребление». На вертикальной оси графика откладывается доход, а на горизонтальной оси откладывается равновесное количество товара Х, которое соответствует этому доходу.

На рис.1. показана кривая Энгеля для нормального товара. Точки А, В и С на этом рисунке соответствуют точкам равновесия Е1, Е2 и Е3, перенесенным с графика кривой «доход – потребление». Кривая Энгеля получается путем соединения всех точек, соответствующих различному доходу и связанному с ним равновесному объему покупок товара Х. Кривая Энгеля для нормального товара будет иметь положительный наклон, т.к. рост дохода всегда ведет к росту объема потребления такого товара.

Наклон кривой Энгеля будет выражен как: [∆I/∆Qx

На рис.2. показана кривая Энгеля для некачественного товара. Наклон этой кривой будет отрицательным.

         
   
 
 
 
 
денежный рис.1 денежный I3 ● C рис. 2 доход (I) доход (I) I3 ● С I2 ● В кривая Энгеля кривая Энгеля I2 ● В I1 А I1 ● А ● ● ● Qx1 Qx2 Qx3 Qx Qx1 Qx2 Qx3 Qx Денежный доход (I) рис.3 кривая Энгеля Qx Qx

 


На рис.3. дана кривая Энгеля для товаров, потребление которых не зависит от уровня дохода.

То, как потребитель реагирует на рост доходов, очень важно при анализе изменений рыночной конъюнктуры товара.

 

Лекция 4. Основы теории потребления.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.